Философская проблематика произведений бунина

Рассказ Бунина «Господин из Сан – Франциско» повествует о том, что все обесценивается перед фактом смерти.

Человеческая жизнь подвластна тлению, она слишком коротка, чтобы растрачивать ее напрасно, и главной идеей этого поучительного рассказа, является осмысление сущности людского бытия.

Смысл жизни героя этого рассказа заключается в его уверенности, что на имеющееся богатство можно купить все, но судьба решила иначе. Предлагаем анализ произведения «Господин из Сан – Франциско» по плану, материал пригодится при подготовке к ЕГЭ по литературе в 11 классе.

Философская проблематика произведений Бунина - сочинение

  • Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Господин из Сан-Франциско.
  • Год написания – 1915 г.
  • История создания – В витрине магазина, Бунин случайно обратил внимание на обложку книги Томаса Манна «Смерть в Венеции», это послужило толчком для написания рассказа.

Тема – Противоположности, окружающие человека повсюду, являются главной темой произведения – это жизнь и смерть, богатство и нищета, власть и ничтожность. Все это отражает философию самого автора.

Композиция

Автор размышляет о бренности бытия, об отношении человека к духовным и материальным ценностям, с точки зрения различных слоев общества.

Завязка рассказа начинается с путешествия господина, кульминационным моментом является его неожиданная смерть, и в развязке повести автор размышляет о будущем человечества.

Жанр – Рассказ, представляющий собой содержательную притчу.

Направление

История создания рассказа Бунина относится к 1915 году, когда он увидал обложку книги Томаса Манна.

Тут же к нему пришло внезапное решение описать этот случай, что он и сделал за максимально короткий срок – рассказ был написан всего лишь за четыре дня. За исключением умершего американца, все остальные факты в рассказе являются полностью вымышленными.

основную мысль рассказа

Критики восторженно отнеслись к творению русского писателя, по – своему интерпретировав суть философского рассказа.

Тема рассказа

Высшее общество, обладающее всеми материальными ценностями, имеющие возможность купить все, что только продается, не имеют самого главного – духовных ценностей.

3 стр., 1030 слов

Как Бунин описывает состояние души человека в рассказе «Господин ...

... господину из Сан-Франциско и как неуважительно относились к умершему старику. Писатель отрицает такую жизнь, какую вел господин из Сан-Франциско и богатые господа с парохода Атлантида. Он показывает в рассказе, как ничтожна власть, деньги перед смертью. ... Все его чувства сведены к тому, чтобы хорошо поесть и отдохнуть, отвалившись в кресле. Когда же господин из Сан-Франциско умирает, внезапно ...

смысл названия

И господин не имеет имени, жизнь его бесцельна и пуста, он не несет никакой пользы, только пользуется благами, созданными представителями другого, низшего класса. Он мечтал купить все, что только возможно, но не успел, судьба распорядилась по-своему, и отняла у него жизнь. Когда он умирает, никто о нем и не вспоминает, он доставляет лишь неудобства окружающим, в том числе, и своей семье.

Суть в том, что он умер – и все, ему не нужны никакие богатства, роскошь, власть и почет. Ему все равно где лежать – в роскошном инкрустированном гробу, или в простом ящике из-под содовой. Жизнь прошла зря, он не испытывал настоящих, искренних человеческих чувств, не знал любви и счастья, в поклонении золотому тельцу.

В первой части герой пользуется всеми возможными благами, что можно купить за деньги, у него все самое лучшее: и номер в отеле, и изысканные блюда, и все прочие прелести жизни. Денег у господина столько, что он задумал путешествие на два года, вместе со своей семьей, женой и дочкой, которые тоже ни в чем себе не отказывают.

Но после кульминационного момента, когда героя настигает внезапная смерть, все резко меняется. Хозяин отеля даже не разрешает положить труп господина в его номере, выделив для этой цели самый дешевый и незаметный.

Даже нет приличного гроба, в который можно положить господина, и его кладут в обычный ящик, являющийся тарой для каких-то продуктов.

На корабле, где господин блаженствовал на палубе среди высшего общества, место ему находится лишь в темном трюме.

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Господина из Сан-Франциско».

жанр рассказ

В этом же произведении есть главный герой, вокруг которого и завязан конфликт этого рассказа. Его содержание заставляет задуматься о проблемах общества, о его деградации, превратившемся в бездуховное меркантильное существо, поклоняющихся лишь одному идолу – деньгам, и отрекшимся от всего духовного.

философскому направлению

Рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско» по праву считается одним из самых выдающихся произведений в его творчестве.

Средняя оценка: 4.6. Всего получено оценок: 804.

Будь в числе первых на доске почета

Сочинение на тему «Философская проблематика произведений Бунина»

Иван Бунин зарекомендовал себя лирическим писателем, который в своих произведениях поднимает вопросы любви с печальным исходом. Но лирический автор достаточно много внимания уделяет философским проблемам. Темы, которые поднимает Бунин, актуальные во все времена. Он говорит о смысле жизни, о смерти, о патриотизме, об одиночестве.

