Разделы: ,
Роль и место данной темы в курсе предмета:, Программные средства:
Цели урока:
- обучающие: научиться соотносить словесный и зрительный образ описания картины, формировать первый навык описания картины,
- развивающие: развитие самостоятельности и творческих способностей детей, развитие связной речи и логических умений составлять законченный рассказ,
- воспитательные: привитие чувства любви к своему народу и к прошлому, воспитывать чувство патриотизма, сострадания
Оборудование:
- компьютер, мультимедийный проектор.
- раздаточный материал: индивидуальный лист для записи характеристики героев и опорных слов (); репродукция картины «Опять двойка» (Рисунок 1 )
Ожидаемые результаты обучения.
Учащиеся должны знать: некоторые сведения о творчестве художника Фёдора Павловича Решетникова, уметь назвать его две картины на школьную тему: «Опять двойка» и «Прибыл на каникулы», составить представление о прошлом нашей истории 70-х годов, уметь составить рассказ по плану, сформировать первый навык описания картины.
ХОД УРОКА
- Сегодня на уроке мы с вами научимся рассказывать о картине, выразим образы зрительного ряда своими словами, т.е. заставим молчащую картину «заговорить». Будем писать сочинение по картине.
1 слайд
Картину написал советский художник Фёдор Павлович Решетников. Годы жизни 1906-1988 . Родился в семье потомственного иконописца. Учился в Москве в Высшем художественно-техническом институте. Будучи студентом, участвовал в знаменитых полярных экспедициях под руководством О.Ю.Шмидта на ледоколах «Сибиряков» и «Челюскин» и др. Преподавал в Московском художественном институте имени В.И.Сурикова. Автор жанровых произведений на историко-революционные темы, картин с литературно-разработанным сюжетом, портретов, иллюстраций, сатирических композиций, графических шаржей. Среди работ на школьную тему приобрели известность две картины: «Прибыл на каникулы» и «Опять двойка».
2 слайд
- Почему я сказала, что Решетников Ф.П. написал эту картину на школьную тему? (Ответы детей)
- Рассмотрим внимательно картину. Попрошу вас подвинуть лист, который я вам раздала перед уроком.
Этот лист будет вам помощник на сегодняшний урок, вы запишите героев картины, их характеристику, настроение и их отношение к главному герою.
Урок — по картине «Опять двойка» план-конспект по русскому языку (4 класс)
... в пользу благосостояния семейства. Сочинение по картине “Опять двойка” – 7 класс , Вариант 1 Картина Ф. П. Решетникова «Опять двойка» — замечательное произведение жанровой ... картины «Опять двойка» – грустный мальчик, стоящий на переднем плане. Причина его грусти в том, что он опять получил двойку, ... быть, и не знает пока ничего про школьные трудности старшего. Из портфеля ученика высовываются коньки. ...
3 слайд
Вопросы для беседы по картине:
- Где происходит событие, изображённое на картине? (В квартире, дома у мальчика, в большой комнате, в зале)
- В какое время происходит действие? Это наше время? (Нет, когда были пионеры.)
- Кто такие пионеры? (Пионер – значит «первый», первый в учёбе, в делах класса и школы.)
- Какие вещи, изображённые на картине, помогают определить время? (Школьная форма, пионерский галстук, портфель, старинные часы на стене.)
- Какой момент изобразил художник на картине?
- Почему вы так решили?
- Кто вам в этом помог? (Мальчик только что пришёл из школы, собака встречает хозяина, бросилась к нему)
- Назовите героев картины:
- мальчик-двоечник,
- мама,
- старшая сестра,
- младший брат,
- собака.
4 слайд
- Кто главный герой картины? Как вы это поняли? (Мальчик-двоечник находится на переднем плане картины: ближе к нам)
- Какие чувства он испытывает? (Опущена голова, значит виноват, растрёпан, готов заплакать, портфель перевязан верёвкой, из него торчат коньки, красные щёки – долго гулял)
- Составим характеристики героев и запишем на листочек в таблицу. Вспомним, что мы говорили о душевном состоянии каждого героя картины. Запишем, чтобы не забыть и применить в сочинении.
5 слайд
- Получилась таблица. Запись на листок.
6 слайд
Составим план сочинения.
- Вступление. Где происходит событие?
- Кто первым встретил мальчика?
- Как отреагировали родные на его отметку?
- Вывод. Какие мысли и чувства возникли у вас когда вы рассматривали эту картину?
Обсудить план.
Эта работа серьёзная и проводится впервые, поэтому окончательный вариант рассказа по картине можно разрешить написать дома.
Можно спросить несколько учеников, которые уже составили сочинения.
Можно зачитать несколько работ ребят из других школ. Например:
2 класс.
Ученик пришел домой с еще одной двойкой.
Навстречу ему бросилась, виляя хвостом, белая с рыжими пятнами собака. Но мальчик не собирался ее встречать, ему было не до веселья. Как жалко этого мальчика! Когда его мама узнала об очередной двойке, то тогда она тоже загрустила.
Малыш, катавшийся на велосипеде по комнате, остановился около мамы и, улыбаясь, посмотрел на ученика. Малыш еще не понимал, как обидно, печально получить двойку. Ведь этот малыш еще никогда не получал двоек. Вероятно, что он еще никогда не учился в школе и не знает, как там живут ученики: радуются они двойкам или пятеркам? Какие там учителя, строгие или совсем не строгие и добрые, как мама? Он еще не учился в школе, вот поэтому он не знал, радоваться или грустить.
Описание по картине-портрету З.Е. Серебряковой «За завтраком»
... обратимся к одной из самых известных картин З. Серебряковой "За завтраком", созданной в 1914 году. (слайд№ 3) О какой традиции идет речь ... их дома, связанных единым действием - они завтракают.(слайд № 6) 5. Судя по картине, какая атмосфера царит в семье?(слайд № 7)(Хорошая, дружелюбная атмосфера. ... глаз, и мы не модем определить характер этого мальчика. Он серьёзен и сосредоточен. Его лицо немного ...
Но его мама знала, как обидно получить двойку. Поэтому она сидела на стуле и печально смотрела на своего воспитанника. Она могла представить себя на месте своего ребенка.
Это было днем. Старшая сестра делала уроки и сидела довольно далеко от происходящего, и даже она обратила внимание на печального ученика с двойкой в портфеле. Но и у нее было нерадостное лицо. Поэтому, что бы ты ни делал, всегда надо стараться!
2 класс.
В квартиру из школы зашел мальчик с опущенной головой. Его собака, которая очень любила хозяина, бросилась и стала пытаться развеселить его. Но мальчик не смотрел на собаку, он только думал: «За что, за что мне двойка».
Пионерка, младший брат и мать, глядя на эту картину, обо всем догадались. Вздохнув, мать покачала головой и подумала: «Что-то с оценками не так». Мальчик, поникший головой, все продолжал думать о двойке. Ему было жалко, что его дневник пачкают плохими оценками.
Пионерка отвлеклась от домашнего задания, собака по-прежнему верила, что она своим веселым лаем сможет осушить слезы, которые пробивались сквозь густые ресницы мальчика.
Не снимая шубы, школьник стоял перед всеми в обиде и горе.
Была абсолютная тишина, лишь вздохи мамы, всхлипы мальчугана и тиканье старого маятника слышались вокруг. Скоро все встало на свои места: ученик перестал вспоминать о двойке, пионерка стала снова делать уроки, и зимний вечер продолжал длиться, как всегда.
Домашнее задание: