Основные понятия словообразования

– это минимальная значимая часть слова. Она не делится на более мелкие значимые части. Слова строятся из морфем, значения морфем при этом являются компонентами общего значения слова.

Морфемы разделяют на словообразовательные и словоизменительные (формообразующие).

Словообразовательные морфемы, Словоизменительные (формообразующие) морфемы

§2. Виды словообразовательных морфем

К словообразовательным морфемам относят корень, приставку, суффикс и интерфикс.

Корень – основная морфема, общая для родственных слов и выражающая основное лексическое значение слова.

Запомни:

Слова без корня в русском языке невозможны.

В словах дом, домик, домище, домовой, домушник, домоводство, домостроение есть корень дом. В приведённых примерах сложных слов это первый из двух корней. Корней в слове, как это видно из примера, может быть несколько.

В русском языке есть слова, состоящие только из корня. Это, прежде всего, служебные слова: предлоги: по, к, над, союзы: и, но, если, междометия: ах, ох, алло, некоторые наречия: очень, там, а также неизменяемые существительные: кофе, метро и прилагательные: беж,хаки.

Приставка

Запомни:

Слово не может состоять только из приставки.

Суффикс – морфема, занимающая в слове положение после корня, например человечный, береговой. Во многих русских словах не один, а несколько суффиксов: насильственно, американизированный.

Запомни:

Слово не может состоять только из суффикса.

интерфикс

Словообразование , Словообразование

Словообразование решает следующие задачи:

  • устанавливает и описывает основные модели производных (или мотивированных) слов;
  • предлагает их классификации;
  • изучает словообразовательные ряды и гнезда, словообразователь­ные (или деривационные) процессы, значения и категории;
  • определяет принципы устройства словообразовательной системы в целом. Материал с сайта //iEssay.ru

Словообразовательная структура производных слов и вся система словообразовательных средств конкретного языка с течением времени меняется. Потому принято различать словообразование синхронное и диахроническое. Синхронное, или описательное, словообразование изучает мотивационные отношения между словами, сосуществующи­ми в один исторический период данного языка, без учета этимологиче­ской ситуации. Диахроническое, или историческое, словообразование изучает историю возникновения отдельных слов, развитие и истори­ческие изменения их структуры, изменения формальных и семантиче­ских связей между родственными словами.

9 стр., 4264 слов

Рассуждение как образуются слова в русском языке

... образования новых слов, а также для образования форм слова (например, падежные формы слова: стол, столУ, столА, на столЕ) Морфемы могут быть обязательными (корни) и необязательными (аффиксы). Корень — это значимая часть слова.Без корня, ... которая изучает происхождение слова и исторические изменения в его структуре и значениях называется этимологией. Я напишу своё сочинение-рассуждение на тему: ...

Специфика предмета словообразования в структуре языка обуслов­лена особенностями самих деривационных значений и внешних средств их выражения. Данный раздел лингвистики описывает все аффиксы, представленные в словах языка, связывая их с определенными словоо­бразовательными типами — продуктивными и непродуктивными. Так что, по словам Л. В. Щербы, здесь рассматривается и то, «как сделаны слова» (т.е. устройство уже имеющихся в языке слов), и то, «как дела­ются слова» (т.е. потенциальные возможности создания новых слов).

Сами словообразовательные типы изучаются с разных сторон: прини­маются во внимание деривационные аффиксы, грамматические и се­мантические характеристики производных и производящих слов, мор- фонологические явления на стыках морфем в мотивированном слове (чередования звуков, усечение основ, наложение морфов друг на друга, изменение места ударения и т.п.), стилистическая характеристика и сфе­ра функционирования новых слов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

На этой странице материал по темам:

  • сочинение на тему словообразование
  • раздел словообразование краткое содержание
  • что такое словообразование краткое содержание
  • эссе на тему словообразования
  • синхронное словообразование -это

§3. Виды формообразующих морфем

К формообразующим морфемам относят, прежде всего, окончания и суффиксы.

Окончание

Слушаю, слушаешь, слушает, слушаем, слушаете, слушают

гл. наст. времени 1-го спр., формы 1-го, 2-го и 3-го лица ед. и множ. ч.

дача, дачи, даче, дачу, дачей, о даче

сущ. 1-го скл., ж.р., ед. ч., им., род., дат., вин., тв., п. пад.

