Актуальной во все времена была и остаётся тема отцов и детей. В «Грозе» Островского проблема взаимоотношений между старшим и младшим поколением демонстрируется максимально наглядно. Некий барьер не позволяет людям понять интересы и чувства друг друга. Автор акцентирует внимание на том, к каким серьёзным и непоправимым последствиям порой может привести недопонимание между родителями и детьми.
Краткий анализ произведения , Краткий разбор пьесы «Гроза» может выглядеть следующим образом:
- Год написания — 1859 г.
- История создания — на написание пьесы автора вдохновило его путешествие по Волге, во время которого писателю удалось записать различные повседневные сценки и разговоры из быта простых жителей Поволжья.
- Тема — в произведении затрагиваются темы семьи, греха и покаяния. Бо́льшую часть занимает проблема отцов и детей в пьесе.
- Жанр — пьеса, драма.
- Литературное направление — реализм.
А. Н. Островский отразил в своём произведении отразил современные ему темы и проблемы, большинство из которых не теряют своей актуальности.
Старшее поколение , Представителями этого поколения в произведении являются два героя:
- старая купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха);
- богатый купец с фамилией Дикий.
Кабаниха и Дикий придерживаются принципов тирании
Вечная проблема отцов и детей в пьесе «Гроза» разворачивается именно из-за нежелания родителей считаться с мнением своих дочерей и сыновей. Конфликт поколений уже многие столетия не теряет своей актуальности из-за разных взглядов на жизнь, и решить его можно только в случае, когда обе стороны согласны искать компромисс.
6 стр., 2527 словОдаренные дети — проблема социализации
... которых пять лет, просидел в Петропавловской крепости. Проблемы одаренных детей «Человек, восприятие которого хронически опережает его возможности, ... и поэтому возможны, объективны, и вместе с тем они внутри, в нем как личности. ... одаренных детей больше мальчиков, чем девочек. Успех одаренного ребенка во многом зависит от хороших родителей (либо очень требовательный и направленный на успех ребенка ...
Лекция: Конфликт отцов и детей в драматургии Островского
В «Грозе» соединились и получили новую жизнь многие важнейшие мотивы творчества драматурга. Противопоставив «горячее сердце» — молодую, отважную и бескомпромиссную в своих требованиях героиню — «косности и онемелости» старшего поколения, писатель шел по пути, началом которого были его ранние очерки и на котором он и после «Грозы» находил новые, бесконечно богатые источники захватывающего, жгучего драматизма и «крупного» комизма. В качестве защитников двух основных принципов (принципа развития и принципа косности) Островский вывел героев разного склада характера. Нередко считают, что «рационализм», рассудочность Кабанихи противопоставлены стихийности, эмоциональности Катерины. Но рядом с рассудительной «охранительницей» Марфой Кабановой Островский поставил ее единомышленника — «безобразного» в своей эмоциональной неуемности Савела Дикого, а выраженную в эмоциональном порыве устремленность в неизведанное, жажду счастья Катерины «дополнил» жаждой познания, мудрым рационализмом Кулигина.
В «Грозе» Островский сумел раскрыть сразу несколько проблем. Во-первых, это, конечно, социальный конфликт, столкновение «отцов» и «детей», их точек зрения (а если прибегнуть к обобщению, то двух исторических эпох).
К старшему поколению, активно выражающему свое мнение, принадлежат Кабанова и Дикой, к младшему – Катерина, Тихон, Варвара, Кудряш и Борис. Кабанова уверена, что порядок в доме, контроль за всем, что в нем происходит, – залог правильной жизни. Правильная жизнь же, по ее понятиям, заключается в том, чтобы следовать домостроевским порядкам и беспрекословно подчиняться старшему (в данном случае ей, т.к. она не видит другой подходящей кандидатуры).
