В IX – первой половине XI вв. христианство становится государственной религией у большинства народов Центральной и Восточной Европы. К числу этих народов принадлежали и восточные славяне, принявшие христианство по византийскому образцу. Этот процесс был закономерен и имел в своем основании серьезные перемены в развитии общества и все более усложняющиеся международные отношения.
Византийские источники сообщают, что в 860 г. после похода русов на Константинополь и подписания выгодного мирного договора какая-то часть участников похода также принимает христианство. В 867 г. о крещении русов упоминает константинопольский патриарх Фотий. В 957 г. в Константинополе принимает крещение княгиня Ольга. Этот пример, безусловно, оказал влияние на ближайшее окружение правительницы. Однако для обращения в новую веру всех восточных славян говорить было еще слишком рано.
Как свидетельствуют источники, Святослав Игоревич подумывал последовать примеру своей матери, но опасался разгневать дружину (убежденных язычников).
Это говорит о том, что власть киевского князя не была абсолютной. Только при условии ее усиления могла возникнуть потребность для введения единой религии.
Это случилось уже в правление Владимира Святославича. Его известная языческая реформа с постановкой во главе пантеона Перуна – первая попытка утверждения главного бога-покровителя княжеской власти.
Реформа не дала желаемого результата, поэтому Владимир начинает выбирать между господствующими в соседних странах монотеистическими религиями. Результат хорошо известен: киевский князь решил принять христианство от Византии.
Главными причинами такого выбора были: наличие в княжеском окружении людей, уже обращенных в христианство; обоюдное желание Византии и Киевской Руси заключить прочный союз; серьезное византийское влияние на восточных славян и т. д.
Отношения между Киевом и Константинополем были относительно гладкими, чего нельзя сказать о непрерывных конфликтах славян с хазарами (иудаизм) и волжскими булгарами (мусульманство).
Папский престол находился слишком далеко, поэтому принятие католичества мало бы чем помогло киевскому князю. Союз с византийским христианством выглядел более предпочтительным.
Крещение Руси — кратко
«Языческие верования древних славян»
... древних славян. По мнению русского историка, археолога и коллекционера Ивана Егоровича Забелина, древние славяне принесли в Восточную ... реферата я попытаюсь рассказать особенности языческой веры древних славян, используя различные литературные источники. ОСНОВНАЯ ... походы научили их многосложному счислению. Например, «имя тма, знаменующее 10000, есть древне - славянское». Подобно римлянам, славяне ...
язычество
- День ото дня княжеская власть крепла, стоило всерьез задуматься о
централизации власти
, но обилие божеств очень мешало этой процедуре, разные племена в таких условиях не могли объединиться в общий народ, а общий народ в сильное государственное объединение.
Первый князь, который решил исправить эту ситуацию – Владимир
, но изначально радикально изменять сложившеюся ситуацию он не хотел, князь просто желал несколько упорядочить божественный пантеон. Ему удалось слегка уменьшить количество богов и выделить среди них главных, но добиться конечной поставленной цели не удалось, именно тогда он понял, что нужно принимать другую религию. Для того, что бы определится какую, Владимир
отправил «десять лучших мужей»
во все концы света, они должны были изучить тонкости религий разных стран и затем рассказать князю все в подробностях. После предоставленных докладов Владимир
сделал выводы.
Иудейская вера была отметена тут же, главная претензия во владении святыней – Иерусалимом мусульманами. Само мусульманство его заинтересовало лишь на миг, строгие законы и многочисленные запреты быстро отпугнули. Оставался только один вариант христианство, почему именно оно:
— христианство было официальной религией Византии,а Русь с ней связывали очень близкие отношения; — так же отмечалось культурное влияние этой страны на Русь; — последним аргументом в пользу христианства, стал факт принятие веры самой Ольгой в середине десятого века.
избавление от прежних идолов
, к местному населению Владимир обратился лично, смысл его речи сводился к необходимости принятия новой верой, был определен день, когда все население должно было принять христианство. Князь пользовался авторитетом и уважением, поэтому в назначенный срок почти все явились и исполнили требование. Но нельзя сказать, что все славяне подчинились указу, были случаи и насильственного обращения в новую веру, поэтому полностью смену религии удалось достичь спустя долгие десятилетия.
