Анализ любого произведения начинается с восприятия — читателя, слушателя, зрителя. Если рассматривается литературное сочинение, то оно противопоставляется, скорее, другим идеологиям, чем другим искусствам. Слово как таковое является средством не только литературы, но и человеческого языка вообще. Таким образом, основная аналитическая нагрузка падает на обозначение критериев художественности. Анализ произведения — это прежде всего проведение границ между художественным творением и продуктом человеческой деятельности вообще, будь то литература или любое другое искусство.
Составление плана
Анализ художественного произведения требует разграничения его формы и идейного содержания. Идейное содержание — это прежде всего тематика и проблематика. Затем — пафос, то есть эмоциональное отношение художника к изображаемому: трагизм, героика, драматизм, юмор и сатира, сентиментальность или романтика.
Художественность заключается в деталях предметной изобразительности, в последовательности и взаимодействии внутренней и внешней деятельности изображаемого во времени и пространстве. А также анализ художественного произведения требует точности в освещении композиционного развития. Это и наблюдение за развитием в порядке, способах, мотивировках повествования или описания изображаемого, в стилистических деталях.
Схемы для анализа
Прежде всего, рассматривается история создания данной работы, обозначается её тематика и проблематика, идейное направление и эмоциональный пафос. Затем исследуется жанр в его традиционности и своеобразии, а также данные во всех их внутренних связях. Анализ произведения выводит на передний план обсуждения и характеризует всех центральных персонажей, одновременно проясняя сюжетные линии в особенностях построения конфликтов.
Далее характеризуются пейзажи и портреты, монологи и диалоги, интерьер и обстановка действия. При этом обязательно нужно обращать внимание на словесный строй: анализ литературного произведения требует рассмотрения авторских описаний, повествований, отступлений, рассуждений. То есть предметом изучения становится речь.
Детали
При анализе обязательно распознаются как композиция произведения и характеристика отдельных образов, так и общая архитектоника. Напоследок обозначается место данного сочинения в творчестве художника и его значимость в отечественной и мировой сокровищнице искусств. Особенно это важно, если производится анализ произведений Лермонтова, Пушкина и других классиков.
Нравственные проблемы в произведениях распутина григорий ефимович. ...
... все разнообразие образов в произведениях Распутина – это следствие прожитой им интересной и насыщенной жизни! Нравственность в произведениях В творчестве Валентина Распутина нравственные искания занимают значительное место. Его произведения представляют эту проблему во всей широте ...
Необходимо донести информацию об основных проблемах эпохи и прояснить отношение к ним творца. По пунктам обозначить традиционные и новаторские элементы в работе автора: каковы идеи, тематика и проблематика, каков творческий метод, стиль, жанр. Очень полезно изучить отношение к данному творению ведущих критиков. Так, у Белинского получился практически исчерпывающий анализ произведений Пушкина.
План характеристики персонажа
Во вступлении необходимо определить место персонажа в общей системе образов данного произведения. Главная часть включает в себя прежде всего его характеристику и указание социального типа, материального и общественного положения. Подробно рассматривается внешний облик и не менее обстоятельно — его мировосприятие, мировоззрение, круг интересов, привычки, склонности.
Обязательное исследование характера деятельности и основных устремлений персонажа весьма способствует полному раскрытию образа. Также рассматривается его влияние на окружающий мир — все виды воздействия.
Следующий этап — анализ героя произведения в области чувств. То есть как он относится к окружающим, его внутренние переживания. Анализируется и отношение автора к данному персонажу. Каким образом личность выявляется в произведении. Дана ли характеристика самим автором напрямую, или он сделал это с помощью портрета, предыстории, посредством других персонажей, через поступки исследуемого или его речевую характеристику, с использованием окружающей обстановки или соседей. Заканчивается же анализ произведения обозначением проблемы в обществе, которая привела художника к созданию именно такого образа. Знакомство с персонажем получится достаточно близким и познавательным, если путешествие по тексту провести интересно.
Анализ лирического произведения
Начать следует с даты написания, затем дать биографический комментарий. Обозначить жанр и отметить его своеобразие. Далее целесообразно как можно более подробно рассмотреть идейное содержание: выявить ведущую тему и донести основную мысль произведения.
Чувства и их эмоциональная окраска, выраженные в стихотворении, динамика в нем господствует или статика — всё это составляет важнейшую часть, которую должен содержать анализ литературного произведения.
Важно при этом обратить внимание на впечатление от стихотворения и проанализировать внутреннюю реакцию. Отметить преобладание общественных либо личных интонаций в произведении.
Профессиональные детали
Далее анализ лирического произведения входит в сферу профессиональных деталей: конкретно рассматривается структура словесных образов, их сопоставление, а затем — развитие. Какой путь избрал автор для сопоставления и развития — по контрасту или по сходству, по ассоциации, по смежности или по умозаключению.
