Почему грибоедов поменял название горе уму на горе от ума

Смысл названия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Проблема ума – это тот идейно­эмоциональный стержень, вокруг которого группируются все осталь­ные вопросы общественно-политического, философского, националь­но-патриотического и нравственно-психологического характера. Об этом свидетельствуют слова автора: «В моей комедии двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек, разу­меется, в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше про­чих». Назвав Чацкого умным, а других героев – глупцами, драма­тург выразил свою точку зрения недвусмысленно. Вместе с тем кон­фликт построен таким образом, что каждая из противоборствующих сторон считает умной себя, а безумным тех, кто не разделяет ее взглядов.

В комедии «Горе от ума» представлены различные типы ума – от житейской мудрости, практического ума (Фамусов, Молча­лин), до ума, отражающего высокий интеллект свободного мыслите­ля, смело вступающего в противоборство с тем, что не соответствует высшим критериям истины (Чацкий).

Именно такому уму «горе», его носитель изгнан из общества и объявлен сумасшедшим, и вряд ли его ждет успех и признание где-то в другом месте.

Тем не менее, вопрос об уме не однозначен. Первоначальный ва­риант названия пьесы «Горе уму» был слишком прямолинеен, а по­тому автор отказался от него. В процессе дальнейшей работы над комедией обозначилась более широкая трактовка проблемы ума, вокруг которой развернулась серьезная полемика. Высказывался целый ряд мнений, подвергавших критической оценке умственные способности главного героя пьесы (А.С. Пушкин, М.А. Дмитриев, П.А. Вяземский).

В.Г. Белинский поначалу был близок к этой позиции, но потом пересмотрел свою точку зрения. Таким образом, наметился коренной поворот в оценках ума главного героя, что от­разилось во взгляде Д.И. Писарева, отнесшего Чацкого к числу персонажей, страдающих от того, что «вопросы давно решенные в их уме, еще не могут быть даже представлены в действительной жизни». Подобная точка зрения нашла окончательное выражение в крити­ческом этюде И.А. Гончарова «Мильон терзаний», где Чацкий называ­ется самым умным лицом в комедии.

8 стр., 3550 слов

Достойна ли Софья любви Чацкого в комедии Горе от ума, Грибоедов. ...

... и из сердца девушки, и из общества. Таким образом, личная драма осложняет его общественную драму, ожесточая Чацкого все более против всей дворянской Москвы. Любовь в понимании Чацкого и Софьи" из произведения А.С.Грибоедова "Горе от ума" Комедия "Горе ... нежели Чацкого и жестоко ошиблась. Невольно возникает вопрос, а достойна ли она была смелого, упрямого и искренне любящего Чацкого. С точки зрения, ...

По мнению писателя, главный герой «Горе от ума» – фигура универсально-типологическая, неиз­бежная «при каждой смене одного века другим», намного опередив­шая свое время и подготавливающая приход нового. Идейно-тематическое содержание. Как отмечал И.А. Гончаров, «комедия «Горе от ума» есть и картина нравов, и га­лерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира». В ней Грибое­дов поставил самые важные вопросы своего времени.

Основной конфликт комедии – это столкновение «века нынеш­него» и «века минувшего», прогрессивно мыслящего меньшинства дворянского общества и его консервативной части, составляющей подавляющее большинство. Первое представлено в комедии обра­зом Чацкого, а второе – фамусовским обществом, которое составля­ет Фамусов и его домашнее окружение, а также гости, приходящие в его дом. Противоположность идейных позиций Чацкого и фамусовской Москвы проявляется в суждениях по важнейшим вопросам жизни общества: отношение к крепостному праву, службе, богатству и чи­нам, просвещению и образованию, национальной культуре и наро­ду; преклонение перед прежними авторитетами, всем иностранным и свобода выбора жизненного пути.

Этот круг вопросов определяет актуальность проблематики комедии: проблемы социально- политического устройства России; вреда бюрократии и чинопочита­ния, проблемы воспитания и образования молодежи, честного слу­жения долгу и Отечеству, национальной самобытности русской культуры. Общественно-политические вопросы в комедии осмысляются в связи с проблемой личных отношений человека новых взглядов в условиях старой консервативной среды, поскольку общественная интрига сочетается с развитием любовного конфликта между Чац­ким и Софьей. Кроме того, особую глубину поставленным вопросам придает философская проблема ума и глупости, ума и безумия, стремления к идеалу и неизбежного столкновения с действительно­стью, что создает не только остросовременное, но и вневременное, «вечное» звучание комедии.

Даже название произведения может открыть нам гениальность главной идеи комедии. Ведь, действительно, умному человеку намного труднее жить. Эта комедия навсегда останется бессмертным произведением в русской литературе. Лично у меня она оставила глубокий след в душе.

«Урод ума»

Разумеется, всерьёз «растаскивать» Грибоедова между лагерями поэтов и дипломатов никто не собирается. Всем очевидно, что он – наше общее достояние. Но вопрос: «Кем же он всё-таки был? К чему у него больше лежала душа?» не может не волновать, и постоянно возникает.

Возможно, ответ на него будет парадоксальным, но зато не обидит никого. Душой он желал третьего пути. Отчасти связанного и с литературой, и с дипломатией, и, тем не менее, иного. Быть может, гораздо более масштабного и высокого.

Современники, в том числе не очень-то расположенные к Грибоедову, как главное его качество отмечали, прежде всего, ум. Отзыв Пушкина : «Это один из самых умных людей в России», известен, пожалуй, всем. Декабрист Александр Бестужев , на допросе о принадлежности Грибоедова к тайному обществу, вынужден был признать: «В члены общества я его не принимал, потому что он меня умнее». Николай Муравьёв-Карский, Кавказский наместник , а в годы жизни Грибоедова – прямой его конкурент по дипломатической карьере, не мог скрыть невольного восхищения: «Образование и ум его необыкновенны». Но, всех превзошёл, пожалуй, гусар-поэт Денис Давыдов , выразившийся хлёстко, кратко и по существу: «Мало людей более мне по сердцу, как этот урод ума, чувства, познаний и дарования!»

18 стр., 8934 слов

Фамусов и жизненная философия отцов в комедии А. С. Грибоедова ...

... статье описан образ героя Фамусова, его характеристика и взгляды на жизнь – эта информация пригодится 9 классам при подготовке сочинения на тему «Образ Фамусова в комедии «Горе от ума»» Тест ... доме Фамусова, герой вынужден вступить в борьбу со многими представителями «фамусовского» общества (Фамусов, Молчалин, гости на балу). Его страстные обличительные монологи направлены против порядков века « ...

Статья по теме

Пером и службой. Как поэты и драматурги преуспевали в политике

Первоначальное значение слова «урод» тогда ещё не совсем забыли, так что никакого оскорбления здесь нет. «Урод» — то есть уродившийся на славу, отмеченный Божьей благодатью.

Это был глубокий, аналитический ум настоящего учёного. Каковым Грибоедов должен был и хотел бы стать. В 10 лет поступить на словесное отделение Московского университета и спустя три года получить степень кандидата — это о чём-то говорит. Хотя и не обо всём, потому что спустя два года он со степенью кандидата права заканчивает этико-политическое отделение философского факультета. Однако и тут достигнутым не удовлетворяется, и остаётся в университете для изучения математики и естественных наук.