«Гроза» Н. Островского — драма или трагедия?

«Гроза» А. Н. Островского — драма или трагедия? «… Мир затаенной, тихой вздыхающей скорби» изобра­жает драматург, воплощая его события и характеры в об­разах персонажей драмы «Гроза», и очевидно, что слова Н. Добролюбова помогают точнее дать жанровое определе­ние произведения. «… Мир тупой, ноющей боли, мир тю­ремного, гробового безмолвия…» — но целый мир, а не фраг­мент его, — мир, взятый во всей полноте своих проблем и коллизий. Драма, давно неподвластная законам классициз­ма, все же не претендует на всеохватность;

  • в ней есть изве­стная толика типичности, но не всеобщности. Трагедия — схватка сердец, кланов, поколений, эпох. «Ни света, ни тепла, ни простора…» — мир-тюрьма, темное царство.

Известно, что замоскворецкие купцы с поклоном выхо­дили иногда на сцену Малого театра, благодаря актеров за их сценический портрет, меж тем как драмы Островского, в том числе и «Гроза», — воспроизведение не только соци­ального пласта жизни, но и психологического. Главным образом для драматурга было воссоздание кар­тины нравов и психологических типов, определителем ко­торых является принадлежность не к той или иной

соци­альной страте , а к специ­фической нравственной группе.

«Жестокие ругатели» были отнюдь не только среди купцов, но и среди, скажем, офи­церства , да и вечная женская забитость не помешала Марфе Игнатьевне Кабановой превратиться в деспотичную хозяйку, о кото­рой наиболее точно отзывается Кулигин: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Очевидно, что Островский на примере известных ему за­москворецких купцов выводит на сцену жителей Калинова не как портретную галерею русского купечества, а как па­нораму нравов всего общества, где человек зависит не от раз и навсегда предустановленной классовой принадлежно­сти, а скорее от богатства, дающего силу, — будь он купец или дворянин. В этом — надвигающийся стук лопахинских топоров и звон «господина купона» Глеба Успенского.

12 стр., 5879 слов

Своеобразие конфликтов в драме А.Н. Островского ‘Гроза’

... жанры работать по-новому, и целью такой работы является выявление более глубокого конфликта. Картины в пьесе «Гроза», и история ... произведения. Прогнозные предложения о развитии объекта исследования: В драме «Гроза» можно исследовать огромное количество проблем. Для произведения ... русской национальной драматургии, утвердил реализм на русской сцене. Его театр явился школой ряда поколений русских ...

Это предвосхищение уже не может уложиться в рамки дра­мы, ибо одно дело — драма Катерины, драма ее жизни, и совсем другое — всемирная трагедия, типичным воплоще­нием которой явились нравы жителей Калинова. «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану — хоть ты меня режь», — таково жизненное кредо главной героини, пророчески намекающее на ее судьбу.

И — не менее судьбоносное ут­верждение Варвары: «А по-моему, делай что хочешь, толь­ко бы шито да крыто было». Третья позиция — безволь­ный Тихон, лишь над трупом жены поднимающийся до об­личительных слов, брошенных в лицо матери. Четвертая — любящий Катерину, но слабовольный Борис, племян­ник Дикого, — нет здесь не только воли, но и порядочнос­ти. Эти линии можно продолжать, но они вполне уклады­ваются в типы коллизий и общественных столкновений, обозначенных Добролюбовым: младших со старшими, бед­ных с богатыми, безответных со своевольными.

Это обще­ственная трагедия.

«… В ней теплится по временам только искра того свя­щенного пламени, которое пылает в каждой груди челове­ческой, пока не будет залито наплывами житейской гря­зи». Мир — «темное царство», Катерина — «луч света» в нем. Этим подчеркивается всемирность значения происхо­дящего в Калинове, типичность коллизий, приводящих че­ловека к гибели.

И когда Катерина завершает своей «про­тест, доведенный до отчаяния», тем самым она заставляет обратить внимание на такое же отчаяние других. Ее лич­ная драма, обусловленная социально и нравственно, пере­растает в общечеловеческую трагедию, и потому бесполез­ны споры о том, где именно разместит Островский свой Ка­линов: мир, думающий, понимающий и сочувствующий, сконцентрировался до образа этого города, и проблемы этого мира обрели в нем художественную типизацию. На это ука­зывает еще и постоянное движение чисто географического рода, пронизывающее пьесу: Феклуша рассказывает о да­леких странах, где люди «за неверность» «с песьими голо­вами», уезжают на свободу Тихон, Борис. Перемещение во времени — воспоминания Катерины, исполненные поэти­ческой романтики.

Как временной, так и пространственный охват в пьесе огромен, что тоже позволяет считать «Грозу» трагедией.

«Гроза» Н. Островского — драма или трагедия? 1«Гроза» Н. Островского — драма или трагедия? 2«Гроза» Н. Островского — драма или трагедия? 3«Гроза» Н. Островского — драма или трагедия? 4«Гроза» Н. Островского — драма или трагедия? 5 1

10 стр., 4973 слов

В чем трагедия Катерины по драме Островского Гроза

... же и остался. Спасение только одно от всего этого – смерть. В чем трагедия Катерины по драме Островского Гроза В пьесе А. Н. Островского «Гроза» изображена эпоха 60~х годов девятнадцатого ... защищать. Но, этого не происходит. Тихон никак не подходит к этой роли. С этого момента, старая жизнь закончилась. Теперь героиня находится в окружении лживых и лицемерных людей. ...

оценок, среднее:

5,00

из 5)

Сочинение на тему «Гроза» Н. Островского — драма или трагедия?