Владимир огромное значение придавал дальнейшему распространению христианства. На местах поклонения прежним божествам в короткий срок строились небывалой красоты храмы и церкви. В Древнерусском государстве начался процесс появлении митрополии, правда пока она оставалась в подчинении Византийского духовенства.
Крещение Руси оказало большое влияние на дальнейшее развитие Древнерусского государства. Значительно вырост его авторитет, христианское государство уже рассматривалось как достойное государство для сотрудничества. Единая религия в быстрые сроки смогла объединить народ и превратить его в могущественную нацию. Большое влияние оно так же оказало на культурное развитие государства.
Крещение князя Владимира и дружины
Среди историков нет единого мнения относительно точной даты и обстоятельств крещения князя Владимира с дружиной.
Согласно летописному рассказу («Корсунской легенде»), Владимир крестился в 988 г. в Херсонесе (Корсуне).
Реферат 4 класс крещение в крестьянском храме
... сил в государстве. Киев нелегко дался Владимиру. Осада затянулась и только 11 июня 978 г. он вступил в город. 2. Крещение Руси Крещение Руси связано с именем великого князя Владимира. Утверждение, что Владимир ...
Захватив этот византийский город, князь внезапно ослеп и пообещал принять крещение после исцеления. Произошло «чудо», и прозревший Владимир исполнил свой обещание. После этого киевский князь посватался за сестру византийского императора Василия II Анну. Брак был заключен, так как Владимир грозился продолжить военные действия против Византии. Император был вынужден согласиться еще и потому, что сестра выходила замуж за христианина, а не язычника.
Многие исследователи подвергают сомнению эту версию, утверждая, что Владимир крестился уже в 986-987 гг. в Киеве. После этого он помог императору в подавлении восстания Варды Фоки в обмен на согласие выдать за него Анну. Василий II отказался выполнить условие договора, поэтому Владимир и осуществил захват Херсонеса в 988-989 гг.
Сам факт осады и взятия города киевским князем не вызывает сомнений, как и последующая свадьба с византийской царевной. Крещение Владимира произошло по разным версиям в период между 986-989 гг. Некоторые историки выдвигают версию, что было два крещения: предварительное в Киеве и официальное в Херсонесе.
Вместе с Владимиром приняли крещение и многие члены его дружины. После возвращения с Анной в Киев князь принял решение приступить к введению христианства на всей территории государства, что явно свидетельствует об усилении его авторитета и власти. Начало было положено в столице Древней Руси. Владимир приказал разрушить языческий пантеон, вслед за чем последовало массовое крещение киевлян в Днепре.
Официальная дата этого события – 988 г., что вновь приводит к путанице в точной датировке событий. Наиболее распространена следующая версия. В 987 г. крещение принял Владимир и ряд дружинников. В 988 г. состоялось знаменитое крещение Руси в Киеве. В 988-989 гг. киевский князь совершил поход на Херсонес, результатом чего стала его женитьба на Анне.
Крещение князя Владимира
Несмотря на решение креститься, Владимир Святославович оставался типичным воином-язычником, который привык действовать с помощью военной силы. В 987 г. он начал войну с Византией и осадил Корсунь (Херсонес Таврический).
“Корсунская легенда” гласит, что Владимир дал клятву креститься в случае взятия города. Один из корсунцев по имени Анастас указал князю, откуда поступает в Корсунь вода. Князь перекрыл источник, и жители города сдались.
Владимир потребовал от византийских соправителей Василия и Константина отдать ему в жены сестру Анну. Императоры согласились с условием, что князь обязательно примет крещение.
Летопись рассказывает об очередном “чуде”: Владимир ослеп, но после крещения сразу же прозрел. Это окончательно убедило его в преимуществе православия над другими религиями. Многие участники осады после этого также приняли крещение.
Рис. 2. Памятник князю Владимиру на Боровицкой площади в Москве.
Владимир женился на Анне, забрал из Корсуни священников, мощи, церковную утварь, иконы и вернулся в Киев.
Учреждение церковной организации в Киеве
Владимир привез из Херсонеса в Киев иконы, священные сосуда, мощи святых. Также на Русь с ним прибыли митрополит Феодор Ефесский (вскоре вернувшийся в Византию) и несколько епископов. Первоначально просвещением Киевской земли занимался херсонский архиепископ.
