НАРОДНАЯ ТЕМА В ТВОРЧЕСТВЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

«..мы узнаем в нем поэта русского, народного в высшем и благородней­шем значении этого слова, — поэта, в котором выразился исторический момент русского общества».

В. Г. Белинский

М. Ю. Лермонтов — один из наиболее прогрессив­ных художников и мыслителей своего времени. Хотя он никогда не был ни историком, ни политическим дея­телем, уже в ранних его произведениях определенно наметилась его общественная и гражданская пози­ция — враждебное отношение к светскому обществу, к крепостникам и расположение и внимание к нацио­нальным традициям, к народу, к простым людям.

Уже в 1841 году Лермонтов написал стихотворение «Родина», в котором с большой нежностью признается в любви к природе своей страны. Чувство родины — родной земли и родного народа — никогда не покидало Лермонтова. Глубокий патриотизм, проявившийся в этих стихотворениях, не имеет ничего общего с па­радным патриотизмом. Наоборот, в стихотворении «Родина» Лермонтов горячо полемизирует с воззрени­ями тех, кто стремится к завоеваниям, к «славе, куп­ленной кровью».

Люблю отчизну я, но странною любовью!, Не победит ее рассудок мой.

Россия, которой Лермонтов отдает свою любовь, это Россия, освобожденная от романтических прикрас, кре­стьянская, деревенская, солдатская, — великая в своей простоте.

Кроме обобщенного образа России, Лермонтов со­здает также и «малые» лирические образы «простого человека», принадлежавшего к народным массам или близкого к ним. В этой связи можно вспомнить образ соседа — арестанта, поющего грустные песни («Со­сед»), и дочери тюремщика, девушки-соседки, тоже лишенной свободы («Соседка»).

Лермонтов увлекался русским фольклором. Он го­ворил, что в русских народных песнях «больше поэзии, чем во всей французской словесности». В «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удало­го купца Калашникова» Лермонтову удалось воспроиз­вести стиль и приемы народной поэзии. В этой поэме он отходит от лубочности и изображает своих эпичес­ких героев, окружающий их быт и эпоху с необычай­ными яркостью и психологизмом.

О народности творчества Лермонтова говорит не столько фольклорная национальная окраска его произведений и изображение простых людей, сколько сама позиция «лермонтовского человека», задумавшегося над пустой светской жизнью и восставшего против нее. Сам по себе этот герой далек от простого народа, одна­ко он выражает его интересы, причем самим народом еще не осознанные. В стихотворении «Воля» звучат слова о свободе:

2 стр., 963 слов

Тема трагической судьбы русского человека в тоталитарном государстве ...

... Творчество B. Шаламова стало и историческим документом, и фактом философского осмысления целой эпохи. В целом русская литература XX века раскрыла судьбу человека в тоталитарном государстве с позиций гуманизма, в традициях ... тем, что он видел и что ему предстояло увидеть, он запомнил капитана Шнайдера навек". Рассказы В. Шаламова - не просто художественный документ. не на свободу, а в тюрьму. В ...

Но мне Богом дана Молодая жена,, Воля-волюшка,, Вольность милая,, Несравненная.

Уже в ранних автобиографических пьесах и в «Ва­диме» с большим сочувствием Лермонтов набрасывает образы дворовых и крепостных мужиков. Вместе с тем нужно признать, что в раннем творчестве Лермонтова «простые люди» все же играют незначительные роли, а народный национальный колорит условен. Однако в зрелом периоде, с 1835-1836 годов, народные образы становятся более глубокими, естественными и народ­ные герои выступают на главных ролях (разбойник Ар­сений из «Боярина Орши», купец Калашников, Максим Максимыч, старый служака офицер из очерка «Кавка­зец», герои стихотворений «Бородино», «Умирающий гладиатор», «Казачья колыбельная песня», «Сосед», «Соседка» и «Завещание»),

Лермонтов ценит в народном герое то, чего лишены скучающие и пресыщенные светские люди. Главный «лермонтовский герой» — чистое сердце, душевное теп­ло, непосредственность, распознавание добра и зла. Так, в «Герое нашего времени» Лермонтов противопос­тавляет Печорину простого по духу Максима Максимы­ча и «естественного человека» — Бэлу. Как две стороны одной медали, эти два мира создали полную картину человеческой души и заложили основы к переходу от романтизма к реализму. Это достижение зрелого Лер­монтова и отличало его творчество от творчества Бай­рона и других представителей романтизма.

В таких стихотворениях, как «Бородино», «Вале­рик» и «Родина», Лермонтов исключает метафоры, сравнения, эпитеты, символы и становится подлинно конкретным и реалистическим. Мятежное романтичес­кое сознание лермонтовских героев обретает объектив­ность. Автор помещает их в определенную бытовую и социальную среду. От этого их характеры становятся разнообразнее, богаче и изображаются без идеализа­ции и условности.

Процесс демократизации, происходящий в лермон­товской лирике, захватил даже такие стихотворения, где тема «простого человека» незаметна. Сюда относятся «И скучно и грустно», «Памяти А. И. Одоевского», «Бла­годарность», «Выхожу один я на дорогу…», «Ребенку». Поэтический мир этих стихов теряет условную схема­тичность и становится близким к действительности.

Когда же на Руси бесплодной,, Расставшись с ложной мишурой,, Мысль обретет, язык простой, И страсти голос благородный?

Именно «Язык простой» стихотворений наряду с искренностью сам Лермонтов считал одним из важ­нейших качеств подлинной поэзии.


На этой странице искали :

  • чем творчество лермонтова может быть интересно современному читателю
  • сочинение на тему творчество М Ю Лермонтова
  • сочинение на тему м ю лермонтов
  • чем творчество м ю лермонтова может быть интересно современному читателю
  • сочинение по теме творчество лермонтова

Сохрани к себе на стену!