Земля… Теплое, зеленое слово, пахнущее свежескошенным сеном, парным молоком, медовым ароматом зацветающих вишен, ласковыми материнскими ладонями. Что может быть прекраснее для человека и дороже! Корни его уходят в землю, и сам он — сын земли, он — частичка ее сердца. Земля воспитывает в нем человека, учит жить, любить, бороться, мечтать, садить и выращивать, пускать корни и заботиться о ростках новой жизни. Земля воспитывает в нем чувство прекрасного. Ее невидимые нити привязывают человека к родному дому, к яблоне, склонившейся к раскрытому окну, к песне соловья, к алому закату, сиреневому вечеру.
Именно рязанская природа воспитала чуткого, отзывчивого, доброго, прекрасного в своей простоте поэта С. Есенина. Картины родного края запечатлены в его незабываемой пленительной поэзии.
Поэт не только восхищается красотой природы, но и видит в ней одушевленное существо. В его сознании мир наполняется новыми живыми, говорящими, двигающимися, чувствующими образами: солома «неясно охает, свисая с губ кивающих коров», «по пруду лебедем красным плавает тихий закат», «весна — странница с посошком в лаптях берестяных».
Ничто не может сравниться с картинами природы родной стороны, запечатленными в душе каждого человека. Пребывая вдали от родины, поэт хочет рассказать любимой женщине о чарующей красоте рязанских раздолий, когда-то наполнивших его жизнь яркими впечатлениями. Наверное, чувство тоски по дому и гордости за родной край звучит в строках стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ…»
- ..Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне…
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий…
В стихотворении «Не бродить, не мять в кустах багряных» перед нами предстает образ когда-то любимой девушки («Отоснилась ты мне навсегда).
С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая, была
На закат ты розовый похожа,
И, как снег, лучиста и светла.
Детали ее портрета подчеркиваются, подкрашиваются образами природы, придают ей особое очарование и прелесть.
Душевные переживания человека в стихотворениях поэта неразрывно связаны с изменениями в природе.
Человек и природа в тихой лирике Рубцова 6 класс
... вашему, люди читают стихи? Есть ли в классе такие ребята, кто пишет или пробовал писать стихи? «Человек и природа в лирике Н. М. Рубцова». ... задание. Сочинение на тему: ЧЕЛОВЕК, ПРИРОДА И РОДИНА В ПОЭЗИИ Н. М. РУБЦОВА ЧЕЛОВЕК, ПРИРОДА И РОДИНА В ПОЭЗИИ Н. М. РУБЦОВА Николай ... и боль одиночества; символ тепла родной земли, которая лечит, греет душу) Что необычного в этом сочетании? (с одной стороны ...
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком.
Осень — в природе, осень — в душе поэта. Невесело роняет осень золото листьев — грусть одолевает поэта, его душа переполняется воспоминаниями о прошлом: «Я полон дум о юности веселой». Детство кажется ему «страной березового ситца». Он пишет в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу»:
Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Все же «утраченная свежесть, буйство глаз и половодье чувств» не оставляет глубокой раны в душе поэта. Он понимает, что человек — частица природы, он чувствует себя таким, и поскольку все живое подчиняется природным законам, то и он — не исключение.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
Стихотворения С. Есенина произвели на меня глубокое впечатление. Его необычные сравнения, трогательные строчки изумляют своей завершенностью, пленяют, заставляют восхищаться. То, что, казалось, никогда не привлекло бы внимания своей будничностью, в поэзии С. Есенина приобретает новые, свежие формы.