– это минимальная значимая часть слова. Она не делится на более мелкие значимые части. Слова строятся из морфем, значения морфем при этом являются компонентами общего значения слова.
Морфемы разделяют на словообразовательные и словоизменительные (формообразующие).
Словообразовательные морфемы, Словоизменительные (формообразующие) морфемы
§2. Виды словообразовательных морфем
К словообразовательным морфемам относят корень, приставку, суффикс и интерфикс.
Корень – основная морфема, общая для родственных слов и выражающая основное лексическое значение слова.
Запомни:
Слова без корня в русском языке невозможны.
В словах дом, домик, домище, домовой, домушник, домоводство, домостроение есть корень дом. В приведённых примерах сложных слов это первый из двух корней. Корней в слове, как это видно из примера, может быть несколько.
В русском языке есть слова, состоящие только из корня. Это, прежде всего, служебные слова: предлоги: по, к, над, союзы: и, но, если, междометия: ах, ох, алло, некоторые наречия: очень, там, а также неизменяемые существительные: кофе, метро и прилагательные: беж,хаки.
Приставка
Запомни:
Слово не может состоять только из приставки.
Суффикс – морфема, занимающая в слове положение после корня, например человечный, береговой. Во многих русских словах не один, а несколько суффиксов: насильственно, американизированный.
Запомни:
Слово не может состоять только из суффикса.
интерфикс
Словообразование , Словообразование
Словообразование решает следующие задачи:
- устанавливает и описывает основные модели производных (или мотивированных) слов;
- предлагает их классификации;
- изучает словообразовательные ряды и гнезда, словообразовательные (или деривационные) процессы, значения и категории;
- определяет принципы устройства словообразовательной системы в целом. Материал с сайта //iEssay.ru
Словообразовательная структура производных слов и вся система словообразовательных средств конкретного языка с течением времени меняется. Потому принято различать словообразование синхронное и диахроническое. Синхронное, или описательное, словообразование изучает мотивационные отношения между словами, сосуществующими в один исторический период данного языка, без учета этимологической ситуации. Диахроническое, или историческое, словообразование изучает историю возникновения отдельных слов, развитие и исторические изменения их структуры, изменения формальных и семантических связей между родственными словами.
Рассуждение как образуются слова в русском языке
... образования новых слов, а также для образования форм слова (например, падежные формы слова: стол, столУ, столА, на столЕ) Морфемы могут быть обязательными (корни) и необязательными (аффиксы). Корень — это значимая часть слова.Без корня, ... которая изучает происхождение слова и исторические изменения в его структуре и значениях называется этимологией. Я напишу своё сочинение-рассуждение на тему: ...
Специфика предмета словообразования в структуре языка обусловлена особенностями самих деривационных значений и внешних средств их выражения. Данный раздел лингвистики описывает все аффиксы, представленные в словах языка, связывая их с определенными словообразовательными типами — продуктивными и непродуктивными. Так что, по словам Л. В. Щербы, здесь рассматривается и то, «как сделаны слова» (т.е. устройство уже имеющихся в языке слов), и то, «как делаются слова» (т.е. потенциальные возможности создания новых слов).
Сами словообразовательные типы изучаются с разных сторон: принимаются во внимание деривационные аффиксы, грамматические и семантические характеристики производных и производящих слов, мор- фонологические явления на стыках морфем в мотивированном слове (чередования звуков, усечение основ, наложение морфов друг на друга, изменение места ударения и т.п.), стилистическая характеристика и сфера функционирования новых слов.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
На этой странице материал по темам:
- сочинение на тему словообразование
- раздел словообразование краткое содержание
- что такое словообразование краткое содержание
- эссе на тему словообразования
- синхронное словообразование -это
§3. Виды формообразующих морфем
К формообразующим морфемам относят, прежде всего, окончания и суффиксы.
Окончание
Слушаю, слушаешь, слушает, слушаем, слушаете, слушают
гл. наст. времени 1-го спр., формы 1-го, 2-го и 3-го лица ед. и множ. ч.
дача, дачи, даче, дачу, дачей, о даче
сущ. 1-го скл., ж.р., ед. ч., им., род., дат., вин., тв., п. пад.
