Поэзия Есенина — это чудесный и прекрасный неповторимый мир! Мир, который близок и понятен абсолютно всем без исключения. Есенин — не менее великой России ; поэт, который к вершинам своего мастерства поднялся из глубин народной жизни . Его Родина — Рязанская земля, которая вскормила и вспоила его, научила любить и понимать то, что окружает всех нас, — природу! Здесь, на рязанской земле, впервые увидел Сергей Есенин всю красоту русской природы, о которой он рассказал нам в своих стихах. Есенина с первых дней жизни окружал мир народных песен и сказаний:
Родился я с песнями в травном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали.
В духовном облике в поэзии Есенина ярко выявились черты народа — его «беспокойная, дерзкая сила», размах, сердечность, душевная неуспокоенность, глубокая человечность. Вся жизнь Есенина тесно связана с народом. Может быть, поэтому главными героями всех его стихотворений являются , в каждой строчке чувствуется тесная, не ослабевающая с годами связь поэта и человека Есенина с русскими крестьянами.
Сергей Есенин родился в крестьянской семье. «В детстве я рос, дыша атмосферой народной жизни», — вспоминал поэт. Уже современниками Есенин воспринимался как поэт «великой песенной силы». Его стихи похожи на плавные, спокойные . И плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер — вся красота родного края воплотилась с годами в стихи, полные любви к русской земле и ее народу:
О Русь — малиновое поле
И синь, упавшая в реку, —
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску…
«Моя лирика жива одной большой любовью, — говорил Есенин, — любовью к Родине. Чувство родины — основное в моем творчестве». В стихах Есенина не только «светит Русь», не только звучит тихое признание поэта в любви к ней, но и выражается вера в человека, в его великие дела, в великое будущее . Поэт каждую строчку стихотворения согревает чувством безграничной любви к Родине.
Из есенинских стихов встает образ поэта-мыслителя, кровно связанного со своей страной. Он был достойным певцом и гражданином своей Родины. По-хорошему он завидовал тем, «кто жизнь провел в бою, кто защищал великую идею», и с искренней болью писал «о днях, растраченных напрасно»:
Ведь я мог дать
Не то, что дал,
Возможна ли человеческая жизнь без любви бунин
... идут дальше. Чего им ждать от этой жизни? Кто поможет, кто поддержит их? Никто. Они сами по себе. Жить без любви возможно, но очень сложно. И счастья ... из них, но оба они неоднократно обращались к вечной теме любви. Вспомним рассказ И. А. Бунина “Чистый понедельник”, который сам автор считал “лучшим из всего того, ...
Что мне давалось ради шутки.
Есенин был яркой индивидуальностью. По словам Р. Рождественского, он обладал «тем редким человеческим свойством, которое называют обычно смутным и «обаяние»… Любой собеседник находил в Есенине что-то свое, привычное и любимое, — и в этом тайна такого могучего воздействия его стихов».
С самого детства Сергей Есенин воспринимал природу как живое существо. Поэтому в его поэзии ощущается древнее, языческое отношение к природе. Поэт одушевляет ее:
Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным
И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу.
Немногие поэты так видят и так чувствуют красоту родной природы, как Сергей Есенин. Она мила и дорога сердцу поэта, который сумел передать в своих стихах ширь и бескрайность деревенской Руси:
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
Через образы родной природы поэт воспринимает события жизни человека.
Поэт блестяще передает свое душевное состояние, привлекая для этой цели простые до гениальности сравнения с жизнью природы:
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Сергей Есенин, пусть и с горечью, принимает вечные законы жизни и природы, понимая, что «все мы в этом мире тленны», и благословляет естественный ход жизни:
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвестъ и умереть.
В стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу…» чувства поэта и состояние природы сливаются. Человек и природа находятся у Есенина в полной гармонии. Содержание стихотворения «Отговорила роща золотая…» также передается нам при помощи образов природы. Осень — это пора подведения итогов, тишины и покоя (только «журавли печально пролетают»).
Образы золотой рощи, уходящего странника, горящего, но не согревающего огня, передают нам грустные мысли поэта о закате жизни.
