Крещение Руси. Освещение его в древнерусских летописях

Принятие языческой Русью христианства в X веке стало бесспорно одним из важнейших событий русской истории, сыгравшим огромную роль в последующем политическом, экономическом и культурном развитии страны. Становление и укрепление древнерусского государства, борьба с племенной раздробленностью, развитие феодальных отношений порождали необходимость в принятии новой идеологии. Древняя Русь была многонациональным государством, поэтому нужна была наднациональная, мировая религия. Исторический акт принятия христианства византийского, православного толка был совершен князем Владимиром Святославовичем в 988г., и с этого момента в сонме европейских христианских государств появилась Киевская Русь. Самой первой его попыткой была религиозная реформа 980 года – суть её в создании единого пантеона языческих богов во главе с Перуном и предания ему стройной иерархической системы. Реформа потерпела поражение, но она расшатала племенные религиозные верования и тем самым подготовила почву для принятия христианства. История русской (древнерусской) культуры началась именно после принятия Русью христианства, и дата крещения Руси становится, таким образом, начальной точкой отсчета национального культурно-исторического развития России. На месте разрозненных и слабо развитых в экономическом, социальном и политико-государственном отношении восточнославянских племен, разбросанных на окраине европейского континента, на границе между оседлыми поселениями и Великой Степью — жизненным пространством кочевых народов, — возникло европейское феодально-монархическое централизованное государство, сплоченное единой идеологией и созидательными устремлениями. Принятие Русью христианства представляет собой момент принципиального культурно-исторического выбора, который на столетия предопределил важнейшие черты русской культуры и повлиял на развитие социально-экономических и политико-правовых процессов.

Культурное значение

Крещение Руси имело огромное культурное значение. Языческая Русь, вопреки утверждениям церковников, естественно, не была «погружена во мрак невежества». К моменту принятия православия восточные славяне обладали достаточно развитой культурой. Однако крещение дало мощный толчок к ее дальнейшему развитию.

Важно отметить, что происходило не полное уничтожение языческих традиций, а их гармоничное слияние с православием. Отголоски язычества до сих пор сохраняются в русской культуре. Многие языческие ритуалы органично вошли в официальную православную обрядность (поминки, завешивание зеркал в доме покойного и мн. др.).

12 стр., 5726 слов

Культура Киевской Руси IX–XII веков

... Во 2-й половине 1-го тысячелетия сформировалась русская народность, основу которой составили восточные славяне. 2. Языческая культура Киевской Руси а) Классификация и общие сведения. “Язычество”, как ... воинов и князей. При создании государства Киевской Руси Перун стал первым, главным божеством в княжеско-государственном культе X в. После принятия христианства в 988 г. язычество продолжало ...

Вместе с православием стали активно проникать богатейшие византийские культурные традиции. Это выражалось в распространении грамотности, активном строительстве храмов, иконописи и т. д. На Русь хлынул поток византийских мастеров. Поначалу древнерусская культура носила подражательный характер, но с течением времени в ней появлялось все больше уникальных черт.

Вплоть до воцарения Петра I и его реформаторской деятельности русская культура развивалась исключительно в рамках православия. Впрочем, и после масштабных реформ позиции Православной церкви в Российской империи оставались незыблемыми до самого падения самодержавия в 1917 г.

Предпосылки принятия Русью христианства.

Дохристианская (языческая) культура Древней Руси была бесписьменной, ее мировоззренческую основу составлял политеизм (многобожие).

По определению Б. А. Рыбакова, славянское язычество — это «часть огромного общечеловеческого комплекса первобытных воззрений, верований, обрядов, идущих из глубин тысячелетий и послуживших основой всех позднейших мировых религий». Мифологический словарь и обрядовые традиции славянского язычества восходят к древним индоевропейским источникам. Пантеон славяно-русского язычества сформировался на основе сакрализации природных сил и стихий. Небесную стихию олицетворял Сварог; воздух и ветер — Стрибог; землю и плодородие — Мокошь и т. п. Человек и Вселенная в рамках такого миропонимания находились в состоянии гармонического равновесия, подчинявшегося неизменному и вечному круговороту природных циклов. Существование в языческом сознании такого рода извечной гармонии предопределяло понимание человека как чисто природного, а не социального существа, отсутствовало здесь и представление о времени, поскольку согласно языческим верованиям загробная жизнь есть вечное продолжение жизни земной. Соответственно не было и понимания хода исторического времени, направленности и смысла истории как процесса. Разрушение привычного жизненного уклада в период постоянных миграций в первом тысячелетии нашей эры создавало предпосылки для усвоения более универсальных верований.