Сюжет философского произведения

Бунин считал, что человек является лишь маленькой частью большого замысла. Он часто высказывал печальные мысли о том, что человеческое существование такое короткое. Вместе с этим прослеживается проблема одиночества.

Душа человека вынуждена страдать в этом огромном чужом мире. Лучше всего философию Ивана Бунина демонстрирует рассказ «Господин из Сан-Франциско».

15 стр., 7442 слов

Анализ произведения «господин из сан-франциско» (бунин)

... корабль сам Бунин, − «пароход − знаменитая «Атлантида» − был похож на громадный отель со всеми удобствами, − с ночным баром, с восточными банями, с собственной газетой и жизнь на нем протекала весьма размеренно». Люди на корабле ...

Это поучительное произведение, которое способно полностью изменить мировоззрение.

Главный герой не удосужился имени. Зато писатель намекает на его высокое положение, используя при этом сарказм. Цель господина – богатство. Он хочет обрести как можно больше материальных благ. В этом он равняется на мировых лидеров. Его кумирами стали миллионеры. Именно в деньгах главный герой видит смысл своего существование. И вот когда цель достигнута, мужчина умирает в возрасте 58 лет.

Всю жизнь он мечтал о беззаботном существовании, а когда это было достигнута, то судьба нанесла ответный удар. О смерти мужчины никто не сожалеет. Все воспринимают его уход спокойно. Жена и дочка ничуть не огорчены. Теперь они станут обладателями богатства, которое копил мужчина. Писатель утверждает, что не в материальных ценностях счастье. Уважение, любовь, здоровье, дружбу не купишь за деньги.

Мораль рассказа

Судьбу нельзя предугадать. В один момент ты руководил жизнью, а в другой – тебя уже и нет. И никто даже не вспомнил, что был такой человек и к чему-то там стремился. Никто не откидает важности финансов. Деньги помогают обрести определенную свободу. Но в жизни есть вещи важнее.

Нужно постараться оставить свой след в истории, чтобы о тебе хоть кто-то помнил. Никто не вечен. Кто-то проживет больше, кто-то – меньше. Поэтому нужно действовать. Иван Бунин в своей работе выступает гениальным психологом. Ему удается достаточно точно передать спектр человеческих эмоций.

Благодаря своей философии он дает ответы на важные вопросы, приходит к логическому выводу.

Если вам понравилось сочинение на тему «Философская проблематика произведений Бунина», то вам так же могут понравиться и следующие сочинения

Образы помещиков в произведении «Мертвые души» сочинение

Мой любимый литературный герой

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/filosofskaya-problematika-bunina/

Сочинение по творчеству Бунина И. А

Философская проблематика произведений Бунина

И. А. Бунин – великое имя в истории русской литературы. На фоне богатства и разнообразия литературы начала 20 века он сумел занять свое особое место. Писатель затрагивал различные темы в своем творчестве.

Больше всего Бунина интересовали вопросы человеческого счастья, духовного предназначения человека, смысла жизни и бессмертия души.

Несмотря на то, что Бунин прославился в основном как великолепный прозаик, себя он всегда считал, прежде всего, поэтом.

Основа бунинской философии жизни – признание земного бытия лишь частью вечной космической истории, в которой растворена жизнь человека и человечества.

В его лирике обостряется ощущение фатальной заключенности человеческой жизни в узких временных рамках, чувство одиночества человека в мире.

В творчестве возникает мотив неостановочного движения к тайнам мира: Пора, пора мне кинуть сушу, Вдохнуть свободней и полней И вновь крестить нагую душу В купели неба и морей! Стремление к возвышенному соприкасается с несовершенством человеческого опыта.

Рядом с желанной Атлантидой, “бездной голубой”, океаном появляются образы “нагой души”, “ночной грусти”. Противоречивые переживания лирического героя ярче всего проявились в глубоко философских мотивах мечты, души.

15 стр., 7127 слов

Роман И. Бунина «Жизнь Арсеньева» в контексте биографии писателя

... целостное рассмотрение единства автобиографического начала и художественного вымысла в романе Ивана Бунина «Жизнь Арсеньева» в аспекте моделирования ... романа «Жизнь Арсеньева» Когда изучается творчество Ивана Бунина, в поле зрения исследователей непременно попадает и роман «Жизнь Арсеньева». В очерке об Иване Бунине «Последний классик», опубликованном как предисловие к книге: «Русские писатели ...

Воспеваются “светлая мечта”, “крылатая”, “пьянящая”, “счастье просветленное”.

Однако столь возвышенное чувствование несет в себе “небесную тайну”, становится “для земли – чужим”. В прозе одним из самых известных философских произведений Бунина является рассказ “Господин из Сан-Франциско”.

Со скрытой иронией и сарказмом описывает Бунин главного героя – господина из Сан-Франциско, не удостаивая его даже имени. Сам же Господин полон снобизма и самодовольства.

Всю жизнь он стремился к богатству, примером для себя поставив самых богатых людей мира, пытался достичь того же благополучия, что и они.

К тому же в мире есть сила, которая неподвластна ничему. Это природа, стихия. Все, на что способны богачи, наподобие господина из Сан-Франциско, – это максимально отгородиться от нежелательных им погодных условий.

