Период с 1019-1054 гг. относятся к истории Древнерусского государства. Среди множества процессов и явлений следует отметить такие, как: во-первых, политику дальнейшей христианизации, начатую отцом Ярослава, и просвещения; во-вторых, начало создания на Руси «Русской правды» — первого письменного свода законов Древнерусского государства.
Все эти процессы связаны с деятельностью таких личностей, как великий киевский князь Ярослав Мудрый (1019-1054 –годы правления) и митрополит Иларион.
Ярослав Мудрый внес огромный вклад в расцвет Киевской Руси: в 1036 г им были разбиты печенеги, что обеспечило мир и спокойствие, происходит оформление церкви, установлен налог в пользу церкви – десятина. В Новгороде, Чернигове, Переяславле, Полоцке создаются епископские кафедры. При Ярославле Киев был крупнейшим центром христианского мира. В Киеве насчитывалось 400 церквей. Заложив храм Святой Софии, который был назван, как и храм в Константинополе, Ярослав показал свое государственное равенство с Византией. Церковь играла просветительскую роль: монастыри и церкви были центрами развития и установления письменности. Ярослав является основателем первой библиотеки на Руси. Именно он настоял, чтобы митрополитом был славянин. В 1051 году им становится Иларион. При Ярославе Мудром начинает формироваться первый свод законов Древнерусского государства «Русская Правда», по которой регулировались отношения в государстве: защищались права на собственность, вводилась вира-штраф и т.д. 17 статей этого свода написал лично Ярослав.
Несомненно, большую роль в данный период в истории сыграл святой Иларион, священник села Берестова под Киевом. Он был духовным наставником князя Ярослава. Иларион отстаивал независимость церкви от Константинополя. Он был не только видным церковным деятелем, но и писателем, чей труд «Слово о законе и благодати» явился идеологической концепцией Руси. Этот церковно – политический трактат проповедовал христианские добродетели и подчеркивал высокий международный статус Руси, ее самостоятельность. Историки предполагают, что Ярослав с Илларионом приняли решение о строительстве Собора Киевской Софии. С именем этого митрополита связан первый церковный «Устав» Ярослава-система церковной юрисдикции.
Рассмотрим, какие между данными процессами и явлениями существуют причинно-следственные связи. Во-первых, процесс христианизации и просвещения, принятия «Русской Правды», «Устава» Ярослава Мудрого имели общие причины: необходимость создания стройной системы, организации не только церковной, но и правовой жизни общества единого Древнерусского государства; укрепления власти киевского князя. Во-вторых, дальнейшее экономическое, культурное развитие и укрепление международных отношений, которые требовали дальнейшего развития письменности и грамотности.
Следствием явилось укрепление власти киевского князя, международного положения Руси, о чем свидетельствуют слова Иллариона в храме Святой Софии: что русскую землю знают и слышат в четырех концах земли. Во-вторых, правовые основы, заложенные при Ярославе, существовали до 1497 г. — судебника Ивана 3 .При Ярославе Мудром наблюдается расцвет Древнерусского государства, например, с 11 века в богатых семьях стали учить грамоте не только мальчиков, но и девочек. В этот период появляются летописи, открываются школы …
В целом можно сказать, что Ярослав Мудрый продолжил успешную политику Владимира, и в его правления Киевская Русь достигла наивысшего расцвета: Киев превратился в один из крупнейших европейских городов, и его международный престиж в то время стал чрезвычайно высок. Христианская религия распространилась на все русские земли и укрепилась самостоятельность русской православной церкви.
Историк Карамзин считал, что Ярослав стремился превратить Киев в «новый Константинополь». Большинство историков считает, что князь способствовал укреплению всего государства, и его время называют «золотым веком» Киевской Руси.
2 вариант. Сочинение по периоду 1019-1054 гг.
Данный период правления относится к эпохе расцвета Древнерусского государства. Правителем государства в эти годы был выдающийся князь Ярослав Мудрый, который внес огромный вклад в развитие и процветание русского государства. Он активно проводил преобразовательную реформаторскую деятельность, серьезно повлиявшую на жизнь государства и общества.
Приход князя к власти был непростым. Междоусобица между сыновьями-наследниками князя Владимира растянулась на много лет. В борьбе за киевский престол главным соперником новгородского князя Ярослава был брат Святополк, прозванный Окаянным за жестокую расправу со своими братьями — Борисом и Глебом. Ярослав вышел победителем из этой распри и стал мудро править в течении многих лет.
Так, под его началом впервые был создан 1й свод законов — «Русская правда» в 1051 г. Причиной создания свода стала необходимость упорядочить, систематизировать существовавшие ранее многочисленные обычаи, правила (некоторые из них были довольно варварскими, например, обычай кровной мести, который был заменен на более гуманный, — штраф).