Христианство на Руси распространялось как длительная работа по внедрению религии, где добровольно, где насильственно в течение нескольких веков. Можно предположить, что еще в первом веке нашей эры славянские земли посетил апостол Андрей с миссией распространения христианства. Ольга, управлявшая государством после смерти своего мужа, также приняла крещение, что считается историками тактическим ходом в сложной дипломатической игре с Византией. Постепенно христианство приобретало статус религии. Распространение христианства в придворной и дружинной среде создавало предпосылки для официального признания новой религии и для массового крещения восточных славян. Основными предпосылками исторического религиозного выбора Древней Руси можно назвать:

  • особое геополитическое положение Руси, заключавшееся в ее нахождении между Западом и Востоком, что приводило к постоянной подверженности духовной жизни и культуры русского народа перекрестному влиянию различных цивилизаций;

— исторически сложившаяся юго-восточная направленность торгово-экономических, внешнеполитических, идейных интересов Руси, поскольку на протяжении многих веков именно отсюда для Руси исходила максимальная военная угроза, а основной обмен идеями и людьми для восточнославянских племен шел в южном и северном направлении. Следовательно, проблема выбора религии, а вместе с ней и определенного культурно-исторического пути, стояла перед Русью очень остро, так как:

19 стр., 9193 слов

Культура древней Руси VI-XIII веков

... христианством. Это делает новую религию самобытной, Русское христианство обзаводится своими законами и обрядами, непохожими на Византийские. Церковь постепенно становиться основным институтом феодальной культуры древней Руси. ... Итак, первый шаг к созданию христианской религии на Руси был сделан при князе Владимире. А второй не менее ...

  • речь шла о достижении национального сплочения и этнокультурного объединения разрозненных восточнославянских племен;
  • речь шла о геополитическом самоопределении древнерусской народности, постепенно приобретавшем не только географический, но и политический, культурно-религиозный смысл;

— вместе с направленностью национальных интересов выявлялось направление собственного территориально-государственного и национально-культурного развития. Русь до своего исторического крещения проявляла большой интерес и к исламу, и к иудаизму в соседних с собой странах, но выбор пал именно на христианство, впоследствии – православное христианство.

Причины принятия христианства князем Владимиром.

Владимир многим был обязан язычникам. Он щедро отблагодарил их, но чувствовал себя очень стеснительно под контролем языческой верхушки и волхвов. Они препятствовали его созидательной деятельности. Своими военными победами, строительными успехами внутри страны, мудрой дипломатией по отношению к соседним государствам Владимир укрепил роль и значение княжеской власти и более не терпел соперничества. Уже со второй половины 80-х годов язычники потеряли в Киеве свою ведущую роль. Но Владимир не сразу пошел на введение христианства. Летописное «Сказание об испытании или выборе вер» описывает, что сначала он встретился с посланцами из других земель и расспросил их о монотеистических религиях – мусульманстве, иудаизме, римском и византийском христианстве. Это было не случайно: монотеистические религии выросли из одного корня, к тому же Русь имела тесные связи и с христианскими странами – Германией, Византией Римом, и с мусульманскими – Волжской Болгарией, Хорезмом, а также контакты с еврейскими общинами в Хазарии и на территории Руси. Во всех религиях того времени главным была обрядность. Только участием в жертвоприношениях, а на Востоке еще и соблюдением четких предписаний относительно приема пищи и омовений, можно было доказать принадлежность к определенной религии.

В то время как Рим и Греция в этом отношении терпимость, на Востоке свирепствовала система религиозных запретов. Христианство в отличие от восточных религий не знало никаких вносящих разделение обрядов, не знало даже жертвоприношений. Поэтому, отказав по разным причинам первым трем посольствам, Владимир благосклонно выслушал пространную речь православного греческого философа, который, кратко опровергнув учения мусульман, латинян и иудеев, сжато изложил ветхозаветную историю, пророчества об отвержении Богом иудеев и пришествии Спасителя и, наконец, перешел к новозаветным событиям. Большое впечатление на князя произвел рассказ о грядущем Втором пришествии, при этом ему была показано полотно с изображением Страшного суда. Потом, посовещавшись с боярами и представителями городов, Владимир направил посольства в окрестные страны. Возвратившись, послы рассказали о религиозных обычаях и обрядах этих стран. Они побывали и в мусульманской мечети у болгар, и у католиков-немцев, но самое большое впечатление на них произвела патриаршая служба в Царьграде. Пораженные красотой византийского богослужения, послы заявили Владимиру и всей его дружине: «Не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом».

