«Народ — герой поэмы «Кому на Руси жить хорошо»»

В центре великого произведения Н.А. Некрасова находится со­бирательный образ главного героя — народа. Перед нами возника­ют обобщенные картины народной жизни, лица людей из народа. Одни из них лишь мелькают перед нами в пестрой толпе; другие подробно рассказывают о себе; о третьих говорят герои поэмы.

[sms]Написанная о народе и для народа, поэма близка произведениям устного народного творчества. Некрасов был знатоком фольклора, изучал его не только по сборникам песен, сказок, плачей, но и в непосредственном общении с народом.

Сказочна завязка поэмы, на мотивах народной волшебной сказ­ки построен ее «Пролог», из сказок заимствован зачин («В каком году — рассчитывай…»), встречаются и сказочные формулы:

Шли долго ли, коротко ли,

Шли близко ли, далеко ли…

Много в поэме песен, созданных по мотивам народных образных слов, пословиц и поговорок.

Не только по своему языку, образной системе, но и по ритму поэма напоминает народные песни, плачи, былины. Некрасов впер­вые ввел близкий к народному белый (нерифмованный) стих в эпо­пею, расширил границы его применения, разнообразно используя его и в лирических эпизодах, и в сатирических зарисовках, и в спо­койном эпическом рассказе.

Так создает Некрасов «стиль, отвечающий теме» — теме борьбы за народное счастье.

Образ народа в поэме представляет собой сложное и противоре­чивое единство. Народные типы, созданные поэтом, в основном де­лятся на две категории. К первой, наиболее многочисленной, при­надлежат крестьяне, задумывающиеся над своей жизнью, крестьяне, в душе которых зреют зерна протеста. Поэт особенно внимательно присматривается к ним. Изучая жизнь народа, стараясь разгадать душу крестьянина, Некрасов страстно жаждет увидеть именно те черты, которые говорят о пробуждении народного сознания. Другая кате­гория крестьян — люди, безнадежно отравленные ядом крепостни­чества, превратившиеся в холопов.

Некрасов неоднократно упоминает в поэме о крестьянских бун­тах, которые особенно усилились после реформы. Вот характерный рассказ:

Слыхал ли кто из вас,

Как бунтовалась вотчина

Помещика Обрубкова,

Испуганной губернии,

Уезда Недыханьева,

Деревни Столбняки?..

В этом отрывке знаменательны сами названия, говорящие о стра­хе, покорности, забитости жителей. И если уж крестьяне этих мест взбунтовались, значит, чаша народного терпения переполнилась! Из-за цензурных препятствий поэт не мог открыто изобразить на­родные бунты, не мог, конечно, и открыто призывать к крестьянс­кой революции. Но намеки, разбросанные по страницам поэмы, образы отдельных крестьян, их думы и чаяния, а иногда и реши­тельные поступки свидетельствуют о революционной направленно­сти поэмы.

12 стр., 5527 слов

Русские женщины некрасова (7 класс)

... творчеству Некрасова: Сочинение о русских женщинах: анализ поэмы Н.А. Некрасова Русские женщины, образ русской женщины в творчестве Некрасова, женский образ княгини Трубецкой Подготовка к ЕГЭ: Сочинение о русских женщинах: анализ поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины», образ русской женщины в творчестве Некрасова, женский образ княгини Трубецкой Поэма Некрасова «Русские женщины» была задумана ...

В легенде «О двух великих грешниках» выражена идея револю­ционного возмездия, прославляется не христианское всепрощение, а справедливая кара, звучит призыв к борьбе с угнетателями народа. Разбойник Кудеяр совершил истинно святое дело, убив народного мучителя.

Среди крестьян, изображенных Некрасовым, особенно выделя­ется Яким Нагой. Он — защитник интересов народа и выразитель тех настроений протеста, которые зреют в крестьянской массе. Яким — плоть от плоти крестьянских низов. Выразителен его портрет — пор­трет человека, словно выросшего из земли, связанного с ней кров­ными узами. Выразительны и его фамилия-прозвище, и название де­ревни, где он живет — Босово.

Яким побывал в городе, где искал справедливости и пострадал от неправедных судей. Он мужик грамотный, любознательный, и хоть мы видим Якима «пьяненьким», «убогйньким», но какой силой, ка­ким высоким достоинством веет от него, когда он выступает за ос­корбленное крестьянство! Он говорит о народе с любовью и болью, с великим гневом против его поработителей:

У каждого крестьянина

Душа что туча черная —

Гчевна, грозна, — и надо бы

Гоомам греметь оттудова,

Кровавым лить дождям…

Здесь голос автора сливается с голосом крестьянина. Образ гро­зовой тучи — это образ революции, той бури, которую призывал поэт, восклицая:

Гоянь над пучиною моря,

В поле, в лесу засвищи!..

Во многом похож на Якима Нагого Савелий — богатырь свято­русский. Роднит их протест против общественной несправедливос­ти, раздумья о судьбе крестьянина, любовь к родному народу-тру­женику. И вместе с тем Савелий — своеобразная, необычайно яр­кая фигура. Яким внешне тщедушен, неказист, а Савелий и в сто лет богатырь. За убийство управляющего, кровопийцы Фогеля, он провел двадцать лет на каторге, двадцать — на поселении и все не смирился. В его мыслях о крестьянстве глубокая, выстраданная мудрость. Савелий свято верит в богатырскую мощь народа, но видит с болью, что все силы народные уходят на бесконечное тер­пение.

