Повесть «Нос» — одно из самых веселых, оригинальных, фантастических и неожиданных произведений Николая Гоголя. Автор долго не соглашался на публикацию этой шутки, однако друзья уговорили его. Повесть была впервые напечатана в журнале «Современник», в 1836 году, с примечанием А.С. Пушкина. С тех пор вокруг этого произведения не утихают горячие споры. Реальное и фантастическое в повести Гоголя «Нос» сочетается в самых причудливых и необыкновенных формах. Здесь автор достиг вершины своего сатирического мастерства и нарисовал подлинную картину нравов своего времени.
История создания
Над повестью Николай Васильевич работал в 1832-1833 годах, после чего произведение было опубликовано в сборнике «Петербургские повести». В основу повести «Нос» лег популярный в то время французский анекдот, в котором говорилось о пропавшем носе. Примечательно, что Гоголь впервые использовал историю носа, что мешал жить своему хозяину, в своем неоконченном произведении «Фонарь умирал» (1832 год).
Сразу после первой редакции повести Гоголь был вынужден переписать ее из-за проблем с цензурой. Этот процесс затянулся на несколько лет, и не только из-за совершенства.
Изначально Гоголь хотел опубликовать повесть в популярном журнале «Московский наблюдатель», однако получил отказ. Произведение увидело свет лишь благодаря вмешательству А. С. Пушкина, который к тому времени открыл собственное издание. Так повесть «Нос» впервые было опубликована в 1836 году в «Современнике».
Нос
Позднее реалистическая трактовка, которой так противится «Нос», была пересмотрена. В цикле статей 1891–1909 годов Василий Розанов провёл, как сказали бы сегодня, полную деконструкцию гоголевской поэтики. Сложившиеся представления о Гоголе-реалисте он объявил недоразумением, а гоголевскую социальную критику — клеветой на действительность. Произведения Гоголя — кукольный театр
20 Розанов В. В. Пушкин и Гоголь (1891) // Розанов В. В. Полное собрание сочинений в 35 томах. Т. 1. СПб.: Росток, 2014. С. 146. . Гоголь — «гений формы», содержания у него «почти нет, или — пустое, ненужное,
21 Розанов В. В. Гений формы (К 100-летию со дня рождения Гоголя) // Розанов В. В. Полное собрание сочинений в 35 томах. Т. 4. СПб.: Росток, 2020. С. 266–269. . Реалистичны у Гоголя детали, мелочи, а общая картина мира — фантасмагорична. Это не критика и даже не сатира, это карикатура. Гоголь «отыскивает для воплощения самое что ни на есть малейшее, пошлость, уродство, искривление, болезнь, сумасшествие или сон, похожий на сумасшествие. Ведь «Нос» буквально глава из «Записок сумасшедшего», а «Записки сумасшедшего» — «это нить нескольких плетёных в одно
Типы и функции украинизмов в ‘Вечерах на хуторе близ Диканьки’ ...
... Украины в ранних произведениях Н.В. Гоголя», 2012). Научная новизна Объект исследования - украинизмы в художественной речи Н.В. Гоголя. Предмет исследования - специфика функционирования украинизмов в структуре цикла повестей ... иностранные слова в русском языке, употребление которых носит индивидуальный характер и условно относятся к заимствованной лексике. 5.Экзотизмы - заимствованные слова, ...
22 Розанов В. В. Гений формы (К 100-летию со дня рождения Гоголя) // Розанов В. В. Полное собрание сочинений в 35 томах. Т. 4. СПб.: Росток, 2020. С. 266–269. .