Сколько людей согревали свои души у чудодейственного костра поэзии Есенина, сколько наслаждались звуками его лиры. И как часто они были невнимательны к Есенину-человеку. Может быть, это и погубило его. «Мы потеряли великого русского поэта…» — писал М. Горький, потрясенный трагическим известием.
Стихи Сергея Есенина я считаю близкими каждому русскому человеку, который действительно любит свою Родину. В своем творчестве поэт сумел показать и передать в своей лирике те светлые, прекрасные чувства, вызывающие у нас картины родной природы. И если мы порой затрудняемся в поиске , чтобы выразить глубину любви к своей родной земле, то нам обязательно стоит обратиться к творчеству этого великого поэта.
Поэзия Есенина… Чудесный, прекрасный, неповторимый мир! Мир, который близок и понятен всем. Есенин — истинный поэт России; поэт, который к вершинам своего мастерства поднялся из глубин народной жизни. Его родина — рязанская земля — вскормила и вспоила его, научила любить и понимать то, что окружает всех нас. Здесь, на рязанской земле, впервые увидел Сергей Есенин всю красоту русской природы, которую он воспевал в своих стихах. Поэта с первых дней жизни окружал мир народных песен и сказаний:
Конкурсное «Природа глазами..» С.А.Есенина
... кожууна Республики Тыва» Всероссийский конкурс сочинений по творчеству писателей-юбиляров по теме «Открываю я томик произведений любимого поэта» Сочинение «Природа глазами Сергея Александровича Есенина» Выполнила ученица 9б класса: Аптан ... есенинские стихи, радостный мир буквально завораживает нас. Мы видим, как «роса блестит на траве», как «сыплет черёмуха снегом». Там, где капустные грядки Красной ...
Родился я с песнями в травном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали.
В духовном облике в поэзии Есенина ярко выявились черты народа — его «беспокойная, дерзкая сила», размах, сердечность, душевная неуспокоенность, глубокая человечность. Вся жизнь Есенина тесно связана с народом. Может быть, поэтому главными героями всех его стихотворений являются простые люди, в каждой строчке чувствуется тесная, не ослабевающая с годами связь поэта и человека — Есенина с русскими крестьянами.
Сергей Есенин родился в крестьянской семье. «В детстве я рос, дыша атмосферой народной жизни», — вспоминал поэт. Уже современниками Есенин воспринимался как поэт «великой песенной силы». Его стихи похожи на плавные, спокойные народные песни. И плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер — вся красота родного края воплотилась с годами в стихи, полные любви к русской земле и ее народу:
О Русь — малиновое поле
И синь, упавшая в реку, —
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску…
«Моя лирика жива одной большой любовью, — говорил Есенин, — любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве». В стихах Есенина не только «светит Русь», не только звучит тихое признание поэта в любви к ней, но и выражается вера в человека, в его великие дела, в великое будущее родного народа. Поэт каждую строчку стихотворения согревает чувством безграничной любви к Родине:
Равнодушен я стал к лачугам,
И очажный огонь мне не мил,
Даже яблонь весеннюю вьюгу
Я за бедность полей разлюбил.
Мне теперь по душе иное…
И в чахоточном свете луны
Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной стороны.
С поразительным мастерством раскрывает перед нами Есенин картины родной природы. Какая богатая палитра красок, какие точные, порой неожиданные сравнения, какое чувство единства поэта и природы! В его поэзии, по словам А. Толстого, слышится «певучий дар славянской души, мечтательной, беспечной, таинственно-взволнованной голосами природы». Все у Есенина многоцветно и многокрасочно. Поэт жадно вглядывается в картины обновляющегося весною мира и ощущает себя его частицей, с трепетом ожидает восхода солнца и долго засматривается на блестящие краски утренней и вечерней зари, на небо, покрытое грозовыми тучами, на старые леса, на поля, красующиеся цветами и зеленью. С глубоким сочувствием Есенин пишет о животных — «братьях наших меньших». В воспоминаниях М. Горького об одной из встреч с Есениным и его стихотворении «Песнь о собаке» прозвучали такие слова: «…и, когда произнес последние строки:
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег —
На его глазах тоже сверкнули слезы».
После этих стихов невольно подумалось, что С. Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей, любви ко всему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного — заслужено человеком».
