Изображение народа в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» погружает нас в мир русской крестьянской жизни. Автор, видевший своей главной художественной задачей изображение «горькой народной доли», дает в поэме полную и многостороннюю картину русского крестьянства. Именно поэтому в «Кому на Руси жить хорошо» мы встречаем такое многообразие крестьянских типов, узнаем о мировоззрении, образе жизни, традициях, проблемах русского народа.
Надо сказать, что изображение крестьянства самым тесным образом связано у Некрасова с проблемой счастья. Именно для поисков счастливых семеро мужиков отправляются в свое путешествие по Руси, которое дает нам возможность с эпическим размахом познакомиться со всеми сторонами русской жизни.
Важно, что ответ на вопрос «Кому на Руси жить хорошо?» складывается не сразу. Автор использует в своем произведении «принцип спирали», где на каждом «витке» появляется новый персонаж со своим пониманием счастья. Именно это представление и раскрывает героя – проявляет нам его характер и сущность.
Так, самим мужикам-правдоискателям кажется, что для счастья достаточно быть просто сытым: «Кабы нам только хлебушка По полупуду в день…» Однако вскоре они начинают понимать, что не хлебом единым жив человек. На сельской ярмарке перед ними предстают «народные» герои, у каждого из которых свое представление о счастье. Так, для многих персонажей главным в жизни являются здоровье и сила – физическая и моральная. Иначе – просто не выживешь, не вытянешь свою горькую лямку.
Об этом говорит, например, тощий дьячок, потерявший свое место. Он убежден, что человек счастлив «не в соболях, не в золоте, не в дорогих камнях», а только в «благодушестве» и вере в Бога. Только это, по мнению героя, может укрепить и дать силы для земной жизни.
В противовес этому мнению высказывается другая героиня – старуха, у которой в огороде уродилось «реп до тысячи». В этом – счастье этой женщины, которая рада, что будет сыта, что матушка- земля позаботилась о ней и не оставила ее голодной.
Затем мы встречаем солдата, который счастлив тем, что был в двадцати сражениях, а не убит, был бит палками и измучен голодом, а не умер. Еще один герой – каменотес – убежден, что счастье его заключено в большой силе, ведь благодаря ей он добывает себе пропитание, кормит свою семью.
Анализ поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (Некрасов)
... Жанр, род, направление Н.А. Некрасов называл свое творение «эпопеей современной крестьянской жизни» и был точен в своей формулировке: жанр произведения «Кому на Руси жить хорошо?» — эпическая поэма. То есть, ... Счастливым человеком на Руси писатель нарекает Гришу Добросклонова, борца за народное счастье. Развязка. Тяжелая болезнь помешала автору закончить свой великий замысел. Даже те главы, ...
С появлением в поэме Якима Нагого в произведение входит представление о высших, нравственных, ценностях, несоизмеримых с материальными благами (вспомним, что семья Якима из горящей избы в первую очередь выносит иконы и «картиночки»).
На следующем «витке» в произведении появляется Ермила Гирин. С его «помощью» в поэме намечается образ народного заступника и появляется еще одно условие счастья – уважение народное:
Почет завидный, истинный,
Не купленный ни деньгами,
Ни страхом: строгой правдою,
Умом и добротой!
Старик Савелий «дополняет» этот образ: он народный мститель и богатырь. Свободолюбивый и гордый, этот человек способен бороться за свое счастье (убийство немца управляющего).
Однако его сила не приносит ни позитивных результатов (каторга, несчастливая старость в доме сына, вина в смерти правнука), ни счастья герою. В итоге, под конец своей жизни, Савелий полностью погружается в веру в Бога, в чем и находит утешение. Слишком противоречива могучая личность этого персонажа, чтобы можно было считать его счастливым.
Матрена Тимофеевна находится на следующем «витке» – она своеобразный женский вариант «счастливого» со своим толкованием проблемы: «Не дело – между бабами счастливого искать».
