Анализ рассказа Н. С. Лескова «Левша», план

Сочинение

В качестве эпиграфа к анализу творчества Н. С. Лескова мож­но взять слова А. И. Введенского: «Лесков отличается завидной оригинальностью. В замыслах его произведений обыкновенно нет ничего, что шаблонно, психологические характеристики его све­жи, оригинальны и живы, персонажи, выводимые им, в боль­шинстве случаев таковы, что их нигде больше не встретишь в таком своеобразном освещении».

Рассказ «Левша», пожалуй, одно из самых поэтичных произ­ведений Лескова. Автор приписывает, что «Левша» — это «сказ о тульском косом левше и о стальной блохе». Обычно заявленный писателем жанр создает то или иное читательское ожидание. Так происходит и в данном случае. Сказовая форма настраивает нас на то, что повествование основано на некой легенде. У Лескова с самого детства возникла любовь к бытующим историям, преда­ниям, и любовь эту он пронесет через всю жизнь.

Сказовая форма у Лескова — это сочетание истинно народ­ных, фольклорных элементов с глубокими философскими мыс­лями автора о сущности русского национального характера. Та­кая форма повествования давала возможность индивидуальной оценки событий самим героем. Кроме того, этот художественный прием служил и средством раскрытия самого героя. Сказ при­креплен к рассказчику, который становится посредником между автором и миром литературного произведения. Образ рассказчика накладывает отпечаток своей экспрессии, своего стиля на лите­ратурную реальность.

В данном произведении Лескову необходимо было сде­лать рассказчика как можно ближе по духу своим героям. Он успешно делает это с помощью языковых характеристик. Лесков вообще отличается особым мастерством языка. Обращает на себя внимание сам набор лексики, словарь его произведений. Можно легко заметить, что сам рассказчик — это, скорее всего, один из мастеровых, подобных левше. И только в некоторых моментах слышится голос самого Лескова. Это, например, те характерис­тики, которые даны придворным особам: канцлер граф К. В. Нес­сельроде превратился в графа Кисельвроде и т. д.

Языковыми характеристиками обладают все герои «Левши». Сама по себе сказовая речевая мозаика, постановка лексики яв­ляется главным организующим моментом. Здесь царит «речь на­родная» во всем своем многообразии. В результате перед нами воз­никает многоцветность, колоритность лексикона, игра слов, изощ­ренность синтаксиса.

5 стр., 2010 слов

Творчество Н.С. Лескова и его произведение «Левша»

... ее необъятного будущего». 3 Предметом данного исследования выступает произведение Николая Семеновича Лескова «Левша». Объектом исследования является изучение ... жанр сказа в произведении Н.С. Лескова «Левша». Основными материалами в изучении данной темы послужили учебное пособие для ... романа передовыми современниками во многом основывалась на недоразумении. Лесков пришел в литературу не из рядов той ...

Сам Левша в произведении говорит не так много, но этого нам вполне достаточно, чтобы охарактеризовать его как человека пусть не самого образованного, но житейски мудрого, рассуждающе­го, мыслящего, степенного. С каким достоинством и выдержкой предстает он перед государем! Он не стесняется своего вида и своей неказистой речи. Он говорит так, как умеет. И это истин­но народная речь. Приехав в Англию, Левша показывает себя че­ловеком не только патриотичным, но здравомыслящим: Из чув­ства любви к родине он отказывается от того, чтобы остаться за границей навсегда. Его не прельщают те картины благополучия и сытости, которые он видит повсеместно в английских фабри­ках. Отвергает он и женитьбу, рассуждая при этом просто: «нече­го напрасно девушек морочить». К тому же он не хочет оставлять своих родителей.

Левше чужда мысль, присущая некоторым русским людям: «У меня нет, и у него не будет». Эта мысль, рожденная завис­тью, не раз побуждала русского человека идти на подлость. Лев­ша же перенимает зарубежный опыт и рвется на родину, чтобы передать свой опыт. Как наваждение была для него эта идея. И ради этой идеи он и погибает. И даже в полубессознательном состоянии на полу простонародной больницы Левша не забывает о своем долге перед родиной. И последние свои слова он говорит во имя России, той страны, которая была не так уж ласкова с ним и приветлива. Левша неспроста спрашивает: «Не могу ли я знать, что наши генералы это когда-нибудь глядели или нет?» Да, глядели, да только перчаток даже не сняли. Горько стано­вится Левше, переживает он, ведь если они перчаток не снима­ли, значит, ничего не могли почувствовать. За этим вопросом скры­вается глубокая мысль автора. Невольно становится обидно за Россию: все делается спустя рукава, поверхностно, демонстра­ционно.

Характерно, что имя Левши не называется. Это подчеркивает то, что выписанный на страницах сказа неприметный тульский мастер — это собирательный образ загадочной русской души. Да, таков русский народ эпохи крепостного права: бедняк в опорочках и ветхом азямчике, простой, скромный, неприхотливый. Учил­ся Левша по «Псалтырю» и «Полусоннику», он не знал «нимало арифметики», но сумел сработать нечто «сверх понятия», пора­зившее «хитрых» англичан. Конечно, мастера не рассчитали до конца, да и могли ли они рассчитать, и испортили тонкий меха­низм стальной блохи. Да это и не их вина. Отсталость страны, показная ученость, забитость самого народа — вот истинные при­чины. На Руси живут по другим правилам. И тем не менее на­смотревшийся на благополучие англичан левша рвется домой.

Таким образом, в рассказе звучит тема трагической судьбы талантливой личности из низов при крепостном праве. Эта тема с большим и подлинным драматизмом отзовется во многих произ­ведениях писателя. Материал с сайта

В последней главе ясно звучит голое самого автора, а не рас­сказчика, и мы переносимся в современное ему время. Он говорит о том, что история с Левшой — «дела давно минувших дней». Однако не стоит забывать о преданиях старины. Нынешний про­гресс науки и техники значительно уменьшает шансы людей про­явить свой талант, нет уже стольких вещей, способных пробу­дить народную фантазию. Потому так грустен взор автора на ны­нешнее время, когда, «благоприятствуя возвышению заработка, машины не благоприятствуют артистической удали, которая иног­да превосходила меру, вдохновляя народную фантазию к сочине­нию подобных нынешней баснословных легенд».

6 стр., 2879 слов

Анализ повести “левша” лескова: суть, смысл и идея произведения ...

... надеемся, что краткий анализ повести “Левша” Лескова пригодится вам при изучении этого произведения, написания сочинения или просто для лучшего понимания замысла автора при прочтении книги. Анализ рассказа Н. С. Лескова “Левша ...

Автор с тоскою глядит в будущее. Кажется, будто он задает вопрос: «А что нас ждет дальше?» Трудно ответить на этот вопрос. Пожалуй, каждый из нас отвечает на него перед своей совестью. А главное — остаться человеком.

План

  1. Император Александр Павлович смотрит изобретения анг­лийские. Покупает стальную блоху.
  2. Смерть императора. О блохе вспоминает Николай Павлович. Путешествие Платова к тульским мастерам.
  3. Мастера работают в большой тайне, чтобы перещеголять в мастерстве англичан.
  4. Платов привозит блоху царю. Награждение Левши.
  5. Левша отправляется в Англию по поручению царя.
  6. Левша дивится аккуратности англичан, их науке, услови­ям труда.
  7. Возвращение Левши и его смерть.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