Школьное «Моя мама»

Недавно я консультировал молодую маму (будем звать её Татьяна).

У Татьяны было несколько проблем, но в первую очередь её беспокоили срывы на маленькую дочь, когда они делали уроки. Ситуация простая: девочка не могла разобраться в задании, Татьяна начинала объяснять, девочка не понимала, и начинался конфликт. Я не буду пересказывать всю историю Татьяны, но расскажу, как мы копались в убеждениях, которые создали эту проблему.

Первым делом нужно было разобраться, что именно заставляет маму срываться на дочь, ведь дело не в домашнем задании, а в последствиях, к которым может привести их невыполнение.

Итак, девушку пугала ситуация, в которой её дочь не старается. Дальше у нас был примерно такой диалог:

  • Хорошо, предположим ваша дочь действительно не старается и в итоге получает в школе двойку, к чему это приведёт?
  • Ну, наверное, учитель в школе начнёт по-другому относиться к моей дочери.
  • Из-за двойки?
  • Да. Она уже не будет так хорошо ей всё объяснять.

– Хорошо. Но разве тогда дело не в учителе? Разве это не его работа быть беспристрастным и заботиться о каждом ученике? А если он этого не делает, разве это ваша проблема? При этом, вы всё равно не до конца уверены, что дело в том, что девочка не понимает заданий. Может, этот предмет ей просто не интересен?

  • Да, возможно.
  • Тогда что же плохого в том, что она не старается?
  • Наверное… Я боюсь, что без хороших оценок у неё будет такое же будущее, как у меня.

Тут мы и нашли убеждение, которое на самом деле вызывает у девушки тревогу. Она боится, что её дочь совершит те же ошибки, что и мама, потому что не получит хороших оценок. С одной стороны, это проявление заботы, потому что мама хочет лучшего для своего ребёнка. С другой – необходимо разобраться в том, насколько это убеждение основано на фактах, а не на субъективных предсказаниях.

Больше всего Татьяна боялась, что если девочка будет приносить тройки, она будет чувствовать давление учителей, которые станут относиться к ней как к «неудачнице». В противовес я предложил обсудить три других аргумента:

  • Такое может произойти. Но действительно ли это наиболее вероятный вариант, учитывая, что девочка справляется по многим предметам?

– Учителя играют важную роль в жизни ребёнка, но мама является самым (!) важным человеком для формирования психики ребёнка. И если мама будет поддерживать ребёнка и давать ему безусловную любовь, ни одна другая оценка не пошатнёт уверенность ребёнка в себе.

31 стр., 15429 слов

Рассказ ребенка о маме враче. моя мама

... и была всегда веселой! Я стараюсь не огорчать маму и хочу, чтобы никто никогда не огорчал своих мам! Михайлова Даша Моя мама. Моя мама - добрая, хорошая, понимающая, любопытная. ... маму! Шамоян Кярам Моя мама. Мама - первое слово в моей жизни! Мама - самый близкий мой друг! Мама - самая любимая на свете! Мама, я люблю тебя! Любимая, красивая, добрая, трудолюбивая - это всё моя мама! Моя дорогая мама! ...

  • И разве не здоровая психика является главным фактором, который поможет девочке независимо от оценок добиться в жизни того, чего она хочет?

После обсуждения этих аргументов мы подошли к моему любимому моменту – стали расписывать варианты действий, чтобы оценить последствия. Вот к чему мы пришли.

Вариант 1. Я не давлю на ребёнка, и:

А) Ребёнок сам учит все уроки на отлично, потому что ему нравится учиться (маловероятно).

Б) Ребёнок учит только то, что ему нравится, а я поддерживаю её интерес несмотря на плохие оценки (вероятно).

Вариант 2. Я давлю на ребёнка:

А) Она становится отличницей, но с наследственными тревогами от контролирующего родителя (вероятно).

Б) Однажды она начинает хорошо учиться сама без поддержки, и это не сказывается на её отношении к себе и маме (маловероятно).

Для текста я, конечно, немного сократил варианты и упросил оценку вероятности, но суть вы уловили. В итоге мы пришли к тому, что выбор между «давлю» и «не давлю» – это выбор между наиболее вероятными вариантами: либо она станет тревожной отличницей, либо она будет учить только то, что ей нравится, но Татьяна будет поддерживать её, что поможет сформировать здоровую психику.

Как всегда, я не стал говорить, что нужно (или «правильно») делать. Я только предложил варианты. Дальше уже человек исходя из своих целей делает шаг в нужную сторону.

Понимание последствий – простой метод, который в перспективе помогает разобраться со своими тревогами. Худшее в тревоге то, что мы стараемся всеми силами избежать дискомфортных условий. Но это невозможно. Если бы вы выбирали между вероятным комфортом и вероятным дискомфортом, очевидно, каким был бы ваш выбор. Поэтому рефлексия учит смотреть на дискомфортные варианты, которые в перспективе могут принести выгоду.

Не бывает неразрешимых ситуаций. Бывают решения, которые нам не нравятся. Но часто именно эти решения способны нам помочь.