Видя, что далеко не все ее требования выполняются, она боится за будущее, как свое, так и своих детей, ведь ее мир рушится, а то, что должно прийти ему, на смену, ей кажется хаосом. Она всеми силами пытается удержать старый порядок, т.к. по-другому жить просто не может; поэтому фигура Кабановой приобретает трагический оттенок. У Дикого же, напротив, нет и намека на трагичность. Он уверен в своей правоте и в том, что все окружающие зависят только от него, поэтому позволяет себе немыслимо подлые поступки, что представляет собой типичное самодурство.
Младшее поколение смотрит на вещи немного иначе. Все они, за исключением Бориса, который неизвестно зачем терпит своеволие дяди, в той или иной степени выражают протест против притеснения со стороны старших. Кудряш бранится с Диким, не давая, таким образом, себя в обиду. Варвара тайком от матери ходит гулять по ночам, а потом и вовсе сбегает с Кудряшом. Борис, как уже говорилось, выносит издевательства Дикого и тем самым выказывает какую-то неприспособленность к самостоятельной жизни. Таков и Тихон. Его абсолютная зависимость от матери обусловлена тем, что он вырос в такой среде, где кто-то обязательно повелевает, а кто-то подчиняется.
Сложнее и трагичнее всего судьба-протест Катерины. Не осознавая четко, что ей нужно, она знает одно: так жить нельзя. Конечно, она часть патриархального Калинова и живет по его законам, но в какой-то момент ей становится все это невыносимо. «Темное царство» дает трещину, и через нее, из самой глубины его, прорывается «светлый луч». Неясное стремление Катерины вырваться из этого затхлого мира куда-то (она максималистка, как и Кабанова, для нее возможен только один вариант: или все, или ничего) привело ее в реку, но тем самым она разрешила в свою пользу конфликт с собственной судьбой: вместо уготованной ей участи существования в четырех стенах, вечно попираемой свекровью и мужем, она выбрала свободу, пусть даже ценой жизни.
Трагические судьбы Катерины и Ларисы в пьесах Островского «Бесприданница» ...
... свою Ларису, а не героиню А.Н. Островского. 2. Своеобразие судьбы Ларисы и Катерины в пьесах А.Н. Островского «Бесприданница» и «Гроза» Наверно, не случайно в центре двух пьес А.Н. Островского, каждая из которых ... на этот вопрос, он проследил бы жизнь Катерины с самого детства, тем более что Островский дает на это некоторые материалы; он увидел бы, что воспитание и жизнь не могли дать Катерине ...
В пьесе Островского начала 70-х гг. «Лес» уже и купец старшего поколения будет упорно стоять на позициях формальной чести, прекрасно совмещая претензии на неограниченную патриархальную власть над домашними с представлением о законах и правилах торговли как основе поведения, т. е. о «чести , — говорит о себе купец Восмибратов (6,
507
53).
Сталкивая наивно бесчестного Большова и формально честного Подхалюзина, Островский не подсказывал зрителю этического решения, но ставил перед ним вопрос о нравственном состоянии современного общества. Он показывал обреченность старых форм жизни и опасность того нового, что стихийно вырастает из этих старых форм. Выраженная через семейный конфликт социальная коллизия в его пьесе по существу носила исторический характер, а дидактический аспект его произведения был сложен и неоднозначен.
45. Своеобразие конфликта в драме Островского «Гроза»
Кулигин – если бы пьеса была классицистической, он был бы резонёром, авторским рупором, самым разумным героем.
Вместо бывшего «резонёра» Острвоский ставит полубезумца, пророка, предвещающего новые Содом и Гоморру. Он живописует «жестокие нравы» в стилистике апокрифа, исследователи не раз отмечали, что неясно по синтаксическим конструкциям – это взяточники-чиновники или сами бесы «руками плещут», «водят», «волочат».
Великая драма – это всегда мистерия, разворачивающаяся и на небе, и на земле.
О разного рода небесных знамениях упоминается чуть не на каждой странице. И Кулигин с кометой и северным сиянием, и Феклуша.