Однако стихия все равно сильнее. Ведь от ее благосклонности зависят их жизни.

Господин из Сан-Франциско считал, что все вокруг создано лишь для того, чтобы исполнять его желания, герой свято верил в могущество “золотого тельца”: “Он был довольно щедр в пути и потому вполне верил в заботливость всех тех, что кормили и поили его, с утра до вечера служили ему, предупреждая его малейшее желание”.

Да, богатство американского туриста, словно волшебным ключом, открывало многие двери, но не все. Оно не смогло продлить ему жизнь, оно не оберегло его и после смерти. Сколько раболепия и преклонения видел этот человек при жизни, столько же унижений испытало его бренное тело после смерти.

Бунин показывает, сколь призрачна власть денег в этом мире, и жалок человек, делающий ставку на них. Сотворив себе кумиров, он стремится достичь того же благосостояния. Вот, кажется, цель достигнута, он на вершине, ради которой много лет трудился, не покладая рук. А что он сделал, что оставил потомкам? Даже имени его никто не запомнил.

Среди цивилизации, в повседневной суете человеку легко потерять себя, легко подменить настоящие цели и идеалы мнимыми. Но этого нельзя делать. Необходимо в любых условиях беречь свою душу, хранить те сокровища, которые есть в ней.

К этому нас и призывают философские произведения Бунина.

Проблемы в творчестве И. Бунина | Литерагуру

Всю свою жизнь Бунин чувствовал себя чужим, принадлежащим другой эпохе. Его не принимали многие современники: одним он казался «излишне бытовым писателем», другим — «недостаточно идейным». Однако автор со своим «зорким глазом» умел видеть и чувствовать жизнь во всех её проявлениях. Изобразительность для него – неотъемлемый элемент любого произведения

Но как же все-таки обойтись в музыке без звуков, в живописи без красок и без изображения (хотя бы и самого новейшего, нелепейшего) предметов, а в словесности без слова, вещи, как известно, не совсем бесплотной? – писал он

Тяжелую ношу литературного непризнания писатель пронёс сквозь все года. Но такое «одиночество в письме» не помешало ему создать настоящие шедевры, интерес к которым не пропал и в наши дни. Почему же не пропал? А потому, что автор затронул огромное количество важных и вечных проблем. В данной работе мы разберем самые основные из них.

1 стр., 482 слов

Сочинение бунин жизнь арсеньева

... о национальном достоинстве русского человека. Все это – составляющие емкого понятия “жизнь”, многообразием своим формирующего личность человека (обратим внимание на название: “Жизнь Арсеньева”). И, наконец, самое сокровенное, ... первым и долгим впечатлением по чте­нии Бунина всегда бывает пышное торжество жизни”, – такую характеристику дал творчеству писателя известный критик рус­ского зарубежья А. ...

Проблемы, привлекающие внимание Бунина, в основном связаны с той эпохой, в которой был «вынужден» существовать писатель. Почему «вынужден»? Он неоднократно сетовал на судьбу. «Да, уж слишком много нам дала судьба «великих, исторических» событий.

Слишком поздно родился я», — заявлял творец. Действительно, в период жизни автор произошли грандиозные события, затронувшие каждого жителя России: мировая война, революции 1905г., 1917г., Великая Отечественная война.

Как и многие, Бунин не мог обойти эти явления стороной в своих произведениях. Так, проблема судьбы России часто присутствует на страницах шедевров автора. Например, в философско-публицистическом произведении «Окаянные дни» (1918г.

он выразил своё отношение к Октябрьской революции. В то время как Блок в этом слышал «музыку революции», писатель – «какофонию бунта».

Лирические произведения Бунина менее известны, однако именно в них отражена проблема, которую автор «пронёс» с собой через всю жизнь — одиночество . В одноименном стихотворении лирический герой переживает расставание с любимой. Мы видим не только внутреннее опустошение, но и внешнее: вокруг «серая тьма», «холодная пустыня воды».

Для него это резкий удар, наваждение, которое «налетает Бог весть откуда и несёт героев навстречу судьбе».

Несмотря на то, что Бунин сам называл себя «изгнанником», что он провел более тридцати лет на территории чужой страны, он всегда был рядом со своей Родиной, со своим народом. Писатель переживал за судьбу отечества. До последних дней он тосковал по родному краю, но так и не вернулся. Бунин является неотделимой частью нашей истории. Частью, которой нужно гордиться.

Анастасия Сметанова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Сочинение на тему “Философская лирика И. А. Бунина”

Бунин в своих стихотворениях отзывался на сложные вопросы бытия. Его лирика многопланова и глубока в философских вопросах постижения смысла жизни.

Поэт выражал настроения растерянности, разочарования и в то же время умел наполнить свои стихи внутренним светом, верой в жизнь, в величие красоты.

Его лирический герой обладает целостным мировосприятием, излучает радостное, бодрое отношение к миру.

Бунин жил и работал на стыке двух веков: XIX и XX. В это время в литературе и искусстве бурно развивались модернистские течения. Многие поэты в обозначенный период искали необычные и новые формы для выражения своих мыслей и чувств, занимались словотворчеством.

