Сочинение как повлияла гибель матрены на окружающих

Прочитайте внимательно рассказ, проанализируйте микротемы, прочитайте комментарии., Запишите определение слова «праведник».

Матрёнин дом»

Что побудило героя-рассказчика поселиться именно у Матрёны?, Один день из жизни Матрёны Васильевны», Сделайте вывод.

«Общение» с Богом

  1. Каким образом в Матрёне уживались такие качества, как языческое суеверие и вера в Бога? В каких эпизодах Матрёна ведёт себя как дремучая язычница, в каких – как истинная христианка?
  2. Вспомните случай с котелком.

Подумайте, почему именно с Матрёной произошла эта история? Обиделась она после этого на людей? Ожесточилась? Отдалилась от Бога?

  1. Почему Матрёна, если и молилась, то не «показно», будто стесняясь или боясь притеснить того, кто рядом?

Сделайте вывод., Прошлое Матрёны»

  1. Перечитайте и прокомментируйте первый эпизод, повествующий о прошлом Матрёны (начало 2-ой части).

    Что это за события? Какие чувства вызывает у вас прочитанное? От кого Игнатич мог узнать эту историю (ведь сама Матрёна не любила говорить о своём прошлом)? Почему так же, как и рассказчик, мы даже не подозреваем найти там что-нибудь интересное?

  2. Каким это прошлое предстаёт из её собственного рассказа(2-ая часть; разговор Матрёны и Игнатича после визита Фаддея)? Назовите самые яркие моменты (7 слайд).
  3. Объясните чудесное преображение Матрёны в то время, когда она вспоминает прожитое.

«Я…в первый раз совсем по-новому увидел Матрёну…по всей комнате глазам, оторвавшимся от света, казался полумрак с розовинкой. И из него выступала Матрёна. И щёки её померещились мне не жёлтыми, как всегда, а тоже с розовинкой».

«Обвязанное старческим слинявшим платочком смотрело на меня в непрямых мягких отсветах лампы круглое лицо Матрёны – как будто освобождённое от морщин, от будничного небрежного наряда…».

Сделайте вывод.

добро

  1. Первая встреча с Фаддеем на страницах рассказа. Каким человеком предстаёт перед вами старик? Что поражает в его внешности? Какое впечатление произвёл Фаддей на Игнатича, какое – лично на вас?
  2. Почему во время визита Фаддея Матрёна почти не участвует в разговоре? Даже после ухода старика весь долгий вечер Матрёна предпочитает отмалчиваться. О чём молчит Матрёна Васильевна?
  3. Проанализировать поведение Матрёны и Фаддея во 2 части рассказа и составить «глагольные» характеристики героев (8 слайд).
  1. Почему именно Кире Матрёна завещала свою горницу?
  2. Как Матрёна воспринимает всё происходящее с её домом? Что даёт ей силы пережить это?
  3. Что необычного (даже странного) происходит за то время, пока горницу готовились вывезти со двора? Объясните эти «странности».

Сделайте вывод.

  1. Как прощаются с Матрёной деревенские жители и как – её близкие родственники? О чём плачут сёстры, мужнина родня? Чьё поведение «выбивается» из общего сценария прощания?
  2. Перечитайте сцену поминок.

    14 стр., 6950 слов

    Образ и харатеристика матрены тимофеевны в рассказе матренин двор солженицына

    ... Григорьева Матрёна Васильевна является главной героиней рассказа «Матренин двор» Александра Исаевича Солженицына. С помощью ее образа автор раскрывает проблему, существующую и в современном мире. Матрёна ... Рассказ «Матренин двор» (А. И. Солженицын) о нелегкой судьбе деревенской женщины, которая всю жизнь «пропахала» в колхозе «бесплатно», получая «палочки». Рассказ повествует Игнатич, поселившийся в ...

    Почему во время поминовения души усопшей ни слова не прозвучало о самой душе?

  3. Объясните, почему именно неодобрительные отзывы золовки позволили Игнатичу по-новому взглянуть на образ Матрёны? Что при этом было для него главной неожиданностью?

Сделайте вывод.

ИТОГ: У Матрёны почти ничего нет за душой. Зато в ней жива душа, тот внутренний тёплый свет, который не может обжечь – только согреть… Её не понимают, о ней говорят с презрительным сожалением, а она слушает лишь голос своего сердца. Если бы каждый из нас смог услышать этот тихий голос, напоминающий: «Ты – человек, самое великое творение божье, и Бог живёт в душе твоей. Помни это». Как хочется, чтобы помнили…

Произведения многих писателей и поэтов ХХ века проникнуты болью о России, пережившей множество «исторических переломных моментов». Взаимосвязь социальных и нравственных проблем, а в частности влияние общественных условий на развитие национального сознания и характера прослеживается в творчестве А.Блока, А.Куприна, М.Цветаевой, А.Ахматовой, Ф.Шукшина, В.Астафьева, В.Распутина и т.д.