Следующий шаг в осмыслении «Носа» сделали формалисты. В начале 1920-х годов Виктор Виноградов сделал для «Носа» то же, что
Борис Михайлович Эйхенбаум (1886–1959) — литературовед, текстолог, один из главных филологов-формалистов. В 1918-м вошёл в кружок ОПОЯЗ наряду с Юрием Тыняновым, Виктором Шкловским, Романом Якобсоном, Осипом Бриком. В 1949 году подвергся гонениям во время сталинской кампании по борьбе с космополитизмом. Автор важнейших работ о Гоголе, Льве Толстом, Лескове, Ахматовой. для гоголевской «Шинели»: заново открыл читателю Гоголя-абсурдиста и Гоголя-комика, который скорее конструирует речевую псевдореальность, чем изображает подлинную действительность. Виноградову принадлежит интерпретация «Носа» как «натуралистического
23 Виноградов В. В. Натуралистический гротеск: Сюжет и композиция повести Гоголя «Нос» // Виноградов В. В. Поэтика русской литературы. М.: Наука, 1976. С. 5–44. , поддержанная русскими и зарубежными исследователями. Американский славист
Саймон Карлинский (Семён Аркадьевич Карлинский, 1924–2009) — литературовед. Родился в семье еврейских эмигрантов в Харбине, учился в русской школе, в возрасте 14 лет вместе с семьёй эмигрировал в США. Участвовал во Второй мировой войне в составе американской армии. После войны остался в Европе, где получил музыкальное образование. В 1958 году вернулся в Америку и занялся русской литературой. Преподавал в Беркли, возглавлял кафедру истории славянских языков и литературы. предложил уточнение: гротеск Гоголя — не натуралистический или реалистический, а сюрреалистический, он создаёт абсурдный мир из трансформированных элементов повседневности. Гоголь становится одним из предтеч сюрреализма — в этой перспективе его проза оказывается ближе к
Граф де Лотреамон (настоящее имя — Изидор-Люсьен Дюкасс; 1846–1870) — французский прозаик, поэт. Главное сочинение — поэма в прозе «Песни Мальдорора», оказавшая большое влияние на французских и русских символистов. и Льюису Кэрроллу, чем к Гофману или
24 Karlinsky S. The Sexual Labyrinth of Nikolai Gogol. Cambridge, Mass.; London: Harvard University Press, 1976. P. 123–125. .
Хлеб — дело печёное, а нос совсем не то
Николай Гоголь
Абсурдно-фантастическому истолкованию «Носа» противостоит сатирико-реалистическое — продукт советского официозно-марксистского гоголеведения. Советский читатель должен был усвоить, что «Нос» — это «сатирически обобщенная и острая пародия, разоблачающая общественные отношения, реакционно-бюрократический «порядок» николаевской монархии», а цель повести — «комическое разоблачение пошлой
25 Степанов Н. Л. Н. В. Гоголь: Творческий путь. 2-е изд. М.: ГИХЛ, 1959. С. 264. . «Вульгарно-социологическая» критика в лице
Валерьян Фёдорович Переверзев (1882–1968) — литературовед. В юности увлёкся марксизмом, отбывал наказание в ссылке за антиправительственную пропаганду. В заключении написал книгу о творчестве Достоевского. В советские годы стал профессором МГУ, членом редколлегии «Литературной энциклопедии». Основал собственную литературоведческую школу, был автором идеи «социального приказа» — ещё более жёсткого, чем «социальный заказ», требования правящего класса к писателю создавать произведения на нужные темы по установленным правилам. Метод Переверзева впоследствии назвали «вульгарным психологизмом». В 1938 году Переверзева арестовали и сослали на Колыму, после освобождения — повторный арест и ссылка в Красноярск. В 1956 году Переверзева реабилитировали, и он вернулся в Москву. объясняла гоголевский комический алогизм «алогической природой» социальной среды, которую высмеивал
Значение Н. В. Гоголя в истории русской литературы
... русским». Как-то в разговоре со своим земляком О. М. Бодянским, профессором истории и литературы славянских наречий Московского университета, Гоголь ... гг., свидетельствуют о его богатом молитвенном опыте и глубокой воцерковленности его сознания. В постижении тайны проникновенного лиризма церковной поэзии, осознании значения церковнославянского языка в формировании русского литературного языка Гоголь ...
