В начале мировой войны 1914 — 1918 годов Блок, веря в Вифлеемскую звезду над Россией, бросает ей огненное обвинение. Стихи эти выжжены в каждой русской душе:
Грешить бесстыдно, непробудно,
Счет потерять ночам и дням,
И, с головой от хмеля трудной,
Пройти сторонкой в Божий храм.
Три раза преклониться долу,
Семь — осенить себя крестом,
Тайком к заплеванному полу
Горячим прикоснуться лбом.
Воротясь домой, обмерить ближнего на грош, пить чай под иконой, переслюнить купоны и завалиться на пуховые перины — вот звериный лик темной Руси… И неожиданный конец:
Да! И такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне!
Это та любовь, которая не ведает зла, все прощает, всему радуется.
Эпилогом к стихам «Родина» Служит лирическое стихотворение «Последнее напутствие». Умирающего поэта посещают предсмертные видения: вот является она — «легкий образ рая» и трогает его сердце «нежной скрипкой»; вот проплывают мимо люди, здания, города; коварство, слава, золото, лесть и безысходная, величавая, бесконечная человеческая глупость. «Что ж, конец?» — спрашивает умирающий:
Нет… еще леса, поляны,
И проселки, и шоссе,
Наша русская дорога,
Наши русские туманы,
Наши шелесты в овсе…
А когда пройдет все мимо,
Чем тревожила земля,
Та, кого любил ты много,
Поведет рукой любимой
В Елисейские поля.
Это уже не голос — а бесплотное дуновение; слова просвечивают неземным светом, взлетают хихим взмахом крыльев. Вечная Подруга и Родина — «те, кого любил он много» — две женственные тени склоняются над его ложем. Русские проселки и русские дороги ведут освобожденную душу.
Одновременно с «Двенадцатью», в том же приливе вдохновения, были созданы и «Скифы». Таким совершенным, блистательным образцом «поэтического красноречия» является поэма «Скифы». Поэт возвращается к первым литературным впечатлениям юности, к высокой риторике начала XIX века, к традиции торжественных од Ломоносова и Державина. Ближайшие его вдохновители — Пушкин и Лермонтов. Пафос пушкинского обращения «К клеветникам России»: «О чем шумите вы, народные витии? Зачем анафемой грозите вы России?» — и огненные слова лермонтовского обличения («На смерть Пушкина»): «А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов…» — оживают в медном звоне блоковских строф:
Образ Русской земли в Слове о полку Игореве (образ Руси) 9 класс
... понять все масштабы всей трагичности положения древней Руси. 9 класс Сочинение на тему Образ Русской земли в Слове о полку Игореве Величайший памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» рассказывает о знаменательном событии в летописании государства Российского – военном походе двенадцатого века ...
Для вас — века, для нас — единый час.
Мы, как послушные холопы,
Держали щит меж двух враждебных рас
Монголов и Европы!..
Эпиграфом к своей поэме Блок берет два стиха Владимира Соловьева:
Панмонголизм. Хоть имя дико,
Но мне ласкает слух оно…
Поэт собирает рассеянные в стихах «Родина» монгольские, татарские, азиатские черты России. Уже давно тревожил его этот призрак с «раскосыми и жадными очами». Он писал: «Наш путь стрелой татарской древней воли пронзил нам грудь». Он видел: «Дико глядится лицо онемелое, очи татарские мечут огни».
И теперь в ответ новым «клеветникам России», Европе, возмущенной «русским вероломством» — Брест-Литовским миром, — он бросает в лицо «монгольскую угрозу»:
Мы широко по дебрям и лесам
Перед Европою пригожей
Расступимся!
Мы обернемся к вам
Своею азиатской рожей.
Россия перестанет защищать своей грудью западный мир: пусть Европа сама померяется силами «с монгольской дикою ордою», пусть и она понесет бремя «татарского ига»:
Не сдвинемся, когда свирепый гунн
В карманах трупов будет шарить,
Жечь города, и в церковь гнать табун,
И мясо белых братьев жарить!..
Вы с презрением и ненавистью называете нас азиатами, вы обвиняете нас в предательстве. Вы правы:
Да, скифы — мы. Да, азиаты — мы,
С раскосыми и жадными очами!
На ненависть мы ответим ненавистью. На презрение — местью. Но за «азиатской рожей» скрыто другое лицо России, которое надменная, «пригожая» Европа упрямо не желает видеть, лицо неутолимой, ненасытной любви.
Россия — Сфинкс. Ликуя и скорбя,
И обливаясь черной кровью,
Она глядит, глядит, глядит в тебя,
И с ненавистью, и с любовью.
В политическую обличительную риторику внезапно лирическим вихрем врываются пять вдохновенных строф о любви:
Да, так любить, как любит наша кровь,
Никто из вас давно не любит!
Забыли вы, что в мире есть любовь,
Которая и жжет, и губит!
Россия любит все: и «жар холодных числ», и «божественные видения», и «острый галльский смысл», и «сумрачный германский гений». Россия помнит все — и ад парижских улиц, и прохладу Венеции, и аромат лимонных рощ, и дым- ные громады Кельна… И эта Россия — обращенная к Европе скорбным и страстным лицом — не угрожает, не проклинает — она зовет к «братству народов»:
Придите к вам! От ужасов войны
Придите в мирные объятья!
Пока не поздно — старый меч в ножны,
Товарищи! Мы станем — братья!
Патетический призыв с новой, потрясающей силой раздается в финале:
В последний раз — опомнись, старый мир!
На братский пир труда и мира,
В последний раз на светлый братский пир
Путешествие по России / Свободная тема
... хочется, чтобы все люди поверили в это. Вот и кончилось наше путешествие по родному краю вместе с великими писателями России... Разве можно не любить мою Родину и не восхищаться ... образ народа... Некрасов всю свою жизнь посвятил народу. Вся его поэзия пронизана ненавистью к «ликующим, праздно болтающим», к безде- льникам-угнетателям и великим уважением к ...
Сзывает варварская лира!
Но зова «варварской лиры» Запад не услышал.
Блок не мог уехать из России даже тогда, когда тяжело заболел. Вот строки из воспоминаний писателя Евгения Замятина: «Неожиданно было, когда узнали: это серьезно, и спасти его можно только одним — тотчас увезти в санаторий за границу. Никто из нас не видел его за эти три месяца его болезни: ему мешали люди, мешали даже привычные вещи, он ни с кем не хотел говорить — хотел быть один. И никак не мог оторваться от ненавистной-любимой России; не хотел согласиться на отъезд в финляндский санаторий, пока не понял: остаться здесь для него — умереть». Он умер в России со своей любимой поэтической темой на устах.[/sms]