Эта красивая умная женщина столько пережила и перестрадала, сколько не выдержит ни один мужчина. Она терпела унижения и побои в семье мужа, от властей, которые считали крепостную женщину не человеком, а бесправной скотиной. Матрена пережила страшный голод, потерю мужа-кормильца, утрату детей. Однако, несмотря на все невзгоды, эта героиня сохранила в себе силы – физические и нравственные. Возможно, именно поэтому в народе ее считают счастливой.
В финале поэмы появляется еще один герой, который, по мнению Некрасова, является бесспорным «счастливцем». Это «крестьянский сын» Гриша Добросклонов, который «лет пятнадцать. твердо знал уже, что будет жить для счастья убогого и темного родного уголка». Данный персонаж готов отдать свою жизнь во имя торжества «честного дела», чтоб «землякам его и каждому крестьянину жилось вольготно, весело на всей святой Руси».
Таким образом, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов представляет нам большой спектр крестьянских типов – он показывает мужчин и женщин разных возрастов, с разными характерами, разными взглядами на жизнь, разными проблемами. Вопрос о счастье, который задают всем им мужики-правдоискатели, раскрывает каждого из них, позволяет понять суть каждого характера.
Поэт показывает, что, несмотря на все различие и многообразие крестьянских типов, всех их объединяет одно – неустроенность жизни, забитость, нищета и бесправие.
Изображение народа в поэме Кому на Руси жить хорошо
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» является самым известным произведением Николая Некрасова. Поэт написал поэму в зрелом возрасте, когда накопил достаточно знаний о крестьянском быте, традициях, трудностях, культуре и обычаях.
Старая Русь в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо
... Некрасова на помещиков и их изображение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» делает интересными и своеобразными еще и та форма, которую выбрал автор для их показа. Он создал произведение в ... и отвратительнее выглядят помещики времен крепостного права, изображенные в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Некрасов считает своим долгом показать жизнь крепостных крестьян не только после рабской зависимости, но ...
Произведение было создано после отмены крепостного права. Автор хотел в поэме показать, что глобально и принципиально это не изменило жизнь людей. Крестьяне продолжали жить тяжело, непросто. Они обрели свободу, но должны были выкупать землю. А денег у крестьян не было, поэтому им приходилось брать кредиты в крестьянском банке, чтобы выплатить выкупные платежи и обрести землю. Это было дорогое удовольствие, поэтому крестьяне продолжали страдать от голода и бедности. Это подтверждается названиями деревень. Например, Заплатово, Дырявино, Разутово, Горелово, Неелово.
Есть в поэме и яркие персонажи. Савелий — крестьянин, который жаждет и физического, и духовного освобождения. Это рослый и сильный мужчина, который не боится трудностей. Он не сдался под гнетом, а только стал сильнее.
Идеал помещика воплощен в образе Ермилы Гирина — это ответственный хозяин, который заботится о мужике, хочет сделать его жизнь проще и легче. Знаменателен его спор с купцом Алтынниковым («алтын» в переводе означает «золотой», в смысле золотая монета).
Вокруг Ширина собираются мужики, которые восстают против купца. Больше подобных эпизодов в книге нет. Возможно, это есть какоето предсказание последующих революционных событий XX века и изменений, которые произошли в России.
Выходец из народа, Гриша Добросклонов, осознал, что цель его существования — помощь людям, улучшение жизни крестьян, а также их освобождение. Ему не нужно было ничего материального. Он хотел, чтобы люди жили свободно, могли сами распоряжаться результатом своего труда, пользоваться орудиями.
Существование таких людей подчеркивает, что русский народ имеет огромную силу и потенциал, что он обречен на рост и развитие, только если гнет помещиков исчезнет.
Вся поэма пропитана определенным народным духом. Это выражено не только в стили изложения, но и в народных песнях, сказаниях, легендах и прибаутках, которые многократно используются в тексте. Это создаёт определенное настроение.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» посвящена народу Руси, которому пришлось многое испытать, но он не сломался, а вырос, возродился из трудностей, нашел новые силы.