Крещение руси литература для реферата
... князя Владимира Святославовича. К задачам моей работы относится: определить предпосылки, причины и значение принятия Русью христианства, определять ход, последовательность событий, связанных с крещением Руси, ... не отрицалась в литературе. Но его значение для развития Руси слишком преуменьшалось и ... упомянутых в реферате, месяцеслов - календарь примет, праздников, традиций. Для написания реферата мне ...
Точная дата основания Киевской митрополии неизвестна. Одни историки считают, что это произошло сразу же после крещения Руси (т. е. в 988-989 гг.).
Я Н. Щапов приводит убедительные доказательства, что Киевская митрополия была основана между 995 и 997 гг. В качестве первого митрополита, присланного на Русь патриархом Фотием, называются имена Феофилакта Севастийского, Михаила, Леона. В древнерусских летописях впервые киевский митрополит (Феопемпт) вообще упоминается лишь в связи с освящением в 1039 г. Десятинной церкви.
Крещение других русских земель
В Киеве крещение прошло довольно-таки спокойно. Вероятно, в столице уже было достаточно много христиан, да и Владимир располагал мощным аппаратом принуждения. Не вызвала особых затруднений христианизация других городов Среднего Поднепровья. Но на остальных территориях Киевской Руси князю и миссионерам пришлось столкнуться с мощным сопротивлением язычества.
Следующим объектом христианизации стала Новгородская земля. Свидетельство об этом событии имеется в Новгородской первой летописи, которая относит его к 989 г. Крещением в Новгороде руководили архиепископ Иоаким (Аким) Корсунянин, воевода Добрыня и киевский тысяцкий Путята. Не обошлось без столкновений с язычниками: «Путята крести мечем, а Добрыня огнем».
Владимир и его сыновья прилагали значительные усилия по христианизации всей Киевской Руси. Проследить этот процесс помогают археологические раскопки. В дружинных погребениях, относящихся к концу X – началу XI вв., были обнаружены кресты-тельники. В этот период они уже встречаются в самом Киеве, на Верхнем Днепре и Верхней Волге, в земле радимичей, будущей Ростово-Суздальской земле. Эти находки доказывают, что представители знати быстро осознавали необходимость принятия новой общегосударственной религии.
В самых отдаленных от Киева районах процесс христианизации носил ярко выраженный насильственный характер. Так обстояло дело в Ростовской и Муромской землях. Владимир Мономах совершил ряд походов на вятичей, одной из главных целей которых было их крещение. В летописях содержатся свидетельства об активном сопротивлении язычников во главе с волхвами, гибели христианских миссионеров.
Следует отметить, что жители крупных городов охотнее и быстрее принимали новую религию. В глухих сельских районах процесс христианизации растягивался на столетия. Миссионерская деятельность в таких землях была очень опасна.
Владимир Святославич начинает рассылать по городам епископов и диаконов. Древнейшие русские епископства возникли в Новгороде, Чернигове, Ростове, Белгороде, Турове, Переяславле.
Огромное значение в процессе христианизации имело церковное строительство. Величественные соборы и храмы поражали сознание древних славян, что оказывалось намного действеннее проповедей миссионеров и насильственного крещения.
Сочинение Скрипниковой Лады «Что для меня значит крещение Руси князем Владимиром»
Что для меня значит Крещение Руси святым равноапостольным князем Владимиром? Крещение Руси — это судьбоносное событие, когда наша родина стала на путь истинный, народ её объединился, стал силён духом. А образ святого равноапостольного князя Владимира – пример духовного преображения человека, урок всем нам, показывающий, как может измениться человек, прикоснувшись душой к Вечной Истине.
Сочинения | Сочинения 7 класс. Нравственные заветы Древней Руси ...
... Владимир Мономах предстает перед нами как мудрый правитель, отважный воин и человек, тонко чувствующий красоту окружающего мира. В «Поучении» содержатся те нравственные заветы, ... блудом, уделять внимание гостям, невзирая на их социальное положение. Не стоит ... огромной нравственной силой и мужеством, которая одерживает верх над предрассудками князя и ... есть тем заветам, которые во все времена приносили ...
