По рассказу Гоголя «Нос»

Произведение Николая Васильевича Гоголя «Нос» впервые было напечатано в 1856 году в пушкинском журнале «Современник» после долгих уговоров автора самим издателем: «Н. В. Гоголь долго не соглашался на печатание этой шутки, но мы нашли в ней так много неожиданного, фантастического, веселого, оригинального, что уговорили его позволить нам поделиться с публикою удовольствием, которое доставила нам эта рукопись.»

Но что же конкретно так заинтересовало Пушкина в столь примитивном, на первый взгляд, произведении? Какие его особенности

спровоцировали искренний восторг поэта?

Дело в том, что повесть Николая Васильевича своим затейливым сюжетом, целиком основанным на совершенно фантастическом происшествии, обличает многие пороки современного автору общества.

Жизнь людей полностью раскрывается здесь при помощи приемов сатиры и гротеска, буквально кричащих об отношении Гоголя в людям и их порокам. примечательно также и то, что гротеск здесь часто строится на сочетании реальных признаков жизни и фантастического их восприятия, что говорит о необычайно развитом писательском мастерстве автора. В связи с этим при чтении текста произведения

мы мысленно различаем вышеописанные признаки, но четко разделить их не можем: они как бы переплетаются, прячутся один в другом, но все равно «не выдают» себя.

Однако сквозь данную систему все же можно разглядеть основные мысли Николая Васильевича. Какие именно? Уже с начала повести Гоголь описывает серый, мрачный Петербург с его центром, Невским проспектом, по которому неизменно снуют разного рода люди.

А вот и главный персонаж, майор, как сам он себя называет, Ковалев, франт и модник, ищущий в столице «тепленькое местечко», соответствующее свежевыдуманному чину. Ничего фантастического в данной ситуации нет — сплошная проза жизни!

Самое же интересное начинается чуть позже. Череда необычных и даже странных, на мой взгляд, событий приводит к совершенно фантастическому во всех смыслах исходу. Это и обнаружение цирюльником человеческого, причем очень знакомого носа в собственном завтраке, и попытки от него избавиться, не увенчавшиеся по объективным причинам успехом, и дача объявления о пропаже в местную газету, и, в конце концов, встреча Ковалева с собственным носом.

3 стр., 1167 слов

Авторское отношение к Павлу Ивановичу Чичикову (по поэме Н.В. ...

... Таким автором был Николай Васильевич Гоголь, показавший в своей поэме «Мертвые души» одного из представителей новой формации через раскрытие сложного и противоречивого его характера. Чичиков резко ... формации — предпринимателям, тогда на помощь приходит поэма Гоголя «Мертвые души» — эдакое «наглядное пособие для бизнесменов». Отношение Гоголя к Чичикову противоречиво. Сначала и в середине романа он ...

Однако пропажа уже не та, — скромный, ничего, казалось бы, не значащий нос мелкого чиновника сам стал никем иным, как статским советников, чиновником высшего ранга.

Такой неожиданный ход наполнен обличающей, бичующей иронией, — сатирой — Гоголь напрямую выражает свое отношение к чиновничеству. Ковалев, изо всех сил пытавшийся возвысить себя засчет выдуманного, как кажется персонажу, стоящего его личности, чина, остается «с носом», хотя по факту именно он у него и отсутствует.

Используя данный прием и соединение двух миров, фантастического и реального, Николай Васильевич пытается донести до читателя мысль о несостоятельности существующей чиновничьей системы, где каждый под маской добродушия скрывает черствую, лицемерную и коварную по своей природе личность.

По рассказу Гоголя «Нос» 1По рассказу Гоголя «Нос» 2По рассказу Гоголя «Нос» 3По рассказу Гоголя «Нос» 4По рассказу Гоголя «Нос» 5 1

оценок, среднее:

5,00

из 5)