Сочинение 2
“Кому на Руси жить хорошо” – произведение-эпос. В центре внимания – отображение живущей после реформ Российской империи. Некрасов творил произведение на протяжении двадцати лет, получая информацию для него “по крупицам”. Произведение необыкновенно размашисто показывает народную действительность того времени. Некрасов желал отобразить в ней все общественные сословия: от деревенского мужика до правителя. Однако, к великому сожалению, произведение так и не было завершено – не дала кончина писателя. Важная тема, основная проблема литературной работы отлично заметна в названии “Кому на Руси жить хорошо” – это вопрос успеха.
Литературная работа Некрасова берет свое начало с описания:
“В каком году – рассчитывай, в какой земле – угадывай”. Однако не сложно разобраться, о каком времени высказывается Некрасов. Писатель подразумевает законодательные преобразования 1861 года, по которым “дали свободу” деревенским жителям, а те, без своих участков земли, оказались в еще большей зависимости. Сквозь всё произведение следует идея о недопустимости так существовать дальше, о нелегкой бедняцкой участи, о деревенском обнищании. Данная тема голодающей действительности крестьян, которых “тоска-беда измучила” доносится со специальным усилием в песне, прозванной автором “Голодная”. Писатель не сглаживает углы, демонстрируя бедность, скотство, верующие суеверия и нетрезвость в народной жизни. Жизнь людей с максимальной точностью передается обозначением тех мест, откуда появились люди-правдорубы. В произведении достаточно выразительно написана неутешительная, беззащитная, недоедающая жизнь людей.
Главные герои в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (Н. А. Некрасов)
... ради родины и ее освобождения. Итак, главные герои в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» — обычные люди, объединенные низким положением в обществе и трагичностью жизненных историй. Но писатель оптимистичен: ... свести счеты с жизнью. «С тех пор, как сына Власьевны Поставил я не в очередь, Постыл мне белый свет!» Противоположностью Ермилы является Яким Нагой из деревни ...
С откровенной жалостью относится писатель к некоторым беднякам, которые не хотят мириться со своей голодающей унизительной жизнью. В противовес жизни рабовладельцев и нелюдей, подхалимов наподобие Якова, Глеба, Сидора, Ипата избранные из крестьянства в произведении сберегли настоящий гуманизм, дарование к самоотверженности, сердечное великодушие. Это Матрена Тимофеевна, силач Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин, Агап Петров, руководитель Влас, семь правдорубов и остальные. У любого из них своя цель в этом мире, свой повод “искать правду”, однако все они вкупе говорят о том, что простой народ теперь очнулся, поднялся.
Правдорубам представляется такая счастливая жизнь для крестьянского мира: В Якиме Нагом показан неповторимый нрав крестьянского правдоискателя, народного “праведника”. Яким проживает той же трудной бедной жизнью, как и все крестьяне, работая с утра до ночи. Однако он выделяется упрямым характером. Яким добросовестный трудяга с огромным чувством личного достоинства. Яким и мудр, он потрясающе осознает, отчего крестьяне так бедно, так дрянно живут. Достоин внимания и Ермил Гирин. Обученный грамоте мужчина, он был писарем, стал известен своей честностью, интеллектом и безвозмездной любовью к людям.
Деревенская сюжет в произведении неиссякаем, всесторонен, каждая показанная часть произведения адресована вопросу познания народного счастья. Вместе с тем можно припомнить и беднячку Корчагину, называемую за свое удачливость “губернаторшею”, и лиц рабского призвания, к примеру, “холопа примерного Якова верного”, он смог поквитаться с помещиком-недругом, и трудящихся селян из описания “Последыш”, которые обязаны лицемерить перед пожилым аристократом Утятиным, притворствуя, что не было отмены крепостного права, и остальные лица в произведении.
Показанные описания, даже одномоментные, формируют смешанную, ясную картину произведения, находят отражение и связь между собой. Этот способ был назван литературоведами полифонизмом. На самом деле, произведение, созданное на народном материале, порождает ощущение родной крестьянской песни, исполняемой многими голосами.