Правда о жизни России и ее народа, правда и жизни русской деревни прорывается неумолимо к читательским сердцам и в произведениях А.И. Солженицына. Судьба самого автора является «книгой жизни» его страны, соотечественников.

«деревенская проза»

Рассказ о тяжелой и страшной судьбе русской деревни. Повествование ведется от лица сельского учителя математики, недавно вернувшегося из заключения и осевшего в небольшой деревушке Тальново, в 184 километрах от Москвы. В центре внимания повествователя – трагическая судьба простой русской крестьянки Матрены Васильевны Григорьевой. Прожившая безотрадную, полную забот и лишений жизнь (несостоявшаяся любовь, смерть шестерых детей, непосильный труд в колхозе за палочки-трудодни, тяжелая болезнь, обида на колхоз, выбросивший ее из общей жизни как отработанный материал), Матрена погибает нелепой и страшной смертью на железнодорожном переезде, и это драматическое событие становится толчком для осмысления ее личности и ее судьбы.

8 стр., 3948 слов

Местное самоуправление в жизни граждан России

... правовой базы, регламентирующей деятельность основных институтов местного самоуправления, продолжается. Несмотря на то, что местное самоуправление в России имеет исторические корни, современная ситуация ... местного самоуправления, определить роль в местнго самоуправления в жизни граждан и рассказать о современном состоянии местного самоуправления. Глава 1. Понятие и сущность местного самоуправления ...

В рассказе «Матренин двор» автор передает свое горькое горе о погибшей женщине. Изображает жизнь русского села ХХ века. Пред читателем возникают образы крестьян и крестьянок колхозной послевоенной поры, их бытовые заботы и взаимоотношения. Прослеживаются изменения в национальном образе жизни и нравах, как результат отношений «человека и власти» в российской глубинке. Связь разных времен, которая проступает из рассказов героини и ассоциаций, которые всплывают в сознании читателя. По Солженицыну, «смысл земного существования – не в благоденствии, а в развитии души».

История создания.

Рассказ «Матренин двор» написан в 1959 году, а опубликован в 1964 году. Это рассказ Солженицына о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись из лагеря. Ему «хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России», найти «тихий уголок России подальше от железных дорог». После реабилитации в 1957 году Солженицын жил в деревне Мальцево Курловского района Владимирской области у крестьянки Матрены Васильевны Захаровой.

Бывший лагерник мог наняться только на тяжелые работы, он же хотел учительствовать.

Изначально автор назвал свое произведение «Не стоит село без праведника». Известно, что в 1963 году во избежание трений с цензурой издатель А.Т.Твардовский изменил название- мысль о праведничестве отсылала к христианству и никак не приветствовалась в начале 60-х годов ХХ века.

Рассказ является своеобразным этапом осмысления писателем феномена «простого человека», носителя массового сознания. Рассказчик – бывший зек, ставший школьным учителем, проникается нелегкой судьбой своей квартирохозяйки. Она предстает образцом незлобивости и скромности, и это притом, что вся ее жизнь трагична.

«Есть такие прирожденные ангелы, — писал в статье «Раскаяние и самоограничение» писатель, характеризуя Матрену,- они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жизни, ни сколько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности ? Каждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, это – праведники, мы их видели, удивлялись («чудаки»), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали тем же, они располагают, и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину».

В невозможности соотнесения праведности, т.е. жизни не по лжи, и «обреченной глубины» советской реальности и скрывается трагизм жизни «простого человека».

Проработав всю жизнь, вынуждена хлопотать о пенсии не за себя, а за мужа, пропавшего с начала войны, отмеривая пешком километры и кланяясь конторским столам. Но и с трудом начисленные 80 рублей после денежной реформы 1961 года стали бы «не деньги, а слезы»! Не имея возможности купить торф, который добывается везде вокруг, но не продается колхозникам, она вынуждена брать его тайком. «В день 6 раз по 2 пуда торфу, да километра за три»…

Сена не накосить — на колхозной земле нельзя, а другой просто нет; огороды всем инвалидам обрезали. Не было права и уехать — нет паспортов.

По мнению соседей и родственников, вся жизнь Матрены была несуразной и никчемной: жила бедно, одиноко и убого, вечно работала бесплатно на других, вечно лезла в мужицкие дела, пренебрежительно относилась к собственности: и за обзаводом не гналась; и не бережная, и даже поросенка не держала…» Единственные ее ценности – грязно-белая коза, колченогая кошка, да фикусы, заполняющие «одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой».