26 Переверзев В. Ф. Творчество Гоголя. 2-е изд. Иваново-Вознесенск: Основа, 1926. . С Переверзевым соглашался
Григорий Александрович Гуковский (1902–1950) — литературовед. Заведовал кафедрой русской литературы Ленинградского университета. В Пушкинском доме возглавил группу по изучению русской литературы XVIII века. Автор первого систематического курса по этой теме. Был эвакуирован из блокадного Ленинграда в Саратов. После войны был арестован в рамках кампании по «борьбе с космополитизмом», умер в заключении от сердечного приступа. , который в своей поздней марксистско-гегельянской книге «Реализм Гоголя» объяснял алогизм гоголевской повести «антиразумностью изображаемой им
27 Гуковский Г. А. Реализм Гоголя. М.; Л.: ГИХЛ, 1959. С. 298. , «николаевской полицейщины и её дикой
28 Гуковский Г. А. Реализм Гоголя. М.; Л.: ГИХЛ, 1959. С. 298. .
Такая же двойственность характерна для разнообразных воплощений «Носа» на сцене и на экране — от эксцентрической оперы Дмитрия Шостаковича (1928) до советского телефильма 1977 года. Некоторые интерпретации остались чисто литературными. Так, повесть Гоголя послужила источником вдохновения для диссидента, драматурга и публициста
Андрей Алексеевич Амальрик (1938–1980) — публицист, писатель, диссидент. Был отчислен из МГУ, писал абсурдистские пьесы, в 1965 году сослан в Сибирь за тунеядство. После возвращения в Москву был сотрудником агентства печати «Новости», затем работал почтальоном. В 1969 году написал книгу-эссе «Просуществует ли Советский Союз до 1984 года?» с предсказанием распада СССР. Затем ещё пять лет провёл в лагерях. Был одним из инициаторов создания Московской Хельсинкской группы. Уехал из СССР в 1976 году, в эмиграции написал книгу «Записки диссидента» и исследование о Распутине. , получившего мировую известность после выхода эссе «Просуществует ли Советский Союз до 1984 года?» (1969).
В 1968-м Амальрик написал «пьесу в 16 эпизодах, переделанную из повести Николая Гоголя» под заглавием «Нос! Нос? Но-с!». Она была напечатана в сборнике абсурдистских пьес Амальрика, опубликованном в 1970 году в Амстердаме. В предисловии к сборнику Амальрик указывает на свои стилистические ориентиры: Гоголь, Сухово-Кобылин, Хлебников, Хармс,
29 Амальрик А. Пьесы. Амстердам: Фонд имени Герцена, 1970. С. 5–8. . По мнению критика-эмигранта, в своей инсценировке «Амальрик сумел выявить захватывающий «модернизм» старого
30 Мальцев Ю. Русская литература в поисках форм // Грани. 1975. № 98. С. 169. . Разумеется, о постановке пьесы в СССР не шло и речи.
В 1995 году на стене дома, стоящего на пересечении Вознесенского проспекта и проспекта Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге, был установлен памятник «Нос майора Ковалёва», который создал писатель и художник
Маленький человек в петербургских повестях гоголя (3)
... маленького человека” всегда ведет жизненная катастрофа, но исход протеста — безумие, смерть. Пушкин открыл в бедном чиновнике новый драматический характер, а Гоголь продолжил развитие этой темы в цикле “петербургских повестей”: “Нос ... наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновение налегать на тех, которые не могут кусаться”,— так говорит о Башмачкине Гоголь. Автор не скрывает ...
Резо Леванович Габриадзе (1936) — сценарист, художник, скульптор. Основатель Театра марионеток в Тбилиси. Автор сценариев к фильмам «Мимино», «Кин-дза-дза», «Не горюй!», нескольких романов и пьес. в соавторстве с архитектором Вячеславом Бухаевым. В сентябре 2002 года Нос, точь-в-точь как в повести, загадочным образом исчез, но год спустя был найден и водворен на место. В 2008 году во дворе филфака Санкт-Петербургского университета был установлен ещё один памятник Носу — работы Тимура Юсуфова.
Жанр и направление
К моменту публикации Николай Васильевич Гоголь уже успел зарекомендовать себя как писатель-мистик, которому удалось удивить читателей хитросплетением народного фольклора и суеверий в своем сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки». В произведениях, вошедших в «Петербургские повести», писатель мастерски смешал столь любимую им мистику с острыми социальными проблемами. В результате Гоголь стал основоположником совершенно нового для русской литературы направления – фантастического реализма.