6 стр., 2651 слов

Христианство и культура

... христианства, которую и представляет Римско-католическая церковь. В России важнейшим событием явилось принятие князем Владимиром в 988 году византийского христианства (Крещение Руси) ... расцвета христианской православной культуры на Руси. Русь испытала тогда ... христианство было связано с важнейшими моментами общественного развития, определявшего исторические судьбы человечества В центре христианства ...

Выбор веры был обусловлен не тем, какая из них красивее, а тем, какая вера истинная. Князь Владимир, первым приняв святое Крещение, принципиально, качественно изменил свою жизнь. Причем изменил, будучи уже достаточно зрелым человеком, закореневшим в своих привычках, пристрастиях. А ведь очень тяжело в зрелом возрасте все это преодолевать. Этим он и отличается от многих европейских правителей, которые принимали христианство из соображений выгоды, практичности и прогрессивности. Для него это был вопрос нравственного выбора, что видно из всей его дальнейшей жизни. Ряд исторических причин способствовал крещению Руси. Во-первых, интересы развивавшегося государства требовали отказа от многобожия с его племенными богами и введения монотеистической религии по принципу: единое государство, один великий князь, один всемогущий Бог. Во-вторых, этого требовали международные условия. Весь европейский мир принял христианство, и Русь более не могла оставаться языческой окраиной. В-третьих, христианство с его новыми нравственными нормами требовало гуманного отношения к человеку вообще, к женщине, матери и детям, в частности; оно укрепляло семью – основную ячейку общества. В-четвертых, приобщение к христианству давало сильный толчок в развитии культуры, письменности, духовной жизни страны.

И наконец, развитие общественных отношений, совершенствование души, и посмертное воздаяние. Исторический выбор древнерусским обществом в качестве государственной религии именно восточного христианства был продиктован не только государственно-политической мудростью князя Владимира и тех слоев раннефеодального общества у восточных славян, которые он представлял в своей политике, но и потенциальной «предрасположенностью» древней восточнославянской культуры именно к такому, а не иному выбору. На первом плане была территориальная близость Византии как культурного, религиозного и политического центра, с давних пор ощущавшаяся Русью как важный фактор исторического развития. Именно Константинополь являлся во всех отношениях культурно-политическим и духовно-религиозным центром для Руси (не только территориально, но и в ценностно-смысловом отношении), нежели Иерусалим, Рим или аравийская Мекка. Византийская империя была для русских не только богатым и могущественным соседом, она выступала как идеал государственного могущества, всемирной признанности, экономического и духовного богатства, как пример оптимального общественного устройства — централизованного, иерархизированного, регламентированного до мельчайших деталей ритуального или церемониального характера.

Владимир желал, чтобы Русь стала державой, равновеликой Византии, была ее партнером, союзником, а может даже и конкурентом во всех международных делах. Выбор православного христианства, вероятно, опирался и на религиозно-культурный опыт предков, освященный заветами отцов. Почитание предков, веками устоявшихся обычаев, укоренившихся в быту и образе жизни систем ценностей, было характерно для восточных славян. Поэтому коренное изменение всей системы ценностей и норм культуры (а именно так следует рассматривать Крещение Руси) должно было опираться — хотя бы условно и частично — на традицию, на имеющийся социокультурный опыт. Западное христианство означало для Руси признание над собой власти папы, как духовной, так и политической. Стремление древнерусских князей к государственной самостоятельности и независимости, к культурному и религиозному самоутверждению не соответствовала тем историческим задачам, которые решала на этом этапе своего национального становления и развития древнерусская народность, стремившаяся к культурному, политическому и религиозно-духовному оформлению. Следовательно, в лице Византии и восточно-христианской церкви древняя Русь получила совершенную модель преодоления язычества в формах христианства, притом в культурно-исторических условиях, максимально близких древнерусским.

4 стр., 1897 слов

Христианство в культуре средневековья (2)

... Руси считалось Христианство. Но, если русским средневековьем считалось XIII–XV столетия, то на Западе это конец средневековья и Ренессанс, т.е. самые плодовитые годы в становлении западноевропейской культуры. ... даже умножила и усложнила ритуальную жизнь. Почитание Бога осуществлялось в христианской церкви с помощью таинств, таких как причащение, крещение, священство. Также использовались – освященная ...

Популярные темы сообщений

  • Медь

    Медь – это металл, который в отличие от многих других металлов, кроме золота, осмия и цезия, имеет не серую или серебристую окраску, а золотистый цвет с розовым оттенком. При окислении цвет меди становится желто-красным.

  • Хризантема

    Хризантема – известный во всем мире цветок, который славится большим видовым разнообразием. Его родиной считается Япония. Происхождение названия этого цветка относится к греческому языку и имеет отношение к желтому оттенку.