Природа у Есенина — не застывший пейзажный фон: она живет, действует, горячо реагирует на судьбы людей и события истории. Она — любимый герой поэта. Она все время влечет Есенина к себе. Не пленяют поэта красота восточной природы, ласковый ветер; и на Кавказе не покидают думы о родине:
Презентация «Роль поэзии и поэта в жизни общества»
... поэта Примерный текст сочинения Особенность русской литературы состоит в том, что она всегда была теснейшим образом связана с актуальными проблемами общественной жизни. Великих писателей России глубоко волновали судьбы родины ... что поэзия не должна замыкаться на возвышенных и прекрасных темах, воспевая любовь, природу и красоту. Ее назначение — служить обществу, облагораживая и возвышая человека, ...
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Есенин, не сворачивая, идет одной дорогой вместе со своей Родиной, со своим народом. Поэт предчувствует великие перемены в жизни России:
Сойди, явись нам, красный конь!
Впрягись в земли оглобли…
Мы радугу тебе — дугой,
Полярный круг — на сбрую.
О, вывези наш шар земной
В своей автобиографии Есенин пишет: «В годы революции был всецело на стороне октября, но принимал все по-своему, с.
крестьянским уклоном». Он принял революцию с неописуемым восторгом:
Да здравствует революция
На земле и на небесах!
В поэзии Есенина появляются новые черты, рожденные революционной действительностью. Стихи Есенина отражают все противоречия раннего периода становления Советов в стране. Буйный революционный пафос в начале 20-х годов, когда в жизнь проводилась новая , сменился пессимистическими настроениями, которые отразились в цикле «Москва кабацкая». Поэт не может определить своего места в жизни, чувствует растерянность и недоумение, страдает от сознания душевной раздвоенности:
Россия! Сердцу милый край!
Душа сжимается от боли.
Уж сколько лет не слышит поле
Петушьи пенья, песий лай.
Уж сколько лет наш тихий быт
Утратил мирные глаголы.
Как оспой, ямами копыт
Изрыты пастбища и долы.
Какая боль чувствуется в трагедийной песне поэта о междоусобном раздоре, который рвет «страну родную в край из края», тревога за будущее России. Мучительно встает перед ним вопрос: «Куда несет нас рок событий?» Ответить на этот вопрос было нелегко, именно тогда и происходит ломка в духовном восприятии поэтом революции, рухнули его утопические планы. Есенин думает и страдает об обреченной деревне:
Только мне, как псаломщику, петь
Над родимой страной аллилуйя.
Ход времени неутомим, и Есенин это чувствует, все чаще появляются строки, полные душевного смятения и тревоги:
Я деревни,
Скромен в песнях дощатый мост.
За прощальной стою обедней
Кадящих листвой берез.
Противоречивость Есенина наиболее драматично сказывается в его раздумьях о будущем деревни. Все ярче проявляется приверженность поэта к крестьянству. В стихах Есенина слышится тоска по природе, которую потеряет цивилизация. Незабываем есенинский «красногривый жеребенок»:
Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
У Есенина противопоставление города и деревни приобретает особенно обостренный характер. После заграничной поездки Есенин выступает как критик буржуазной действительности. Поэт видит пагубное воздействие капиталистического уклада на души и сердца людей, остро чувствует духовное убожество буржуазной цивилизации. Но заграничная поездка оказала свое влияние на творчество Есенина. Он вновь вспоминает знакомую ему с юности «тоску бесконечных равнин», но теперь, однако, его уже не радует «тележная песня колес»:
Равнодушен я стал к лачугам,
И очажный огонь мне не мил,
Даже яблонь весеннюю вьюгу
Г. Р. Державин – государственный деятель, поэт, человек
... 1743 года, в воскресенье. По празднуемому 13 числа того месяца собору Архангела Гавриила младенец и наречен. Державины были люди не больших познаний. Фекла ... Мальчик был даровит и смышлен от природы. Но и сама жизнь очень рано заставила его быть любознательным: хочешь, не хочешь -- ... умела подписывать свое имя. Ни о каких науках, либо искусствах, в доме и речи не было. По трудности этого дела, детей, ...
Я за бедность полей разлюбил.
Картины прошлого вызывают страстную жажду обновления родной деревни:
Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!
Нищету твою видеть больно
И березам и тополям.
Я не знаю, что будет со мною.