Авторская ирония: Феклуша уверяет, что «время-то в умаление стало приходить», а Кулигин хочет строить громоотводы и солнечные часы. Это две крайности: вера в нелепость <=> вера в спасение мира научными теориями.
«Тема рока»: голос из толпы – «коли кому на роду написано, так никуда не уйдёшь».
Вывод: Кабаниха – «Надо жить-то так, чтобы всегда быть готово ко всему».
Катерина ещё до Бориса боится, что смерть застанет, «как ты есть, со всеми твоими грехами»
Тема социального и семейного деспотизма локализация в «земном» слое пьесы. Хотя явной оппозиции нет: Катерина не является семейным тираноборцем.
Добролюбов использовал библейское выражение «тёмное царство» и это как раз тот сакральны уровень, на котором должно рассматривать пиесу.
«Мистериальная» подсветка пьесы:
1) Космически-пейзажный фон
2) Система мифологических текстовых сигналов
3) Система персонажей
Сюжет об искушении Катерины – возвышенно-трагическая судьба <=> грубый юмор Дикого, нелепые россказни Феклуши.
Глупые мысли жителей о геене огенной, пререкания Дикого с Кулигиным по поводу громоотвода, сцены, в которых Кулигин обсуждает с Борисом нравы Калинова – интермедии, вставные бытовые эпизоды, всего лишь фон к мистерии.
Конспект «Катерина – борец или жертва?» (По драме А.Н. Островского «Гроза»)
... старших. От их произвола страдают следующие герои: Катерина; Тихон; Варвара; Кулигин; Борис. Жертвы тиранов по-разному реагируют на их гнет: ... вступает в открытый конфликт. Сочинение на тему драма гроза приговор тирании и самодурству Пьеса «Гроза» занимает особое место в ... старинные обряды, фарисейские жалобы на свою жизнь, игра на сыновних чувствах — Кабаниха все использует для утверждения своей ...
Дикой, Феклуша, Глаша, Шапкин, Кудряш, Кулигин в конфликте не участвуют.
Главная тема: предстояние человека перед Богом.
Главный конфликт: в душе Катерины — измена мужу, с точки зрения православной Катерины – почти отказ от Бога, святотатство, разрушение малой домашней церкви – христианской семьи.
«Уж душу-то свою я уже погубила».
В «Грозе» большую роль играет мифологема птицы как символа души. «Отчего люди не летают как птицы» — это, оказывается, о метафизической тоске по миру горнему.
*Во сне Катерина видит голубя-соблазнителя: извращение христианской символики. Это наказуемо, и закономерно будто бы заканчивается уходом по реке в «нижний мир».
На стене в развалинах нарисована геена огненная. Мифологема огня прослеживается и далее: герои «Грозы» страдают труднообъяснимой пироманией, то и дело говорят о пожарах, ключ «жжёт» Катерину.
Надежда на Спасение: смерть Катерины наступает не от воды, а от удара о якорь, символ надежды и Богородицы.
Бредятина, имхо: прочие персонажи – два античных полухора, две половины души Катерины.
1. «Самодуры» — не боятся божественного гнева. Своевольцы. Главный – Дикой, далее Варвара, Кудряш, Кулигин, предлагающий спасаться от гнева Бога с помощью громоотвода. «С самодурами у Катерины много общего, ведь и она хочет гулять на воле, уплыть за Волгу и летать как птица».:)
2. «Домостроевцы», приверженцы старины. Главная – Кабаниха. Она «пилит» родных не по злобе, а чтобы конец света не наступил (всенепременнейше наступит, если домочадцы отойдут от древнего миропорядка).
Катерину живой в землю хочет закопать тоже не по злобе, а по порядку. Далее – Феклуша, Глаша, калиновцы, Борис.
По дефиниции Добролюбова Катерина не луч, а полумрак, она половинчата.
