К образу Петра Великого обращались многие творческие люди. О подвигах царя-реформатора свидетельствуют оды, романы, картины, а начиная с 20 века – и фильмы. Так же еще при жизни Петра ему начали ваять статую. А надписи к ней принадлежать знаменитому русскому ученому и литератору Михаилу Ломоносову.
В период 1743-1747 годов было написано 5 надписей «К статуе Петра Великого». Такое большое количество объясняется тем, что скульпторы колебались, ваять ли образ пешего или конного Петра Великого. В результате вышло содержательное стихотворное произведение, прославляющее знаменитого царя.
Можно предположить, что хвалебные слова Ломоносова, обращенные к Петру, были искренними, а не простым политическим заданием. Их личности во многом были сходными: крутой нрав, тяготение ко всему новому. Петр не боялся внедрять новое в общественную жизнь граждан, Михаил Ломоносов совершил немало удивительных новых открытий в области науки.
Произведение «К статуе Петра Великого» написано Ломоносовым в публицистическом жанре надписи. Поэт пишет церковно-славянским языком, желая придать своему творению торжественности и величия. Следовательно, произведение можно отнести к высокому стилю.
Михаил Ломоносов дает емкую характеристику Петру. Для поэта царь, прежде всего, — это герой, который заслужил уважение своим трудом, реальными действиями, а не теорией. Акцентируется, что Петр принял «последний чин» только ради подданных, а не ради собственной выгоды. Он не упивался властью, а «царствуя служил». Издавая законы, царь укреплял их своим личным примером.
Для автора Петр – это не просто монарх, а труженик-работник: «простер в работу руки». Важно и то, что царь способствовал развитию культуры и науки. Известно, что Петр посылал молодых людей учиться заграницу, чтобы те там перенимали полезный опыт.
Ломоносов перечисляет заслуги царя: строил новый город, терпел тяготы войн, обучал свое войско стратегии; странствовал по разных землям и морям, перенимая передовой опыт, находил талантливых художников. Петр восхваляется как победитель многих отечественных и заграничных врагов. В конце первой надписи Ломоносов подытоживает, что Петр Великий – это «земное божество», которое почитает вся держава.
Почему Петра называют Великим
... мнение о том, что Петр I был поистине «Великим» правителем. Создание военно-морского флота в России. Разработка военных уставов в период правления Петра I. Переход к регулярной ... первоочередное преобразовательное дело Петра I. Создание регулярного военно-морского флота. Значение реформ Петра, противоречия его преобразований. реферат [30,7 K], добавлен 26.10.2011 История Российского государства. ...
Вторая надпись начинается с того, что статую Петра воздвигла «Елисавета» на радость всем «россам». Но не сама статуя внушает уважение, а память о делах Петра: «град, флот, художества и войски».
Третья надпись гласит о том, что если бы металл мог передавать не только черты лица Петра, но и его душевные качества, то не было бы образа за этот лучше.
Четвертая и пятая надписи утверждают величие Петра, что даже его образ способен вселять страх во врагов.
В произведении «К статуе Петра Великого» Михаил Ломоносов восхваляет личность Петра Великого и его реформы. Образ Петра получился совершенным благодаря литературному таланту Ломоносова и его вере в царя-реформатора.