Способность к импровизации с полным правом можно назвать одним из самых ярких проявлений креативности. В процессе импровизации особое значение имеет фактор времени, в течение которого человек реагирует на событие. Суметь быстро и внешне легко воспользоваться «случайными» ситуативными элементами для продуктивного решения внезапно возникшей проблемы способен далеко не каждый.
Традиционно принято считать, что человек, который за словом в карман не лезет, имеет острый творческий ум. При этом в народе всегда говорили, что задним умом мы все крепки, подчеркивая тем самым, что по прошествии времени многие могут находить интересные решения, но делать это стремительно — здесь и сейчас — под силу не всем.
Импровизируя, человек демонстрирует все параметры, по которым традиционно оценивается креативность: продуктивность, оригинальность, гибкость мышления, способность не просто разрабатывать идею, а делать это молниеносно.
Способность импровизировать можно тренировать с помощью сказок. На когнитивном уровне это можно делать, концентрируя внимание детей на способностях к импровизации многих известных сказочных персонажей. Блестящие примеры импровизации демонстрируют своим поведением многие популярные сказочные герои. Среди них особо можно отметить Кота в cапогах, Буратино, Алису в Стране Чудес и других.
В совершенствовании практики импровизации могут помочь специальные методики сочинения сказок-импровизаций.
СОЧИНЕНИЕ СКАЗОК-ИМПРОВИЗАЦИЙ
Карточки с картинками, изображающими различных людей, животных (персонажей традиционных сказок), надо последовательно разложить на столе картинкой вниз, их можно также положить друг на друга. Конечно, на карточках могут быть изображены и растения, и дома, и дворцы, и предметы мебели, и игрушки.
Первый участник поднимает первую карточку и без паузы, сразу, экспромтом говорит несколько предложений по поводу того, что на ней изображено. Его задача — сделать зачин нашей сказке. После того как он произнес три-четыре предложения, в работу вступает второй участник. Он поднимает вторую карточку, смотрит на нее, показывает всем и также быстро, без задержки, продолжает начатый сюжет, органично включая в него сведения о доставшемся ему изображении. Первый в это время кладет свою карточку на стол так, чтобы изображенное на ней видели все. Затем в дело вступает третий, четвертый, пятый и другие участники.
Опыт показывает, что при работе с младшими школьниками привлекать для сочинения одной такой сказки более пяти-шести детей нецелесообразно. Фиксируя подобные импровизации, можно увидеть прогресс в их создании. Естественно, что, настраивая детей на эту игру, следует ориентировать их на сочинение оптимистических историй, обязательно включающих в себя вымышленные фантастические события.
Импровизация как средство развития творческих способностей детей ...
... под способностями разумеется индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, ... с дошкольниками, показывает, что дети способны к сочинению и очень любят импровизацию. Они с удовольствием и ... одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, умения и навыки. Что же такое «способности»? Термин «способности», несмотря ...
ОДНО И ТО ЖЕ СОБЫТИЕ С РАЗНЫХ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ
На столе (лицом вниз) раскладываем карточки с изображением традиционных, хорошо известных детям сказочных героев: Ваня из сказки «Серебряное колечко»; Мальвина, кот Матроскин, попугай Кеша, Царевна Несмеяна, Конек-горбунок, Емеля и др. Затем предлагаем группе ситуацию, например встреча с Карабасом-Барабасом. Дети поочередно поднимают по одной карточке и, учитывая особенности мышления и поведения доставшего персонажа, стиль речи, говорят о том, как бы каждый из них отнесся к этой встрече.
Следует обязательно отмечать и поощрять наиболее яркие, артистичные, точно соответствующие характеру героя ответы. Так, например, Ваня мог бы спросить Карабаса: «Гражданин! Ты почто куколок тиранишь? Нехорошо это, дядя, нехорошо…» Мальвина вряд ли удержалась бы от слез, кот Матроскин вполне мог бы предложить Карабасу поработать на него, а попугай Кеша, скорей всего, спросил бы Карабаса, бывал ли тот на Таити, а затем затеял бессмысленный разговор о видах на урожай или движении воздушных потоков над Атлантикой.