В Грозе действие вспыхивает, как взрыв, возникший между двумя разными человеческими натурами. Особенно сильно в Грозе выражена проблема национальных культурных традиций. Не признавая допустимости изменений, развития и даже разнообразия явлений действительности, Кабаниха нетерпима и догматична. Она узаконивает привычные формы жизни как вечную норму и считает своим высшим правом карать преступивших в большом или малом законы быта. Являясь убеждённой сторонницей неизменности всего уклада жизни, вечности общественной и семейной иерархии и ритуальности поведения каждого человека, занимающего своё место в этой иерархии, Кабаниха не признаёт правомерности индивидуальных различий людей и разнообразия жизни народов. Всё, чем отличается жизнь других мест от быта города Калинова, Кабаниха считает неверным. Центр вселенной – благочестивый город Калинов, центр этого города – дом Кабановых. Всякое изменение представляется Кабанихе началом греха. Она поборница замкнутой, исключающей общение жизни. Она читает бесконечные наставления Тихону, к-ый уезжает и заставляет требовать от жены, чтоб она в окна не смотрела. Утратив непременный атрибут жизни – способность вилоезменяться, все обычаи и ритуалы, утверждаемые Кабановой, превратились в вечную, неживую, бессодержательную форму. Катерина же неспособна воспринимать обряд вне содержания. Религия, родственные отношения, даже прогулка по берегу Волги – для Катерины полно смысла. Из религии она извлекла обострённое чувство нравственной ответственности, но форма церковности ей безразлична. Она молится в саду среди цветов, а в церкви она видит не священника и прихожан, а ангелов в луче света, падающем из купола. Из искусства, древних книг, иконописи она усвоила образ, виденные ею на миниатюрах и иконах. Катерина несёт в себе творческое, вечно живое начало, порождённое непреодолимыми потребностями времени, она наследует творческий дух той древней культуры, к-ую стремится превратить в бессодержательную форму кабаниха. Катерину на протяжении всего действия сопровождает мотив полёта, быстрой езды. Она хочет летать, как птица, и ей снятся сны о полёте, она пыталась уплыть по Волге, а в мечтах видит себя мчащейся на тройке. И к Тихону, и к Борису она обращается с просьбой взять с собой цели. «Гроза» была совершенно новым явлением в русской драматургии, невиданной до того народной драмой, привлекшей к себе внимание общества, выразившей современное его состояние. *Дикой — законченный тип купца- самодура, смысл жизни которого заключается в том, чтобы любыми средствами сколотить капитал.
Проблема самоотверженной и всепрощающей родительской любви аргументы. ...
... любовь Катерины Петровны к своей дочери не позволяет ей обижаться на неё, она понимает новый склад жизни Насти и ... когда станет слишком поздно. Проблема отношения к матери: сочинение ЕГЭ Мы проанализировали ... и заботу. Однако, осознав, что прошлое не вернуть, он погибает. И все же именно воспоминание о родительском ... и муки раскаяния преследуют девушку до конца дней. В романе И. С. Тургенева «Отцы и ...
Смирившиеся и подчинившиеся
Дети старшего поколения в пьесе совершенно по-разному реагируют к властному и жестокому воспитанию своих родителей.
Юноша не в силах даже защитить собственную жену
Ещё одним представителем молодого поколения является Борис. Молодой обеспеченный парень, на первый взгляд, производит впечатление уверенного и успешного, однако, события пьесы заставляют сделать другие выводы. Когда о романе Катерины и Бориса узнаёт весь городок, дядя властно запрещает племяннику продолжать эти отношения. Дабы не лишиться обещанного состояния, юноша во всём соглашается с Диким и отказывается взять на себя ответственность за связь с Катериной.
Автор наглядно демонстрирует, что оба молодых мужчин стали заложниками обстоятельств и привычных укладов их городка. А построены общественные порядки в Калинове были именно властью тиранов и самодуров.
Жертвами старшего поколения также становятся Варвара и Кудряш. Дочь Марфы смирилась с нападками матери, приспособилась к тому, чтобы врать ей и скрывать часть своей жизни. Ваня Кудряш ведёт себя таким же образом, чтобы не злить лишний раз Дикого, а подстраивается под его желания.