Довольно часто эксперименты в области формы и содержания шокировали читателей. Бунин же оставался верен традициям русской классической поэзии, которые развивали Фет, Баратынский, Тютчев, Полонский и многие другие. Он писал реалистические лирические стихи и не стремился к экспериментам со словом.

Богатства русского языка и материала в современном Бунину мире было вполне достаточно для поэта.

В лирике И. А. Бунина отражена тема памяти, прошлого, загадка времени как философской категории:

  • Синие обои полиняли,
  • Образа, дагерротипы сняли.
  • Только там остался синий цвет,
  • Где они висели много лет.
  • Позабыло сердце, позабыло
  • Многое, что некогда любило!
  • Только тех, кого уж больше нет,
  • Сохранился незабвенный след.

В этих строках заключена мысль о быстротечности времени, о ежесекундном изменении мироздания и человека в нем. Только память сохраняет для нас любимых людей.

13 стр., 6154 слов

Какова роль родительского наставления в жизни человека?

... родителей порой играют решающую роль в жизни каждого человека. Никогда не проходят бесследно для ребенка слова родителей. Это необходимо понимать и учитывать при воспитании детей, ведь судьба их во многом в руках родителей. ... на детей. Подтверждение этому мы можем найти в произведении комедийного жанра «Горе от ума», автором которого является писатель А.С. Грибоедов. Главный герой произведения дает ...

И. А. Бунин в своих тонких, мастерски отшлифованных философских стихотворениях высказывал мысль о космической природе души каждого отдельного человека. Философские темы связи человека с природой, жизни и смерти, добра и зла заняли основное место в лирике И. Бунина. Поэт пишет о вселенском значении научных открытий гениального исследователя Джордано Бруно, в момент казни провозглашающего:

Я умираю – ибо так хочу.

Развей, палач, развей мой прах, презренный!

Привет Вселенной, Солнцу! Палачу! —

Он мысль мою развеет по Вселенной!

Бунин-философ ощущал непрерывность бытия, вечность материи, верил в силу созидания. Человеческий гений оказывается равным безграничному и вечному космосу. Бунин не мог смириться с необходимостью ухода из жизни, приговоренности каждого человека к смерти. По воспоминаниям друзей и близких, он не верил в то, что исчезнет навсегда:

  1. Настанет день – исчезну я.
  2. А в этой комнате пустой
  3. Все будет то же: стол, скамья.
  4. Да образ, древний и простой.

В стихах Бунин пытался найти гармонию мира, смысл существования человека. Он утверждал вечность и мудрость природы, определял ее как неиссякаемый источник красоты.

Жизнь человека у Бунина всегда вписана в контекст природы.

Он был уверен в разумности всего живого и утверждал, «что нет никакой отдельной от нас природы, что каждое малейшее движение воздуха есть движение нашей собственной жизни».

Пейзажная лирика постепенно становится философской. В стихотворении для автора главное – мысль. Теме жизни и смерти посвящено множество стихотворений поэта:

  • Пройдет моя весна, и этот день пройдет,
  • Но весело бродить и знать, что все проходит,
  • Меж тем как счастье жить вовеки не умрет,
  • Покуда над землей заря зарю выводит
  • И молодая жизнь родится в свой черед.

В лирическом творчестве Бунин приходит к мысли об ответственности человека перед прошлым, настоящим и будущим. Ни один человек не приходит в этот мир без цели, живя среди людей, каждый оставляет свой след. Эта мысль подтверждается в стихотворении

«Псковский бор», где звучит вопрос: «Достойны ль мы своих наследий?» Бунин считал, что жить стоит только для созидания, любви и красоты. Поэт, объездив почти весь мир и прочитав тысячи книг в поисках ответов на «вечные» вопросы бытия, не верил в сверхъестественные чудеса, а верил в разум и волю человека, способного изменить мир к лучшему.

Сочинение на тему: Смысл названия и проблематика одного из произведений И. А. Бунина

  • Писатель Иван Алексеевич Бунин по праву считается последним русским классиком, и настоящим первооткрывателем литературы современной.
  • Об этом в своих заметках писал и известный революционный писатель Максим Горький.
  • Философская проблематика произведений Бунина включает в себя огромней спектр тем и вопросов, которые были актуальны при жизни писателя и которые актуальными остаются в наши дни.

Философские размышления Бунина

Философские проблемы, которые писатель затрагивает в своих произведениях, были очень разными. Вот только некоторые из них:•Разложение мира крестьян и распад прежнего деревенского уклада жизни.•Судьба русского народа. •Любовь и одиночество. •Смысл жизни человека.

21 стр., 10026 слов

Реферат по литературе 5 класс и бунин

... был помещиком в Орловской и Тульской губернии, "по беспечности и расточительности" быстро разорился. Мать, Людмила Александровна, была человеком глубоко религиозным (в "Жизни Арсеньева" Бунин вспоминал, что когда ... литературу, рожденную Россией, через Россией рожденного Бунина, признается миром сама Россия, запечатленная в письменах". (Шмелев И.С. Слово на чествование И.А. Бунина. - Собр. соч. в 5 ...