Меняя героев и обсуждаемые ситуации, можно постоянно вводить в игру неожиданные повороты. Это, безусловно, заставит участников импровизировать и скажется на развитии оригинальности и гибкости их мышления.
СОЧИНЕНИЕ ОЧЕНЬ ПРАВДИВЫХ ИСТОРИЙ
Всем известно, что одна из главных особенностей сказки — непременное наличие в ней фантастических, вымышленных событий. На первый взгляд (взгляд несведущего человека), придумывать необычное, фантазировать очень легко. Поскольку это совсем не так, предлагаемая методика специально названа провокационно — «сочинение очень правдивых историй».
Детям дается задание придумать короткую сказку о каких-то предельно фантастических, вымышленных событиях. Первоначально это задание обычно кажется детям очень простым, и только занятия покажут им, как это бывает трудно. Для того чтобы активизировать детей, вожатому желательно включаться в детские сочинения, добавлять свои идеи, демонстрируя при этом образцы творческого решения. Это существенно усилит развивающий эффект занятия.
С ПОМОЩЬЮ РАЗНОЦВЕТНЫХ ШЛЯП
В своей книге «Латеральное мышление» известный специалист в области психологии творчества Эдвард де Боно предложил интересный путь решения творческих задач. Он советует не пытаться сделать все сразу, а выполнять по одному мыслительному действию за один раз. Для этого, по замыслу Э. де Боно, следует мысленно (а можно и по-настоящему) снимать и надевать разные шляпы, каждая из которых задает определенное направление мышлению.
Объясняя, почему используются именно шляпы, автор подчеркивает, что головной убор — это то, что обычно очень точно указывает, какую социальную роль играет в данный момент человек. Судите сами: мы можем надеть бейсбольную кепку, солдатскую пилотку или косынку медсестры, и каждый из этих головных уборов предлагает нам новую социальную роль, а в соответствии с ней — новую модель поведения и новый взгляд на окружающее. Важно и то, что шляпу можно легко снять. Она не является чем-то фундаментальным.
Тема «маленького человека» в творчестве А. П. Чехова материал
... встречаются в произведениях разных авторов разных эпох и отражают тенденции духовного развития общества и мировоззрения самих писателей. Чаще всего название тому или иному типу дают критики. Например, «лишний человек», «маленький человек», ...
Модернизируем методику Э. де Боно для решения наших задач по сочинению сказок. Для этого нам можно взять не шесть шляп, как у него, а гораздо больше. У нас каждая шляпа будет задавать определенный эмоциональный настрой. Этот настрой будет определяться наиболее характерными ощущениями, вызываемыми тем или иным цветом. Например:
- Белая шляпа — светлые мысли.
- Оранжевая шляпа — радость, праздничное настроение.
- Черная шляпа — мрачные мысли, черные замыслы, козни злых персонажей.
- Красная шляпа — яркие, сильные эмоции и чувства.
- Фиолетовая шляпа — догадки, интуиция, предчувствия.
- Желтая шляпа — сокровища, ценности и деньги.
- Синяя шляпа — мечты и фантазии.
- Серая шляпа — равнодушие, холодность.
- Зеленая шляпа — исследования, предложения, альтернативные идеи, неожиданное решение сложной проблемы.
- Розовая шляпа — волшебные события.
Теперь выбираем героев нашей сказки и, снимая и надевая (мысленно или по-настоящему) разноцветные шляпы, мы можем сочинить бесконечно большое количество сказок.