Проблема взаимоотношений поколений в грозе
Софья Фамусова, выросшая в атмосфере лжи и обмана, тщательно скрывает свои чувства от отца, понимая, что он не позволит развитие отношений с Молчалиным. Делает всё наперекор батюшке. Молчалин напротив верен своему нравственному (или безнравственному) кредо, строит свою жизнь, как завещал отец: угождать всем людям без изъятья. Грибоедов даёт возможность поразмыслить читателю над завтрашним днём обоих героев.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
Воспитание Петруши Гринёва остаётся за пределами страниц текста, но главное, что вынес молодой дворянин из общения с отцом (строгим и требовательным человеком), необходимость быть верным слову, беречь честь, соблюдать законы нравственности. Он поступает так во всех жизненных ситуациях. Даже когда отец запрещает жениться на любимой Маше Мироновой, он принимает его волю как обязательное требование.
Какова роль отца в жизни ребенка?
... бросают. Только отец может обезопасить свою дочку от таких молодых людей. Папы дарят любовь и дают пример, каким должен быть порядочный и любящий мужчина. ` Какова роль отца в жизни ребенка? ... её и поможет решить любую проблему. Он любит и принимает её такой, какая она есть. Некоторые отцы отстраняются от воспитания детей и считают, что этим должны заниматься ...
Н.В. Гоголь «Мёртвые души»
Из детских воспоминаний Чичикова всплывает образ мрачного, недоброго, жестокого отца и его наставления о необходимости беречь и копить копейку, единственного идола в жизни Павла Ивановича. Чичиков строит свою жизнь по заветам отца и во многом преуспевает.
А.Н. Островский «Гроза»
Взаимоотношение между матерью и детьми в семье Кабановых основаны на страхе и лицемерии. Варвара привыкла ко лжи и пытается научить этому Катерину. Но у жены брата были другие отношения в семье, она не принимает ханжества свекрови и борется с ней своими средствами. Финал такого воспитания предсказуем: Варвара бежит из дома, Катерина уходит из жизни добровольно, Тихон восстаёт против матери.
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
«Дети» в романе – Базаров и Аркадий Кирсанов – в начале повествования выступают единым фронтом против «отцов» в лице дяди Аркадия – Павла Петровича. Николай Петрович не сопротивляется смелым и дерзким высказываниям сына и его друга. И поступает мудро и дальновидно. Постепенно Аркадию открываются многие несовпадения в поведении его друга, и он возвращается в лоно семьи. А Базаров, так легко критикующий «романтизм» Кирсановых, абсолютно трепетно относится к подобному поведению своего отца, потому что любит своих родителей и бережёт их.
Л.Н. Толстой «Война и мир»
В романе представлены несколько семейств, в каждом отношения строятся на определённых принципах. В семье Курагиных – это принцип выгоды и наживы. И отец, и его дети согласны на любые отношения, лишь бы они были выгодны, так заключаются браки. Таким же принципом руководствуется семейство Друбецких: унижение, угодничество – их орудие в достижении цели. Ростовы живут, как дышат: они радуются друзьям, праздникам, охоте – всему, что украшает нашу жизнь. Отец и мать во всём стараются быть честными с детьми и друг другом. Выгода для них не важна. Практически разоряя свою семью и себя, Наташа требует отдать подводы под раненых, только так может поступить настоящий патриот и милосердный человек. И матушка соглашается с дочерью. Подобны отношения между отцом и дочерью Болконскими. И хотя кажется, что отец слишком строг и нетерпим по отношению к дочери, на самом деле, он слишком хорошо понимает трудности предстоящей жизни своей дочери. Поэтому княжна Марья сама отказывает Анатолю Курагину, понимая, как прав её отец.
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
Родион Раскольников, объясняя причину убийства старухи-процентщицы, говорит, что он хотел матери помочь. На самом деле, он очень трепетно относится к матери, пытаясь вырваться из замкнутого круга нищеты. Он с трепетом и волнением вспоминает отца, от которого ему остались часы (заложенные старухе-процентщице).