Князь Владимир был язычником. Его жизнь представляла собой цепь темных дел и беззаконий, но Господь не дал Владимиру погрязнуть в прегрешениях, указав ему правильный путь. В душе князя возникло желание принять веру истинную. Разные народы присылали в Киев своих послов. По совету бояр и старейшин князь послал в разные страны десять мудрых мужей, чтобы они испытали, какой народ достойнее поклоняется Божеству. Вернувшись, мужи с благоговением рассказывали о вере и богослужении греков: «Мы не знали, на небесах мы или на земле… Узнав веру греческую, не хотим иметь иной». Склонило князя Владимира к принятию православной веры и то, что мудрейшая бабушка его Ольга не вздумала бы принять греческий закон, не будь он лучше других. Князь принял святое крещение в греческом городе Корсунь. Возвратившись в Киев, перед лицом всего народа окрестил князь двенадцать своих сыновей и велел принять крещение киевлянам. Вера, просветив душу князя, совершенно преобразовала его нрав. Приветливость и добродушие Владимира расположили к нему любовь народа, а иностранные державы стали уважать его. Князь Владимир является ярчайшим примером духовного преображения. С Крещением князь Владимир в свой разум и в свое сердце принял Христа. А Бог есть любовь. Князь Владимир заложил прочный духовный фундамент русской нации. За это Церковь признала его святым и равноапостольным. А народ свое отношение к князю выразил в уважительном былинном прозвище — Владимир Красное Солнышко. По всей Руси почитают любимого всеми великого князя, просветившего её светом истинной веры.
Самый религиозный русский писатель – Ф.М. Достоевский — говорил: «Русский — значит православный. Русский человек без Бога — дрянь, а не человек». Мы были, есть и будем православными. И доказательство тому – наша тысячелетняя история. Наши святые – молитвенники и заступники за землю Русскую: Сергий Радонежский, Димитрий Донской, Серафим Саровский, Петр и Феврония Муромские, Ксения Петербургская, Матрона Московская, сонм святых – мучеников, пострадавших за веру православную в двадцатом веке. Вера объединила нас, помогла выдержать испытания. Без веры не было бы России. Благодаря силе духа, человечности и непоколебимой вере мы выстояли в битве с татаро-монголами, победили Наполеона, Гитлера и других врагов, желавших нам зла. Мы не сумели бы их победить, если бы не наша вера. Глубокая вера в Бога у нас, русских, уже давно укоренилась на генетическом уровне. Эта духовность нашла свое отражение и в русской культуре: архитектуре, литературе, музыке, живописи. Вспомним древние русские храмы с изумительными фресками на стенах; рублевские иконы с тонкими, проникновенными, чудными ликами Христа, Богородицы, святых; колокольные звоны потрясающей красоты – звуки горнего мира, божественной гармонии! В них – прекрасный, незамутненный облик вечной России. А книги Пушкина, Гоголя, Достоевского, Лескова, симфонии Глинки, Бородина, Чайковского, картины Васнецова, Сурикова, Нестерова, раскрывающие перед нами образ кроткой и величественной православной Руси, мчащейся, подобно птице-тройке, в «прекрасное далеко»!
О князе Владимире
... всей Руси. Святое Крещение приняли после Киева жители Новгорода, Смоленска, Полоцка, Турова, Пскова, Луцка, Владимира Волынского, Чернигова, Курска, Ростова Великого и других русских городов. Апостольская ревность великого князя Владимира ...
Господь Россию спасает и сохраняет. Соотнеся исторические даты, мы увидим поразительную закономерность. Куликовская битва состоялась в День Рождества Пресвятой Богородицы – 21 сентября 1380 года. Взятие Казани Иваном Грозным и победа над Казанским ханством случились в день Покрова Пресвятой Богородицы – 14 октября. На Рождество Христово (25 декабря 1812 года) последний солдат 600-тысячной армии Наполеона был изгнан из пределов нашего Отечества. Наконец, День Победы в Великой Отечественной войне пришелся на православную Пасху – Воскресение Господне. Что это, как не подтверждение слов святого Александра Невского: «Не в силе Бог, но в правде»!
