Живые души в поэме сочинение по плану
↑ Вступление
Название знаменитой поэмы Н. В. Гоголя «» имеет двоякий смысл. Во-первых, мертвые души – это умершие крепостные крестьяне, которых желает купить Чичиков. Во-вторых, к мертвым душам с полным правом можно отнести всех помещиков и городских чиновников, которые находятся на разных ступенях духовного «омертвления».
Возникает логичный вопрос: а есть ли в произведении живые души? Ведь сам Гоголь признавался, что хотел изобразить в первом томе поэмы только негативные стороны российской жизни.
На фоне помещичье-чиновничьей глупости, жадности, бесполезности и других подобных качеств ярко выделяются простые крестьяне, олицетворяющие собой живую душу самой России. Упоминаются они в поэме относительно редко, но тем отчетливее заметен контраст между живой и мертвой жизнью.
↑ Действующие живые души
К этой категории относятся слуги а (кучер Селифан и лакей Петрушка), а также все крепостные люди, появляющиеся на страницах поэмы. Автор иронически замечает, что «совестится занимать так долго читателей людьми низкого класса». В этом замечании содержится ядовитый упрек в адрес российского общества эпохи Гоголя.
Многие помещики воспринимали своих крепостных в качестве бездушной рабочей силы, ставя их на один уровень с животными. Крестьянам отказывали в праве самостоятельно мыслить, испытывать какие-то желания, мечтать. При них помещики совершенно не стеснялись обсуждать интимные подробности личной жизни. Но любой крепостной человек, естественно, остро ощущал свое униженное положение. Постоянное желание навсегда избавиться от господской воли не позволяла ему закостенеть, «омертветь» для настоящей, живой жизни.
Крепостные люди, в отличие от своих хозяев, не скованы духовно. Они при каждом удобном случае проявляют своеволие: пьяный Селифан вступает с барином в пререкания; маниловская «дворня спит немилосердным образом и повесничает все остальное время»; мужики а с полным презрением относятся к своему ничтожному помещику. Несмотря на суровые наказания, крестьяне постоянно убегают. У каждого помещика насчитывает какое-то количество беглых. Опасность ликвидации крепостного права «снизу» (о чем позднее предупреждал Александр II) – яркое проявление живого духа в простом народе.
Образы крестьян в мертвых душах. Образы крестьян в “Мертвых душах”. ...
... поэмы «Мертвые души». Название произведения, с первого взгляда, означает аферу Чичикова — покупку такие человеческой души; они злые, жадные, беспечные, продажные. А крепостные крестьяне, наоборот, живые, даже если речь идет о мертвых (в ... «идиотизма деревенской жизни». Тема «идиотизма», рабства, безнадежного существования не раз всплывает в поэме, воплощаясь в Петрушке, в Селифане, в его терпении, ...
↑ Физическая или духовная смерть?
Россия в поэме предстает каким-то иллюзорным царством, в котором мертвые по документам еще какое-то время продолжают жить. Крепостным словно запрещают умирать, пока не будет проведена очередная ревизия населения. Мертвые души уже нельзя отличить от живых. Эта трагикомическая ситуация и позволяет Чичикову начать осуществление своего плана.
Ценность человеческой жизни во многом определяется тем, какую память оставляют о себе люди после своей смерти. Гоголевские помещики и чиновники в лучшем случае будут вспоминаться исключительно в негативном свете. Тогда как сами хозяева сожалеют о покинувших их незаменимых крепостных работниках.
Собакевич с восторгом отзывается о каретнике Михееве, плотнике Степане Пробке, кирпичнике Милушкине. Он совершенно забывает, что эти люди уже давно мертвы. Таким образом, эти мертвые души оживают, становятся своеобразными символами вечности народного духа и его жизненной силы.
↑ Заключение
Редко упоминаемые «второстепенные или даже третьестепенные» персонажи в поэме Гоголя вызывают гораздо больше симпатии, чем главные герои. Вдумчивый читатель сразу же поймет разницу между живыми и мертвыми душами. Не случайно в финале автор проводит прямую аналогию между бричкой Селифана и «бойкой необгонимой тройкой» под названием Русь, управляет которой простой русский народ.