Изображение трёх сражений в романе «Война и мир»

Сочинение

Темы для зачёта по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

1) История создания, смысл названия, особенности композиции, основные приёмы (с примерами)

2) «Мысль семейная»

3) «Мысль народная»

4) Три сражения

5) Путь жизненных исканий Пьера Безухова

6) Путь жизненных исканий Андрея Болконского

7) Образ Наташи Ростовой

8) Женские образы в романе (на примере трёх)

9) Мужские образы в романе (на примере трёх)

№1

История создания, смысл названия, особенности композиции, основные приёмы

Первоначально Толстой задумал роман о декабристе, возвратившемся после 30-летней сибирской ссылки. Действие романа начиналось в 1856 году, незадолго до отмены крепостного права. Но затем писатель пересмотрел свой замысел и перешел к 1825 году – эпохе восстания декабристов. Но вскоре писатель оставил и это начало и решил показать молодость своего героя, совпавшую с грозной и славной порой Отечественной войны 1812 года. Но и на этом Толстой не остановился, и так как война 1812 года находилась в неразрывной связи с 1805 годом, то и все сочинение он начал с этого времени. Перенеся начало действия своего романа на полвека в глубь истории, Толстой решил провести через важнейшие для России события не одного, а многих героев.

Главным художественным приемом, которым пользуется писатель, является антитеза . Этот прием является стержнем всего романа: противопоставлены в романе и две войны (1805-1807 гг. и 1812 гола), и два сражения (Аустерлиц и Бородино) , и военачальники (Кутузов и Наполеон) , и города (Петербург и Москва) , и действующие лица. Но на самом деле это противопоставление начинается уже с самого названия романа: «Война и мир».

портретная характеристика героев

Название романа отражает глубокий философский смысл. Дело в том, что в слове «мир» до революции было другое буквенное обозначение звука [и] — I — десятеричное, и слово писалось «мiръ». Такое написание слова говорило о том, что оно многозначно. Действительно, слово «мир» в заглавии не является простым обозначением понятия покоя, состояния, противоположного войне. В романе это слово несет массу значений, освещает важные стороны народной жизни, взгляды, идеалы, быт и нравы различных слоев общества.

История создания, смысл названия, особенности композиции, основные приёмы

Л.Н. Толстой с самого детства интересовался событиями 1812 года. Его отец, бывший участником войны 1812 года, рассказывал сыну об увиденном на фронте.

7 стр., 3163 слов

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». Война и мир без кавычек. Смысл ...

... и окончательно определил название романа: «Война и мир». Споры о названии В современном русском языке слово «мир» имеет два разных значения, «мир» — антоним к слову «война» и «мир» — в смысле планета, община, общество, окружающий мир, место обитания. (ср. «На миру и ...

Первоначально автор задумал роман о декабристе, возвратившемся после 30-летней сибирской ссылки, показывая современность глазами декабриста (1856), эпоху заблуждения и несчастий героя (1825), эпоху народного торжества (1812) и эпоху неудач и поражений (1805).

Толстой двигался от истории героя к судьбе героя.

Окончательно автор остановился на том, что решил рассказать о судьбе русского народа в эпоху Наполеоновских войн. В романе-эпопее Толстой знакомит нас с Шенграбенским сражением, битвой при Аустерлице, Тильзитским миром, с войной 1812 года, пожаром в Москве, партизанским движением, масонством, деятельностью Сперанского. Увидим все это мы глазами дворянства, чиновников, армии, крестьян. Также мы не раз окажемся на баллах, приемах, обедах и даже охоте, святках и посетим театр. В эпопее широкий географический охват, отражена жизнь и быт всех слоев общества и присутствует народность содержания.

Название «Война и мир» подчеркивает связь этих двух состояний человеческой жизни, а союз «и» может как объединять два контрастных понятия, так и противопоставлять их. Слово «мир» толкуется не только как отсутствие войны, но и вселенная, тишина, спокойствие, свет и люди.

Композиция романа необычна. В эпопее точно соотносятся даты и события, поэтому для произведения характерен такой термин как хронотоп, то есть объединение время и пространство на страницах, так 1 том – 1805, 2 том – 1806-1811, 3 том – 1812, 4 том и эпилог – 1820. Роман разделен на две книги; первая – 1 и 2 тома, 2 книга – 3,4 тома и эпилог. Для Толстого интерес истории составляют все люди, это доказывает то, что Бородинское сражение показано глазами невоенного Пьера Безухова, а совет в Филях – глазами маленькой девочки Малаши. В романе судьбы героев неразрывно связаны с событиями русской и мировой истории. Автор сумел взглянуть на человеческую жизнь во всех ее совершениях – и в годы войны, и в годы мира, показав, что меняется в людях, а что остается неизменным.