К первой теме о разложении мира крестьян и распада деревенского и обычного уклада жизни можно отнести произведение Бунина «Деревня». Эта повесть рассказывает о том, как меняется жизнь деревенских мужиков, изменяя не только их быт, но и их нравственные ценности и понятия.

Одной из философских проблем, которые поднимает Иван Алексеевич в своем произведении, относится к судьбе русского народа, который не был счастлив и не был свободен. Об этом он и рассказывал в своих произведениях «Деревня» и «Антоновские яблоки». Всему миру Бунин известен как прекраснейший и тончайший лирик.

Всем произведениям великого мастера слова присуща философская проблематика.

Распад крестьянского быта и мира

Одним из произведений, где писатель поднимает философские проблемы, является животрепещущая повесть «Деревня». В ней противопоставляются два героя: Тихон и Кузьма. Несмотря на то что Тихон и Кузьма братья, эти образы противоположны. Автор неслучайно наделил своих персонажей разными качествами.

Это отражение действительности. Тихон – зажиточный крестьянин, кулак, а Кузьма – бедный крестьянин, который сам научился сочинять стихи и это у него неплохо получалось. Сюжет повести переносит читателя в начало ХХ века, когда в деревне люди голодали, превращаясь в нищих.

Но в этой деревни вдруг неожиданно появляются идеи революции и крестьяне, оборванные и голодные, оживают, слушая их. Но у бедных, безграмотных людей не хватает терпения вникать в политические нюансы, они очень скоро становятся равнодушными к происходящему.

Писатель с горечью пишет в повести о том, что эти крестьяне неспособны на решительные поступки. Они никак не мешают, и даже не делают попыток для того, чтобы помешать опустошению родного края, бедных деревень, позволяя своим равнодушием и бездеятельностью, разорять родные места.

  1. Иван Алексеевич предполагает, что причина этого состоит в их несамостоятельности. Это можно услышать и от главного героя, который признается:
  2. «Думать не умею, не научен»
  3. Бунин показывает, что этот недостаток появился у крестьян из-за того, что долгое время в стране существовало крепостное право.

Судьба русского народа

Автор таких замечательных произведений, как повесть «Деревня» и рассказ «Антоновские яблоки» с горечью рассуждает о том, как страдает русский народ и о том, как трудно складывается его судьба. Известно, что сам Бунин никогда не принадлежал к крестьянскому миру. Его родители были дворяне.

Но Ивана Алексеевича, как и многих дворян того времени, привлекало изучение психологии просто человека. Писатель пытался понять истоки и основы национального характера простого мужика.Изучая крестьянина, его историю, автор пытался найти в нем не только отрицательные, но и положительные черты.

Поэтому и существенного различия между мужиком и помещиком он не видит, особенно это чувствуется в сюжете рассказа «Антоновские яблоки», где повествуется о том, как жила деревня. Трудились и отмечали праздники мелкопоместное дворянство и крестьяне вместе.

2 стр., 683 слов

Значение символов в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско

... Со скрытой иронией и сарказмом описывает Бунин главного героя — господина из Сан-Франциско. Писатель не удостаивает его даже имени. Этот герой становится символом бездуховного буржуазного мира. Он — ... могущественная сила, но на них невозможно купить счастье, любовь, жизнь. Собираясь путешествовать по Старому Свету, господин из Сан-Франциско тщательно разрабатывает маршрут. Люди, к кругу которых он ...

В такие времена хорошо было бродить по саду и прислушиваться к разговору крестьян. И хотя, по мнению Бунина, дворяне – это люди, которые несут истинную высокую культуру, но простые мужики, крестьяне тоже внесли свою лепту в становление русской культуры и духовного мира своей страны.

Любовь и одиночество у Бунина

Практически все произведения Ивана Алексеевича, которые были написаны в эмиграции, являются поэтическими. Любовь для него небольшой миг, который не может продолжаться вечность, поэтому автор в своих рассказах показывает, как она угасает под влиянием жизненных обстоятельств, или же по воле одного из персонажей.

Но тема ведёт читателя намного глубже — это одиночество. Оно прослеживается и чувствуется во многих произведениях. Вдали от родины, заграницей Бунин скучал по родным местам.

В рассказе Бунина «В Париже» рассказывается о том, что если вдали от родины и может вспыхнуть любовь, но она ненастоящая, так как два человека совершено одиноки.

Николай Платаныч, герой рассказа «В Париже» давно покинул родину, так как белый офицер не смог смириться с тем, что происходило на его родине. И вот здесь, вдали от родины, он случайно встречает прекрасную женщину. С Ольгой Александровной их многое связывает и объединяет. Герои произведения разговаривают на одном языке, их взгляды на мир совпадают, оба они одиноки.

Их души потянулись друг к другу. Вдали от России, от родины они влюбляются.

Когда Николай Платаныч, главный герой, умирает внезапно и совсем неожиданно в метро, то Ольга Александровна возвращается в пустой и одинокий дом, где испытывает невероятную печаль, горечь утраты и пустоту в душе. Эта пустота теперь навсегда поселилась в ее душе, ведь утраченные ценности невозможно восполнить вдалеке от родного края.

