Урок русского языка в 8 класс, Подготовила учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №4 г.о. Лосино-Петровский, Моклюк Татьяна Петровна, Подготовка к сочинению-рассуждению на тему «В жизни всегда есть место подвигу», Урок – творческая мастерская, Эпиграфы к уроку
«В жизни всегда есть место подвигу»
(А.М. Горький)
Я называю героем лишь того, кто был велик сердцем.
(Р.Роллан)
Гражданское мужество и мужество военное проистекают из одного начала.
(О.Бальзак»
Самое трудное- мужество повседневного, многолетнего труда., Найди себе идеал мужества и неотступно следуй ему.
(В.А. Сухомлинский)
Цели:
Образовательные:
-
продолжить работу по развитию языковой компетенции учащихся;
-
продолжить формирование умения адекватно передавать содержание текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение, аргументировать выдвигаемые суждения.
Развивающие:
-
обучать основным приёмам мыслительной деятельности (выделение главного, сравнение, доказательство);
-
развивать познавательный интерес школьников к учению, творческую активность;
-
развивать критическое мышление.
Воспитательные:
-
воспитывать любовь к ближнему, чувство долга и ответственности за совершаемые поступки;
-
формировать личность и гражданскую позицию ученика.
подвиг, героизм.
К уроку было дано опережающее задание (за неделю)
- прочитать произведение А.Куприна «Чудесный доктор»;
- лексическая работа/словарная/
- работа с интернетом (соцопрос)
- вспомнить план, по которому пишется сочинение-рассуждение
Ход урока
-
Сообщение темы и целей урока.
Прочтите тему урока. На доске: Подготовка к сочинению-рассуждению на тему: «…»
(Тема будет написана в конце урока).
Урок: “подготовка к сочинению-рассуждению”
... урока Урок с презентацией “Подготовка к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ”. 11 класс Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ., Тема урока:Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ. Цели урока: Образовательные: 1) продолжить работу ... тему. Итак, запишите тему урока «Подготовка к написанию сочинения – рассуждения в формате ЕГЭ». (начало презентации). Слайд 1 Работу над ней мы начнем ...
У нас урок – творческая мастерская. Что мы должны сделать на уроке? Каких целей достичь?
У каждого из вас на уроке будет оценочный лист, вы сами в конце урока поставите себе оценки. Уже сейчас в колонке «Знаю» вы можете проставить баллы
-
Подготовка к восприятию. Вызов.
1 .Видео(Лиза Глинка, волонтеры по поиску людей, подвиг со спасением из огня)
Как вы думаете, о чем эти видеозарисовки?, Почему я такие, казалось бы, разные по тематике видеоэпизоды подготовила?, А может быть они не такие уж и разные?, Что их объединяет?
(примерные ответы: люди совершают добрые дела, помогают людям, мальчик совершил подвиг,)
Можем ли мы сказать, что действия главных героев в видеосюжетах совершаются в трудных условиях?, Как вы думаете, важные по своему значению совершаются поступки?, Положительный доблестный оттенок несут дела этих людей?
2.Словарная работа.
А ) Подвиг . Р абота со словом
(Послушайте словарную статью из словаря Ушакова и попробуйте определить слово, значение которого будет озвучено. Это слово будет базовым при формулировке темы урока )- Борисова Вика
подвиг
(-Запись в тетрадь)
Обратите внимание, Д, Н.Ушаков слово подвиг ассоциирует не только с понятием военные подвиги. Какие сферы упомянуты?
подвиг ученого, подвиг любви
Б ) Герой . Работа со словом.
Как мы называем людей, совершающих подвиги?
— Герои.(Герой).
(Вновь консультант читает словарную статью)
Герой, -я, [ муж. род ] 1. Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. Герои Великой Отечественной войны. Герой труда. ( Ожегов, ) (СЛАЙД № 3)
В) Работа над кластером . Героический
Какие ассоциации у вас возникают с этим словом? Давайте составим кластер.
Героический
(Записали в тетрадь)
Характеристика главных героев в Слово о полку Игореве (2)
... узнать силу и мужество русского войска. Герои произведения Слово о полку Игореве Основные действующие лица Князь Игорь. Основной действующий персонаж «Слова о полку Игореве» – правитель Игорь, инициатор войны ... подвиги, битвы, походы. В «Слове о полку Игореве» Боян играет на струнном инструменте, скорее всего на гуслях. Автор так же называет его вещим, чародеем. Вариант 2 “Слово о полку Игореве” ...
Потребность в героях у народа была всегда, но какое время, такие и герои. В эпоху развитого социализма для поднятия престижа и авторитета советского государства подвиг был просто необходим, поэтому примером для всех становились передовики производства и первопроходцы.
Однако есть и другая сторона героизма, которая всегда присутствовала в нашем народе. В современном обществе она практически не заметна, но значение ее во все времена было очень велико. Духовная жизнь всегда предполагает подвиг.