Нулевое окончание

Запомни:

В этих словах и этих формах бывают нулевые окончания:

  • у существительных 2-го и 3-го скл. в форме И.п. и В.п. в ед.ч., если их формы совпадают, как у неодушевленных существительных: дом , конь , мать , ночь
  • у существительных всех склонений в форме Р.п. во мн.ч.: машин , окон , солдат , армий
  • у кратких прилагательных в форме ед.ч. м.р.: здоров , рад , счастлив
  • у глаголов в форме изъявительного наклонения, прошед. времени, ед.ч., м.р.: читал , писал , считал
  • у глаголов в форме условного наклонения, ед.ч., м.р.: прочитал бы, написал бы, сосчитал бы
  • у глаголов в форм повелительного наклонения единственного числа: пиши , читай , считай
  • у кратких страдательных причастий в форме ед.ч. м.р.: написан , прочитан

Не путай:

7 стр., 3297 слов

Когда и где используются устаревшие слова. рассуждение : зачем ...

... окольничий, боярин. Устаревшие слова прекрасно передают характерную ... форм слов. Частицы не изменяются и не являются членами предложения. Роль цитат в речи. Цитаты – это дословные выдержки из высказываний и сочинений ... речи, особенно в рассуждении. Роль риторических вопросов ... препинания, помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного. Двоеточие может отделять обобщающее слово ...

Нулевое окончание и отсутствие окончания у неизменяемых слов. Это грубая ошибка, распространённая при разборах.

Формообразующие суффиксы

Обсуждаем проблему толкования.

Формообразующие суффиксы или окончания?

Есть авторы, которые занимают позиции непоследовательно. Так -л они считают суффиксом, а -ть, -ти — окончаниями. Объяснить их точку зрения труднее всего.

Рекомендую ребятам не удивляться, встретив новую для себя интерпретацию. Ничего не поделаешь, есть вопросы, относительно которых исследователи еще не пришли к согласию. Главное — быть последовательными и всегда комментировать спорные явления одинаково.

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему , Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Цель написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему заключается в том, чтобы раскрыть важность тех или иных языковых знаний, речевых умений в реальной жизнедеятельности. «Зачем нужно правильно писать?», «Для чего мы учим правила орфографии?», «Какой прок в знании частей речи?» и т. д. Язык нужен для живой жизни — вот, наверное, основополагающий принцип, определяющий отбор содержания для этой части экзамена.

1. Это должно быть рассуждение, в котором обосновывается какое-либо суждение.

2. Цель этого рассуждения заключается в том, чтобы убедить «оппонента» в своей правоте с помощью специально подобранных аргументов.

3. Сочинение может строиться по следующей логике рассуждения:

а) описание ситуации, которая воплощает проблему («Однажды между мною и моим другом возник спор…», «Как-то раз мы ехали по улице и увидели…») или прямая актуализация проблемы («Для чего же мы учим в школе русский язык целых одиннадцать лет?!», «Сегодня, когда люди работают на компьютерах,

снабженных очень умными и мощными спеллерами, невольно возникает вопрос: а нужно ли убивать время на то, чтобы думать, какую букву писать в слове корова!»);

  • б) формулирование генерального тезиса («Я считаю, что…», «Трудно согласиться с мнением тех, кто утверждает, что…»);
  • в) обоснование тезиса с помощью подобранных аргументов;
  • причем источником для аргументации может стать языковой материал исходного текста («Чтобы подтвердить ___________ , достаточно обратиться к любому тексту. Вот, например, ___________»);
  • г) вывод («Итак, …», «Следовательно, …»).

Конечно же, форма и жанр высказывания могут быть разными, мы позволили себе дать лишь самую простую и стандартную схему, которая обусловлена системой критериев.

Ниже предлагаются две модели, описывающие возможные способы развертывания текста сочинения-рассуждения.

Модель № 1. Нам предлагается объяснить практическое значение тех или иных знаний или речевых умений для осуществления эффективной жизнедеятельности: «Какая польза от орфографии?», «Для чего мы разбираем слова по составу?», «Почему нужно правильно произносить слова?» и т. д.

8 стр., 3524 слов

Сюжет и композиция «Слово о полку Игореве». Проблема ...

... полюса -- «земля Русская» и «земля Половецкая». 2. Особенности композиции «Слова о полку Игореве» «Слово» начинается обширным вступлением, в котором автор, следуя книжной традиции, размышляет, ... собранием рукописей Мусина-Пушкина и его библиотекой. 1. Сюжет «Слова о полку Игореве» Сюжет «Слова о полку Игореве» связан с реальными историческими событиями -- походом Новгород-Северского кн. ...