Нулевое окончание
Запомни:
В этих словах и этих формах бывают нулевые окончания:
- у существительных 2-го и 3-го скл. в форме И.п. и В.п. в ед.ч., если их формы совпадают, как у неодушевленных существительных: дом , конь , мать , ночь
- у существительных всех склонений в форме Р.п. во мн.ч.: машин , окон , солдат , армий
- у кратких прилагательных в форме ед.ч. м.р.: здоров , рад , счастлив
- у глаголов в форме изъявительного наклонения, прошед. времени, ед.ч., м.р.: читал , писал , считал
- у глаголов в форме условного наклонения, ед.ч., м.р.: прочитал бы, написал бы, сосчитал бы
- у глаголов в форм повелительного наклонения единственного числа: пиши , читай , считай
- у кратких страдательных причастий в форме ед.ч. м.р.: написан , прочитан
Не путай:
Когда и где используются устаревшие слова. рассуждение : зачем ...
... окольничий, боярин. Устаревшие слова прекрасно передают характерную ... форм слов. Частицы не изменяются и не являются членами предложения. Роль цитат в речи. Цитаты – это дословные выдержки из высказываний и сочинений ... речи, особенно в рассуждении. Роль риторических вопросов ... препинания, помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного. Двоеточие может отделять обобщающее слово ...
Нулевое окончание и отсутствие окончания у неизменяемых слов. Это грубая ошибка, распространённая при разборах.
Формообразующие суффиксы
Обсуждаем проблему толкования.
Формообразующие суффиксы или окончания?
Есть авторы, которые занимают позиции непоследовательно. Так -л они считают суффиксом, а -ть, -ти — окончаниями. Объяснить их точку зрения труднее всего.
Рекомендую ребятам не удивляться, встретив новую для себя интерпретацию. Ничего не поделаешь, есть вопросы, относительно которых исследователи еще не пришли к согласию. Главное — быть последовательными и всегда комментировать спорные явления одинаково.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему , Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
Цель написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему заключается в том, чтобы раскрыть важность тех или иных языковых знаний, речевых умений в реальной жизнедеятельности. «Зачем нужно правильно писать?», «Для чего мы учим правила орфографии?», «Какой прок в знании частей речи?» и т. д. Язык нужен для живой жизни — вот, наверное, основополагающий принцип, определяющий отбор содержания для этой части экзамена.
1. Это должно быть рассуждение, в котором обосновывается какое-либо суждение.
2. Цель этого рассуждения заключается в том, чтобы убедить «оппонента» в своей правоте с помощью специально подобранных аргументов.
3. Сочинение может строиться по следующей логике рассуждения:
а) описание ситуации, которая воплощает проблему («Однажды между мною и моим другом возник спор…», «Как-то раз мы ехали по улице и увидели…») или прямая актуализация проблемы («Для чего же мы учим в школе русский язык целых одиннадцать лет?!», «Сегодня, когда люди работают на компьютерах,
снабженных очень умными и мощными спеллерами, невольно возникает вопрос: а нужно ли убивать время на то, чтобы думать, какую букву писать в слове корова!»);
- б) формулирование генерального тезиса («Я считаю, что…», «Трудно согласиться с мнением тех, кто утверждает, что…»);
- в) обоснование тезиса с помощью подобранных аргументов;
- причем источником для аргументации может стать языковой материал исходного текста («Чтобы подтвердить ___________ , достаточно обратиться к любому тексту. Вот, например, ___________»);
- г) вывод («Итак, …», «Следовательно, …»).
Конечно же, форма и жанр высказывания могут быть разными, мы позволили себе дать лишь самую простую и стандартную схему, которая обусловлена системой критериев.
Ниже предлагаются две модели, описывающие возможные способы развертывания текста сочинения-рассуждения.
Модель № 1. Нам предлагается объяснить практическое значение тех или иных знаний или речевых умений для осуществления эффективной жизнедеятельности: «Какая польза от орфографии?», «Для чего мы разбираем слова по составу?», «Почему нужно правильно произносить слова?» и т. д.
Сюжет и композиция «Слово о полку Игореве». Проблема ...