Может, в не гожусь,
Но и все же хочу я стальною
Видеть бедную, нищую Русь.
Не эта ли обжигающая сердце и душу правда чувств особенно дорога нам в стихах Есенина, не в этом ли подлинное величие поэта?
С. Есенин глубоко знал крестьянскую жизнь России, и это способствовало тому, что он смог стать истинно народным поэтом.
О чем бы ни писал Есенин: о революции, о крестьянском укладе жизни — он все равно возвращается к теме родины. Родина для него является чем-то светлым и писать о ней — смысл всей его жизни:
Я очень люблю родину.
Родина и тревожит, и успокаивает поэта. В его лирических произведениях звучит безграничная преданность Родине, преклонение перед ней:
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, —
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».
Из есенинских стихов встает образ поэта-мыслителя, кровно связанного со своей страной. Он был достойным певцом и гражданином своей Родины. По-хорошему он завидовал тем, «кто жизнь провел в бою, кто защищал великую идею», и с искренней болью писал «о днях, растраченных напрасно»:
Ведь я мог дать
Что мне давалось ради шутки.
Есенин был яркой индивидуальной личностью. По словам Р. Рождественского, он обладал «тем редким человеческим свойством, которое называют обычно смутным и неопределенным словом «обаяние»… Любой собеседник находил в Есенине что-то свое, привычное и любимое, — и в этом тайна такого могучего воздействия его стихов».
Сколько людей согревали свои души у чудодейственного костра поэзии Есенина, сколько наслаждались звуками его лиры. И как часто они были невнимательны к Есенину-Человеку. Может быть, это и погубило его. «Мы потеряли великого русского поэта…» — писал М. Горький, потрясенный трагическим известием.
- Тема Родины в лирике Сергея Есенина Тема Родины звучит, наверное, в творчестве всех поэтов, и у каждого по-разному. Вариации этой темы определяются историческими и социальными условиями.
- Сергей Есенин. Жизнь и судьба На долю всегда выпадает много горя и страданий, даже в том случае, если он баловень судьбы. Ведь в.
- Природа и родина в творчестве С. А. Есенина Поэзия Есенина… Чудесный, прекрасный, неповторимый мир! Мир, который близок и понятен всем, Есенин — истинный поэт России; поэт, который к.
- СЕРГЕИ ЕСЕНИН. ЖИЗНЬ И СУДЬБА На долю истинного поэта всегда выпадает много горя и страданий, даже в том случае, если он баловень судьбы. Ведь в.
- Можно ли охарактеризовать поэзию Есенина как лирическую исповедь, биографию в стихах Стихи Есенина — искренняя исповедь романтической души, привлекающая одухотворенностью и стремлением воспеть лучшие человеческие чувства. Она искренно и правдиво раскрывает.
- Основные мотивы лирики С. А. Есенина Начало XX века в русской литературе было ознаменовано появлением целой плеяды разнообразных течений, веяний, поэтических школ. Самыми выдающимися, оставившими значительный.
- Тема Родины и природы в творчестве Есенина С. Есенин — выдающийся русский поэт, неповторимый талант которого признан всеми. Поэт знал Россию с той стороны, с какой видел.
- Тема родины и природы в творчестве С. А. Есенина С. Есенин — выдающийся русский поэт, неповторимый талант которого признан всеми. Поэт знал Россию с той стороны, с какой видел.
- Родился я с песнями…» (По лирике Есенина) Сергей Есенин… В самом звучании этого имени слышны певучесть, музыка родных раздолий, красота народа, который создал такого поэта. Трудно назвать.
- Лирика Сергея Есенина «Вся моя автобиография — в стихах», — писал Есенин. Чем крупнее художник, чем масштабнее его творчество, чем самобытнее талант, тем.
- Русская природа в лирике Сергея Есенина Поэзия Есенина — это чудесный и прекрасный неповторимый мир! Мир, который близок и понятен абсолютно всем без исключения. Есенин —.
- Тема творчества у Есенина, Блока, Маяковского, Ахматовой и Пастернака Поэзия XX века значительно отличалась от поэзии XIX века. В XX веке сформировались различные литературно-художественные направления (символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм).