С целью укрепления власти была проведена реформа органов управления: были введены должности посадника и наместника. Во внешней политике князь Ярослав старался расширить международные связи Руси с иностранными государствами, чему немало способствовали династические браки родственников с западными правителями. Так, своих дочерей он выдал замуж за королей Норвегии и Франции, а сам, как известно, взял в жены дочь короля Швеции Ингегерду. Тем самым, повысился международный авторитет Руси, расширились связи и контакты с Западными державами. Не забывал князь и о защите своих границ, активно отражал военную угрозу в лице набегов степных кочевников- печенегов. Под его руководством печенеги были разбиты окончательно.
Рост силы и авторитета Руси позволили Ярославу впервые назначить первого русского митрополита. В 1051 г. Киевским митрополитом стал выдающийся писатель и деятель Илларион. Он является автором религиозно-публицистического характера «Слово о Законе и благодати божьей». Роль этого государственного и религиозного деятеля велика. Он способствовал укреплению позиций русской церкви, распространению грамотности и воспитанию в гуманных обычаях.
Ярослав, прозванный Мудрым, действительно являлся образованной разносторонней личностью своего времени. Он покровительствовал культуре и образованию, при нем распространялось христианство, росла грамотность, книгоиздательство, библиотеки. Были возведены прекрасные храмы – Софийские соборы в Киеве и Новгороде (1037 г., 1045 г.), Киево-Печерский монастырь. Возводились новые города — Ярославль, Юрьев.
Роль этого правителя в истории Древнерусского государства велика. Благодаря его реформам Русь повысила авторитет на международной арене. Реформы власти способствовали централизации и её укреплению. Этот правитель дал сильный толчок развитию культуры, искусству, летописанию, образованию. Были заложены основы русского законодательства.
Многие историки, такие как Ключевский, Соловьев, оценивают это период как значимую эпоху в истории нашего государства. На эти годы приходится расцвет и могущество Древнерусского государства. В эти годы Русь окрепла, приобрела запас духа, стойкости, мудрости и смогла запасти силы, чтобы встретить эпоху раздробленности и новых испытаний.
Период правления великого князя Ярослава Владимировича историками, например Н. М. Карамзиным, оценивается как успешный: благодаря выдающимся политическим, дипломатическим и военным способностям Ярослава было сохранено и юридически оформлено единство Киевской Руси; к Киевской Руси были присоединены большие территории. Ярославу удалось устранить опасность набегов печенегов на Русь. При Ярославе был очень велик авторитет Руси на международной арене, что подчеркивается многочисленными династическими браками детей Ярослава с правителями европейских государств. Ярослав активно способствовал распространению православия на Руси, за что Русская православная церковь в 2005 г. установила день памяти благоверного князя Ярослава.
3 вариант. 1019 – 1054
Указанный период относится к истории Древней Руси, охватывая собой годы правления великого князя киевского Ярослава Мудрого
В числе важнейших событий и процессов данного периода можно выделить следующие:
- защита население Древней Руси от внешней агрессии, защита и расширение границ государства;
- укрепление международного авторитета Древнерусского государства;
- создание письменного свода законов;
- культурный расцвет Древнерусского государства.
Остановимся подробнее на двух последних направлениях.
Задолго до указанного периода в Древней Руси существовало обычное право. В период правления Ярослава Мудрого по его приказу правовые обычаи были собраны и записаны в виде письменного свода — «Русской Правды». Создавая письменный свод законов, Ярослав ставил своей задачей дать всему населению своего государства, независимо от места проживания, одинаковые и справедливые (с точки зрения той эпохи) законы, объединяя тем самым подданных в единый народ. Другой задачей «Русской Правды» была защита знатных, имущих слоев населения от посягательств на их жизнь и собственность. «Русская Правда» ограничивала применение кровной мести, утверждала штраф (виру) за ряд преступлений. В «Русской Правде» содержатся статьи, которые можно считать статьями уголовного, гражданского, процессуального права. «Русская Правда» стала важной основой Древнерусского государства, способствовала безопасности населения, расцвету различных сторон жизни Древней Руси, в т.ч. развитию культуры.
Годы правления Ярослава Мудрого были годами расцвета древнерусской культуры. При покровительстве князя создавались школы, монастыри, храмы, поддерживались летописцы, богословы, мастера. В числе важнейших свершений на этом направлении следует отметить строительство важнейшего храма в отечественной истории – святой Софии киевской. Каменного храма, богато украшенного фресковой живописью и мозаиками, возведенного в ознаменование победы над печенегами. В годы правления Ярослава был заложен еще один важнейший архитектурный памятник Древней Руси – София Новгородская. Именно к этому периоду относится деятельность крупного церковного и культурного деятеля нашей истории митрополита Илариона. Первый киевский митрополит русского происхождения, был провозглашен митрополитом при содействии князя Ярослава. Иларион известен как автор «Слова о законе и благодати» — одного из древнейших произведений отечественной литературы. Он имеет отношение еще к одному важнейшему событию в культурной жизни отечественной истории, произошедшему в то время, — основанию Киево-Печерского монастыря. В числе его основателей были так же такие святые, как Феодосий Печерский, Антоний Печерский.
