«..мы узнаем в нем поэта русского, народного в высшем и благороднейшем значении этого слова, — поэта, в котором выразился исторический момент русского общества».
В. Г. Белинский
М. Ю. Лермонтов — один из наиболее прогрессивных художников и мыслителей своего времени. Хотя он никогда не был ни историком, ни политическим деятелем, уже в ранних его произведениях определенно наметилась его общественная и гражданская позиция — враждебное отношение к светскому обществу, к крепостникам и расположение и внимание к национальным традициям, к народу, к простым людям.
Уже в 1841 году Лермонтов написал стихотворение «Родина», в котором с большой нежностью признается в любви к природе своей страны. Чувство родины — родной земли и родного народа — никогда не покидало Лермонтова. Глубокий патриотизм, проявившийся в этих стихотворениях, не имеет ничего общего с парадным патриотизмом. Наоборот, в стихотворении «Родина» Лермонтов горячо полемизирует с воззрениями тех, кто стремится к завоеваниям, к «славе, купленной кровью».
Люблю отчизну я, но странною любовью!, Не победит ее рассудок мой.
Россия, которой Лермонтов отдает свою любовь, это Россия, освобожденная от романтических прикрас, крестьянская, деревенская, солдатская, — великая в своей простоте.
Кроме обобщенного образа России, Лермонтов создает также и «малые» лирические образы «простого человека», принадлежавшего к народным массам или близкого к ним. В этой связи можно вспомнить образ соседа — арестанта, поющего грустные песни («Сосед»), и дочери тюремщика, девушки-соседки, тоже лишенной свободы («Соседка»).
Лермонтов увлекался русским фольклором. Он говорил, что в русских народных песнях «больше поэзии, чем во всей французской словесности». В «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтову удалось воспроизвести стиль и приемы народной поэзии. В этой поэме он отходит от лубочности и изображает своих эпических героев, окружающий их быт и эпоху с необычайными яркостью и психологизмом.
О народности творчества Лермонтова говорит не столько фольклорная национальная окраска его произведений и изображение простых людей, сколько сама позиция «лермонтовского человека», задумавшегося над пустой светской жизнью и восставшего против нее. Сам по себе этот герой далек от простого народа, однако он выражает его интересы, причем самим народом еще не осознанные. В стихотворении «Воля» звучат слова о свободе:
Тема трагической судьбы русского человека в тоталитарном государстве ...
... Творчество B. Шаламова стало и историческим документом, и фактом философского осмысления целой эпохи. В целом русская литература XX века раскрыла судьбу человека в тоталитарном государстве с позиций гуманизма, в традициях ... тем, что он видел и что ему предстояло увидеть, он запомнил капитана Шнайдера навек". Рассказы В. Шаламова - не просто художественный документ. не на свободу, а в тюрьму. В ...
Но мне Богом дана Молодая жена,, Воля-волюшка,, Вольность милая,, Несравненная.
Уже в ранних автобиографических пьесах и в «Вадиме» с большим сочувствием Лермонтов набрасывает образы дворовых и крепостных мужиков. Вместе с тем нужно признать, что в раннем творчестве Лермонтова «простые люди» все же играют незначительные роли, а народный национальный колорит условен. Однако в зрелом периоде, с 1835-1836 годов, народные образы становятся более глубокими, естественными и народные герои выступают на главных ролях (разбойник Арсений из «Боярина Орши», купец Калашников, Максим Максимыч, старый служака офицер из очерка «Кавказец», герои стихотворений «Бородино», «Умирающий гладиатор», «Казачья колыбельная песня», «Сосед», «Соседка» и «Завещание»),
Лермонтов ценит в народном герое то, чего лишены скучающие и пресыщенные светские люди. Главный «лермонтовский герой» — чистое сердце, душевное тепло, непосредственность, распознавание добра и зла. Так, в «Герое нашего времени» Лермонтов противопоставляет Печорину простого по духу Максима Максимыча и «естественного человека» — Бэлу. Как две стороны одной медали, эти два мира создали полную картину человеческой души и заложили основы к переходу от романтизма к реализму. Это достижение зрелого Лермонтова и отличало его творчество от творчества Байрона и других представителей романтизма.
В таких стихотворениях, как «Бородино», «Валерик» и «Родина», Лермонтов исключает метафоры, сравнения, эпитеты, символы и становится подлинно конкретным и реалистическим. Мятежное романтическое сознание лермонтовских героев обретает объективность. Автор помещает их в определенную бытовую и социальную среду. От этого их характеры становятся разнообразнее, богаче и изображаются без идеализации и условности.
Процесс демократизации, происходящий в лермонтовской лирике, захватил даже такие стихотворения, где тема «простого человека» незаметна. Сюда относятся «И скучно и грустно», «Памяти А. И. Одоевского», «Благодарность», «Выхожу один я на дорогу…», «Ребенку». Поэтический мир этих стихов теряет условную схематичность и становится близким к действительности.
Когда же на Руси бесплодной,, Расставшись с ложной мишурой,, Мысль обретет, язык простой, И страсти голос благородный?
Именно «Язык простой» стихотворений наряду с искренностью сам Лермонтов считал одним из важнейших качеств подлинной поэзии.
На этой странице искали :
- чем творчество лермонтова может быть интересно современному читателю
- сочинение на тему творчество М Ю Лермонтова
- сочинение на тему м ю лермонтов
- чем творчество м ю лермонтова может быть интересно современному читателю
- сочинение по теме творчество лермонтова