7 стр., 3106 слов
Называется «С. А. Есенин и революция»
... силе. Наша правда — в нас! Поэт Петр Орешин, вспоминая о встречах с Есениным в годы революции, отмечал: «Есенин принял Октябрь с неописуемым восторгом, и принял его, конечно, только потому, ... период перехода от буржуазно-демократической к социалистической революции. То великое и героическое, что творили в те годы передовые люди из народа в борьбе за Советскую власть, ...
- Родина и природа в лирике С. Есенина Спит ковыль. Равнина дорогая. И свинцовой свежести полынь. Никакая родина другая Не вольет мне в грудь мою теплынь. С. Есенин.
- Поэт и Россия в лирике С. Есенина Судьба России занимает центральное место в творчестве С. Есенина. Основанная на животворных национальных традициях, проникнутая любовью к родине, земле и.
- Биография Есенин Сергей Александрович (1895 — 1925) Есенин Сергей Александрович (1895-1925) — поэт. Родился Есенин в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился.
- РОДИНА И ПРИРОДА В ЛИРИКЕ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА Спит ковыль. Равнина дорогая. И свинцовой свежести полынь. Никакая родина другая Не вольет мне в грудь мою теплынь, С. Есенин.
-
Поэтическое наследие великого русского поэта С. Есенина огромно и многогранно. Есенин — «певец страны березового ситца», «певец любви, грусти, скорби», даже «московский озорной гуляка» и, конечно, поэт-философ. Есенина всегда волновали такие философско-мировоззренческие проблемы, как Человек и вселенная, Человек и природа. Человек и мир его земных деяний, радостей, страстей, тревог, его любовь и ненависть, его верность Родине, его жизнь и смерть.
Поэтический диалог лирического героя (Я) с Миром (человеком, природой, землей, вселенной) постоянен. «Человек -это дивное творение природы, неповторимый цветок живой жизни. Поэт пишет: Я думаю:
Как прекрасна земля
И на ней человек…
Эти строки, наполненные и гордостью, и радостью, и болью, и тревогой за человека, его судьбу, его будущее, могли бы по праву стать эпиграфом ко всем его стихам. Нельзя любить землю вообще или человека — вообще. Это чуждо истинному искусству. Именно эти мысли и были главными в творчестве Есенина. Поэзия его удивительно земная и вместе с тем «вселенская, космическая». В соединении этих двух начал -масштабность и эмоциональная действенность его поэзии.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
2 стр., 662 словСергей Александрович Есенин истинно русский поэт
... долю русского мужика. Грустно и тоскливо звучат стихи 19241925 годов. Удивительно в унисон его настроению и состояние окружающей природы: метель шачет, саваном покрыта родная сторона. Поэт не ... и радости их. Близко к сердцу принимал Сергей Александрович быт деревни. В стихотворении Русь, написанном в 1914 году, Есенин с тоской и грустью смотрит на жизнь ...
Что пришло процвесть и умереть.
Все творчество Есенина наполнено «лирическим чувствованием». Его теппом и светом наполнены и есенинские картины русской природы. Природа у поэта неотделима от человека, от его настроения:
Отговорила роща золотая,
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Образ рощи, говорящей «золотым» языком берез, сам по себе поразителен и одновременно раскрывает сложное психологическое состояние автора. И тревожная грусть охватывает нас, когда роща уже «отговорила» — ведь умолкнувший язык был не только «березовый», но и «веселый».
Поэт ощущает себя частицей природы и видит в животных «братьев наших меньших». В его стихах о животных ярко выражено сочувствие ко всему живому на земле. Так, в «Песне о собаке» автор показывает материнскую любовь суки к своим щенятам, а затем ее боль от потери их. Чувства этой собаки похожи на чувства женщины. И когда «месяц над хатой» показапся ей «одним из ее щенков», она умирает от тоски.
И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.
В стихотворении «Лисица» Есенин показывает безжалостное отношение людей к животным. Описание подстреленной лисицы звучит пронзительно:
Желтый хвост упал в метель пожаром,
На губах — как прелая морковь.
Пахло инеем и глиняным угаром,
А в ощур сочилась тихо кровь.
Пытаясь остановить людей, убивающих животных, поэт защищает их своей пюбовью.
В стихотворении «Собаке Качалова» автор разговаривает с собакой по кличке Джим, как с другом. В каждой строке Есенин передает красоту и доверчивость этого пса, любуется им:
Ты по-собачьи дьявольски красив,
С такою милою доверчивой приятней.