Но что можно считать подвигом в наше время?
Сейчас мы подошли к той части урока, когда вы самостоятельно можете сформулировать тему нашего сочинения – рассуждения.
3. Работа с эпиграфами. В этом вам помогут эпиграфы.(
Гражданское мужество и мужество военное
проистекают из одного начала.
(О.Бальзак)
Я называю героем лишь того,
Кто был велик сердцем.
(Р.Роллан)
Самое трудное мужество повседневного, многолетнего труда.
Найди себе идеал мужества и неотступно следуй ему.
(В.А. Сухомлинский)
Вывод-Какова тема урока, Примерный ответ, В жизни всегда есть место подвигу».
(Записали в тетрадь)
Запись темы урока.- Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на тему «В жизни всегда есть место подвигу ». (СЛАЙД № 6)
Выберите для себя один из эпиграфов.(записать)
5. Проверка дом.задания., На дом вам было задание :
-
-
Проч итать произведение Куприна «Чудесный доктор».
-
(Надеюсь, что все знают содержание рассказа. Но все таки содержание и я, и присутствующие гости хотели бы услышать) Пирогов Антон.- пересказ.
А)Беседа по тексту:, Как вы думаете, о чем рассказ Куприна?, Примерные ответы, Найдите в тексте эпизоды, которые очень ярко характеризуют человеческую натуру простого обывателя?, Примерный ответ, Есть ли в рассказе герои, имеющие другую жизненную позицию?, Примерный ответ
Итак, мы определили тему текста и выделили наиболее значимую для понимания текста информацию. Теперь нам необходимо отобрать информацию необходимую для написания сочинения и первый наш шаг «Формулирование одной из проблем, поставленных автором текста».
Для начала давайте вспомним, что такое проблема?
Примерный ответ: (Проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования).
Проблема роли детства в жизни человека: аргументы из литературы. «Детство»
... проблему роли детства в жизни человека, аргументы в пользу влияния ранних лет на становление личности, дети могут в школе на уроках литературы. Этот вопрос поднимается во многих классических произведениях. Тема для сочинения «Роль детства в жизни ...
Проблему можно определить как сложную, трудную, важную, серьезную, глубокую, основную, назревшую, актуальную, злободневную, острую, философскую, политическую, социальную, национальную, международную. (СЛАЙД № 7)
Какую проблему затрагивает Куприн в своем рассказе?
Примерные ответы: (Проблему человеческой черствости и равнодушия к нуждающимся; Проблему духовной пустоты обывателя; Проблему проявления героизма в повседневной жизни)
Как вы думаете, почему именно это произведение Куприна мы рассматриваем и анализируем на уроке, на котором мы готовимся написать сочинение – рассуждение на тему «В жизни всегда есть место подвигу»? Каким образом произведение писателя 19 века связано с видеозарисовками из современности?
Примерный ответ:
1.Сочинение — рассуждение предполагает наличие аргументации, причем, 1-й аргумент должен быть на базе читательского опыта, а 2-ой аргумент предполагает наличие примеров из жизни.
2. Тематика и рассказа, и видео зарисовок посвящена человеческому неранодушию, поступкам, требующим внутренней силы, определенной доли героизма.
Все ближе подходим к практической части нашего урока…
-
-
Вс помнить план сочинения –рассуждения.
-
(К доске — Козлова Маша).
Все в тетради — взаимопроверка.(
-
Практическая работа по подготовке к написанию сочинения.
С чего начинаем писать сочинение?, Примерный ответ, Мы не просто так рассматривали значения слов подвиг, герой, героический…, Именно эти слова будут базовыми понятиями, с которыми мы будем работать при написании сочинения., Как начинаем сочинение?, Примерный ответ: С риторического вопроса., Вступление
Что такое подвиг? Кто такой герой? Какие поступки мы называем героическими? Есть ли место подвигу в наши дни? (Слайд № 9)
Тезис: собственное мнение… (Слайд № 10)
Я считаю, что…. Я уверен, что,,,,
1-ый аргумент.
В настоящее время над нашими головами мирное небо, но существует много жизненных ситуаций, в которых люди должны обладать внутренней силой, высокой духовностью, определенной долей героизма…Так… (СЛАЙД № 11)
2-ой аргумент
То, что героизм проявляется не только на поле боя, но и в повседневной жизни, знают не только наши современники. Эту проблему пытались решить ещё классики русской литературы. Так А.Куприн… ( СЛАЙД № 12)
Вывод:
Проблема «футлярности» жизни — аргументы и . Образы «футлярных ...
... для истинной жизни души и ума. Образы именно таких героев созданы в знаменитых рассказах 1898 года – «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». В маленькой трилогии автор сумел поставить большие проблемы. Главный герой ...
