автор: Немирова Светлана Вячеславовна
Учитель начальных классов МБОУ «СШ 82»
Конспект урока «Сочинение по картине В.Д.Поленова » Золотая осень»
Тема: Сочинение по картине В.Д.Поленова «Золотая осень».
Цель: совершенствовать умение составлять текст на заданную тему.
Задачи:
- познакомить с жизнью и творчеством В.Д.Поленова;
-закрепить знания учащихся о тексте (его структуре, типе, стиле речи);
-совершенствовать орфографический навык;
_развивать творческое воображение учащихся;
Формирование УУД:
Личностные:
-воспитывать чувство любви к родной природе;
Коммуникативные:
-развивать умение работать в сотрудничестве(учитывать и принимать отличные от собственной позиции мнения других людей);
-способствовать развитию навыков самоконтроля и взаимопомощи при выполнении коллективного задания;
Регулятивные:
-развивать умение организовывать выполнение задания в отведенный отрезок времени;
Оборудование: Учебник «Русский язык» 3 класс 1 часть с репродукцией картины В.Д.Поленова « Золотая осень», таблички с опорными словами,
отрывок из рассказа К.Д.Паустовского « Желтый свет», видеоролик «Золотая осень»,фонограмма, орфографические словари и словарь эпитетов, маркеры.
Ход урока.
1 Орг.момент.
— Ребята, сегодня у нас на уроке гости. Поприветствуем их!
« Всем! Всем! Всем! Добрый день!»
2.Мотивационный этап:
-Ребята, посмотрите в окно! Каждое утро мы видим там дерево . То радуемся распускающимся на нем листочкам, то удивляемся первому снегу на его ветвях, то с любопытством разглядываем снегирей…
Глядя на него , мы безошибочно определяем время года. О каком же времени года шепчут его листья сегодня?
, по картине Поленова «Золотая осень»
... чьим описанием я сейчас работаю, изображает он раннюю осень, скорее всего, это бабье лето. В моем сочинении по картине Поленова Золотая осень упомяну березки, которые вдоль берега сверкают своими уже ... в строки с помощью эпитетов и метафор, художник использует цвет. Цвет – душа живописи. Он несет в себе не только описание окраски предмета или некого тайного ...
( Об осени)
-Что изменилось в нем с ее наступлением?
(Пожелтели листья, стали опадать)
-Ребята, а вы любите осень?
-Что вам нравится в этой поре?
(Листопад. Разноцветье листьев.)
-Да! Осень — волшебная пора года!
-Сегодня Полина нам приготовила сюрприз. Полина ,пожалуйста!
(Ученица читает отрывок из рассказа К.Д.Паустовского « Желтый свет») .
« Осень пришла внезапно. Так приходит ощущение счастья от самых незаметных вещей. Осень пришла врасплох и завладела землей -садами и реками, лесами и вохдухом, полями и птицами. Все сразу стало осенним. Крик синиц был похож на звон разбитого стекла. Листья падали дни и ночи.
Я изучал осень упорно и долго. Для того, чтобы увидеть по-настоящему , надо убедить себя , что ты видишь это впервые в жизни…
Я узнал , что осень смешала все краски ,какие существуют на земле. Я видел листву не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, черную, серую и почти белую.
Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Вдруг лист клена медленно отделился от ветки, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые я услышал шелест падающего листа – неясный звук, похожий на детский шепот.»
3.Определение темы урока.
— Ребята, вам понравилось?
— Да! Это очень известный и талантливый писатель. Не каждый из нас сможет так передать свои чувства! Но все равно, любуясь этим волшебным временем года ,вам, я думаю, тоже захотелось так красиво описать осеннюю пору. Определите тему нашего урока (Письмо сочинения об осени).
4.Работа по теме урока.
1)Вступительная беседа.
— Осень вдохновляла не только писателей, но и художников. Сегодня мы с вами будем писать сочинение по картине невероятно талантливого художника В.Д.Поленова « Золотая осень». В.Д. Поленов прославился в истории русского и мирового искусства тем ,что превосходно писал пейзажи .А картина « Золотая осень» признана настоящим шедевром живописи.
2)Беседа по картине.
-Рассмотрите репродукцию картины В.Д.Поленова «Золотая осень» в «Картинной галерее».
-Что изображено в центре картины?
-Что изображено на переднем плане?
-Что видим слева, справа? На заднем плане?
-Что изобразил художник на картине? Какая погода?
— Какими вы увидели деревья и их осенний наряд?
-Землю?
-Какими вы увидели реку, ее берега?
—Что вам запомнилось в картине ? Какие краски преобладают ?
-В чем заключается мастерство художника?
- Физкультминутка.
6.Подготовка к написанию сочинения.
1) (Работа в группах) Подготовиться к написанию сочинения всегда сложно, поэтому я предлагаю вам сегодня поработать в группах. Вы уже определились, кто будет представителем вашей группы.
Конспект по русскому языку с презентацией «Обучающее по ...
... урока I. Сообщение темы урока. – Сегодня урок по развитию речи. – На уроке будем составлять текст по репродукции картины Василия Дмитриевича Поленова «Золотая осень»: рассматривать и описывать содержание репродукции картины, обсуждать содержание предстоящего рассказа по репродукции картины, ...
Что , обычно, описываем мы в сочинениях о сезонных изменениях?
( Солнце, небо, растения, осадки…)
( Приклепляю на доску таблички: солнце, небо, деревья, река ).
-Подойдите ко мне представители групп и выберете свой обьект описания.
-А теперь подберите слова, словосочетания, подходящие к данным обьектам и запишите их на табличках маркерами. В помощь вам орфографические словари, словари эпитетов и просто ваш речевой опыт. Подобранные слова подходите и приклепляйте сразу на доску. Не забудьте выделить орфограммы, ведь вы работаете для всего класса.
2) Отчет групп о проделанной работе.
(Представители зачитывают подобранные слова, по необходимости я обогащаю словарь дополнительными словами и словосочетаниями.)
-А теперь уточним структуру текста. Из каких частей состоит текст.
( Вступительная часть, основная и заключительная).
— Описание неба, солнца, деревьев в какую часть текста мы поместим ?
— А о чем напишем во вступлении, в заключительной части?
— Предложите 1-2 предложения для начала сочинения.
-Для концовки?
- Просмотр видеоролика « Золотая осень».
8.Самостоятельная работа ( запись сочинения).
- Итог урока:
Зачитывание 1-2 сочинений.( Вопросы после прослушивания:
— Вам понравилось сочинение?
-Выдержана ли тема?
-На ваш взгляд ,описание чего наиболее удачно получилось у …) Оцените работу.
10.Рефлексия.
(открываются фразы, которые можно продолжить.)
« Мне сегодня было легко…»
«Мне очень понравилось…»
«Я испытал(а) затруднение только в …»
«В другой раз я постараюсь…»
Использованная литература:
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/konspekt-urokapo-zadannomu-nachalu/
1.Т.А.Налимова ,кандидат педагогических наук, г. Новокузнецк , статья: «Новый взгляд на традиционное сочинение по картине»,журнал «Начальная школа»,2013.
2.Альбом « Мир Василия Поленова».
- Открытые интернет-источники.
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/konspekt-urokapo-zadannomu-nachalu/