И, никого ни капли не спросив,
Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.
Есенин подчеркивает единство всего живого, всего сущего. Нет и не может быть чужой боли в мире, все мы связаны между собой. В стихотворении «Песни, песни, о чем вы кричите?..» ощущается зыбкость границ между природой и человеком через уподобление дерева и человека:
Хорошо ивняком на дороге
Сторожить задремавшую Русь…
В стихотворении «Я покинул родимый дом…» — «… старый клен головой на меня похож».
Взаимопроникновение и переплетение человека и природы особо ощущается в стихотворении «Серебристая дорога»:
Дай ты мне зарю на дровни,
Ветку вербы на узду…
Одухотворение природы у Есенина и даже уподобление человека напоминает народную поэзию.
Я еще никогда бережливо
Так не слушал разумную плоть,
Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод.
Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать…
Где ты, где, моя тихая радость,
Все любя, ничего не желать?
«Родился я с песнями», — скажет о себе Есенин. Из окружающей его фольклорной среды он брал лишь то. что было близко его . Это обусловило появление в поэзии Есенина целой группы поэтических символов. Один из наиболее распространенных символов — образ дерева. В древних мифах дерево символизировало жизнь и смерть, древнее представление о вселенной (верх — небо, низ — подземное царство, середина — земля); дерево жизни в целом может сопоставляться с человеком. Стремление к гармонии человека и мира выражается у Есенина через уподобление себя дереву:
6 стр., 2723 словЗа что мы любим Сергея Есенина? Вспоминаем скандальные выходки поэта и хулигана
... с поэзией С. Есенина, я стала внимательнее присматриваться к природе, замечать красоту там, где раньше не видела ее. (No Ratings Yet) За что я люблю стихи С. Есенина Другие сочинения по ... его развития. Только от человека зависит, какой будет его жизнь — полной, интересной или пустой, однообразной. ЗА ЧТО Я ЛЮБЛЮ ПОЭЗИЮ. В ряду русских поэтов рубежа XIX-XX веков ...
Я хотел бы стоять, как дерево,
При дороге на одной ноге.
Я хотел бы под конские храпы
Обниматься с соседним кустом…
Своими стихами Есенин показывал, что человек в просторах мирозданья всего лишь беззащитная песчинка, и для того, чтобы оставить о себе память, нужно творить прекрасное. «Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб», стали колыбелью его поэзии. От проникновенных стихов о стране «березового ситца», шири ее степных раздолий, сини озер, шума зеленых дубрав до тревожных раздумий о судьбе России, каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к Отечеству:
Но и тогда, когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть,
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».
Наполненная любовью к людям, к человеку, к родной земле, проникнутая душевностью, добротой, искренностью, поэзия Есенина помогает нам познавать, заново открывать и беречь «шестую часть земли с названьем Русь».
Которого называли «певцом страны березового ситца», «певцом любви, грусти», он же поэт-философ, который не просто писал пустые слова, а кто вкладывал свою душу в каждый стих, в каждую строчку. Наверное, поэтому его стихи настолько пронизывают всю нашу сущность.
Есенин человек и природа
Его стихи – это произведения, в которых затрагивались темы любви, где описывается деревня, это замечательные пейзажные зарисовки. При этом все его работы неразделимо связаны с человеком и природой. Эта связь настолько сильная, что каждые природные проявления в стихах Есенина не оторваны от чувств человека. Вся его лирика, посвященная любви, переполнена описанием природы, с помощью которой автору удается лучше изобразить нам внутреннее состояние лирического героя. Так, например, когда неспокойно на душе, то и природа веет снежными ветрами в авторской работе «О снежные ветры».
Человек и природа в творчестве Есенина неотделимы. Автор пишет: «Как прекрасна Земля И на ней человек». Благодаря деревьям, ручьям, земле, Есенин изображает душевное состояние героя, где могут быть нотки грусти, например, как в стихе «Я помню, любимая», где используется образ цветущей липы, которая и напомнила герою о любимой. Здесь мы видим грусть расставания, но, в то же время, цветущая липа сглаживает данные чувства.
