Жанр пьесы “недоросль” фонвизина: особенности и своеобразие произведения

Также в произведении Фонвизина очевидна сатирическая направленность. Это значит, что автор ставил себе задачу высмеять общественные пороки. Это попытка завуалировать жизненные проблемы под маской улыбки.

«Недоросль» — произведение, построенное по законам классицизма. Одна сюжетная линия, одно место действия, и все события происходят в течение суток.

Однако данная концепция согласуется и с реализмом, о чем говорят отдельные предметы и места действий. Кроме того, действующие лица очень уж напоминают настоящих помещиков из глубинки, осмеянных и осужденных драматургом.

Фонвизин добавил в классицизм нечто новое – беспощадный и острый юмор.

О чем произведение?

Сюжет комедии Дениса Фонвизина «Недоросль» кружится вокруг семьи помещиков, которая полностью погрязла в безнравственности и самодурстве. Дети становились похожими грубых и ограниченных родителей, от чего страдало их представление о морали.

Шестнадцатилетний Митрофанушка изо все сил пробует закончить обучение, но ему не хватает желания и способностей. Мать смотрит на это спустя рукава, ей безразлично, будет ли ее сын развиваться.

Она предпочитает, чтобы все оставалось, как есть, всякий прогресс ей чужд.

Простаковы «приютили» дальнюю родственницу — сироту Софью, которая отличается от всей семьи не только взглядами на жизнь, но и благовоспитанностью.

Софья — наследница большого поместья, «заглядывается» на которое и дядя Митрофанушки — Скотинин, который является большим охотником.

Женитьба — единственный доступный способ завладеть хозяйством Софьи, поэтому окружающие ее родственники стараются склонить ее на выгодный брак.

Стародум — дядюшка Софьи, присылает племяннице письмо. Простакова жутко недовольна такой «выходкой» родственника, которого считали погибшим в Сибири.

Свойственная ее натуре лживость и надменность проявляется в обвинении «обманного» письма, якобы «амурного». Неграмотные помещики вскоре узнают истинное содержание послания, прибегнув к помощи постояльца Правдина.

Обратите внимание

Он открывает всей семье правду об оставленном сибирском наследстве, которое дает аж десять тысяч годового дохода.

Тут-то у Простаковой и созревает идея — выдать Софью за Митрофанушку, чтобы присвоить наследство себе. Однако в ее планы «врывается» офицер Милон, идущий через деревню с солдатами. Он встретился со старым другом Правдиным, который, как оказалось, является членом наместнического правления. В его планы входит наблюдение за помещиками, плохо обращающимися со своими людьми.

13 стр., 6291 слов

Бизнес план : Каким видом бизнеса вы хотели бы заниматься?

... своих собственных взглядов и ценностей. 1. Вид бизнеса, которым я буду заниматься. Я думаю заняться зообизнесом, т.к. он наименее ... производство кормов для домашних непродуктивных животных и птиц. Я хочу заняться производством кормов для декоративных птиц и ... и конкретного разговора с партнерами необходимо составить бизнес план. Бизнес план является основным документом, способным убедить партнеров в ...

Милон говорит о своей давней любви к милой особе, которую перевезли в неизвестное место из-за кончины родственника. Внезапно он встречает Софью — она и есть та самая девушка. Героиня рассказывает о будущем замужестве с недорослем Митрофанушкой, от чего жених «вспыхивает», как искра, но потом постепенно «ослабевает» при подробном рассказе о «суженном».

Приехал дядя Софьи. Познакомившись с Милоном, он принимает выбор Софьи, при этом осведомившись о «правильности» ее решения. В тоже время имение Простаковых передано в государственную опеку из-за жестокого обращения с крестьянами.

Ища поддержки, мать обнимает Митрофанушку. Но Сын не намерен был учтивым и вежливым, он грубит, отчего почтенная матрона падает в обморок. Очнувшись, она причитает: «Погибла я совсем».

А Стародум, указывая на неё, говорит «Вот злонравия достойные плоды!».

Главные герои и их характеристика

Правдин, Софья, Стародум и Милон — представители, так называемого «нового» времени, эпохи Просвещения. Нравственные составляющие их души – ничто иное, как добро, любовь, тяга к знаниям и сострадание. Простаковы, Скотинин и Митрофан — представители «старого» дворянства, где процветают культ материального благополучия, грубость и невежество.

