ПЛАН — КОНСПЕКТ Обучающее «Первый снег». 3-й класс план-конспект по русскому языку (3 класс)

1. Конец ноября (дни, небо, солнышко).

Какое сейчас время года? (Поздняя осень).

Давайте посмотри как описывает это время года Пушкин А.С.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало

Короче становился день

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Ложился на поля туман

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу, приближалась

Довольно скучная пора:

Стоял ноябрь уж у двора…

  • Какое настроение вызвало это стихотворение?

«Вот север тучи нагоняя, дохнул, завыл и вот сама идёт волшебница зима!» А.С.Пушкин

Так описывал Пушкин яркие картины прихода зимы.

Словарь: – ноябрь – холодный, последний месяц осени;

  • небо – пасмурное, покрытое тяжёлыми, серыми (свинцовыми) тучами;
  • деревья – обнажились, сбросили листву, безмолвные, одинокие, грустные;
  • снег – молчаливый, долгожданный, искрится, блестит, сверкает;
  • настроение – грустное, печальное, радостное…

2. Долгожданный первый снег. (какой он).

Ребята, многие поэты, художники и композиторы любили зиму и в своих произведениях рассказывали о ней. Например, К. Паустовский, русский писатель, говорил: «Первый снег – к лицу зиме».

– Что это значит? (Это значит, что он красит зиму, делает её нарядной)

  • Прочитайте на доске два слова: первый–
  • Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывают у вас эти слова? (Радости восхищения)
  • С какими воспоминаниями, событиями жизни ассоциируется у вас слово первый? (Первый цветок, первая печаль, первый грач, первое огорчение, первый снег, первая разлука)
  • Отгадайте загадку:

Загадка:

Бел да не сахар.

Ног нет, а идёт. (Cнег)

– Когда выпал первый снег?

7 стр., 3425 слов

Урок развития речи в 7 классе « в жанре дневниковой записи на ...

... сегодня выполнить? (Написание сочинения-дневниковой записи на основе картины Игоря Попова «Первый снег») Правильно! Сегодня мы будем учиться создавать дневниковые записи, передавать настроение от увиденного на ... первом снеге? (Стихотворения А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева и др.) Послушайте слова публициста Василия Михайловича Пескова: «В природе есть праздники. Ледоход. Первая зелень. Первый снег. Первые ...

  • Какие чувства вы испытали?

– Послушайте, как о первом снеге сказал К.Г.Паустовский:

“Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали снежинки. Зима начала хозяйничать над землей”.

– Найдите образные выражения о снеге, о зиме в тексте Паустовского.(Эпитет (стеклянный дождь)

Олицетворение (Земля, похожая на застенчивую невесту. День как будто дремал и т.д.)

  • Каково отношение самого писателя к первому снегу?
  • Как он это показал?
  • А ваше отношение к первому снегу?
  • Что вы чувствуете, когда его видите?

Первый снег

Голая земля промерзла, а зима все еще не наступала. Но вот потеплело, и к вечеру пошел снег. Крупные мохнатые снежинки закружились в воздухе, с каждой минутой их становилось все больше. И, наконец-то, снег повалил хлопьями.

Я накинул на плечи полушубок и вышел на крыльцо… .Воздух был чистый и свежий. В нем как-то особенно хорошо пахло молодым, только что выпавшим снегом… . Кругом было совсем тихо… . Я стоял и следил за тем, как из вечернего неба сыпал и сыпал на землю белый пух зимы…

Г.Скребицкий

– Найдите описание снежинок.

  • Что значит: «Снег повалил хлопьями»?
  • Как образно автор назвал снежинки? (белый пух зимы)

– С приходом зимы природа преображается.

  • Какие приметы зимы, ребята, вы можете назвать?
  • Всё это передают в своих творениях художники . (просмотр репродукций)
  • Какие тона и краски использовали художники?

Словарь:

а) Попробуйте описать снег, используя сравнения, эпитеты, слова, характеризующие действия снега.

снег

Как стеклянный дождь

Укрыл землю

Очень к лицу земле

Порошил

Как чистые капли воды

Щекотал лицо

Белая скатерть полей

Кружился

Лебяжий пух земли

Порхал

Робкий и тихий

Танцевал

Пушистый и мохнатый

Опускался большими хлопьями

Робкий – снег падал на землю несмело, тихо, боязливо, с опаской.

Порхал – перелетать с места на место как птицы.

Стеклянный дождь – капельки воды, замерзая, превращаются в снежинки.

К лицу земле – земля украсила себя первым снегом, стало бело и чисто, после осенней погоды.

Белая скатерть полей – снег сравнивают со скатертью или покрывалом, укрывшим поля.

б) Работа со словарем настроений.

– Посмотрите на карточки, выберите слова – названия чувств, которые помогут вам передать настроение детей.

радость

восторг

волнение

удивление

восхищение

беспокойство

испуг

грусть

интерес

– Попробуйте смотреть глазами художника. Будьте при подборе слов более чуткими, внимательными, наблюдательными. Вспоминайте произведения о зиме, они вам помогут.

3.Моё настроение.

Как прекрасен первый снег!

Я люблю первый снег!

Орфографическая работа

– Ребята, какие слова требуют особого внимания при их записи? Давайте их обозначим, выделим орфограммы и составим словосочетания.

Зима – зимний (снежная зима);

Снег – много снега;

  • Радостные – радость (радостные дети);
  • Картина – словарное слово (цвет картины);
  • Робкий – робок (робкий человек);
  • Земле – земли (дальние земли);

Пушистый – ши пиши с –и (пушистый снег);

Стеклянный – стёкла (стеклянный шар);

Берёза – словарное слово (белая берёза)

3.Создание письменного высказывания

а) Написание учащимися сочинения .

4.Итог урока