Человек и природа в лирике Есенина только дополняют друг друга. Так, с помощью природных картин автору удается создавать образ любимой девушки, где ключевым моментом есть береза. Это дерево и предстает пред нами в облике девушки. Например, в стихе «Зеленая прическа» автор с помощью природных штрихов вырисовывает девушку. При этом Есенин не просто так использует образ березы для создания портрета девушки. Этим мы видим связь мира природы и человека в лирике Есенина.
22 стр., 10585 словСравнение философской лирики тютчева и фета. Изображение времен ...
... главной частью сочинения. Прежде всего внимательно вчитаемся в формулировки тем и постараемся выявить их сходство и различие. Для этого нужно уточнить, "расшифровать" их содержание. Основными темами творчества Тютчева и Фета являются природа, любовь, философские ...
Природа и человек в поэзии Есенина часто переплетаются, человек и мир природы Есенина неотделимы, как неотделима природа и от его настроения. Есенин подчеркивает единство всего живого, он показывает нам, что нет чужой боли в мире. Вся его поэзия наполнена любовью к животным, людям, к земле, природе. Все его стихи прониклись душевностью, искренностью, добротой. Читая произведения Есенина, мы по-другому смотрим на окружающую нас действительность, видим красоту русской природы и учимся беречь свою страну.
«Певец и глашатай деревянной Руси» — так сам Есенин дал определение себе как поэту. Его произведения по-настоящему искренни и откровенны. Он без лишнего стеснения оголяет свою русскую душу, которая страдает, тоскует, звенит и радуется.
Темы лирики Есенина
Есенин писал о том, что волновало его самого и современников. Он был дитем своей эпохи, познавшей много катаклизмов. Именно поэтому основные темы поэзии Есенина — судьба русской деревни, настоящее и будущее России, умиление природой, любовь к женщине и религия.
Красной ниткой через все творческое наследие поэта проходит животрепещущая любовь к Родине. Это чувство — отправная точка всех его дальнейших литературных изысканий. Причем в понятие Родины Есенин вкладывает в первую очередь отнюдь не , хотя не обошел он стороной горести и радости крестьянской Руси. Родина для поэта — это окружающие его поля, леса, равнины, которые начинаются от родительского дома лирического героя и простираются в необъятные дали. Невероятной красоты образы поэт черпал из воспоминаний детства и природы своей вотчины — деревни Константиново, откуда и начиналась для Есенина его «малиновая Русь». Такие чувства трепетной любви к родной земле выразились в нежнейших стихотворных акварелях.
Все темы в частности тема любви к Родине и настолько тесно переплетаются, что их нельзя отличить одну от другой. Он восхищался окружающим миром, как дитя, «родившееся с песнями в травном одеяле», считая себя неотъемлимой его частью.
Любовная лирика — отдельный пласт творчества поэта-самородка. Образ женщины из его стихотворений списан с русских красавиц «с алым соком ягоды на коже», «со снопом волос овсяных». Но любовные отношения всегда происходят как бы на заднем плане, в центре действия всегда все та же природа. Девушку поэт часто сравнивает с тонкой березкой, а ее избранника — с кленом. Для раннего творчества характерна юношеская пылкость, сосредоточенность на физическом аспекте отношений («зацелую допьяна, изомну, как цвет»).
С годами, познав горькие разочарования на , поэт выражает свои чувства презрения к продажным женщинам, саму любовь цинично считая не более чем иллюзией («наша жизнь — простыня да кровать»).
Сам же Есенин вершиной своей любовной лирики считал «Персидские мотивы», где оставила отпечаток поездка поэта в Батуми.
Следует отметить множество в стихах Есенина. Ранние работы искрят ощущением полноты жизни, точным осознанием своего места в ней и смысла бытия. Лирический герой находит его в единении с природой, называя себя пастухом, чьи «палаты — межы зыбистых полей». Он осознает быстрое увяданье жизни («все пройдет, как с белых яблонь дым»), и от этого его лирика просякнута светлой грустью.
Особый интерес вызывает тема «Бог, природа, человек в поэзии Есенина».
Бог
Истоки христианских мотивов у Есенина надо искать в его детстве. Его бабушка и дед были глубоко религиозными людьми и привили внуку такое же благоговейное отношение к Творцу.
