Личность и судьба Толстого. Художник и психолог

Сочинения по произведениям русских писателей на rus.fizolimpiada.ru

Художник и психолог

Личность и судьба Толстого. Художник и психолог.

«Это для нас, молодых, откровение, целый новый мир», — сказал о Толстом Ги де Мопассан.

Жизнь Л. Н. Толстого — это целая эпоха, почти весь XIX век, вместившийся и в его жизнь, и в его произведения.

Урок, посвященный жизненному и творческому пути писателя, можно проводить с помощью составления подробного плана.

Тайна человеческого счастья, тайна зеленой палочки — главная цель жизни Л. Н. Толстого.

Период потерь. Ранняя смерть родителей. Роль Ясной Поляны в жизни мальчика.

Мысли о жизни, страстная мечта о подвиге. Первая любовь. На пути к творчеству.

Поступление в Казанский университет. Поиски себя: арабско-турецкое отделение и мечта о дипломатии, юридический факультет, уход из университета. Стремление постичь и понять мир — увлечение философией, изучение взглядов Руссо. Собственные философские опыты.

Ясная Поляна. Из крайности в крайность. Мучительные поиски смысла жизни.

Прогрессивные преобразования. Проба пера — первые литературные наброски.

Туда, где опасно и трудно. Испытание самого себя. 1851 год — поездка на Кавказ на войну с горцами. Война — осмысление пути формирования человека.

Автобиографическая трилогия: «Детство», 1852 год; «Отрочество», 1854 год; «Юность», 1857 год. Главный вопрос — каким надо быть? К чему стремиться? Процесс умственного и нравственного развития человека.

Севастопольская эпопея.

Перевод в Дунайскую армию, в сражающийся Севастополь (1854) после неудачного прошения об отставке. Гнев и боль о погибших, проклятие войне, жестокий реализм в «Севастопольских рассказах».

Идейные искания 50-60-х годов:

Главное зло — жалкое, бедственное положение мужиков.

«Утро помещика» (1856).

Ощущение надвигающейся крестьянской революции.

Обличение правящих кругов и проповедь всеобщей любви.

Мировоззренческий кризис писателя.

Попытка в поездке за границу найти ответы на тревожащие вопросы. «Люцерн» (1857).

Мысль о воспитании нового человека. Педагогическая и просветительская деятельность. Открытие школ, создание «Азбуки» (1872) и книг для детей.

1 стр., 468 слов

Эссе л н толстой человек немыслим вне общества

... прислушиваться к своему сердцу, без взаимодействия с другими людьми , он бы не смог сделать это. Действительно, Толстой прав, говоря о том, что человек немыслим вне общества. ... жизни. Процесс социализации продолжается всю жизнь. Всё это позволяет стать ему полноправным членом общества . Напротив, существуют дети-маугли , которые росли вне общества. Воспитанные. вне общества, такие люди ...

Отношение к реформе. Активное участие в общественной жизни, деятельность мирового посредника. Разочарование. Изменения в личной жизни. Женитьба на Софье Андреевне Берс.

Замысел и создание романа «Война и мир» (1863-1869).

Новый жанр — роман-эпопея. «Мысль народная» в романе.

«Мысль семейная» в романе «Анна Каренина» (1877).

Счастье личное и счастье народное. Жизнь семьи и жизнь России.

Духовный кризис 70-80-х годов. Ожидание революции и неверие в нее. Отречение от жизни дворянского круга. «Исповедь» (1879-1882).

Главное — защита интересов крестьянства.

Напряженные раздумья об обновлении возрожденной души, о движении от нравственного падения к духовному возрождению. Протест против беззакония и лжи общества — роман «Воскресение» (1889-1899).

Крик души — статья «Не могу молчать» (1908).

Защита народа словом.

Преследование правительством и церковью. Широкая популярность.

Итог трагедии — уход из Ясной Поляны. Смерть на станции Астапово.

Закончить разговор о жизни и творчестве Толстого можно мыслью о том, что граф Л. Н. Толстой был близок к народу и народ помнит об этом:

  • К Толстому, в Ясную Поляну! —

Велеть бы кучеру:

Вези.

Я только гляну, только гляну,

Как гений выглядит вблизи.

Вот он сидит, нахмурив брови,

За знаменитым тем столом,

Где в слове ожили герои,

Россию спасшие в былом.

Как с мужиками косит ловко

В рубахе белой впереди,

А знаменитая толстовка

Висит на гвоздике, поди.

О том, что граф он, забывая,

Идет со всеми к роднику.

И что там слава мировая,

Когда он близок мужику.

И в счастье веруя мирское,

К неудовольствию властей,

В своей яснополянской школе

Крестьянских учит он детей.

  • ..Велеть бы кучеру,

Да поздно:

Давным-давно Толстого нет.

Но, будто встречными опознан,

Вот-вот вернется в кабинет.

И, словно реки к океану,

Сюда дороги пролегли.

К Толстому, в Ясную Поляну

Стремятся люди всей земли.

А. Бодренко.