  • Недоросль Митрофан – юноша, чьи невежество, глупость и неспособность к адекватному анализу ситуации не позволяют ему стать деятельным и разумным представителем дворянского сообщества. «Не хочу учится, а хочу жениться» — жизненный девиз, который полностью отображает характер молодого человека, ничего не воспринимающего всерьез.
  • Софья — образованная, добрая девушка, которая становится белой вороной в обществе завистливых и алчных людей.
  • Простакова — хитрая, безалаберная, грубая женщина с множеством недостатков и отсутствием любви и уважения ко всему живому, кроме любимого сына Митрофанушки. Воспитание Простаковой — это лишь подтверждение стойкости консерватизма, который не дает развиваться русскому дворянству.
  • Стародум воспитывает «свою кровиночку» иным методом – Софья для него уже не маленький ребенок, а сформировавшийся член социума. Он дает девушке свободу выбора, тем самым учит ее правильным основам жизни. В нем Фонвизин изображает тот тип личности, который прошел через все «взлеты» и падения», став при этом не только «достойным родителем», но и несомненным примером для будущего поколения.
  • Скотинин — точно так же, как и все остальные, является примером «говорящей фамилии».

    Человек, чья внутренняя сущность более похожа на какой-то грубый, неотесанный скот, нежели на благовоспитанного человека.

Тема произведения

  • Воспитание «нового» дворянства – основная тема комедии. «Недоросль» — это своеобразный намек на «пропадающие» нравственные начала в людях, которые боятся преобразований. Помещики воспитывают отпрысков по старинке, не уделяя должного внимания их образованию. Но те, кого не учили, а лишь избаловали или запугали, не смогут взять на себя заботу ни о семье, ни о России.
  • Тема семьи. Семья – это социальный институт, от которого зависит развитие личности. Несмотря на грубость и неуважение Простаковой по отношению ко всем жителям, она лелеет любимого сына, который нисколько не ценит ни ее заботу, ни ее любовь. Такое поведение — типичный пример неблагодарности, которая является последствием избалованности и родительского обожания. Помещица не понимает, что сын видит ее обращение с другими людьми и повторяет именно его. Так, погода в доме определяет характер юноши и его недостатки. Фонвизин подчеркивает важность сохранения тепла, нежности и уважения в семье по отношению ко всем ее членам. Только тогда дети будут почтительными, а родители – достойными почтения.

    4 стр., 1990 слов

    Cочинение «Актуален ли образ Митрофанушки в наше время. Анализ ...

    ... проблема деградации представителей дворянства в пьесе «Недоросль». Смысл названия комедии открывается более полно, если знать изъяны общества того времени. Вторая проблема, которую поднимает автор, — это вопрос воспитания. Его Фонвизин ... не уподобляется ли она Простаковой? В «Недоросле» сталкиваются два мира. Стародум, Правдин, Милон и Софья олицетворяют собой мир высоких идеалов просвещения, чести, ...

  • Тема свободы выбора. «Новый» этап — это отношения Стародума с Софьей. Стародум дает ей свободу выбора, не ограничивая ее своими убеждениями, которые могут повлиять на ее мироощущение, тем самым воспитывая в ней идеал дворянского будущего.

Основные проблемы

  • Основная проблема произведения — последствия неправильного воспитания. Семейство Простаковых — семейное древо, которое своими корнями уходит в далекое прошлое дворянства. Этим и кичатся помещики, не понимая, что слава предков не прибавляет им достоинств. Но сословная гордость затуманила их разум, они не хотят двигаться вперед и добиваться новых достижений, думают, что все и всегда будет по-старому. Оттого они не осознают надобность образования, в их закрепощенном стереотипами мирке оно и вправду не нужно. Митрофанушка также будет сидеть всю жизнь в деревне и жить за счет труда своих крепостных.
  • Проблема крепостного права. Нравственное и интеллектуальное разложение дворянства при крепостном праве – абсолютно логичный итог несправедливой политики царя. Помещики совсем обленились, им не надо работать, чтобы себя обеспечивать. Все за них сделают управляющие и крестьяне. При таком общественном устройстве у дворян нет стимула трудиться и получать образование.
  • Проблема алчности. Жажда материального благополучия перекрывает доступ к морали. Простаковы зациклены на деньгах и власти, им не важно, будет ли их ребенок счастлив, для них счастье – синоним богатства.
  • Проблема невежества. Глупость лишает героев духовности, их мир слишком уж ограничен и привязан к материальной стороне жизни. Их не интересует ничего, кроме примитивных физических удовольствий, ведь ничего другого они и не знают вовсе. Фонвизин видел истинный «человеческий облик» лишь в том человеке, которого воспитали грамотные люди, а не недоучившиеся дьячки.