Мать до конца не верит в преступление своего любимого Роди.
А.П. Чехов «Вишнёвый сад»
В пьесе дочь Аня, семнадцатилетняя девушка, отправляется за блудной матерью, потерявшейся где-то в Париже, чтобы вернуть её в лоно семьи, для решения проблем с имением. Раневская ведёт себя наивно и глупо. Здравым смыслом наделена только Варя, приёмная дочь всё той же Раневской. Когда Любовь Андреевна даёт проходящему нищему золотой, Варя не выдерживает и говорит, что в доме есть нечего, а барыня такими деньгами разбрасывается. Потеряв всё, Раневская уезжает в Париж и увозит деньги тёти, а дочерей бросает на произвол судьбы. Девушка Аня едет в столицу, и как сложится её жизнь, где она будет брать деньги на жизнь – непонятно. Варя уходит в экономки. Отцы и дети здесь меняются местами.
Аргументы к итоговому сочинению в 2020 году
... составив свой список аргументов и примеров по различным направлениям . Чем будут полезны универсальные произведения при написании итогового сочинения, смотрите в этом ... получат еще две запасные попытки в виде пересдач: 5 февраля 2020 года; 6 мая 2020 года. Дата ... итогового сочинения стоит отметить: на выполнение работы отводят 235 минут (3 часа 55 мин.); на дополнительные 90 мин. имеют право дети ...
М.А. Шолохов «Тихий Дон»
В семье Мелеховых всё держится на власти отца. И когда Пантелей Прокофьевич узнаёт о связи Григория с Аксиньей, он решает женить сына на Наталье. Григорий подчиняется воле отца. Но, понимая, что не любит свою жену, бросает всё и уходит с Аксиньей в работники. Он согласен на позор во имя любви. Но время рушит в мире всё, и рушится дом Мелеховых, устои казачьей жизни. И скоро никто не подчиняется законам жизни, все живут, как хотят. Дарья наступает на свёкра с непристойным предложением, а Дуняшка ставит мать в безвыходное положение и буквально заставляет её благословить на брак с Мишкой Кошевым.
Б. Васильев «Завтра была война»
В повести в центре внимания две семьи Искры Поляковой и Вики Люберецкой. Мать Искры – женщина-комиссар, волевая, властная, строгая. Но когда мать в очередной раз решает выпороть своим солдатским ремнём дочь, та отвечает в духе своей матушки – так же строго и бесповоротно. И мать понимает, что девочка повзрослела. У Вики с отцом совсем другие отношения – тёплые и доверительные. Когда девушка оказывается перед выбором: отказаться от отца или быть исключённой из комсомола, Вика принимает решение уйти из жизни. Она не может отказаться от любимого отца, какие бы подозрения на него не легли.
Читаемое в разделе: , Проблема роли человеческой памяти. Аргументы к сочинению ЕГЭ
1. А.Т. Твардовский «По праву памяти» В своей автобиографической поэме автор вспоминает прошлое, в котором во время коллективизации был репрессирован как. «>Проблема роли человеческой памяти. Аргументы к сочинению ЕГЭ 1. И.А. Гончаров «Обломов» Где жива природа – там жива душа человека. В романе в девятой главе «Сон Обломова» автор изображает благословенный Богом уголок. 1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Пётр Гринёв, спасённый от виселицы усилиями Савельича и милосердием Пугачёва, является по требованию вождя восстания в. 1. В.М. Шукшин «Далекие зимние вечера» Под Москвой идут бои, а в алтайском селе главный герой рассказа Ваня Попов мечтает раздобыть три полена, чтобы натопить избу к приходу. 1. А.С. Пушкин «Евгений Онегин» Татьяна Ларина – главная героиня романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина росла в обстановке патриархальной старины. Круг её. 1. М.А. Шолохов «Алёшкино сердце» Алёшка – главный герой рассказа пухнет от голода: его семья уже пятый месяц не видит хлеба. Пытаясь украсть у богатой.
