Разделы:
Цели урока:
1. Вырабатывать умение составлять художественное описание картины
2. Отрабатывать навык работы в группе
3. Познакомить с творчеством В.М. Васнецова, А.П. Бородина
4. Развивать аналитическо-синтезирующее мышление
5. Развивать познавательные умения (составление плана пересказа текста)
6. Развивать познавательно-информационную комтентность
7. Развивать художественную культуру
8. Воспитывать патриотизм
Оборудование:
Ход урока
I. Организационный момент
(слайд №1)
Широка ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулась!
У тебя ли нет
Богатырских сил,
Старины святой,
Громких подвигов!
II. Эмоциональный настрой
- Как вы думаете, о ком мы будем говорить?
(О богатырях)
- Совершенно верно. Сегодня мы ещё раз обратимся к славным страницам истории нашего Государства.
(Схема вычерчивается учителем на доске.)
- На уроках литературного чтения мы знакомились с былинами. Назовите, пожалуйста, имена богатырей.
(Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич)
- Какова центральная идея, проходящая через былины?
(Идея защиты Русской земли)
- Сила, бессмертие богатырей – это сила и бессмертие нашего народа. Богатыри стали воплощением мужественности, честности, преданности Родине.
(слайды №2,3)
III. Рассказ об истории создания картины
Виктор Михайлович Васнецов — замечательный русский художник. Двадцать лет он работал над своим шедевром. Чтобы создать образы богатырей, художник изучал былины, историю Древней Руси. В музеях знакомился с образцами древнего оружия, одежды наших предков. В апреле 1898 года картина была закончена и куплена П. М. Третьяковым для его галереи.
Ещё одно распространённое название картины — «Три богатыря». Первоначальное же, авторское, название было более длинным — «Богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович… примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?»
IV. Организация работы в группах
- Для дальнейшей работы нам придётся разбиться на три группы:
- Илья Муромец (1ряд)
- Добрыня Никитич (2 ряд)
- Алёша Попович (3 ряд)
- Каждая из групп получает опорные карточки следующего содержания:
1) Возраст богатыря
Илья Муромец в русском эпосе
... Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича. В народном представлении старший из них, самый могучий, богатырь Илья ; за ним идет Добрыня, уступающий в некоторых качествах Илье ; наконец, Алеша, также отважный защитник Русской земли, ... ходить. Все попытки вылечить его не увенчались успехом. Но Илья не сдавался, упорно тренировал руки, развивал мышцы, становясь все более сильным, но, увы, ходить ...
2) Расположение на картине
3) Выражение лица
4) Одежда
5) Доспехи
- В итоге команде необходимо будет представить описание того богатыря, именем которого она названа.
V. Работа над содержанием картины
- Итак, давайте обратимся к репродукции картины. (Дети под музыку симфонии №2 А.П. Бородина рассматривают репродукцию картины)
- Определите кто здесь Илья Муромец, кто Добрыня Никитич и кто Алеша Попович.
(слайд № 4,5)
спокойное
- Теперь послушайте, что говорится в былине об Илье Муромце:
На заставе был богатырь Илья
Илья Муромец, сын Иванович,
Из-под славного города из-под Мурома,
Из того ли села Карачарова,
И конь под Ильёю лютый зверь,
Он сам на коне как ясен сокол…
- Теперь обратимся к описанию Добрыни Никитича.
(слайд № 6,7)
И конь ему под стать, вот-вот сорвётся с места.
Одет Добрыня богаче других богатырей.)
- Сейчас обратимся к былинному описанию богатыря:
“Растёт Добрыня, в плечах широк, тонок в поясе, брови чёрные вразлёт, соболиные, глаза зоркие, соколиные, кудри русые вьются кольцами, рассыпаются с лица, бел да румян, ровно маков цвет, а силой да ухваткой ему равных нет, и сам он ласковый, обходительный.”
- Настала очередь самого молодого богатыря – Алёша Попович.
(Он молод и красив , смел и отважен , весел и лукав , способен развлечь всех песнею , но может и стрелы ловко пустить. Богатырь с усмешкой, без боязни всматривается в ту сторону, где могут быть враги. (слайды № 8,9 ))
- Что же говорит былина о богатыре?
А и был там Алёша Попович – млад,
Он Добрыне Никитичу крестовый брат,
Что из присна города, из Ростова,
Сын соборного попа ростовского.
— А теперь я попрошу выбрать представителя команды, который прочитает описание своего богатыря. (Ученик у доски зачитывает составленное командой описание.)
VI. Описание природы (слайд №10)
— На бескрайних просторах гуляет ветер и гонит по небу тяжелые грозовые тучи, пригибает к земле буйные травы, развевает лошадиные гривы. За спинами богатырей тянется волнистая гряда холмов, под ногами богатырских коней колышется ковыль. А все вместе эти детали заставляют нас почувствовать мощь богатырскую.
VII. Рефлексия
- Как вы думаете, что хотел сказать Виктор Михайлович своей картиной?
( Васнецов прославляет защитников России.
Он хочет, чтобы мы все гордились своими героическими предками, помнили о них, любили Родину.)
VIII. Работа над составлением плана сочинения (слайд №11)
1. О художнике, создавшем картину.
2. Описание богатырей.
3. Природа на картине.
4. Мысли и чувства, которые вызывает картина.
Описание по картине ранняя весна левитана 2 класс
... отражение в воде придаёт пейзажу загадочность. Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Описание слайда: Картина пронзает своего зрителя, ощущением ранней весны. Вот-вот проснется природа, и холмы ... Презентация на тему: Сочинение по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода» , Описание слайда: Тринадцатое апреля.Сочинение по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода».План. Описание слайда: Кто может красиво ...
5. Что хотел сказать В.М. Васнецов своей картиной?
IX. Устное описание картины
По составленному плану несколько человек описывают картину, остальные дополняют их рассказ.
X. Домашнее задание
— Написать сочинение по картине В.М. Васнецова “Богатыри”.
Приложения
- Работы детей ()
- Список использованной литературы ()
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/konspekt-urokapo-kartine-vasnetsova-bogatyiri-klass-2/