Идея комедии

эпохи просвещения

Таким образом, воспевание идеалов гуманизма — главная идея «Недоросля». Юноша, повинующийся зову добра, ума и справедливости, — вот истинный дворянин! Если же его воспитают в духе Простаковой, то он никогда не выйдет за тесные рамки своей ограниченности и не поймет красоты и многогранности мира, в котором живет.

Важно

Он не сможет трудиться во благо общества и ничего значимого не оставит после себя.

В конце комедии автор говорит о торжестве «возмездия»: Простакова теряет поместье и уважение собственного сына, воспитанного в соответствии с ее духовными и физическими идеалами. Такова плата за неправильное воспитание и невежество.

2 стр., 505 слов

Тема образования и воспитания (Недоросль) – по комедии Фонвизина

... он может стать? Невежественным, глупым, возможно жестоким. Учителя Митрофанушки Образование в комедии Фонвизина «Недоросль» выражено на примере учителей Митрофанушки. Те люди, которые могли стать для ... быть в нашей стране как можно меньше. Данная статья поможет написать сочинение «Тема образования и воспитания в «Недоросли», затронуть важные вопросыкоторые поднимает в своем произведении автор.

Чему учит?

Комедия Дениса Фонвизина «Недоросль», прежде всего, учит уважению к ближним.

Шестнадцатилетний юноша Митрофанушка совершенно не воспринимал заботу ни матери, ни дядюшки, он считал это само собой разумеющимся фактом: «Что ты, дядюшка, белены объелся? Да я знать не знаю, за что ты на меня вскинуться изволил». Закономерным результатом грубого обращения в доме является финал, где сын отталкивает любящую мать.

Уроки комедии «Недоросль» на этом не заканчиваются. Не столько уважение, сколько незнание показывает людей в том положении, которое они тщательно пытаются скрыть.

Глупость и невежество витают в комедии, как птица над гнездом, они обволакивают деревню, тем самым не отпуская жителей из собственных оков. Автор жестоко наказывает Простаковых за ограниченность, отнимая у них имение и саму возможность продолжать праздный образ жизни.

Таким образом, учиться нужно всем, ведь даже самое устойчивое положение в обществе легко потерять, будучи необразованным человеком.

Жанр пьесы Недоросль комедия Фонвизина

Жанр пьесы “недоросль” фонвизина: особенности и своеобразие произведения

«Недоросль» – третья пьеса Фонвизина, принесшая ему успех. Писатель работал над своим произведением на протяжении трех лет. Пьесу не сразу приняло общество, наложив цензуру на постановку в театрах.

Жанр пьесы – комедия, а точнее сказать классицистическая комедия. Как и любое произведение времен классицизма, пьеса Фонвизина имеет те черты, которые характерны для этого литературного направления: единство времени, места и действия; разделение на положительных и отрицательных персонажей, наличие героев с говорящими фамилиями, их статичность и неизменность на протяжении произведения.

Но вместе с тем в комедии обнаруживаются черты реализма, который только начал зарождаться в то время. Это и наличие любовного и социального конфликта, и зачатки трагизма (что было запрещено в классицистических произведениях).

Последний факт во многом повлиял на жанр произведения, комедию.

Фонвизин прекрасно показывает все червоточины дворянского общества того времени, заостряя проблему не только на наличии любовного треугольника, но, скорее, на социальный уровень развития дворянского сословия, для которых важнее формальные, материальные ценности, чем духовные, высшие ценности.

Совет

Можно сказать, что комедия Фонвизина приобретает сатирический характер, отчего каждый отрицательный персонаж становится заложником своих собственных моральных устоев и взглядов на жизнь. Надежды на то, что всё ещё поправимо, нет, создается мотив обреченности общества Скотининых-Простаковых, которым никогда не будет суждено познать мир духовного и светлого.

Именно поэтому многие критики и литературоведы не определяют жанр произведения лишь в четком ключе комедии. Это трагикомедия, которой присуще комический характер с мрачными, трагическими вкраплениями.

14 стр., 6592 слов

Комедия «Недоросль» — проблематика произведения Фонвизина

... Фонвизин Д.И. «Недоросль». Краткий анализ 250 руб. Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость Комедию «Недоросль» можно назвать народной. В этом произведении Фонвизин ... как государство в целом представлено в позитивном ключе. Жанр «Недоросля» — классическая комедия. Свое место в пьесе заняла сатирическая направленность, однако юмор не слишком ...