Основные приемы, которые использовал Толстой в своем романе

Важную роль в романе играет «диалектика души». Суть приёма заключается в изображении психологических противоречий, благодаря которым развивается характер героя. Так, в романе мы видим, как Пьер Безухов и князь Андрей проходят путь жизненных исканий: через разочарования, надежды и разные поворотные события. В конце своего пути Пьер Безухов в плену начинает ценить жизнь, а князь Андрей перед смертью «очнулся после раны и в душе его,… распустился этот цветок любви, вечной, свободной, не зависящей от этой жизни».

№2

«Мысль народная» в романе «Война и мир»

«Мысль народная» в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого – это одна из основных его тем и композиционная основа. Роман посвящен подвигу народа, победе его духа в войне 1812 года. Автор показывает душу народа, ее глубину, неоднозначность и величие. Кризисная обстановка в стране, вызванная стремительным продвижением наполеоновских войск в глубь России, выявила в людях их лучшие качества: патриотизм и любовь к родине, честь и достоинство, простоту и доброту – те, которые так ценит и уважает писатель. Толстой утверждает, что движущей силой истории является не отдельная личность, а «роевая жизнь», народ, являющийся главным героем романа, и «дух войска».

2 стр., 837 слов

Гроза двенадцатого года» (по роману Толстого «Война и мир»)

... и Петя Ростов, и многие другие герои «Войны и мира» в годы Отечественной войны жили общей с народом жизнью, подчиняясь общей цели. Так в годину всенародного бедствия, в грозовом 1812-м, проявились лучшие национальные черты русского ... сцены встречаются в романе вплоть до оставления Москвы, после чего они переходят в сцены партизанского движения. Пожар и сдача Смоленска сливаются в романе с картиной ...

Л.Н.Толстой подчеркивает, что для всех русских людей основными чертами характера являются «скрытая теплота патриотизма» и «чистота нравственного чувства». Именно народ для автора является носителем высших духовных ценностей.

Для писателя «народ» — это вся нация, начиная от крепостных и заканчивая дворянством. В военное время нет никакого деления на сословия, всех объединяет стремление к победе над неприятелями, «всем народом навалиться хотят» на врага русские люди.

Лучше раскрыть и понять мощь народного духа помогают эпизодические персонажи, такие как Платон Каратаев и Тихон Щербатый. В их образах Толстой сосредоточил основные качества русского народа: Платон – воплощение «всего русского, доброго и круглого; Тихон – воплощение народа-богатыря, поднявшегося на борьбу, но лишь в критическое, исключительное для страны время.

«Мысль народная» также заключается в том, что каждый положительный герой романа в конце концов связывает свою судьбу с судьбой нации, осознавая, что надо «войти в эту общую жизнь всем существом» и сближается с народом, вместе с ним защищает родину. В то время, как отрицательные персонажи далеки от народа и озабочены только своими личными интересами.

Человеком, воплотившим в себе дух народа, в романе является Кутузов, подлинно народный полководец. Он единственный, кто понимает солдат и что именно управляет армиями. Поэтому, практически не вмешиваясь в ход сражений, лишь направляет войско в соответствии со сложившейся ситуацией.

Подобно Кутузову, почти все исторические лица проверяются мыслью народной. Так, Наполеон, уверенный, что от его воли зависит исход дела, проигрывает войну.

№3

«Мысль народная» в романе «Война и мир»

«Мысль народная» в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого – это одна из основных его тем и композиционная основа. Роман посвящен подвигу народа, победе его духа в войне 1812 года. Автор показывает душу народа, ее глубину, неоднозначность и величие. Кризисная обстановка в стране, вызванная стремительным продвижением наполеоновских войск в глубь России, выявила в людях их лучшие качества: патриотизм и любовь к родине, честь и достоинство, простоту и доброту – те, которые так ценит и уважает писатель. Толстой утверждает, что движущей силой истории является не отдельная личность, а «роевая жизнь», народ, являющийся главным героем романа, и «дух войска».

Л.Н.Толстой подчеркивает, что для всех русских людей основными чертами характера являются «скрытая теплота патриотизма» и «чистота нравственного чувства». Именно народ для автора является носителем высших духовных ценностей.

Для писателя «народ» — это вся нация, начиная от крепостных и заканчивая дворянством. В военное время нет никакого деления на сословия, всех объединяет стремление к победе над неприятелями, «всем народом навалиться хотят» на врага русские люди.