Николай Васильевич как человек, близкий к народу, не мог равнодушно взирать не те проблемы, которые назревали и оставались неразрешенными в обществе. Во времена жизни писателя царила жесткая цензура, и он не мог открыто высказывать свои мысли. Ему пришлось очень аккуратно завуалировать их мистическими мотивами. Однако фантастическая составляющая в произведениях Гоголя лишь усиливала драматизм описываемой картины. Данный прием оказался по душе многим отечественным писателям, которые взяли его на вооружение в своих произведениях.
Темы и проблематика , . Можно выделить список того, какие пороки раскрывает автор в своей книге:
- Ключевая тема повести — неравенство. Каждый человек занимает свое место в социальной лестнице. Поведение людей соответствует их формальному положению. Чиновники высшего чина грубят титулярным советникам, а титулярные советники с пренебрежением относятся к обслуживающему персоналу.
- Тема маленького человека раскрыта во всех аспектах. Ковалев не имеет связей с большими людьми, он не может даже написать в газете об утрате части своей физической оболочки. И что удивительно, не способен приблизиться к своей собственности, потому что она выше него по чину.
- Присутствует и тема духовности. Главное для Ковалева — его положение и визуальный портрет. Этот человек даже не задумывается, почему именно внешность занимает для других ключевую роль, а гнилая душа совсем не воспринимается как порок. Майор ведет себя фривольно, он увлекается девицами, но специально дает надежду дочери Подточиной.
В подробном анализе повести «Нос» для 10 класса можно выделить следующие моменты:
- Основная проблема — филистерство. Чиновник обладает узким видением мира, он мечтает о продвижении по службе и его беспокоит, что телесный дефект станет мешать в карьере. Больше всего он печется о мнении окружающих. Ковалев переживает, что подумают люди о человеке без носа.
- Образ цирюльника связан с проблемой безнравственности. Он даже не думает вернуть часть тела ее хозяину. Вместо этого брадобрей бежит избавляться от находки, чтобы его не обвинили в случившемся.
- Еще одна проблема — лицемерие. Высокомерный нос отказывается общаться с людьми, которые ниже него по статусу, так же как и его владелец.
В повести Гоголя в жанре сатира содержится рассуждение о кризисе личности, подверженной порокам и тщеславию. Главный герой не задумывается о смысле своей жизни, он одержим женщинами, карьерой и развлечениями. Образ Ковалева собирателен, в окружении автора было много таких людей. В своем произведении писатель предупреждает социум о приближающейся катастрофе, которая может коснуться каждого.
Реальное и фантастическое в повести Н. Гоголя «Шинель
... Майора Ковалева никто не преследует: в повести нет какого-либо носителя зла, который характерен для других гротескных произведений. Устраняя конкретного преследователя, Гоголь усиливает ощущение фантастического, необъяснимого чувства ужаса. Угроза, хоть и ...
Композиция повести
Повесть «Нос» можно условно разделить на три классические части: экспозицию и завязку, кульминацию и развязку. Для сюжета характерна линейная последовательность, однако порой сложно объяснить логику того или иного эпизода.
В первой части автор обозначил характеристику основных персонажей, описал их быт. Отправная точка повествования состоит из трех частей: обнаружение носа, желание непременно от него избавиться, долгожданное освобождение от бремени, которое не приносит удовлетворения.
Во второй части произведения происходит знакомство читателя с майором Киселевым. Данная часть, в свою очередь, также состоит из трех блоков: обнаружение пропажи, попытка вернуть нос и его успешное возвращение.
Третья часть является завершающим и логичным аккордом всего произведения.
Анализ повести «Нос»
Конечно, по своему литературному жанру эта повесть является фантастической. Видно, что Гоголь хочет показать человека, который живет в суете, проводит пустые и бессмысленные дни, при этом, он не может посмотреть дальше своего носа. Он погружен в обыденность и каждодневные хлопоты, но они на самом деле не стоят того. И обрести спокойствие такому человеку помогает лишь то, что он снова ощущает себя в привычной обстановке. Что еще можно сказать, делая анализ повести «Нос»?