Поэт ищет и находит аналогии искупительной жертвы в явлениях природы («схимник-ветер… целует на рябиновом кусту язвы красные незримому Христу», «дня закатного жертва искупила весь грех»).
Бог у Есенина живет в той самой, старой уходящей Руси, там, «где капустные грядки красной водой поливает восход». Творца поэт видит прежде всего в творении — окружающем мире. Бог, природа, человек в поэзии Есенина всегда взаимодействуют.
Но не постоянно поэт был смиренным богомольцем. В один период у него появляется целая череда бунтарских, богоборческих стихотворений. Это связано с его верой в и принятием новой коммунистической идеологии. Лирический герой даже бросает вызов Творцу, обещая создать новое общество без необходимости в Боге, «град Инонию, где живет божество живых». Но такой период был недолгим, вскоре вновь нарекает себя «смиренным иноком», молящимся на копны и стада.
Человек
Довольно часто поэт изображает своего героя как странника, идущего по дороге, или как гостя в этой жизни («каждый в мире странник — пройдет, зайдет и вновь покинет дом»).
Во многих произведениях Есенин затрагивает антитезу «молодость — зрелость» («Отговорила роща золотая…»).
Он нередко размышляет о смерти и видит ее как естественный финал каждого («я пришел на эту землю, чтоб скорей ее покинуть»).
Смысл своего существования каждый может познать, найдя свое место в триаде «Бог — природа — человек». В поэзии Есенина главным звеном этого тандема является природа, и ключ к счастью — это гармония с ней.
Природа
Она является храмом для поэта, а человек в ней должен быть богомольцем («я молюсь на алы зори, причащаюсь у ручья»).
Вообще, тема Всевышнего и тема природы в поэзии Есенина настолько взаимосвязаны, что нет четкой линии перехода.
Природа является и главным героем всех произведений. Она живет яркой, динамичной жизнью. Очень часто автор применяет прием олицетворения (клененочек сосет зеленое вымя, рыжая кобыла-осень чешет свою золотую гриву, метель плачет, как цыганская скрипка, черемуха спит в белой накидке, сосна подвязалась белою косынкой).
Самые излюбленные образы — береза, клен, месяц, зори. Есенин — автор так называемого деревянного романа между березой-девушкой и кленом-парнем.
Стихотворение Есенина «Береза»
Как пример утонченного и в то же время простого осознания бытия можно рассмотреть стих «Береза». Это дерево издревле считается и символом русской девушки, и самой России, поэтому в это произведение Есенин вложил . Умиление малой частичкой природы перерастает в восхищение красотой необъятной русской земли. В обычных будничных вещах (снег, береза, ветки) автор учит видеть большее. Такой эффект достигается с помощью сравнений (снег — серебро), метафор (снежинки горят, заря обсыпает ветки).
Простая и понятная образность делает стихотворение Есенина «Береза» очень похожим на народное, а это наивысшая похвала для любого поэта.
Общее настроение лирики
Нужно отметить, что в поэзии Есенина так отчетливо чувствуется легкая грусть «по гречневым просторам», а иногда щемящая тоска даже в любовании родным краем. Скорее всего, поэт предугадывал своей Родины-Руси, которая и в дальнейшем «все так же будет жить, плясать и плакать у забора». Читателю невольно передается жалость ко всему живому, потому что, несмотря на свою красоту, абсолютно все вокруг быстротечно, и автор наперед скорбит об этом: «Грустная песня, ты — русская боль».
Также можно отметить некоторые стиля поэта.
Есенин — король метафор. Он настолько умело упаковывал емкие в несколько слов, что каждое стихотворение пестрит яркими поэтическими фигурами («вечер черные брови насопил», «по пруду лебедем красным плавает тихо закат», «галочья стая на крыше служит вечерню звезде»).
Близость поэзии Есенина к фольклору дает ощущение, что некоторые его стихи — народные. Они невероятно легко ложатся на музыку.
Благодаря таким особенностям художественного мира поэта «деревянной Руси» его стихи не спутаешь с другими. Не может не покорить его беззаветная любовь к Родине, которая берет начало с рязанских полей и заканчивается космосом. Суть тематики «Бог — природа — человек» в поэзии Есенина можно подытожить его же словами: «Я думаю: как прекрасна земля и на ней человек…»