Смысл жизни человека

Актуальность бунинских произведений заключается в том, что он поднимает вопросы нравственности. Это проблема его произведений касалась не только того общества и того времени, когда жил писатель, но и нашего, современного. Это одна из самых больших философских проблем, которая будет всегда стоять перед человеческим обществом.

Безнравственность, по мнению великого писателя, появляется не сразу, и заметить это даже вначале невозможно. Но затем она разрастается и в какой-то переломный момент начинает порождать самые ужасные последствия. Безнравственность, разрастающаяся в обществе, бьёт по самим же людям, заставляя их страдать.

Прекрасным подтверждением этого может быть известный рассказ Ивана Алексеевича «Господин из Сан-Франциско». Главный герой не думает о нравственности или о своем духовном развитии. Он мечтает лишь только об этом – разбогатеть. И этой цели он подчиняет всё. Много лет своей жизни он упорно работает, не развиваясь как личность.

В рассказе ярко и точно описывает и другой мир, который постоянно работает. У них нет денег, и они так не веселятся, как это делают богачи, а основа их жизни – это труд. Они умирают в нищете и в трюмах, но веселье на корабле из-за этого не останавливается. Не прекращается веселая и беззаботная жизнь даже тогда, когда умирает один из них.

2 стр., 534 слов

Истинные и мнимые ценности в рассказе Господин из Сан-Франциско, Бунин

... и участливость. Удивительно, как Иван Бунин смог посредством портретных характеристик, контрастных образов, нескольких реплик и эпитетов показать разницу между истинными и мнимыми ценностями. ... и у господина из Сан-Франциско, который нещадно эксплуатировал трудолюбивых китайцев, чтобы повысить свой капитал. Фактически, человек, который свел весь смысл жизни к наживе и накоплению богатства, так и ...

Миллионера без имени просто убирают подальше, чтобы его тело не мешало.Общество, где нет сочувствия, жалости, где люди не испытывают каких-либо чувств, где не знают прекрасных мгновений любви – это мертвое общество, у которого не может быть будущего, но ведь у них нет и настоящего.

А весь мир, который построен на власти денег – это неживой мир, это искусственный образ жизни. Ведь даже у жены и дочери не вызывает сострадания смерть богатого миллионера, скорее этого сожаление об испорченном путешествии. Эти люди не знают, зачем они появились на этот свет, и поэтому просто губят свою жизнь. Глубокий смысл человеческой жизни им недоступен.

Нравственные основы произведений Ивана Бунина никогда не устареют, поэтому его произведения всегда будут читаемы.

Философские проблемы, которые показывает Иван Алексеевич в своих произведениях, были продолжены и другими писателями. Среди них и А. Куприн, и М.Булгаков, и Б.Пастернак.

Все они показывали в своих произведениях и любовь, и верность, и честность. Ведь общество без этих важных нравственных категорий просто не сможет существовать.

Философская проблематика произведений Бунина, последнего русского и классика и, как назвал его Максим Горький, «первейшего мастера современной литературы», охватывает широкий спектр вопросов, которые остаются актуальными и в наше непростое дисгармоничное время.

Изменения в бытовой и нравственной жизни крестьян и печальные последствия от подобных метаморфоз показаны в повести «Деревня». Герои этого произведения – кулак Тихон и бедный поэт-самоучка Кузьма.

Философская проблематика произведений Бунина выражена восприятием двух противоположных образов.

Действия происходят в начале века, когда голодная и нищая деревенская жизнь под влиянием революционных идей на время оживает, но затем снова погружается в глубокую спячку.

Одной из бед современного общества является его безнравственность. Она появляется незаметно, разрастается и в какой-то момент начинает порождать ужасающие последствия.

От них страдает и отдельные люди, и общество в целом. А потому, на уроках литературы уделяется немалое внимание такой теме, как философская проблематика произведений Бунина.

Сочинение по рассказу «Человек из Сан-Франциско» учит детей пониманию важности духовных ценностей.

Материальным благам сегодня уделяется столь огромное значение, что современные дети, порою, и не догадываются о существовании иных ценностей. Философия безликого человека, который так долго и упорно увеличивал свои богатства, что разучился видеть мир таким, каким он есть, и как следствие – трагический и жалкий конец.

Такова основная идея рассказа о богатом господине из Сан-Франциско. Художественный анализ этого произведения позволяет подросткам иначе взглянуть на идеи, которые царят сегодня в сознании многих людей.

Людей, которые патологически стремятся к успешности и материальному процветанию и, к сожалению, нередко служат примером для неокрепшей личности.

Чтение произведений русской литературы способствует формированию правильной нравственной позиции. Сочинение на тему «Философская проблематика произведения Бунина “Человек из Сан-Франциско”» помогает ответить на самые, пожалуй, злободневные вопросы.

Ведь никто столь точно и правдиво не говорил о таких важных философских категориях, как любовь, верность и честность, как классики великой русской литературы.

