Корреспондент «АиФ-Юг» Алина Менькова посетила краснодарскую гимназию № 44 и узнала, какие темы для сочинений были предложены школьникам, как оценят работы и в чем суть нового экзамена.
Ни сомнений, ни тревог
На часах 9.30. В гимназии № 44 толпятся ученики. Ровно через полчаса для них начнется экзамен.
«Подождите! Опоздаю!» – прямо передо мной в школу вбегает запыхавшаяся одиннадцатиклассница. Она спешит к собравшимся в холле одноклассникам.
Интересно, что на лицах выпускников нет ни тени тревоги, они улыбаются, болтают между собой. Волнения, как на ЕГЭ, не чувствуется. Наверное, потому, что морально ребята к экзамену готовы. 20 ноября они писали пробное сочинение. Примерные направления тем знали еще с 29 августа, когда их список появился на сайте Минобрнауки РФ.
В 9.45 в кабинете руководителя собирается организационная комиссия – восемь учителей. Она была сформирована за две недели до проведения экзамена. Организаторы получают конверты с темами сочинений.
Как только конверты розданы, учителя отправляются в классы.
Главное – аргументировать
Для написания сочинения выделено четыре кабинета. Здесь в отличие от ЕГЭ, где места выбирает компьютерная программа, ребята рассаживаются свободно. Главное – по одному человеку за партой. В каждом классе присутствуют по два педагога. Причем, по правилам, эти учителя не ведут уроки у ребят. Около доски стоит стол для личных вещей, где можно оставить мобильники и сумки. На парте у школьников лишь черная гелевая ручка и паспорт. Если учитель обнаружит шпаргалку или телефон – ученик будет тут же удален с экзамена и сможет пересдать его только в феврале.
В коридоре двое дежурных, при необходимости они проводят школьников в туалет.
В 10 часов открывается доска – школьники приступают к заполнению регистрационного бланка, вписывают фамилию, имя и прочие данные.
Выпускник выслушивают инструктаж. У каждого на парте лежит памятка. Вкратце в ней написано о том, что рекомендуемый объем сочинения – от 350 слов. Если в сочинении будет менее 250 слов, его даже не будут проверять. За такую работу ставится «незачет».
Одиннадцатиклассники Владивостока написали итоговые сочинения (ФОТО)
... удалиться из аудиторий. Времени у ребят с запасом − ровно 3 часа 55 минут, как на ЕГЭ. Поскольку экзамен уже начался, темы декабрьского сочинения на РЦОИ Приморского края может ... с 2014 года. В декабре 2013-го в ходе оглашения послания Федеральному собранию президент Владимир Путин отметил, что результаты выпускных школьных сочинений должны учитываться при поступлении ...
В рамках заявленной темы выпускнику необходимо сформулировать свою позицию и аргументировать ее на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по выбору.
Учителя озвучивают темы сочинений. На написание текста отводится 3 часа 55 минут. В это время школьникам разрешается пользоваться только орфографическим словарем.
«Кажется, что темы простые: «Что важнее: любить и быть любимым», «Какие события жизни помогают человеку взрослеть»… Но эти темы надо суметь развить, привести примеры из литературных произведений, аргументировать свою точку зрения», – говорит директор гимназии Наталья Земскова.
«Рядовые сочинения мы пишем часто, так что навыки написания у детей есть, но вот такое итоговое решающее — впервые за долгое время. Детям сложно, нам, учителям, – сложно, но ничего – все к лучшему», – добавляет замдиректора Елена Кураева.
«Как будете оценивать работы?» – спрашиваю я.
«Главные критерии сочинения: рассуждать на выбранную тему, аргументировать свою точку зрения примером из литературы, соблюдать композицию и логику, писать грамотно. «Зачтено» выпускник получит, только если выполнит три критерия, но первый и второй обязательны. То есть он может написать и неграмотно, главное, что тема раскрыта и аргументирована соответствующей литературой», – отвечает Елена.
«А если напишет грамотно, но «нальет воды»?» — уточняю я.
«Экзамен не сдаст», — говорит Елена Кураева.
Написал – посчитал
«Пробный экзамен в конце ноября показал неплохие результаты, практически все выпускники раскрыли темы сочинений, аргументировали свои мысли. Те ошибки, которые допустили, были проработаны с каждым из них отдельно, так что сюда они шли достаточно подготовленными, с ними занимались с начала сентября», – поясняет Елена Кураева.
«И никто не написал меньше 250 слов?», — интересуюсь я.
«Такие работы мы бы просто не приняли. Среднее количество слов в «репетиционных» итоговых сочинениях было 350-370. И несколько ребят написали даже более 400. Сколько это на странице – сказать сложно, у всех-то почерк разный. Они привыкли считать слова, будучи еще в 9-м классе – когда готовились к изложению. Написал – посчитал сразу», – говорит Елена.
Заменить смайлик словом
«Благодаря этому экзамену мы научим современных детей любить чтение. Они сейчас мало читают классическую литературу, да и вообще мало читают. Все их общение проходит через электронные носители, из-за этого формируется маленький словарный запас. Смайлик отправил, и все, а свои чувства словами описать им уже сложновато. Нет навыка общения с русским словом. А сочинение позволит развить речь, ясно и красиво выразить свои мысли», – считает Наталья Земскова.
Обучение сочинению по русскому языку: теория и практика
... - Внимательно прочитайте текст Информация с курсов: К1-вступление, формулирование проблемы. Можно начать сочинение: а) с кратких ... в тексте (2 цитаты обязательно) автор рассматривает проблему? Необходимо показать, как автор раскрывает проблему, какие примеры приводит, как аргументирует ... это у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным? Мне можно возразить, приведя немало примеров трогательной ...
После проверки все сочинения, получившие «зачет», будут направлены в единую базу данных. Важно, что теперь при поступлении в вузы, которые решат учитывать эту форму экзамена, сочинение может принести абитуриенту до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ. Если же руководство вуза откажется от «таких плюсов», выпускник так или иначе имеет право представить сочинение в качестве своего индивидуального достижения, и вуз оценит его самостоятельно.