О чем это произведение? Совершенно уверенно можно сказать, что эта повесть рассказывает о чиновнике, гордость которого не позволяет посмотреть на тех, у кого чин ниже. Он безразличен к простым людям. Такую личность можно сравнить с оторванным нюхательным органом, облаченным в мундир. Его нельзя уговорить или попросить о чем-то, он просто занимается привычным делом.
Гоголь придумал оригинальную фантастическую сюжетную линию, создал замечательных персонажей, чтобы побудить читателя поразмышлять о власть имеющих. Ярким языком описывает автор жизнь чиновника и его вечные, но бессмысленные заботы. Неужели только свой нос должен заботить такого человека? Кто же будет заниматься проблемами простого народа, над которым поставлен чиновник?
В чём заключается гибель и спасение таланта художника по повести ...
... сочинения или просто если вы делаете краткий анализ повести «Портрет» Гоголя. Проблематика повести «Портрет» Гоголя Произведение посвящено важной для любого писателя теме истинного и ложного искусства, ответственности художника ... развитый талант. Учитель предостерегает его от торопливости, объясняет, что талант требует вдумчивого, постоянного труда. Но случайность вмешивается в судьбу художника. В ...
Анализ повести «Нос» Гоголя выявляет скрытую насмешку, с помощью которой автор обращает внимание на большую и злободневную проблему определенных слоев общества. На нашем сайте вы можете прочесть краткое содержание повести «Нос» и биографию Николая Гоголя.
О чем?
Сюжет повести прост, и сводится к достаточно примитивным действиям: потере, поиску и обретению злополучного носа. Однако произведение цепляет зрителя не сюжетом, а глубоким идейным содержанием.
Однажды утром цирюльник Иван Яковлевич к своему ужасу обнаружил в хлебе нос одного из своих постоянных клиентов, майора Ковалева. Он решил, что нос оказался отрезанным о лица хозяина по его оплошности. Не на шутку испугавшись странной находке, мужчина решил как можно быстрее избавиться от нее. В растерянности он отправился к реке, чтобы вода поглотила сомнительную улику. Избавившись от носа, Иван Яковлевич с облегчением вздохнул.
Тем временем Ковалев после пробуждения почувствовал неладное. Поняв, что его нос куда-то таинственным образом исчез, он тут же отправился к обер-полицмейстеру. Не застав того на месте, герой по дороге столкнулся со своим собственным носом, который вел себя удивительно нагло и высокомерно со своим хозяином.
Ковалев не намеревался оставить это дело просто так. Он попытался было опубликовать объявление о пропаже носа в газете, но везде его поднимали на смех. Впрочем, удача сопутствовал герою, и вскоре ему вернули нос, который пытался эмигрировать из России. Майор решил тут же водворить нос на место, но тот не собирался вновь прирастать к лицу Ковалева. В отчаянии майор решил, что это порча, которую на него навела противная штаб-офицерша Подточина. Он даже отважился написать женщине гневное письмо, в котором излил все свои претензии. Когда же герой получил недоуменный ответ от Подточиной, то понял, что ошибся в своих подозрениях. К счастью для майора Ковалева спустя две недели ситуация решилась сама собой, и сбежавший было нос оказался на своем законном месте.
Реальное и фантастическое
Читая повесть «Нос», читатели сразу погружаются в необычный, сказочный мир, который Гоголь очень тонко переплел с реальностью. Так, например, окружающая действительность в произведении весьма обыденна: Петербург, быт статского советника и цирюльника привычен и понятен. Для пущей убедительности писатель даже добавил точные даты происходящих событий и точные детали местности. На фоне столь правдоподобной картины Николай Васильевич неожиданно представил совершенно фантастический факт – пропажу носа у главного героя. В ходе дальнейшего повествования беглец постепенно трансформировался из ничем не примечательного носа в самостоятельную личность, однако в итоге все вернулось на круги своя. В данном случае филигранное мастерство писателя сыграло свою роль, и фантастический элемент выглядит в повести весьма органично.