Источник: http://savuz.ru/sochinenie-na-temu-smysl-nazvaniya-i-problematika-odnogo-iz-proizvedenij-i-a-bunina.html

Проблематика рассказа И. Бунина «Господин из Сан-Франциско»

В своих произведениях Бунин нередко с холодным презрением говорит о бессмысленности мира и чело­веческих мечтаний, об иллюзорности и обманчивости целей, к которым человек стремится и которым он по­свящает свое существование. Писатель с горечью за­мечает, что жизнь от смерти отделяет слишком не­прочная перегородка. Об этом рассказ «Господин из Сан-Франциско».

Бунин не наделяет своего героя именем. В этом нет необходимости. Он такой же, как и тысячи других бо­гатых и самодовольных. Образ его типичен. Герою пятьдесят восемь лет, но он только что начинает жить, потому что долгие годы «лишь существовал», занимаясь только одним — приумножением собствен­ного капитала.

Он работал не покладая рук, и это было единственным смыслом его жизни. Теперь он твердо уверен в своем праве на отдых, праве начать, наконец, наслаждаться жизнью, оглядеться вокруг, вознаградить себя за годы труда.

Внешний вид пасса­жира «Атлантиды» и окружающая его обстановка красноречиво говорят о его социальном положении: смокинг, крахмальное белье, бутылка вина, бокалы из тончайшего стекла, букет гиацинтов. Обслужи­вающий персонал с утра до вечера готов предупреж­дать малейшие желания этого респектабельного, к тому же щедрого господина.

Они «охраняли его чис­тоту и покой, таскали его вещи, звали для него но­сильщиков, доставляли его сундуки в гостиницы. Так было всюду»,— замечает автор. Когда же к господину бросались с предложением услуг, он только надменно ухмылялся и спокойно говорил сквозь зубы: «Прочь!».

На острове Капри богатого путешественни­ка встречают как особо важную персону. Вокруг него все суетятся, все вокруг ожизает, наполняется движе­нием и даже восторгом. Блеск и шик — вот атмосфе­ра, окружающая гостя из Сан-Франциско на этом этапе его путешествия.

Но случается страшное: героя настигает кончина. Как и к простым смертным она пришла к нему неожи­данно и внезапно, невзирая на его материальное со­стояние, перспективы на будущее, мечты и планы. Автор снова дает портрет своего героя. Но это уже не тот человек, который совсем недавно поражал окру­жающих внешним лоском.

Он мотал головой, хрипел, как зарезанный, закатил глаза, как пьяный».

Замечательно раскрыл значение этого эпизода А. Т.

Твардовский: «Перед лицом любви и смерти, по Бунину, стираются сами собой социальные, классо­вые, имущественные грани, разделяющие людей,— перед ними все равны…

Безымянный господин из Сан-Франциско умирает, только что собравшись хо­рошо пообедать в ресторане первоклассного отеля на побережье теплого моря. Но смерть одинаково ужасна своей неотвратимостью».

Смерть жестока к герою. А люди? Те, что еще не­давно стремились ублажать любую прихоть господи­на? Они относят его тело «в самый маленький, самый плохой, самый сырой и холодный» номер, кладут на дешевую железную кровать.

Для них гость из Сан-Франциско уже неинтересен, его трагическая кончина — не горе, а неприятность, которую они готовы устранить любыми путями ради таких же, как и он недавно, капризных и требующих к себе почтения господ.

И куда только подевалась их недавняя любез­ность, с которой они всего несколько минут назад за­глядывали герою в глаза! От тела стремятся избавить­ся как можно быстрее и во что бы то ни стало, а вместо гроба для него приспосабливают большие длинные ящики из-под содовой.

Назад господин едет уже не пассажиром первого класса, а обременяющим грузом, небрежно брошенным в черном трюме, в который он попал только после того, как неделю пространствовал «из одного сарая в другой», «испытав много униже­ний, много человеческого невнимания».

Никто за это время не подумал, что оборвалась чья-то жизнь, что человек ради чего-то жил, кого-то любил, чему-то ра­довался, к чему-то стремился. Могущество господина из Сан-Франциско, как утверждал А. Т. Твардовский, оказывается эфемерным перед лицом одинакового для всех смертного итога.

16.Философская проблематика рассказов Бунина.Человек, природа,цивилизация в его рассказах

Произведения

И.А. Бунина наполнены философской

проблематикой. Основными вопросами,

волнующими писателя, были вопросы смерти

и любви, сущности этих явлений, их влияния

на человеческую жизнь.

В предреволюционное

десятилетие на первый план в творчестве

Ивана Бунина вышла проза, вобравшая в

себя органически присущий таланту

писателя лиризм. Это время создания

“Братья”,

“Господин из Сан-Франциско”, “Сны

Чанга”.

Историки

литературы считают, что эти произведения

стилистически и мировоззренчески тесно

связаны между собой, составляя вместе

своеобразную художественно-философскую

трилогию.

Наиболее глубоко

тема смерти раскрыта Буниным в его

рассказе «Человек из Сан-Франциско»

(1915).

Кроме того, здесь писатель старается

ответить и на другие вопросы: в чем

счастье человека, каково его предназначение

на земле.