  • Строение и деление клетки

    Клетка — элементарная часть организма, которая может сама существовать, самовоспроизводиться и развиваться. Она является основополагающим элементом всего живого, как организмов, так и растений. Клетки могут являться независимыми организмами.

Исторический смысл крещения Руси.

Трудно переоценить глубину духовного переворота, совершившегося в русском народе, во всей его жизни, во всем мировоззрении. В чистых днепровских водах, как в «бане пакибытия», осуществилось таинственное преображение русской духовной стихии, совершилось духовное рождение народа, призванного Богом к невиданным еще в истории подвигам христианского служения человечеству. «Тогда начал мрак идольский от нас отходить, и заря Православия явилась, и солнце евангельское землю нашу осияло», – записывает летописец. Благодаря крещению Руси появляется «учение грамоте» и «учение книжное». Перевод священных книг, написание исторических, художественных, педагогических книг, согласованные действия князей и духовной власти по просвещению населения обеспечили широкое распространение грамотности и более высокого образования на Руси в домонгольский период, результатом чего стал расцвет древнерусской культуры. К X веку на Руси складывается ситуация, когда необходимым является введение обязательного элементарного образования. Причины этого историки видят в том, что в это время был составлен славянский алфавит, а этнографическое единство славянских племен помогло распространению письменности.

Основной причиной чаще всего называют введение христианства на Руси и перевод с греческого на русский Священного Писания и других книг. Поэтому первые училища на Руси были открыты князем Владимиром по совету митрополита Михаила. В доказательство этих фактов можно привести летописные свидетельства, где говорится о том, что первые училища являлись не только учебными, но и воспитательными учреждениями. Используя летописи, характеризующие жизнь Новгорода, можно сделать вывод о том, что грамотность стала неотъемлемой частью русских городов. При церковных и монастырских школах и библиотеках трудились греческие болгарские и первые русские художники-иконописцы, летописцы, переписчики и переводчики церковных сочинений. Лихачев Д.С. в своих работах доказывает высокий уровень развития культуры, литературы и просвещения на Руси. Основной причиной, повлекшей за собой культурный переворот, он считает введение единой письменности. Письменность нужна была для развития государственного аппарата, торговли, для частной переписки. Институт Церкви сыграл свою особую роль в формировании христианских подходов к благотворению и милосердию к ближнему. С принятием христианства в Древней Руси начинается новый этап общественного попечения.

10 стр., 4598 слов

Иван Сергеевич Тургенев. Изображение русской жизни и русских ...

... своим русских людей. В неприглядной обстановке кабака происходит состязание двух певцов, и чистое веяние искусства все очищает и просветляет вокруг. Состязаются рядчик из Жиздры и Яшка Турок, и ... стремление к отображению мельчайших подробностей изображаемой жизни и сделало его великим писателем. Стиль Тургенева в «Певцах» характерен обилием эпитетов и сравнений. Пейзаж, ландшафт села, разделё ...

Помощь имеет различные стратегии поддержки: от материальных до изменения сценариев жизни нуждающегося. Христианские каноны милосердия расширяют парадигму помощи и поддержки, выстраивают ориентиры защиты, исходя не только из витальных, но и духовных потребностей человека. Что же касается того, как христианство повлияло на внешние формы народной жизни, то семена христианства, брошенные князем Владимиром, быстро победили те институты, которые с христианством были совершенно несовместимы. Прежде всего, это многоженство. Христианская церковь проповедовала, что прелюбодеяние является грехом. Ограничив прелюбодеяние и добровольный развод (которые в языческие времена были традиционными), церковь ввела новую модель брачного поведения, основанную на христианской любви. Эта модель предполагала духовное, а не плотское начало в браке. Исходя из идеи о том, что семья — плод христианской любви одного человека к другому (единственному), церковь запретила полигамный брак. Основной нормой нового типа семейно-брачного поведения стала моногамная семья. Фундаментом такой семьи был христианский брак, который в православной церкви является одним из семи таинств. В сознание человека постепенно формировалось понимание того, что семейный союз должен быть освящен церковью в таинстве венчания.