Наша Родина имеет славную тысячелетнюю историю, освещенную и освященную светом Православия. Она, одухотворенная величайшей силой веры, пережила всё, вынесла все испытания, выстояла и не согнулась, как гнется берёзка под сильным ветром. Я хочу, чтобы моя Россия всегда оставалась духовно сильной. Хочу, чтобы Русь-матушка всегда оставалась православной, ибо ее сила – в православной вере. И я горжусь тем, что наши предки сохранили православную Русь для нас. А мы должны сохранить ее для наших потомков. Чтобы не прервалась связь времен.
Крещение Руси равноапостольным князем Владимиром в 988 году — это начало русской истории, начало великого пути великого народа.
Христианство в XI-XII вв
Как уже было сказано, процесс христианизации занял очень долгое время. Язычество не собиралось сдавать свои позиции и активно сопротивлялось насаждению новой религии. В XI веке произошло несколько крупных т. н. «восстаний волхвов» в Суздальской, Ростовской и Белозерской землях, в Киеве и Новгороде (1071 г.).
Многие люди, приняв крещение, продолжали верить в своих прежних богов, тайно совершать языческие обряды, обращаться за помощью к волхвам. Такое «двоеверие» постепенно приводило к определенному компромиссу: в официальную христианскую обрядность плавно входили языческие элементы, сохранившиеся до нашего времени.
Самым значительным успехом миссионеров в рассматриваемый период стала повсеместная замена трупосожжения на трупоположение (т. е. предание тел земле).
В то же время при раскопках сельских кладбищ XI-XII вв. обнаружено очень мало предметов, связанных с христианством. Таким образом, подавляющая часть населения продолжала придерживаться язычества.
Все же следует признать, что постепенно православие все глубже проникало в народное самосознание, становилось неотъемлемой частью древнерусской культуры. XI-XII вв. – период активного строительства храмов на всей территории Киевской Руси.
Все древнерусские князья подчеркивали свою приверженность православию, а священники и монахи становились для людей образцами праведности и настоящими духовными учителями.
Результаты крещения Руси
Результаты крещения Руси были огромны и проявились во всех областях политической, социальной и культурной жизни государства.
Прежде всего, существенно повысился авторитет Киевской Руси на международной арене. Вместо непрочного союза варварских племен, поклоняющихся своим многочисленным богам, возникло монолитное государство с единой религией. Русь автоматически становилась союзником и преемником могущественной Византийской империи. С этим были вынуждены считаться ее ближайшие соседи.
Влияние христианства на формирование культуры Древней Руси
... древнерусской литературы. - М., 1979. - С. 155.". Нельзя делать выводы о том, что христианство было базисом культуры всех слоев общества Киевско-Новгородской Руси той эпохи. Официальное внедрение христианства на Руси ... в себя только те элементы других культур, к восприятию которых она уже подготовлена всем ходом собственного развития. Христианство Востока - православие - охватило все слои русского ...
Принятие православия дало мощный толчок культурному развитию страны. Это проявилось в области литературы (летописи), архитектуры (строительство церквей), живописи (иконопись) и т. д. Древнерусские мастера могли опираться на богатый культурный опыт Византии.
С крещения Руси по сути берет начало русская письменность и русская литература. Все без исключения летописцы были священниками или монахами, которые являлись самой образованной категорией в древнерусском обществе. Уже во второй половине XI века грамотность широко распространяется среди городского населения. А первые образцы деловой письменности относятся к концу X века.
Распространение православия усиливало великокняжескую власть, что в целом вело к укреплению государства, сплочению населения, размыванию межплеменных границ и формированию единой нации.
Крещение Руси на века предопределило культурное развитие и исторический путь России. Вплоть до 1917 г. православное мироощущение господствовало практически во всех сферах государственной и общественной жизни. Даже в современную эпоху термины «русский» и «православный» многими воспринимаются чуть ли не в качестве синонимов.
Значение и результаты крещения Руси
Крещение Руси князем Владимиром значительно повысило авторитет Древнерусского государства. Утверждение государственной религии способствовало формированию единой нации. Огромный толчок в развитии получила культура.
Рис. 3. Крещение князя Владимира. Фреска В. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве.
Летописи дают возможность проследить, как происходило крещение на всей территории Руси. Между язычниками и христианскими проповедниками возникали вооруженные конфликты. Священники были вынуждены приспосабливаться к местным условиям. В результате слияния с язычеством на Руси сложилась оригинальная форма христианства – русское православие. В истории России наметился особый путь развития.