Подробно рассматриваются изобразительные средства: метонимия, метафора, аллегория, сравнение, гипербола, символ, сарказм, перифраза и так далее. Особенно необходимо выявить наличие интонационно-синтаксических фигур, таких как анафоры, антитезы, эпитеты, инверсии, риторические вопросы, обращения и восклицания.
Анализ произведений Лермонтова, Пушкина, да и любого другого поэта, невозможен без характеристики основных особенностей ритмики. Необходимо обозначить прежде всего, что именно использовал автор: тонику, силлабику, силлабо-тонику, дольник или свободный стих. Затем определить размер: ямб, хорей, пеон, дактиль, анапест, амфибрахий, пиррихий или спондей. Рассматривается способ рифмовки и строфика.
По произведению : Анализ стихотворения Державина «Властителям и судиям»
... о своих низменных интересах. Хотя на самом деле их долгом является соблюдение земных законов. Ваш долг есть: сохранять законы, На лица сильных не взирать, Без помощи, без обороны Сирот и вдов не оставлять. Властители и судьи ... фактами биографии Державина и сохраняют с ней теснейшую связь. Стихотворение «Властителям и судиям» является «гневной одой», как сам назвал свое произведение автор. В этом ...
Схема анализа произведения живописи
Сначала указывается автор и название картины, место и время её создания, история и воплощение замысла. Рассматриваются причины выбора модели. Обозначаются стиль и направление данного произведения. Определяется станковая она или монументальная, фреска, темпера или мозаика.
Объясняется выбор материала: масло, акварель, тушь, гуашь, пастель — и характерен ли он для художника. Анализ художественного произведения предполагает и определение жанра: портрет, пейзаж, историческая живопись, натюрморт, панорама или диорама, марина, иконопись, бытовой жанр или мифологический. Также следует заметить его характерность для художника. Донести живописный сюжет или символическое содержание, если таковые наблюдаются.
Далее следуют главные характеристики, которых требует анализ художественного произведения. Живописные: цвет и свет, объём и плоскостность, колорит, линия и художественное пространство. Необходимо обратить внимание на детали и напоследок поделиться впечатлениями личного свойства, полученными при просмотре.
Схема анализа: скульптура
Так же как и предусматривает анализ произведения живописи, для скульптуры сначала указывается автор и название, время создания, место, история замысла и воплощение его в жизнь. Обозначаются стиль и направление.
Теперь необходимо определить вид скульптуры: круглая, монументальная или мелкая пластика, рельеф или его разновидности (барельеф или горельеф), герма или скульптурный портрет и так далее.
Описывается выбор модели — это существующий в реальности человек, животное или его аллегорический образ. А может быть произведение является полностью фантазией скульптора.
Обсуждается пластика как моделировка света и тени, взаимодействие скульптуры с окружающей средой, цвет или раскраска и цветовой фон, световые эффекты, использование подсветки и прочие средства художественной выразительности.
Для полного анализа нужно определить, является ли скульптура элементом архитектуры, или она отдельно стоящая. Затем рассмотреть авторский выбор материала и то, чем он обусловлен. Мрамор это, гранит, бронза, дерево или глина. Выявить национальные особенности работы и, наконец, передать личное отношение и восприятие. Анализ произведения скульптора окончен. Схожим образом рассматриваются и объекты архитектуры.
Анализ музыкального произведения
Музыкальное искусство для раскрытия жизненных явлений располагает специфическими средствами. Здесь определяются связи между образным смыслом музыки и ее структурой, а также средствами, которые использованы композитором. Эти особенные черты выразительности и призван обозначить анализ музыкального произведения. Более того, он должен сам стать средством для развития эстетических и этических качеств личности.
Развитие музыкальных способностей средствами музыкального фольклора
... анализ продуктов детской деятельности, подбор диагностических заданий. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА ... интуицию) и практическую деятельность по созданию произведения искусства. Механизмы мышления в творчестве, по мнению философов, обращаются: ... всего в музыке. Установлено, что в возрасте до 5 лет развитие музыкальных способностей происходит ...
Для начала необходимо выяснение музыкального содержания, идеи и концепции произведения. А также его роли в воспитании чувственного познания полной картины мира. Затем нужно определить, какие выразительные средства музыкального языка сформировали смысловое содержание произведения, какие интонационные находки применил композитор.
Как сделать качественный анализ
Вот неполный перечень вопросов, на которые должен ответить качественный анализ музыкального произведения:
- О чём эта музыка?
- Какое название можно ей дать? (Если сочинение не программное.)
- Есть ли в произведении герои? Какие они?
- Есть ли в этой музыке действие? Где происходят конфликты?
- Каким образом проявляются кульминации? Нарастают ли они от вершины к вершине?
- Каким образом композитор объяснил нам всё это? (Тембры, темпы, динамика и т. д. — то есть характер произведения и средства создания данного характера.)
- Какое впечатление производит эта музыка, какое настроение передаёт?
- Какие ощущения испытывает слушатель?