Оценивая данный период в нашей истории, следует отметить его исключительное значение как времени расцвета Древнерусского государства. Это период экономической и политической стабильности, внешнеполитической безопасности, время расцвета культуры. Создание единого письменного свода законов укрепило власть князя, обеспечило безопасность населения, защитила социальную структуру общества. Все это способствовало стабильности и процветанию.
Культура Древней Руси достигла невиданных доселе высот. Были созданы архитектурные шедевры и другие произведения материальной культуры. Небывалых высот достигла в своем развитии и духовная культура – развивалось летописание, литература, грамотность, процветали монастыри.
4 вариант
1019 – 1054 годы – это период правления Ярослава Мудрого из династии Рюриковичей. Этот князь провел много преобразований, укрепив единство Древней Руси, развивая просвещение и культуру, а также прекратив княжеские междоусобицы. Назову наиболее важные из них.
В 1019 году был составлен первый известный свод законов русского права, который вошел в историю под названием «Русская Правда». Первые упоминания о «Правде Ярослава» мы встречаем в трудах историка XVIII века Татищева. Этот документ содержит нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства. Здесь была закреплена социально – сословная структура общества. Высшее сословие составляли: знать, духовенство и привилегированные слуги (тиуны, огнищане), а в низшее сословие входили смерды, закупы, рядовичи и холопы. Также отражено право – привилегия. Например, вводилась двойная вира (штраф) за убийство высокопоставленных слуг. Кроме того, итогом составления сборника является ликвидация кровной мести.
В подготовке Краткой редакции принимал участие сам Ярослав Владимирович. В дальнейшем вышла «Правда Ярославичей» составленная сыновьями Ярослава – Изяславом, Всеволодом и Святославом. Данный документ не датирован, но многие историки склоняются к 1072 году. Здесь вводилась индивидуальная собственность на землю. Это новшество приводило к разделу Руси. Уже в XIIвеке Владимиром Мономахом была составлена Пространная редакция сборника.
Таким образом, «Русская Правда» с одной стороны способствовала оформлению правовой системы Древнерусского государства, а с другой стороны вела к феодальной раздробленности.
Другим событием правления Ярослава Мудрого является разгром печенегов, что отражено в летописи Нестора «Повесть временных лет». Хан печенегов в 972 году убил Святослава Игоревича (деда Ярослава) и сделал чашу из его черепа в знак уважения. Старший брат Ярослава – Мстислав, не мог отомстить за предков и Русь еще долгие годы подвергалась набегам этих кочевников. Только в 1036 году дружина Ярослава Владимировича смогла изгнать печенегов из Киева. В честь этого освобождения Ярослав начал строительство Софийского собора в Киеве, которое закончилось со смертью князя в 1054 году. С начала собор представлял собой храм византийского образца, но в конце XVII века был перестроен в стиле украинского барокко и до сих пор сохранил ансамбль подлинных мозаик и фресок. Данный историко – культурный памятник входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Таким образом, осада Киева стала последним вторжением печенегов на Русь, после которого установилась временная «пограничная тишина».
Рассмотрим, какие же существуют причинно – следственные связи между данными событиями в период правления Ярослава Мудрого.
Оба события – и создание «Русской Правды», и окончательный разгром печенегов – были продиктованы общими причинами: обострением социальных противоречий в стране и ослаблением княжеской власти. Вспомним приход Ярослава на киевский престол. Ему удалось устранить брата Святополка Окаянного, который убил своих же малолетних братьев Бориса и Глеба в 1015 году и только в1019 году возглавить киевское княжество.
Результатом данных событий стало укрепление власти князя, поднятие авторитета Древней Руси на международной арене, развитие культуры и просвещения.
Ярослав Мудрый правил в течение продолжительного времени – 35 лет. Его правление нельзя оценить однозначно.
С одной стороны, в стране были введены единые письменные законы, развивалось образование, открывались библиотеки, строились архитектурные памятники, что способствовало установлению русской культуры на один уровень с византийской.
С другой стороны, закрепление юридических норм способствовало оформлению социального неравенства, что привело к разделу Руси на множество мелких уделов.
Эпоха Ярослава Мудрого – это период укрепления границ Руси, создания предпосылок для феодальной раздробленности, начавшейся уже в конце правления Владимира Мономаха и оформления юридического права . Но главным достижением данного периода является развитие культуры, письменности и православия Древнерусского государства.