СОЧИНЕНИЕ СКАЗОК ПО ЦВЕТОВЫМ АССОЦИАЦИЯМ
Язык цвета неоднозначен, и вместе с тем в сознании большинства людей прочно живут стереотипы его восприятия. Вероятно, первый из них заключается в том, что определенные цвета вызывают у разных людей одни и те же эмоции, чувства, ассоциации. Если бы представления о чувствах, вызываемых разными цветами, у людей не были бы унифицированы, то художник, с его индивидуальным подходом к выражению через цвет своих замыслов, был бы просто недоступен и непонятен другим.
Поэтому, например, педагоги-художники всегда заботятся о том, чтобы рассказать ребенку о «теплых» и «холодных» цветах, о том, какие цвета вызывают в сознании большинства людей активность, радость, а какие спокойствие и умиротворение. Использование ребенком этих знаний в собственном творчестве повышает выразительные возможности продуктов детского творчества, расширяет возможности восприятия самим юным творцом различных явлений. Это, в свою очередь, влияет на развитие творческого потенциала ребенка.
Для развития ребенка в данном направлении разработано много заданий. Например, «нарисуй предметы, окрашенные в теплые и холодные цвета». Но значительно более популярны другие задания, тесно связанные с выразительными возможностями цвета. Самое распространенное из них — выразить заданное настроение цветом путем раскрашивания одинаковых контуров. Дайте ребенку две заготовки, на которых изображены контуры, например, сказочного города (контуры должны быть идентичны), и предложите цветом добиться того, чтобы один город стал «городом злого», а другой — «городом доброго» сказочного героя.
Разнообразить и одновременно усложнить задание можно путем внесения изменений в изображения самих контуров и путем использования разнообразных, а не только полярных (добрый — злой; смешной — грустный) настроений. Например, предлагаем контурное изображение птицы (корабля, самолета) и даем задание: сделай так, чтобы одна птица была «взволнованная», а другая «спокойная».
Восприятие природы человеком
... кому-либо вред, — тем более неадекватным у человека будет взгляд на мир. Таким образом, рай и ... на окружающих, что, и правда, создаётся иллюзия того, что этот человек — самый несчастный человек на ... его влияния на наше восприятие, возьмём самый жёсткий пример — людей, которые страдают ... Пропаганда сложившегося всегда сильнее истины. Так, например, большинство населения, сформировавшиеся с определенной ...
Совершенствовать способность выражать свои чувства в полихромном изображении можно, вводя ограничения на использование большого количества цветов. Предложите ребенку нарисовать, например, два волшебных леса, но один лес пусть будет мрачным, а другой веселым и солнечным. Постепенно развивая ребенка в этом направлении, необходимо подвести его к мысли, что при общей правильности закономерностей, закрепленных данным стереотипом восприятия цвета, сам по себе цвет в произведении изобразительного искусства может и должен использоваться очень разнообразно.
Взрослый художник, работая, решает эти задачи на интуитивном уровне, не задумываясь ни о том, какие краски между собой смешивать, ни о том, каким цветом в данный момент воспользоваться. У него все это получается естественно, само собой, минуя сознание. Поэтому, например, изображая снег, освещенный закатным солнцем, он воспользуется не только белой краской, а рисуя траву или листву деревьев, не будет применять только зеленую. Художник не имеет стереотипа, от влияния которого страдают многие детские рисунки и даже сама способность ребенка объективно воспринимать действительность.
Мы говорим уже о другом распространенном стереотипе цветового восприятия. Назовем его «стереотипом доминирующего цвета». Нередко поправляя рисунки детей, мы внушаем им, что трава должна быть зеленой, небо — голубым, огонь — оранжевым и тому подобное. Мы привыкли к словесному определению доминирующего цвета предмета. В языке, даже таком богатом, как русский, нет столько словесных обозначений, сколько существует оттенков цветов.
Цветовые стереотипы можно применять с пользой. Например, предлагаем детям карточки с квадратиками или кружочками разного цвета (допустим, 2 голубых, 2 желтых, 2 коричневых, 2 зеленых, 2 красных, 1 розовый, 1 черный).
Задание: придумай волшебную историю, в которой было бы столько же голубого, красного, зеленого, черного и других цветов.