Выдающийся древнерусский иконописец Андрей Рублёв написал икону «Спас» в 1410 − 1420 гг. Эта работа выполнена на липовой доске с паволокой и левкасом, она довольно большого размера — 158 × 106 см, техника написания — яичная темпера.
Жанр работы — иконопись. При писании иконы, в отличие от картины, требуется придерживаться канонов. Поясные изображения звенигородских икон Рублёва были большого размера. Величина ликов позволяла увидеть людям их выражение, состояние из любого места храма.
Икона «Спас Вседержитель» является средней частью деисуса (ряд фигур святых в молитве пред Иисусом в самом центре) из Звенигорода. Икона Спаса находилась в составе ряда из семи фигур святых. От него остались в сохранности апостол Павел и архангел Михаил.
Смысл содержания деисуса (деисиса) — мольба святых и Богоматери к Спасителю о милости к человечеству на Страшном суде.
Композиция иконы. Хотя изображение Спаса Вседержителя полностью не сохранилось, специфика построения просматривается отчётливо. Фигура Спасителя находится в полуобороте от зрителя в левую сторону, лик же обращён прямо (анфас) к стоящему перед иконой. В глазах слегка смещены вправо зрачки. Таким образом Рублёв передаёт внутренне движение образа, задаёт ему ритм, связующий Спаса с обращёнными к нему фигурами святых.
Образу Спасителя Рублёв придал живость, открытость, величественность. В Его лице с некрупными чертами, шапкой тяжёлых русых волос и русой бородкой присутствует мягкость славянского типа. В светлых, миндалевидных глазах Христа под ровными дугами бровей — доброта и внимательность. Этот взгляд особо выделяется в лике Спасителя.
Цветовая гамма иконы сводится к золотистым оттенкам охры в лике и тёмной лазури одеяния (гиматия).
Изначально сиял золотой фон как незаходимый свет вечности. Такой колорит в сочетании с выражением в лике Спасителя создаёт ощущение мудрости и покоя. На поверхности доски уцелели только фрагменты живописи, но они свидетельствуют о великолепии произведения Рублёва.
Если золотой фон иконы символизирует «невечерний» свет Царства Небесного, то в лике Христа, обращённого к предстоящим перед Ним людям, обозначены тени на глазах от света, падающего сверху. Это свет земного мира, от которого Спаситель в милосердии своём не отвернулся.
Реферат храм и икона 4 класс орэкс
... храмах,- в отдельных иконах, где группируются многие святые,- есть некоторый композиционный центр, который совпадает с центром идейным. И ... могло бы сделать Спасителя и святых похожими на " ... выражение его глаз, то есть ... и все грядут в пропасть погибели, друг за друга уцепившиеся. Пишут спасов ... и скорбные, аскетические совершенно одинаково необходимы. Поверхностному наблюдателю эти аскетические лики ...
Идея иконы — изобразить идеал человека, исполненного глубокой мудрости, милосердия и совершенной любви.
До Рублёва образ Спаса Вседержителя (Пантократора) в иконописном искусстве принято было изображать гневным, грозным, отстранённо возвышенным. Современники Рублёва были поражены новой трактовкой образа. Они увидели мудрость, кротость и благожелательность во взгляде рублёвского Спаса. Этот взгляд проникал в душу человека, вселяя покой и умиротворение в созерцателя.
«Спас» Рублёва оказал влияние не только на иконопись 15 века, но и на дальнейшее развитие иконописного искусства, на многие поколения православных людей, их восприятие Христа как мудрого и любящего Вседержителя.