Сочинение Жанр пьесы Недоросль (комедия Фонвизина)

Пьеса Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль», написанная в 1871 году, была представлена зрителю как комедия.

Однако уже более двух столетий ведутся споры о жанре произведения. Чтобы определить жанр пьесы, необходимо внимательно познакомиться с содержанием произведения.

Целью написания произведения было высмеять безнравственных помещиков, не соблюдающих законы ни государственные, ни человеческие, а также систему образования 18 века, которая требовала срочной реформы, потому что просвещение и воспитание – это единственный путь к спасению общества.

  • Автор выделил в пьесе две проблемы: Нравственное разложение дворян,
  • Обучение и воспитание детей в дворянской семье.

Госпожа Простакова – яркий пример безнравственной, необразованной и невоспитанной дворянки, для которой не существует ни социальных, ни моральных норм. Это жадная, несдержанная, грубая женщина, которая готова унижаться и льстить ради своей выгоды. Она дерётся с собственным братом из-за желания получить чужие деньги. Её поступки, поведение и разговоры вызывают у зрителя и читателя смех.

Своих слуг Простакова обзывает грубыми словами: «скот», «старая ведьма», «воровская харя». Она уверена, что имеет право «поколотить слугу, когда захочет», ссылаясь на указ о вольности дворянства, который на самом деле обозначал освобождение дворян от обязательной военной службы.

Основная часть пьесы посвящена проблеме воспитания и образования дворянских детей, которые совершенно не хотели учиться. Вспомним фразу Митрофанушки: «Не хочу учиться, хочу жениться».

Сама Простакова считает, что учиться вообще не нужно, что подтверждает словами «Без наук люди живут и жили».

Учителя, которых она пригласила для обучения Митрофанушки, кроме преподавателя математики, даже не пытались научить его чему-нибудь.

Русскому языку недоросля «обучает» семинарист, который не доучился из-за того, что «убоялся бездны премудрости», а французскому языку и истории – кучер, выдающий себя за учителя – немца. Из-за отсутствия элементарных знаний Простакова не может проверить качество обучения.

Она настолько глупа, что даже не способна отличить проходимца-конюха от учителя-немца. Автор иронизирует по поводу необразованности женщины.

Обратите внимание

Простакова, желая женить сына на богатой невесте, демонстрирует, как Митрофанушка «выучен». То, что «дверь – это прилагательна», а история «за тридевять земель, за тридесято царство» – это показатель непросвещённости и вершина невежественности.

Этот эпизод был написан специально, чтобы высмеять систему образования, сложившуюся в 18 веке в России.

Считается, что пьеса «Недоросль» – это комедия классицизма, она относится к «низкому» жанру. В пьесе пять действий.

Герои произведения – дворяне. Автор делит их на положительных и отрицательных персонажей. Имена и фамилии характеризуют качества, которыми герои наделены.

  • В пьесе соблюдено правило трёх единств:единство действия – конфликт заключается в споре между безнравственными сторонниками и просвещёнными противниками крепостного права,
  • единство места – действие совершается в имении госпожи Простаковой,
  • единство времени – события развиваются в течение одних суток.

В классицистической комедии не допускается трагический финал.

8 стр., 3803 слов

От каких канонов классицизма отходит фонвизин. «Недоросль»: ...

... общества. Далее отметим, что в комедии «Недоросль» сохранен классицистический принцип «трех единств»: единства места, единства времени и единства действия. События происходят в доме помещицы Простаковой в течение суток. В пьесе пять действий. Сюжет комедии основан на традиционной ...

Однако Фонвизин в пьесе нарушает это правило. Простакову ждёт трагичный финал – она не только теряет власть над своим имением, но ещё от неё отворачивается любимый сын.

В произведение, помимо финала, также включены трагические сцены. Сочувствие вызывают слуги, которых всё время ругают и бьют. Особенно эта несправедливость отражена в эпизодах с Еремеевной, кормилицей Митрофанушки. Она сорок лет преданно служит Простаковым, за что получает «милость» – в год пять рублей и «по пяти пощечин на день».

Таким образом, Фонвизин нарушает правила классицизма – в пьесе переплетаются комический и трагический стили.

Следовательно, жанром пьесы «Недоросль» является трагикомедия – драматическое произведение, которое наделено признаками и комедии, и трагедии.

Жанр пьесы Недоросль