Лучше раскрыть и понять мощь народного духа помогают эпизодические персонажи, такие как Платон Каратаев и Тихон Щербатый. В их образах Толстой сосредоточил основные качества русского народа: Платон – воплощение «всего русского, доброго и круглого; Тихон – воплощение народа-богатыря, поднявшегося на борьбу, но лишь в критическое, исключительное для страны время.

10 стр., 4584 слов

Алексей Николаевич Толстой. Роман «Петр І»

... и черпать в нем силу, мужество, веру в будущее страны и народа. Алексей Николаевич Толстой. Роман «Петр первый» Толстой Алексей Николаевич, русский писатель. Чрезвычайно разносторонний и плодовитый литератор, писавший ... 1928 во многом по мотивам «Дня Петра» и под влиянием концепции Д. С. Мережковского, в романе «Антихрист (Петр и Алексей)» Толстой резко меняет свой взгляд на царя-реформатора, ...

«Мысль народная» также заключается в том, что каждый положительный герой романа в конце концов связывает свою судьбу с судьбой нации, осознавая, что надо «войти в эту общую жизнь всем существом» и сближается с народом, вместе с ним защищает родину. В то время, как отрицательные персонажи далеки от народа и озабочены только своими личными интересами.

Человеком, воплотившим в себе дух народа, в романе является Кутузов, подлинно народный полководец. Он единственный, кто понимает солдат и что именно управляет армиями. Поэтому, практически не вмешиваясь в ход сражений, лишь направляет войско в соответствии со сложившейся ситуацией.

Подобно Кутузову, почти все исторические лица проверяются мыслью народной. Так, Наполеон, уверенный, что от его воли зависит исход дела, проигрывает войну.

Мысль народная в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Толстой создал грандиозную эпопею. Война и мир – это повествование о подвиге народа, о победе его духа в войне 1812 года. Позже, говоря о романе, Толстой писал, что главная мысль романа –« мысль народная» .Она выражена в «Войне и мире» не только в картинах, сценах, эпизодах, рисующих массовый патриотический подвиг народа, но и во многих индивидуальных судьбах героев произведе­ния. Народное начало, простота и естественность поведения даже в минуты смертельной опасности, скромность и человечность проступают в характере и поведении ротного Тимохина, капитана Тушина, чья внутренняя красота, нравственное достоинство и бесстрашие скрыты под «домашней», негероической внешностью. Лучшие герои романа либо изначально близки к народу, либо путём трудным духовных исканий приходят к пониманию его сущности, той роли, которую играет народ в истории, так приобщение к народному созна­нию помогло Андрею Болконскому, Пьеру Безухову отрешиться от эгоизма.

Наиболее полно и непосредственно «мысль народ­ная» выражается у Толстого при рассмотрении темы войны. В отличие от традиций исторической рома­нистики, писателя интересовала не военно-историческая сторона изображаемых им событий, а нравст­венный смысл поступков, которые совершали люди в ходе военных действий. Поэтому он по-разному оценивает те войны, которые велись за пределами России (1805—1807) и были чужды подлинным ин­тересам народа, и Отечественную войну 1812 г. — войну оборонительную по самой своей сути, вызвав­шую невиданный ранее патриотический подъем на­рода, вставшего на защиту своей независимости. Эта тенденция Толстого была связана с многовековой национально-художественной традицией. Народ, по мнению Толстого, — это не только мужики и солдаты, которые действуют в романе, но и дворяне, обладающие народным взглядом на мир и на духовные ценности. Таким образом, народ — это люди, объединённые одной историей, языком, культурой, живущие на одной территории. В романе-эпопее «Война и мир» Толстой утверждает, что в важнейшие исторические моменты народ и лучшие дворяне не противостоят друг другу, а действуют согласованно: во время Отечественной войны аристократы Болконские, Пьер Безухов, Ростовы ощущают в себе ту же «теплоту патриотизма», что и простые мужики и солдаты. Мало того, самый смысл развития личности, по Толстому, заключается в поисках естественного слияния личности с народом. Лучшие дворяне и народ вместе противопоставлены правящим бюрократическим и военным кругам, которые не способны на высокие жертвы и подвиги ради отечества, но во всех поступках руководствуются своекорыстными соображениями.

8 стр., 3843 слов

Отношение Л.Н. Толстого к войне в романе «Война и мир» (Л.Н. Толстой)

... и страдания, что сопутствуют сражениям, и лишь после акцентирует внимание на геройстве, патриотизме, подвиге и сплоченности. Изучая работу писателя, читатель видит отношение Толстого к войне, которое он высказывает словами ... Этот роман рассказывает о том, что есть война в жизни целого народа и в жизни каждого человека, какую роль играют войны в мировой истории, это роман и об истоках войны, и ...