Он ощущает себя

«хозяином» положения, но не тут-то было.

Бунин показывает, что деньги —

могущественная сила, но на них невозможно

купить счастье, благополучие, жизнь…

Богач умирает во время своего блистательного

путешествия, и оказывается, что мертвым

он уже никому не нужен. Обратно его,

всеми забытого и покинутого, перевозят

в трюме корабля.

Сколько раболепия

и преклонения видел этот человек при

жизни, столько же унижений испытало его

бренное тело после смерти. Бунин

показывает, сколь призрачна власть

денег в этом мире. И жалок человек,

делающий ставку на них.

Сотворив себе

кумиров, он стремится достичь того же

благосостояния. Вот, кажется, цель

достигнута, он на вершине, ради которой

много лет трудился, не покладая рук.

А

что сделал, что оставил потомкам? Даже

имени его никто не запомнил.

Бунин подчеркивает,

что все люди, независимо от их состояния,

материального положения, равны перед

смертью. Именно она позволяет увидеть

истинную сущность человека. Загадочна

и таинственна смерть физическая, но еще

более страшна смерть духовная. Писатель

показывает, что такая смерть настигла

героя гораздо раньше, когда он посвятил

свою жизнь накоплению денег.

Рассказ “Сны

Чанга” является философским произведением

рубежа веков. В нем рассматриваются

такие вечные темы как любовь и счастье,

говорится о зыбкости счастья, построенного

только на любви, и вечности счастья,

основанного на верности и признательности.

Единственными

ценностями, уцелевшими в современном

мире, писатель считает любовь, красоту

и жизнь природы. Но и любовь бунинских

героев трагически окрашена и, как

правило, обречена («Грамматика любви»).

Тема соединения любви и смерти, сообщающего

предельную остроту и напряженность

любовному чувству, свойственна творчеству

Бунина до последних лет его писательской

жизни.

Проблема человека

и цивилизации в рассказе И.А. Бунина

«Господин из Сан-Франциско». Горе

тебе, Вавилон, город крепкий! Апокалипсис

Иван Алексеевич Бунин — писатель тонкой

психологической характеристики, умеющий

детально вылепить персонаж или окружающую

обстановку. При несложном сюжете поражает

богатство мыслей, образов и символики,

которые присущи художнику.

Рассказ «Господин

из Сан-Франциско» не служит исключением,

в нем писатель старается ответить на

интересующие его вопросы: в чем счастье

человека, его предназначение на земле?

Со скрытой иронией и сарказмом описывает

Бунин главного героя — господина из

Сан-Франциско, не удостаивая его даже

имени (не заслужил).

Сам же господин

полон снобизма и самодовольства.

Всю

жизнь он стремился к богатству, создав

себе кумиров, пытался достичь того же

благополучия, что и они. Наконец, ему

кажется, что поставленная цель близка,

пора отдохнуть, пожить в свое удовольствие,

он «хозяин» положения, но не тут-то было.

Деньги — могущественная сила, но на них

невозможно купить счастье, благополучие,

жизнь.

Собираясь путешествовать в Старый

Свет, господин из Сан-Франциско тщательно

разрабатывает маршрут; «люди, к которым

принадлежал он, имели обычай начинать

наслаждения жизнью с поездки в Европу,

в Индию, в Египет. Маршрут был выработан

господином из Сан-Франциско обширный.

В декабре и январе он надеялся наслаждаться

солнцем в Южной Италии, памятниками

древности, тарантеллой.

Карнавал он

думал провести в Ницце, затем Монте-Карло,

Рим, Венеция, Париж и даже Япония».

Кажется, все учтено и выверено. Но

подводит погода. Она неподвластна

простому смертному. За деньги можно

попытаться не замечать ее неудобств,

но не всегда, и переезд на Капри явился

страшным испытанием. Утлый пароходик

едва справлялся с той стихией, которая

обрушилась на него.

Господин из

Сан-Франциско считал, что все вокруг

создано лишь для того, чтобы ублажать

его персону, свято верил в могущество

«золотого тельца».

«Он был довольно

щедр в пути и потому вполне верил в

заботливость всех тех, что кормили и

поили его, с утра до вечера служили ему,

предупреждая его малейшее желание,

охраняли его чистоту и покой, таскали

его вещи, звали для него носильщиков,

доставляли его сундуки в гостиницы. Так

было всюду, так было в плавании, так

должно было быть и в Неаполе».

Да,

богатство американского туриста, словно

волшебным ключом, открывало многие

двери, но не все. Оно не смогло продлить

ему жизнь, оно не оберегло его и после

смерти. Сколько раболепия и преклонения

видел этот человек при жизни, столько

же унижений испытало его бренное тело

после смерти. Бунин показывает, сколь

призрачна власть денег в этом мире. И

жалок человек, делающий ставку на них.

Сотворив себе кумиров, он стремится

достичь того же благосостояния. Вот,

кажется, цель достигнута, он на вершине,

ради которой много лет трудился не

покладая рук. А что сделал, что оставил

потомкам? Даже имени его никто не

запомнил.