Ранее опубликованные в разделе: , Проблема утраты духовных ценностей. Аргументы к сочинению ЕГЭ
1. С. Каледин «Смиренное кладбище» Повествование переносит нас в мир могильщиков, работающих на кладбище. Главный герой Лёшка Воробей – лучший из могильщиков, виртуоз в своём. Литературные аргументы для подготовки школьников к написанию сочинения по проблеме влияния учителя на воспитание ученика. Литературные аргументы для подготовки школьников к написанию сочинения по проблеме разрушающего влияния денег на человека. «>Проблема разрушающего влияния денег. Аргументы к сочинению ЕГЭ
Проблема влияния природы на человека. Аргументы к сочинению ЕГЭ
Новые материалы раздела:
Проблема преодоления жизненных трудностей в годы войны. Аргументы к сочинению ЕГЭ
1. В.М. Шукшин «Далекие зимние вечера» Под Москвой идут бои, а в алтайском селе главный герой рассказа Ваня Попов мечтает раздобыть три полена. 1. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» Автор романа акцентирует внимание на времени, сравнивая эпоху Христа и современную ему Москву конца двадцатых. 1. А.Т. Твардовский «По праву памяти» В своей автобиографической поэме автор вспоминает прошлое, в котором во время коллективизации был. Литературные аргументы для подготовки школьников к написанию сочинения по проблеме бездуховности современного общества. Литературные аргументы для подготовки школьников к написанию сочинения по проблеме взаимоотношения человека и власти. litera.su
Проблемы в произведении герой нашего времени аргументы. нравственные ...
... проблемы в романе «Герой нашего времени» впервые так ясно, точно были сформулированы поэтом, именно по этой причине сочинение Лермонтова стало первым русской литературы 19 века. Проблема счастья в «Герое нашего времени» ... пустые страсти и прихоти. Да, главный герой таков, но случайность ли это или замысел автора? Стоит перечитать предисловие самого Лермонтова к роману, и найти строки: «Довольно ...
Дух протеста
Не все представители молодого поколения согласны смириться с деспотичными правилами жизни, устоявшимися в городке. Проблема отцов и детей в «Грозе» А. Островского наиболее ярко видна на примере образа Катерины. Эта юная девушка становится единственной, которая идёт вразрез с общепринятыми нормами и протестует против жестоких нравственных устоев Кабанихи и Дикого.
Отцы и дети не в состоянии прийти к единому мнению
Произведение Александра Николаевича Островского заслуженно является частью школьной программы и детально разбирается на уроках литературы. Пьеса может приводиться как аргумент к итоговому сочинению на тему «Отцы и дети». Старшее и младшее поколение всегда претерпевают различные трудности во взаимопонимании, а примеры из художественной литературы могут помочь сделать правильные выводы.
Темное царство , . По словам Кулигина, одного из жителя города:
Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!
Самые яркие его представители:
- Помещик Дикой — свирепый тиран, не боится никого и ничего. Жизнь семьи он выстраивает на принципах домостроя. Нечестные поступки, воровство — все сходит ему с рук. Окружающие его ненавидят, но никто не осмеливается высказать свои мысли. Самодур часами может гневаться на своих подчиненных за плохую работу, урезать им зарплату. Работники молча и терпеливо сносят эти унижения.
- Купчиха Кабанова жестокая и бессердечная по своей натуре, «нищих оделяет, а домашних заела совсем», ограничивает свободу собственных детей, подавляет и разрушает их личность. Требует всеобщего признания и уважения, хотя совсем этого не заслуживает.
Обладая определенной властью и положением в обществе, эти персонажи диктуют свои правила, которым послушно следуют все окружающие. Никто не может и не хочет противостоять их системе.
Покорно склонив голову, люди живут в постоянном подчинении. Этим обусловлено возникновение проблемы отцов и детей в «Грозе».