Куда ты, сила, делася?

На что ты пригодилася?

Под розгами, под палками

По мелочам ушла! — тоскует Савелий.

В образе богатыря святорусского запечатлено пробуждающееся народное сознание: Савелий видит причины зла, он утратил столь характерную для патриархального крестьянства веру в Божью по­мощь и в доброго царя. Он уже понимает, что не смирением, а топо­ром надо добывать волю.

Но видя, как бесконечно долго сносит народ розги и цепи, Саве­лий и сам временами начинает проповедовать терпение, безропот­ную веру в мудрость Бога. Некрасов раскрывает противоречивость народного сознания, борьбу между вековой привычкой к рабству и бунтарским духом. Что победит? Савелий умирает со словами о без­надежности крестьянской судьбы… И все же этот образ оставляет впечатление силы, неукротимой воли, тоски по свободе. В памяти остается мудрое пророчество Савелия:

5 стр., 2111 слов

Почему в народе говорят: «Добро должно быть с кулаками»?

... суровыми. Почему в народе говорят:» добро должно быть с кулаками»? К примеру, в повести “Прощание с Матёрой” Солженицына Дарья отважно сражается с работниками, которые вздумали ... нашей жизни очевидно и не обсуждаемо. «Добро должно быть с кулаками»: аргументы для сочинения ЕГЭ, примеры, эссе «Добро должно быть с кулаками» «Добро должно быть с кулаками» «Злость» Евтушенко рассказывает о том, что ...

Недотерпеть — пропасть,

Перетерпеть — пропасть.

Бунтарский дух Савелия остался жить в сердце Матрены Тимо­феевны.

  • Я потупленную голову,

Сердце гневное ношу!.. —

говорит многострадальная крестьянка. Не покорность судьбе, не «ту­пое терпенье», а боль и гнев выражены и в словах, которыми она заканчивает рассказ о своей жизни:

  • По мне обиды смертные

Прошли неотплачённые…

В словах этих нет ни тени христианского всепрощения и смире­ния. Напротив, здесь мысль о том, что за обиды нужна расплата. Но Некрасов верен исторической правде. Копится гнев крестьянки, од­нако сохранилась и привычная вера в заступничество Божьей мате­ри, в силу молитвы.

И все же Матрену Тимофеевну спасает собственная душевная сила, воля к жизни. Не зная, как добиться правды, она готова дой­ти до царя, обращается с жалобой на старосту к губернатору. Она не склоняет головы и перед грозными начальниками, перед кото­рыми «крестьяне надрожалися». Несчастная мать говорит от лица всего народа:

  • В груди у них нет душеньки,

В глазах у них нет совести,

На шее — нет креста!

Рассказ о крестьянке Корчагиной приводит нас к мысли: если и в женщине, самом обездоленном и забитом существе, зреет душевная гроза, значит, возможно и близко революционное переустройство жизни. Вера в народ, в его пробуждение выражена в словах поэта, ставших крылатыми:

В рабстве спасенное

Сердце свободное —

Золото, золото

Сердце народное!

Однако поэт не идеализировал народ, зная, что не все сердца устояли против растлевающего влияния рабства. Но если перед теми, кто сохранил благородство, волю к борьбе, поэт преклоняется, то о рабах и холопах он говорит с горечью и презрением.

Лакей Ипат из главы «Последыш» счастлив своим холопским зва­нием. Он и слышать не хочет о воле. Захлебываясь от умиления, он вспоминает об издевательствах своего господина, называя его «кня-зюшкой», а себя «рабом последним». Автор дает Ипату меткую и злую оценку: «холуй чувствительный».

Такого же раба встречаем мы и в главе «Счастливые». Это лакей князя Переметьева. Поэт иронизирует над его представлением о сча­стье: лакей причисляет себя к счастливым, потому что был у своего барина «любимым рабом», болел «благородною болезнью» — по­дагрой, лизал барские тарелки.

Ненависть к холопству, к рабьему терпению — одна из характер­ных черт нравственного облика революционеров-демократов. Это чувство разделяет народ. В рассказе «Про холопа примерного — Якова верного» дворовый человек барона Синегузина выражает на­родную точку зрения:

Люди холопского звания —

Сущие псы иногда:

Чем тяжелей наказания,

Тем им милей господа.

Однако история Якова отличается от истории Ипата или лакея князя Переметьева. Верный холоп господина Поливанова не выдер­жал издевательств и, хотя бы собственной смертью, отомстил бари­ну. Оказывается, даже нравственно изуродованные, вконец забитые рабы, доведенные до крайности, способны протестовать.

Некрасов понимает, что именно калечит души людей. Если в сре­де народной встречаются холопы, безгласные рабы и предатели, то «всему виною крепь»: крепостное право развратило подневольных людей, наложило на них страшное клеймо рабства. [/sms]

30 стр., 14923 слов

Изображение народа в «Записках охотника» И.С. Тургенева

... В центре его внимания – народ. Темой данной курсовой работы является «Изображение народа в «Записках охотника», а главной целью было проследить в рассказах образ народа, отметить способы и приемы показа народа ... – признанный мастер художественного слова, один из создателей русского литературного языка», - так говорит М.П. Старенков в статье «Язык и стиль «Записок охотника». – <…> Задача ...