Анализ и мораль басни Крылова «Свинья под дубом»

В 1825 году в российской газете «Северная пчела» было опубликовано произведение Ивана Крылова, написанное предположительно в декабре 1822 г. или в начале 1823 г., — «Свинья под дубом». Анализ басни по плану учащиеся выполняют в пятом классе. Краткое содержание произведения поможет подготовиться к уроку и написать сочинение.

Личность баснописца

Среди его работ были такие:

  • поэтические;
  • публицистические;
  • сатирические.

Однако больше всего Ивана Андреевича привлекало написание басен, которых в его творческой биографии насчитывается более 230. При жизни писателя вышло 9 сборников. Крылов нередко обращался к творчеству других авторов, у которых заимствовал идеи для своих произведений.

Баснописцы и философы, которые вдохновляли его на создание басен:

  • Лафонтен.
  • Эзоп.
  • Федр.
  • Бабрий.

«Свинья под дубом» не стала исключением. Похожая тема присутствует в произведении Эзопа «Пешеходы и Явор». Примерно такая же мораль в «Дубе и свинье» Лессинга, басни которого перевёл на русский Папышев. Литературоведы считают, что похожие вопросы поднимаются также в текстах Базилевича.

Особенности жанра

Басню можно охарактеризовать как дидактическое стихотворение. Для этого жанра характерны воспитательная цель и особая композиция. Сюжет обязательно содержит мораль, причём обычно она облекается в нравоучительное заключение и выносится в последние строки.

Основные признаки направления:

  • присутствие поучительного, нравственного, воспитательного смысла;
  • метафоричность;
  • аллегорические описания;
  • иносказательный язык.

Жанр считается древним, так как первые произведения появились в древнегреческой и древнеримской культуре. Наиболее прославился баснописец Эзоп, который жил и творил в древней Элладе. Представитель римской культуры — Федр. В более позднем периоде в странах Востока и Запада жанр получил развитие. Особенно любят басни в Индии, России и Франции.

Среди русскоязычных авторов, помимо Крылова, прославились следующие:

  • Полоцкий.
  • Дмитриев.
  • Сумароков.
  • Тредиаковский.
  • Измайлов.
  • Кантемир.
  • Хемницер.

Однако никто из них не сумел превзойти Крылова, произведения которого разошлись на цитаты.

Краткое содержание

главная героиня истории — свинья

11 стр., 5112 слов

Моя любимая басня крылова 5 класс

... Урок литературы в 5 классе. Сочинение не тему «Мои любимые басни И.А.Крылова» 5 кл литератра Тема: РР. Написание сочинения «Мои любимые басни И.А. Крылова» Цели: научить писать сочинение на заданную ... начала XIX века. В его произведениях соединились традиции прежних времен и черты совершенно нового искусства. Оригинальный жанр стихотворной басни позволил писателю достаточно открыто выражать свой ...

На ветвях дуба сидит ворон. Он делает гостье замечание, говоря, что дерево может пострадать. Однако глупая свинья не тревожится этими проблемами. Главное для неё — насытится, а до состояния дуба нет никакого дела. Поскольку у ворона не получилось что-либо доказать свинье, с ней попытался побеседовать дуб. Дерево объясняет животному, что на щедрость нельзя отвечать неблагодарностью. Свинья могла кушать жёлуди, сколько хотела, а в ответ она начала причинять вред тому, кто их даёт.

Но неразумное животное думало, что пища падает с неба, а дерево здесь ни при чём.

Поднять голову и посмотреть, откуда берётся еда, свинья не в состоянии: это не предусматривает её физиология. Поэтому она продолжает неблагодарно копать землю. Мудрые мысли ворона и дуба остаются невостребованными.

Мораль произведения , Пороки, которые высмеиваются в этой басне:

  • нежелание видеть свои недостатки;
  • невежество;
  • лень;
  • неумение видеть причинно-следственные связи.

Наука, просвещение, образование — пустые слова для невежественных людей. Но подобные ограниченные персонажи не только пользуются благами цивилизации, не задумываясь об их происхождении, но и причиняют вред своей глупостью. Поэтому они представляют опасность для культурного общества.

Человек, портящий то, чем пользуется, подобен свинье, подрывающей корни дуба — источника пропитания. Такой индивид причиняет вред не столько себе, сколько потомкам. На его век хватит пищи и других благ, а о других он не заботится. Не обращая внимания на советы мудрых людей, глупец гордится способностью поступать по-своему. В этом и заключается драматизм ситуации: пороки, которых нужно стыдиться, превозносятся как достоинства.

Образы героев , Животное символизирует совокупность человеческих пороков

Хуже всего то, что такие индивиды не могут адекватно оценивать собственные поступки, причиняющие вред другим. Крылов неслучайно выбрал в качестве отрицательного персонажа свинью. У этих животных есть любопытная особенность: они могут держать голову прямо, но не способны посмотреть вверх. Этим Крылов подчёркивает, что глупцы не смогут познавать мир, даже если захотят.

Ворон в басне олицетворяет мудрость, при этом он доверчив и наивен. Как истинный философ, этот персонаж уверен, что достаточно объяснить разницу между злом и добром, чтобы слушатель понял. Но Крылов делает акцент на том, что не всякий, кто слушает, способен слышать.

мудрость в этом герое соседствует с жизненным опытом

Мораль басни заключается в том, что глупость — ужасный порок, вызывающий отвращение. Автор высмеивает этот недостаток в шуточной форме, но это не лишает басню оттенка грусти и пессимизма. Свинья не просто ругает тех, кто несёт знания, но и препятствует просвещению. В реальной жизни эти животные так и поступают: поев из приготовленной кормушки, они портят оставшуюся еду, не понимая, что делают хуже прежде всего себе.

31 стр., 15296 слов

Русская басня, ее истоки и роль в формировании нравственного ...

... басен И. И. Дмитриева, И. А. Крылова, В. С. Филимонова; творчество этих поэтов исследуется целенаправленно и в тесной связи с эволюцией басенного жанра в русской литературе. I. Истоки русской басни. Жанр басни ...