... полюса -- «земля Русская» и «земля Половецкая». 2. Особенности композиции «Слова о полку Игореве» «Слово» начинается обширным вступлением, в котором автор, следуя книжной традиции, размышляет, ... собранием рукописей Мусина-Пушкина и его библиотекой. 1. Сюжет «Слова о полку Игореве» Сюжет «Слова о полку Игореве» связан с реальными историческими событиями -- походом Новгород-Северского кн. ...
1) Определяем проблему в виде вопроса. Нужна ли современному человеку пунктуация? Для чего мы учимся правильно расставлять знаки препинания?
2) Тезис. Пунктуация выполняет очень важную функцию в письменной речи.
3) Обоснование. (Обратите внимание на использование вводных слов, организующих движение мысли.)
Во-первых, с помощью знаков препинания мы выражаем различные эмоциональные оттенки: удивление, восторг, растерянность.
Подтвердим это примером из текста: «___________ ».
Во-вторых, знаки препинания выполняют разделительную функцию, помогают понять смысл высказывания. Прочитайте предложение: «Я отец мой дядя Сергей и Петя пошли купаться на реку». От того, как мы расставим запятые, зависит и сколько людей имеется в виду, и каковы их родственные связи
4) Вывод.
Таким образом, мы видим, что знаки препинания на самом деле играют важную роль: они позволяют правильно понять письменное сообщение, обеспечивают пишущего эффективными возможностями для передачи различных смысловых и эмоциональных оттенков.
Стимулом для создания сочинения может стать воображаемая жизненная ситуация, между участниками которой возникает спор относительно той или иной «лингвистической проблемы». Автору сочинения противостоит «оппонент», и это обстоятельство может найти свое отражение в использовании специфических лексико-грамматических средств, диалогичной формы, экспрессивных средств, повышающих полемическую заостренность высказывания.
«Ты утверждаешь, что…» «Ты только представь себе, что…» «Твои верные соратники — это глупые Митрофанушки, которым не хочется учиться…»
Модель № 2. Нам предлагается раскрыть смысловую, стилистическую, художественную роль тех или иных языковых явлений в тексте, обосновать их назначение личными примерами.
Прочитайте текст. Объясните, с какой целью автор использует в своем тексте те или иные явления.
1. Представьте предмет исследования.
Автор рассказывает нам о …. В тексте встречаются слова, которые ….
2. Обозначьте проблему. (Наиболее оптимальная форма — с помощью вопроса.)
С какой же целью автор использует…? Почему их нельзя заменить словами, которые были бы понятны современному читателю?
3. Тезис.
Автор употребляет…, чтобы точнее передать … особый колорит, убедить читателя в жизненности изображенных событий.
4. Обоснование.
5. Вывод.
Таким образом, мы видим, что правильное использование … позволяет автору более точно реализовать свой замысел
Итоговый тест
-
Что является минимальной значимой частью слова?
Морфема
- Звук
-
Является ли значение морфемы компонентом общего значения слова?
Да
- Нет
-
Какие морфемы служат для образования слов и помогают выразить лексическое значение слова?
Словообразовательные
- Формообразующие (словоизменительные)
-
Какая морфема является общей для родственных слов и выражающей основное лексическое значение слова?
Корень
3 стр., 1101 словПрезентация : Пишем о роли морфем
... Правильные ответы: Морфема Да Словообразовательные Корень Нет Нет Окончание Для словообразования Окончание Да Роль художественных приемов Красивое речевое оформление сочинение приобретет, ... окончание и отсутствие окончания у неизменяемых слов. Это грубая ошибка, распространённая при разборах. Формообразующие суффиксы Обсуждаем проблему толкования. Формообразующие суффиксы или окончания? Есть авторы, ...
- Приставка
- Суффикс
-
Может ли слово состоять только из приставки?
Да
- Нет
-
Может ли слово состоять только из суффикса?
Да
- Нет
-
Какая морфема служит для выражения значений лица, рода, числа, падежа?
Суффикс
- Окончание
-
Зачем нужны интерфиксы?
Для словообразования
- Для передачи нового значения
- Для формообразования
-
Какая морфема служит для связи слов в предложении?
Корень
- Суффикс
- Окончание
-
Есть ли окончание у глаголов в форме условного наклонения мужского рода единственного числа?
Да
- Нет
Правильные ответы:
- Морфема
- Да
- Словообразовательные
- Корень
- Нет
- Нет
- Окончание
- Для словообразования
- Окончание
- Да