Намеки гениального автора
В повести Гоголя много сатирических тонкостей, прозрачных намеков на реалии современного ему времени. Например, в первой половине 19 века очки считались аномалией, придающей облику офицера или чиновника некоторую неполноценность. Для того чтобы носить этот аксессуар, требовалось специальное разрешение. Если герои произведения в точности соблюдали предписания и соответствовали форме, то Нос в мундире приобретал для них важность значительного лица. Но стоило полицмейстеру «выйти» из системы, нарушить строгость мундира и надеть очки — он тотчас заметил, что перед ним всего лишь нос — часть тела, бесполезная без своего хозяина. Так переплетается реальное и фантастическое в повести Гоголя «Нос». Недаром современники автора зачитывались этим неординарным произведением.
Образ и характеристика кузнеца вакулы в повести ночь перед рождеством ...
... себе самых степенных казаков”. Когда кузнец вернулся домой, после того как Оксана буквально приказала ему достать черевички, он решил выкинуть мешки, лежавшие около входа. Несмотря на то, ... человека, его любовь и вера в конечном итоге будут вознаграждены. Сочинение Кузнец Вакула В повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» Вакула является главным героем. Он является молодым сельским кузнецом, настоящим ...
Многие литераторы о — это великолепный образец фантастики, гоголевской пародии на различные предрассудки и наивную веру людей в мощь сверхъестественных сил. Фантастические элементы в произведениях Николая Васильевича — это способы сатирического отображения пороков общества, а также утверждение реалистического начала в жизни.
Главные герои и их характеристика
- Центральное место в произведении занимает Петербург
, который писатель показал совершенно удивительным, ни на что не похожим местом с собственными законами и порядками. Это город многих возможностей, где даже сбежавший от своего хозяина нос способен приобрести независимость и сделать блестящую карьеру.
- Образ маленького человека
– один из любимых у Николая Васильевича Гоголя. Он представлен майором Ковалевым, для которого имеет большое значение то, как он выглядит. Потеря носа для героя становится настоящей трагедией, поскольку так он «теряет» свое лицо, свою значимость. Майор согласен даже потерять руку или ногу, но только не нос. Герой, занимая достаточно весомый чин, прекрасно разбирается в тонкостях отношений с окружающими. Так, он неизменно груб с извозчиками и цирюльниками, но всегда очень вежлив с высокостоящими чиновниками. Майор заискивает перед ними, и старается не пропустить ни одного званого вечера, где он бы мог завязать полезные знакомства и продемонстрировать свою глубокую почтительность. Встреча с Носом, который к тому времени поднялся выше по карьерной лестнице, не на шутку разволновала героя – он попросту не знал, как себя с ним вести.
- Весьма ярким и самобытным образом в повести является, непосредственно, сам Нос. Ему удается во многом превзойти своего хозяина — у него выше ранг, его мундир гораздо дороже. Примечательно их различие и в поведении в церкви. Так, если Ковалев на службе засматривается на миловидную прихожанку и думает о чем угодно, только не о спасении своей души, то Нос смиренно молится, все его внимание приковано к церковной службе.
Реальность и фантастика
Николай Васильевич Гоголь мастерски умел соединять повседневную реальность со сверхъестественными элементами. Но если в «Шинели» фантастика появляется в конце произведения, то в повести «Нос» она возникает с самого начала.
Казалось бы, писатель изобразил реальный Петербург тех времен, события происходят в точные даты и все идет своим чередом. Фантастической является только одна деталь — от майора убегает нос. По мере развития сюжета отделившаяся часть тела становится чуть ли не самостоятельной личностью, а в конце повести все разрешается само по себе.
Республики Марий Эл «Петербургские повести» Н. В. Гоголь
... время дня, Гоголь как бы характеризует социальный профиль Петербурга, его общественную структуру. Среди петербургского населения писатель ... были свойственны устремления в сферу постороннего. Но повесть также весьма существенно отличалась и от произведений ... щегольский сюртук с лучшим бобром, другой – греческий прекрасный нос, третий несет превосходные бакенбарды, четвертая – пару хорошеньких глазок ...
Однако эта выдумка не воспринимается как что-то шокирующее, потому что самый большой абсурд заключается в другом. Автор описывает, как люди преклоняются перед чиновниками и фанатично переживают о чужом мнении. Гоголь считал, что такое поведение понять сложнее, чем пропажу носа.