Толстой, несомненно, уделяет много внимания изображению народа как носителя лучших душевных качеств, мужественно сражающегося за свою Родину. Таковы, например, Тушин и Тимохин, участники Аустерлицкого сражения. Хотя они и не отстаивают честь своей Родины, выступая в несправедливой, по философии Толстого, захватнической войне, они показаны писателем как истинные герои, самоотверженность которых проявляется во время сражения.

Когда начинается сражение, и Тушин, и Тимохин ведут себя инициативно. Тушин занят делом, его «я», мысли о себе выключены, а потому, по мнению Толстого, это «я» увеличивается в своём значении: неприятель решил, что там, где была батарея Тушина, сосредоточены главные силы русских. Вот тот же Тимохин, «красноносый капитан», на которого не кричит лишь ленивый: «Рота Тимохина… одна в лесу удержалась в порядке и… неожиданно атаковала французов…», тем самым обратив их в бегство. Тимохин и Тушин выражают сущность русской армии, воплощая в себе, как Кутузов, «дух русского войска», На примере этих персонажей Толстой показал героизм русских солдат, которые проявляют не показной, а истинный патриотизм. Именно их самоотверженность повлияла в какой-то мере и на князя Андрея. То, что он увидел на поле сражения, заставило его о многом задуматься: он осознал, что такое подлинный воинский подвиг, и это стало первым шагом на пути к нравственному совершенствованию.

Народ, по мнению Толстого, имеет самый верный взгляд на мир и человека, поскольку народный взгляд формируется не в одной голове какого-нибудь мудреца, но проходит «шлифовку»-проверку в головах огромного количества людей и только после этого утверждается как национальный (общинный) взгляд. Добро, простота, правда — вот настоящие истины, которые выработаны народным сознанием и к которым стремятся любимые герои Толстого.

В произведении собственно художественное повествование временами прерывается историко-философскими отступлениями, по стилю близкими к публицистике. Пафос философских отступлений Толстого направлен против либерально-буржуазных военных историков и писателей. По мнению писателя, “мир отрицает войну”. Так, на приеме антитезы строится описание плотины, которую видят русские солдаты во время отступления после Аустерлица — разоренную и безобразную. В мирное же время она утопала в зелени, была аккуратной и отстроенной.Так, в произведении Толстого особенно остро стоит вопрос о нравственной ответственности человека перед историей.

Итак, в романе Толстого “Война и мир” наиболее близко к духовному единению приходят люди из народа, поскольку именно народ, по мнению писателя, является носителем духовных ценностей. Герои, воплощающие “мысль народную”, находятся в постоянном поиске истины, а следовательно, в развитии. В духовном единении писатель видит путь к преодолению противоречий современной ему жизни. Война 1812 года была реальным историческим событием, где идея духовного единения осуществилась.

4 стр., 1515 слов

Изображение войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

... народу. Этот фактор предрекал поражение союзных войск. В изображении войны Толстой использовал тот же художественный принцип, который лежал в основе «Севастопольских рассказов». Все события даются с точки зрения непосредственного участника сражения. В ...

№4

Изображение трёх сражений в романе «Война и мир», Шенграбенское сражение

Сражение начинается с событий, в которых Кутузов, понимая, что русская армия почти в безвыходном положении, решил послать Багратиона с четырьмя тысячами солдат через труднопроходимые Богемские горы навстречу французам. Отряду Багратиона удалось опередить французов и даже ввести их в заблуждение. Маршал Мюрат подумал, что перед ним вся русская армия, и тоже решил дождаться, когда подойдут все наполеоновские войска. Отряд Багратиона получил передышку. Русские расположились возле австрийской деревни Шенграбен и ждали сражения.

Герои — батарея Тушина, Тимохина, русские солдаты

Цель сражения., Исход сражения

Наблюдая за действиями Багратиона во время сражения, Болконский замечал, что генерал почти не отдавал приказов, но делал вид, что все происходит “согласно с его намерениями». Не умаляя значения Багратиона в исходе Шенграбенского сражения, Толстой показывает, что основную роль в этом бою все же сыграли простые и незаметные воины, такие как ротный командир Тимохин. Не численное превосходство, не стратегические планы мудрых полководцев, а воодушевление и бесстрашие ротного, увлекшего за собой солдат, повлияло, в частности, на ход сражения. Тимохин с такой отчаянной решимостью, «с одной шпажкой», бросился на неприятеля, что французы в испуге побросали оружие и побежали.

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 7521 ;