Урок по развитию речи в 5 классе « по картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты и птица»

Урок — путешествие., Описание картины Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты и птица».

Цели: проверить орфографические навыки; развивать интерес к произведениям живописи, наблюдательность, умение описывать картины; развивать навыки монологической речи, дать понятие о натюрморте.

Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал, Тип урока: комбинированный., Слово учителя.

Сегодня мы с вами посетим музей. Но так как время не так уж много, поэтому рассмотрим только один зал, который посвящён творчеству Фёдора Петровича Толстого.

Прежде чем зайти в этот зал, я хочу рассказать одну притчу про художников.

Поспорили два живописца, кто лучше, правдивее нарисует картину. Да так, чтобы от настоящей модели отличить было невозможно. Один нарисовал гроздья винограда в вазе, стоящей на столе в саду. Виноград выглядел настолько натурально, что птицы со всей окрестности слетелись, чтобы его поклевать.

Друзья живописцев уже решили, что победа досталась ему, и спрашивают второго: « А где твоя картина?» « Да вон она, за занавеской,» — отвечает он. Они бросились открывать занавеску, а та оказалась нарисованной.

Победу присудили второму живописцу , так как первой картине поверили только птицы, а второй живописец ввел в заблуждение и художников.

Итак, я приглашаю вас в зал…, Рассказ о творчестве художника сопровождается демонстрацией репродукций Ф.П.Толстого.

Сегодня я расскажу о необыкновенно талантливом художнике и о его работах, к которым могла относиться эта притча. Речь идёт о графе Фёдоре Петровиче Толстом, жизнь которого должна была сложиться совсем по-другому. Он родился в семье генерал-майора Петра Андреевича Толстого, учился в Морском кадетском корпусе, стал адъютантом товарища министра морских сил вице-адмирала П.В.Чичагова. И в недалёком будущем все прочили ему стать адмиралом.

И вот тут-то судьба его совершенно перевернулась, потому как Фёдор Толстой страстно хотел стать художником. Он знал, какие трудности предстоит ему преодолеть, отказавшись от военной карьеры. Это гнев родителей, разрыв с родственниками и знакомыми, бедность и лишения. Тем не менее он подает в отставку.

34 стр., 16659 слов

Использование педагогических идей Л.Н. Толстого в современной ...

... Также педагогическое творчество Льва Николаевича изучали В.В. Смирнов, П.А. Лебедев, Н.Н. Гусев, П.И. Бирюков. Все вышеизложенное и определило выбор темы нашего исследования: "Использование педагогических идей Л.Н. Толстого в ...

Фёдор Толстой поступает в академию художеств, где подружился с О.А.Кипренским. Впоследствии он становится другом А.С.Пушкина. Фёдор Петрович Толстой становится ярким , самобытным мастером. Он реализовал себя во многих видах искусства ( скульптуре, создатель медальонов, гравюре и т.д.)

Сегодня мы познакомимся с его натюрмортами. В истории живописи он остался знаменитым автором рисунков-натюрмортов – «Ягоды красной и белой смородины», «Букет цветов, бабочка и птичка», и др. Именно цветы и фрукты считались наиболее легкой и приятной темой для рисования. На рубеже XVIII-XIX веков стали выходить руководства типа «Правила о рисовании цветов и фруктов к пользе и удовольствию прекрасного пола» — наподобие сегодняшних женских журналов по рукоделию. И здесь искусство дилетантское пересекалось с академическим, так как основным сюжетом натюрморта Академии Художеств еще с XVIII века считался «живопись цветов и плодов с насекомыми».

Изображения цветов фруктов в творчестве Толстого настолько притягательны в своем мастерстве, в своем натурализме, что они стали наиболее известными его рисунками. Хотя сам художник говорил, что занимался ими в свободное от работы время и серьезными работами не считал. Но тут он немного лукавил: если отвлечься от эстетической ценности работ, то, например, натюрморт «Ягоды красной и белой смородины» приносил и ощутимый доход семье художника – по воспоминаниям дочери Федора Петровича: «Целая семья питалась одной смородиной». Та же «смородина» принесла художнику и почет – рисунок был преподнесен в подарок императрице Елизавете Алексеевне, супруге Александра I. Давайте насладимся просмотром этих шедевров.

Презентация «Натюрморты Ф.П.Толстого», Слово учителя., Сегодня наша задача – описать, что мы видим на картине., Просмотрев презентацию , что мы увидели на репродукциях?, Давайте дадим определение слову натюрморт.

НАТЮРМОРТ

франц. nature morte – мертвая природа), один из жанров живописи. В натюрмортах изображаются дары природы (плоды, цветы, рыба, дичь), а также вещи, сделанные руками человека (столовая утварь, вазы, часы и т. д.).

Иногда неодушевленные предметы соседствуют с живыми существами – насекомыми, птицами, животными и людьми.

А теперь обратимся к картине Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты и птица». Её мы и попытаемся описать., Работа по вопросам.

  • Какие предметы изобразил художник на картине?
  • Как художник расположил предметы?
  • Какие использовал краски?
  • Есть ли фон?
  • Какова роль изображенных предметов?
  • Настроение картины?
  • Можно ли понять замысел художника?

( Примерные ответы. Все предметы находятся на простом столе, крышка которого служит нижней границей картины. Фрукты сгруппировались вокруг вазы с цветами, расположенной в центре. Общий фон натюрморта — охристо-жёлтый, солнечный, тёплый. Солнце падает и на яблоки , и на ягоды смородины и винограда, и на вазу.

Изображённые предметы словно перекликаются друг с другом. Срез яблока повторяет форму и цвет лепестков цветов и крылышки бабочки. Краснобокие яблоки напоминают формой вазу. Цветы в ней видны полностью, даже стебельки, и от этого кажутся особенно нежными и трогательными.

2 стр., 540 слов

По картине Герасимова Натюрморт. Полевые цветы

... этого. Полевые цветы автор сравнивает с людьми. Их вырастила сама природа. Они свободны, их не окружают стены теплиц, они любуются небом. Главная тема стихотворения-описание цветов. ... не вызывают. От описания полевых цветов веет теплотой. В конце настроение грустное. Жанр-лирика пейзажная+философская Строфа-5 строф. Четверостишия Основные образы. Дорогие тепличные цветы очень красивы, но они ...

Похожи бабочка и мотылёк, привлечённые запахом цветов и фруктов. Оперение птицы почти сливается с матово-синим цветом винограда. Тонкие птичьи лапки похожи на веточки.

Всё похоже, и всё своеобразно. Неживая природа оживает под кистью художника. Если приглядеться, в левом углу картины можно заметить несколько капелек воды, в которых, как в вазе, отражается солнечный свет.

Картина наполнена гармонией и теплом. Рассматривая натюрморт, проникаешься солнечным настроением, учишься ценить красоту мира, красоту простых, окружающих тебя вещей. )

Устные рассказы по картине., Написание сочинения., Подведение итогов.

  • Что вы узнали о творчестве Ф.П.Толстого?
  • Какие картины запомнились?
  • Что такое натюрморт?