Темы повести
- Социальное неравенство – центральная тема произведения. Всех своих персонажей, их образы и особенности поведения, Гоголь описал в точности с тем положением, какое они занимали в обществе. Писатель раскрыл важную проблему – ни один из них не смеет нарушить сложившиеся устои в социуме, пойти против системы. К примеру, никто бы не понял чиновника, который бы вежливо и доброжелательно заговорил с дворником или извозчиком. Все воспринимают как должное хамство и грубость со стороны вышестоящих, и это по-настоящему пугает.
- В повести хорошо высвечена тема маленького человека, коим является майор Ковалев. Не имея ни серьезных сбережений, ни полезных связей, он не в состоянии был даже подать объявление в газету о пропаже носа. Но настоящим потрясением для героя становится встреча с собственным Носом, которой к тому времени успел порядком обогнать его в рангах. В результате майор попросту не решился подойти к более важному и знатному Носу.
- Одна из важных тем в повести «Нос» является тема духовности. Не имея приличного образования, Ковалев смог продвинуться по служебной лестнице лишь благодаря военной службе. Определяющим фактором для него является внешность, но не духовный мир человека, его личные качества. Полным антиподом Ковалева становится его нос, который ведет себя достойно во всех отношениях. В отличие от хозяина, он с чувством молится в церкви, уважительно ведет себя с дамами.
Блистательный гротеск
Это один из самых любимых литературных приемов Н.В. Гоголя. Но если в ранних произведениях он использовался для того, чтобы создать в повествовании атмосферу загадочности и таинственности, то в более поздний период превратился в способ сатирического отображения окружающей действительности. Повесть «Нос» — наглядное тому подтверждение. Необъяснимое и странное исчезновение носа с физиономии майора Ковалева и невероятное самостоятельное существование его отдельно от хозяина наводят на мысль о противоестественности порядков, при которых высокий статус в обществе значит гораздо больше, чем сам человек. При таком положении вещей любой неодушевленный предмет может внезапно получить значительность и вес, если приобретет надлежащий чин. В этом основная проблематика повести «Нос».
Проблемы
- Главная проблема произведения – глубокое, закоренелое мещанство, которому подвержена большая часть общества. Будучи человеком невежественным, с узкими взглядами, Ковалев невероятно гордится своим чином. Потеря носа для него – настоящая трагедия, поскольку это может помешать ему в продвижении по службе. Для таких людей, как Ковалев, огромное значение имеет общественное мнение, внешнее соответствие правилам и приличиям, установленным в социуме. Они не способны самостоятельно мыслить, быть свободными и независимыми в суждениях.
- В повести поднимается проблема безнравственности, способная привести к самым непредсказуемым последствиям. К примеру, при обнаружении носа, цирюльник не относит его владельцу, а старается втихомолку от него избавиться и остаться безнаказанным за свою халтуру. Не менее безответственным персонажем выглядит и сам майор Ковалев, чьи поступки красноречиво отражают его малодушие.
- В своем произведении Гоголь раскрывает и проблему лицемерия. Каждый герой повести не обладает таким ценным качеством как искренность, поскольку оно явно не в почете в обществе. Нос, добившись высокого положения, не желает общаться с теми, кто ниже его рангом. Так он отражает поведение своего хозяина.
Характеристика главных героев , Можно составить следующую таблицу с характеристикой участников сюжета:
- Платон Ковалев — асессор, человек невежественный, пустой и пошлый. Мечтает только о продвижении по службе и богатой невесте. На первом плане у этой личности — впечатление, которое он может произвести на больших шишек. По отношению к людям, находящимся ниже него по статусу, ведет себя высокомерно, если перед ним высокопоставленное лицо — старается угодить и начинает подлизываться. Любит называть себя кратко — майор.
- Нос — часть тела асессора, сошедшая с лица своего владельца. Является отдельным героем, потому что обладает созданием, умеет разговаривать и хмуриться. Умен, притворялся статским советником, но был разоблачен из-за неудачно подделанных документов. Проворачивает свои дела благодаря людской слепоте. Окружение может воспринимать даже такой откровенный гротеск и принимать за своего столько странное создание, если оно имеет чин.