1) Определяем проблему в виде вопроса. Нужна ли современному человеку пунктуация? Для чего мы учимся правильно расставлять знаки препинания?

2) Тезис. Пунктуация выполняет очень важную функцию в письменной речи.

3) Обоснование. (Обратите внимание на использование вводных слов, организующих движение мысли.)

Во-первых, с помощью знаков препинания мы выражаем различные эмоциональные оттенки: удивление, восторг, растерянность.

Подтвердим это примером из текста: «___________ ».

Во-вторых, знаки препинания выполняют разделительную функцию, помогают понять смысл высказывания. Прочитайте предложение: «Я отец мой дядя Сергей и Петя пошли купаться на реку». От того, как мы расставим запятые, зависит и сколько людей имеется в виду, и каковы их родственные связи

4) Вывод.

Таким образом, мы видим, что знаки препинания на самом деле играют важную роль: они позволяют правильно понять письменное сообщение, обеспечивают пишущего эффективными возможностями для передачи различных смысловых и эмоциональных оттенков.

Стимулом для создания сочинения может стать воображаемая жизненная ситуация, между участниками которой возникает спор относительно той или иной «лингвистической проблемы». Автору сочинения противостоит «оппонент», и это обстоятельство может найти свое отражение в использовании специфических лексико-грамматических средств, диалогичной формы, экспрессивных средств, повышающих полемическую заостренность высказывания.

«Ты утверждаешь, что…» «Ты только представь себе, что…» «Твои верные соратники — это глупые Митрофанушки, которым не хочется учиться…»

Модель № 2. Нам предлагается раскрыть смысловую, стилистическую, художественную роль тех или иных языковых явлений в тексте, обосновать их назначение личными примерами.

Прочитайте текст. Объясните, с какой целью автор использует в своем тексте те или иные явления.

1. Представьте предмет исследования.

Автор рассказывает нам о …. В тексте встречаются слова, которые ….

2. Обозначьте проблему. (Наиболее оптимальная форма — с помощью вопроса.)

С какой же целью автор использует…? Почему их нельзя заменить словами, которые были бы понятны современному читателю?

3. Тезис.

Автор употребляет…, чтобы точнее передать … особый колорит, убедить читателя в жизненности изображенных событий.

4. Обоснование.

5. Вывод.

Таким образом, мы видим, что правильное использование … позволяет автору более точно реализовать свой замысел

Итоговый тест

  1. Что является минимальной значимой частью слова?

    Морфема

  2. Звук
  3. Является ли значение морфемы компонентом общего значения слова?

    Да

  4. Нет
  5. Какие морфемы служат для образования слов и помогают выразить лексическое значение слова?

    Словообразовательные

  6. Формообразующие (словоизменительные)
  7. Какая морфема является общей для родственных слов и выражающей основное лексическое значение слова?

    Корень

    3 стр., 1101 слов

    Презентация : Пишем о роли морфем

    ... Правильные ответы: Морфема Да Словообразовательные Корень Нет Нет Окончание Для словообразования Окончание Да Роль художественных приемов Красивое речевое оформление сочинение приобретет, ... окончание и отсутствие окончания у неизменяемых слов. Это грубая ошибка, распространённая при разборах. Формообразующие суффиксы Обсуждаем проблему толкования. Формообразующие суффиксы или окончания? Есть авторы, ...

  8. Приставка
  9. Суффикс
  10. Может ли слово состоять только из приставки?

    Да

  11. Нет
  12. Может ли слово состоять только из суффикса?

    Да

  13. Нет
  14. Какая морфема служит для выражения значений лица, рода, числа, падежа?

    Суффикс

  15. Окончание
  16. Зачем нужны интерфиксы?

    Для словообразования

  17. Для передачи нового значения
  18. Для формообразования
  19. Какая морфема служит для связи слов в предложении?

    Корень

  20. Суффикс
  21. Окончание
  22. Есть ли окончание у глаголов в форме условного наклонения мужского рода единственного числа?

    Да

  23. Нет

Правильные ответы:

  1. Морфема
  2. Да
  3. Словообразовательные
  4. Корень
  5. Нет
  6. Нет
  7. Окончание
  8. Для словообразования
  9. Окончание
  10. Да