В заключение хочется отметить/заметить/сделать следующий вывод, что… (
IV
Необходимо поработать над:
-
-
1-ый вариант-1ый аргумент на базе жизненного опыта;
-
1-ой вариант -2-ой аргумент на базе читательского опыта.
-
(И те и другие мы сегодня на уроке рассмотрели)
-
-
Отчет о проделанной работе .
-
-
Итоговая рефлексия.
- Что нового вы сегодня узнали?
- Какие этапы урока вам были особенно интересны?
- С какими трудностями столкнулись?
- В чём заключается подвиг человека?
Группа ребят провела небольшой соцопрос в контакте. Опрашиваемые отвечали на один вопрос:
Послушайте некоторые ответы наших современников.(Читаются высказывания» ( СЛАЙД № 14,15,16)
— Оцените свою работу на уроке.
-
Задание на дом. ( СЛАЙД № 17)
Написать сочинение-рассуждение на тему: « В жизни всегда есть место подвигу», Список литературы:
-
А.Куприн «Чудесный доктор».
-
Словарь Ушакова.
-
Словарь Ожегова.
-
«Проектирование технологических карт уроков литературы и русского языка», Т.Н. Трунцова- М.: издательство «ВАКО».
-
ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты. 36 вариантов/ под ред. И.Т. Цыбулько — М.: издательство «Национальное образование», 2015
Каждый человек должен оставить след после себя (стихотворение Л.Мартынова):
А ты, входя в дома любые,
В квартиры светом залитые,, Прислушиваясь к звону клавиш, И на вопрос даря ответ,, Скажи, какой ты след оставишь:, След, чтобы вытерли паркет, И посмотрели хмуро вслед,, Или незримый, прочный след
В душе людей на много лет
Приложение №1
подвиг
Герой, -я, [ муж. род ] 1. Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. Герои Великой Отечественной войны. Герой труда. ( Ожегов, )
Приложение№2
Что можно считать подвигом в наше время?
Подвиг — высокое слово, применять его нужно осторожно. Я считаю, что настоящие подвиги совершаются на войне, там проявляется подлинный героизм. Ну а сейчас героем можно назвать человека, который не ругается матом, не пьет.
Теперь о читательском опыте. Напишите по прочитанному тексту
... балл. Подробный план ЕГЭ сочинения. Первое, что необходимо помнить при выполнении этого задания, - Вы пишете сочинение по конкретному тексту. ... позицию по данной проблеме. Опять же достаточно одного-двух предложений. Моя ... своем деле, оставившим яркий след в истории. Это произошло ... опыт), Или привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы Речевое оформление сочинения ...
Андрей, 27 лет
Сегодня героем можно назвать мать-одиночку, которая каждый день совершает подвиг: справляется со всеми трудностями, поднимает себя с постели в 6 утра и работает на двух работах, чтобы прокормить своё чадо.
Наталья, 25 лет
Подвиг — это мужество, ответственность, умение постоять за себя, за любимых людей и за страну, конечно. Настоящие герои — это ветераны Великой Отечественной войны и врачи, которые спасают жизни людей.
Владимир, 16 лет
Подвиг — это когда родители не отказываются от безнадёжно больного ребёнка. Подвиг — когда люди берут из приюта совершенно чужого малыша, растят, заботятся, любят его как родного. Вот это подвиг! Вот настоящие герои, заслуживающие уважения.
Людмила, 35 лет
В наше время подвиг — это доброе отношение к людям, к больным, старикам, детям. Пожилого человека через дорогу перевести или место в автобусе уступить — это уже поступок.
Сергей , 13 лет
Приложение № 3, Оценочный лист, Ф.И.О. ученика ___________________________________
Знаю
Баллы
Умею
Баллы
подвиг, герой
1.Формулировать проблему текста.
2. Что такое кластер.
2. Определять позицию автора того или иного текста.
3. Содержание литературного произведения.
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/kto-mojet-sovershit-podvigrassujdenie-klass/
3. Выражать собственную позицию, аргументировать её.
4.Основные признаки текста – рассуждения.
4. Работать в паре.
5.Как строится план сочинения-рассуждения.
5.Работать самостоятельно, осуществлять самоконтроль.
Итого:
9-10 Б «5»
7- 8 Б «4»
5- 6 Б «3»
Оценочный лист, Ф.И.О. ученика ___________________________________
Знаю
Баллы
Умею
Баллы
подвиг, герой
1.Формулировать проблему текста.
2. Что такое кластер.
2. Определять позицию автора того или иного текста.
3. Содержание литературного произведения.
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/kto-mojet-sovershit-podvigrassujdenie-klass/
3. Выражать собственную позицию, аргументировать её.
4.Основные признаки текста – рассуждения.
4. Работать в паре.
5.Как строится план сочинения-рассуждения.
5.Работать самостоятельно, осуществлять самоконтроль.
Итого:
9-10 Б «5»
7- 8 Б «4»
5- 6 Б «3»