- Иван Яковлевич — брадобрей, склонный к алкоголизму. Настолько боится, что на него обратят внимание власти, что даже готов лишить Ковалева носа на всю жизнь и разрушить его телесность.
- Санкт-Петербург — город, представленный в олицетворенной форме и своем художественном своеобразии.
Суетливый и шумный, величественный Невский проспект зациклен на самом себе, здесь никому не интересны людские проблемы. Жители равнодушны и безразличны. Они считают нос полноценной личностью, потому что тот имеет чин.
7 стр., 3179 словМаленький человек в Петербургских повестях Гоголя (2)
... то, что образ «маленького человека» трагичен. Большинство литературных героев умирают от несправедливостей окружающих людей. Автор: Н. В. Гоголь Произведение: Творчество Гоголя Это сочинение списано 69 657 раз Главный герой повести «Шинель» — Акакий Акакиевич ...
Смысл произведения
Благодаря такому художественному приему как контраст парадоксов, Гоголь смог в полной мере раскрыть всю порочность петербургского общества. Пропажу носа можно считать как некую расплату за грехи майора Ковалева, однако писатель намеренно не делает на этом акцент и не утяжеляет произведение излишним морализаторством. Он также не указывает способ исцеления общества от лицемерия, а только вырисовывает основные проблемы. Гоголь прекрасно понимал, что исправить общество внедрением каких-то радикальных мер не получится, и потому делал то, что считал нужным – высвечивал пороки в свойственной ему манере. Задумка писателя удалась, и современники были глубоко поражены, узнавая в героях повести своих знакомых, родственников и даже самих себя.
Чему учит?
Желания и интересы главного героя весьма ограничены: карьерный рост, красивые женщины, развлечения. Стремление к легкой жизни и глубокая порочность совершенно не смущают Ковалева, напрочь позабывшего о своей душе. Одержимый лишь тщеславными желаниями, майор испытывает духовный кризис, который самым разрушительным образом сказывается на его личности. Данный образ является собирательным, он демонстрирует, как общество погрязло в лицемерии и чинопочитании: маленькая сошка не осмелится проявить настойчивость при более высокопоставленных чинах, и в то же время «большой человек» не проявит великодушия в общении с подчиненными. Гоголь чувствовал, что подобные нездоровые отношения негативно скажутся на обществе, и предупреждал о возможных последствиях в своих произведениях.
Художественное своеобразие
Чтобы в полной мере воплотить в жизнь свой авторский замысел, Николай Васильевич взял на вооружение богатый арсенал литературных средств. Прежде всего, речь идет о гротеске. Комическое преувеличение характерно и для социального положения Носа, и для изображения взаимоотношений людей, принадлежащих к разным социальным группам. Так, Иван Яковлевич с гораздо большим трепетом начинает относиться к майору после того, как обнаружил его нос. А сам Ковалев боится подойти к Носу, стесняясь своего более низкого положения.
Гоголь придает носу человеческие качества, однако это олицетворение также имеет увеличенные масштабы. Нос настолько быстро стал полностью независимой единицей, что даже намеревался скрыться от своего хозяина за границей.
И, конечно же, стоит отметить характерную для Гоголя тонкую иронию и юмор, которыми так славятся все его произведения. Благодаря им характеристика образов становится более полной, богатой, а взаимоотношения между героями – живыми, натуралистичными.
Критика
После публикации повесть «Нос» вызвала большое волнение в литературной среде. Далеко не все издания соглашались публиковать произведение, которое считали несуразным, пошлым, неинтересным и непонятным для широкой аудитории.
Известный литературный критик Николай Чернышевский воспринял повесть весьма поверхностно легко, как популярный в то время анекдот. Первым, кто разглядел глубокий философский замысел произведения, стал Александр Сергеевич Пушкин. Виссарион Белинский заявил, что читателям нужно внимательнее оглядеться по сторонам – таких людей, как майор Ковалев повсюду сотни, а то и тысячи. Сергей Бочаров отметил ценность повести, которая побуждала читателей смело взглянуть правде в глаза, принять и осознать социальные проблемы.