Так как вступают в брак по истинной любви друг к другу, то он соединяет мужчину и женщину на всю жизнь, а потому христианский брак не может быть расторгнут. Таким образом, Христианство изменило саму сущность семейно-брачных отношений, утверждая, что цель брака в том, чтобы супруги помогали друг другу и дополняли друг друга. А так как главная цель человеческой жизни это спасение души, то супруги должны поощрять друг друга к христианскому образу жизни. В результате реорганизации языческой семьи сформировалась основа для будущего развития русской классической патриархальной семьи, которая в течение последующих столетий определяла менталитет русского народа, его отношение к повседневным общественным и экономическим проблемам жизнедеятельности. Крещение Руси дало тот «цивилизационный толчок», благодаря которому она стала, говоря современным языком, полноправным субъектом мировой истории и вошла в семью христианских народов. Этому во многом способствовали экономические и культурные связи Киева с Византией. Приобщение Киевской Руси к богатому духовному наследию Византии открывало также путь к развитию отечественной философской мысли. Древнерусское государство стало на один уровень с государствами Западной Европы, а во многом и превзошло их.

5 стр., 2467 слов

Брак и семья в христианстве

... брака, там присутствует Бог. Семья с точки зрения христианства Когда человек решает обратиться к вере в Бога, то он, почти во всех случаях, меняет свою прежнюю жизнь ... в семье, получают благословение Всевышнего. В заключении пожелаем всем семейным парам жить в соответствии с законами Божьими и освящаться светом евангельских, православных истин. Дети в христианской семье ... святого крещения. Если в браке ...

Вариант №3

Много информационных свидетельств пишется в древних летописях о крещении русичей, связанным с именем киевского правителя Владимира Святославовича, по предложению которого в 988 году было принято христианство как основная религия Руси. Из достоверных источников известны следующие факты.

Правителем Византии, Варда Фокой в сентябре 987 года был поднято восстание против императоров Василия и Константина. Те, же, попросили помощи у князя Владимира, который согласился, но взамен пожелал, чтобы они отдали ему в жены их сестру. Но, так как Анна была христианской веры, то императоры начали требовать, чтобы князь покрестился. После разгрома войск Фоки, девушка должна была отбыть в Киев, но она так и не приехала. Тогда в 989 Владимир осадным штурмом захватил Херсонес и сыграл с ней свадьбу. По возвращении русского войска в Киев жители города также приняли крещение. Далее ему нужно было крестить новгородцев. Боясь возмущения населения, он отправляет туда представителей духовенства. Жители упорно сопротивлялись, используя даже военную мощь, и поэтому, Новгород удалось крестить только к сентябрю 990 года. Для принятия христианства остальным племенам, объединившимся вокруг Киева, понадобилось более ста лет. Все эти действия, конечно же, производились насильственным путем. Людей, которые не хотели креститься, убивали, остальные пустились в бега и совершали разбойные нападения на священников.

Однако, с введением этой реформы отметились и позитивные моменты в управлении и развитии государства. С возникновением христианства письменность и книжное просвещение стали на славянском языке. Произошли изменения в гражданском и семейном быту, возникли новые этические заповеди и правила поведения в обществе. Церковные порядки помогали укреплению авторитета князей, что способствовало объединению страны и дальнейшему ее развитию.

3, 4, 5, 6, 8, 10 класс окружающий мир, кратко

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/kak-izmenilas-jizn-na-rusi-posle-krescheniya/

1. Георгиева Т.С. Христианство и русская культура: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ВЛАДОС, 2004. — 239 с. 2. Карпов А.Ю. Владимир святой. – 2-е изд. – М.: Молодая гвардия, 2004. – 454 с. 3. Миронов В.В. Философия: учебник для вузов. — М.: Норма, 2005. – 928 с. 4. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. – 342 с. 5. Светозарский А.К. Рождение цивилизации, или Крещение Руси как поворотный момент нашей истории: статья. – Православие.ru, 5августа 2009. 6. Экономцев И.А. Православие. Византия. Россия. Сб. статей. – М.: Христианская литература, 1992. – 231 с.

Выводы

Крещение Руси придало нашей стране неповторимый облик. Даже неверующие люди не могут не признать, что православие прочно входит в культурную жизнь России. Многие важнейшие события в русской истории тесно связаны с христианством. Величественные храмы, иконы, письменные памятники составляют предмет гордости русской культуры.

1 стр., 375 слов

Сочинение история россии

... разными источниками; раскрыть действие Церкви на культуру, архитектуру и искусство. Темы сочинений. Истории России более 1000 лет; столько же и тем можно подобрать для сочинения. Выбирая тему для работы прежде всего обратите ... стандартная (250-300 руб. страница). Но если вы выбрали – «Социально-экономическое устройство Руси по «Русской правде» и уставным грамотам русских князей XI–XII вв.» или ...

Несмотря на кровавые чистки большевиков и почти вековое господство атеизма Россия остается православной страной. Даже в современном обществе многие люди придерживаются религиозных обрядов и считают себя православными.