7 стр., 3267 слов

Проблематика рассказа «Матренин двор» А.И. Солженицына

... Те же дрязги, склоки и пьянство. Только на домах прицеплены спутниковые тарелки. Читать про […] Тема нравственности в рассказе «Матренин двор» В рассказе «Матренин двор» Солженицын выступает как писатель деревенской прозы. Его всегда ... приучали верующих таиться. Матрёна умеет радоваться жизни, душа её светла, не омрачена злом и завистью, у неё и лицо красивое. Она добра и приветлива:»И всегда ...

Движение сюжета направлено на постижение тайны характера главной героини. Матрена раскрывается не столько в обыденном настоящем, сколько в прошлом. Вспоминая свою молодость, она рассказывает: «Это ты меня прежде не видал, Игнатич. Все мешки мои были, по пять пудов тижелью не считала»… Оказывается, Матрена когда-то была молодой, сильной, красивой. И любовь была в ее жизни. «Совсем по-новому увидел Матрену» Игнатич, когда слушал рассказ о самом светлом мгновении ее жизни. «Обвязанное старческим слинявшим платочком, смотрело на меня в непрямых мягких отсветах лампы круглое лицо Матрены – как будто освобожденное от морщин, от будничного небрежного наряда – испуганное, девичье, перед страшным выбором».

Эти лирические, светлые строки раскрывают обаяние, душевную красоту, глубину переживаний Матрены. Внешне ничем не примечательная, сдержанная, нетребовательная, Матрена оказывается необыкновенным, душевным, чистым, открытым человеком.

Где-то в глубине сердца как жизненную боль пронесла через годы Матрена свою любовь.

Все окружающие Матрену люди: сестры, золовка, деверь, приемная дочь Кира, Фаддей – нещадно пользуются ее добротой и простодушием. Даже после смерти Матрены они приходят не «поплакать о ней», а забрать ее «добро». Для раскрытия характера окружающих Матрену людей автор использует метод психологического наблюдения. Выясняется, что ни жалость, ни сострадание им не свойственны. Они способны только на осуждение. Картины разрушения избы из-за «горницы», страшная гибель людей во мраке на железной дороге, «страшные» сцены поминок – все эти непредсказуемые события усиливают трагизм не только жизни Матрены, но и ее смерти. Оказалось, что и после смерти ей нет покоя: кому-то что-то должна и перед всеми виновата.

Невостребованными остались лишь ее лучшие качества (и в своей деревне, и в родном государстве): отзывчивость, сердечность, сострадание к ближнему, бескорыстие. Бесчеловечная система не нуждается в таких людях, а значит, что-то сместилось в представлении о нравственности за годы советской власти, что-то изменилось в отношениях между людьми и в понимании ими совести, правды, труда.

И все же писатель надеялся на силу слова, художественного изображения, а может, и русскому сознанию вообще. Вера в возрождение национального характера и духа звучат в словах Ю.И.Мальцева: «Солженицын нарисовал безотрадную картину духовной нищеты и нравственного уродства современной советской деревни, показав, впрочем, в этой пустыне единственную праведницу Матрену и задавшись вопросом: что перетянет на весах истории? Ведь, как говорит русская пословица, одно слово правды весь мир перетянет.

Жизненная правда Матрены проникнет и сохранится в душе ее последователя – Игнатича. Поэтому несколько оптимистично звучание трагической концовки рассказа: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». Нравственная позиция рассказчика, сумевшего проникнуться душевной добротой и народной мудростью, позволяет читателю предположить в нем праведничество. Он остается праведником в селе, а значит, есть надежда на будущее, возрождение добра и справедливости. Видимо, с этими надеждами было связано первоначальное название рассказа — «Не стоит село без праведника».

3 стр., 1478 слов

Изображение деревни в рассказе «Матрёнин двор» А.Солженицына ...

... В произведениях “Деревня” и “Матренин двор” авторы показали российскую деревню одинаково угрюмо, бедно, “серо”. Однако у Солженицына, ... … Глава 3. Исходное название рассказа “Матрёнин двор” - “Не стоит село ... в надежде пробить к публикации новое произведение Солженицына: события в рассказе переносились во времена дохрущевской оттепели. Уж слишком тягостное впечатление оставляет изображенная картина. ...

Проблемные вопросы на ОГЭ

Какие характерные черты народа воплощены в образе Матрёны? (По рассказу А.И. Солженицына «Матрёнин двор»)

Какие нравственные проблемы, поставленные А.И. Солженицыным в рассказе «Матрёнин двор», актуальны сегодня?

В чём заключается смысл названия рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор»?, Тема праведности и образ праведника в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор»., Почему автор называет Матрёну праведницей? (По рассказу А.И. Солженицына «Матрёнин двор»), Образ повествователя в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор».

Как раскрывается проблема материальных и духовных ценностей в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор»?

Матрёнин двор, чем заканчивается рассказ, как