Сочинение эпического произведения

Сочинение на тему: Эпические жанры

Специфическая черта эпоса – в организующей роли повествования: носитель речи сообщает о событиях и о их подробностях как о чем – то прошедшем, то что вспоминается, при этом прибегая к описаниям действий героев и их облика, иногда прибегает к к рассуждениям.

Эпопея – монументальное по форме произведение общенародной проблематики: «Война и мир» Л. Толстого, «Тихий Дон» М. Щолохова.

Эпическая поэма – поэтическое, иногда прозаическое литературное произведение, обладает сюжетностью. Как правило воспевает славное прошлое народа, его дух, традиции и прочее: «Полтава» А. Пушкина, «Мертвые души» Н. Гоголя.

Роман – литературное произведение в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в процессе ее становления и развития, По словам Белинского роман – « эпос частной жизни»: «Обломов» А. Гончарова, « Отцы и дети» И. Тургенева.

Повесть – «средний» жанр эпического рода литературы. Она меньше романа по объему, но больше рассказа или новеллы. В романе основа состоит в целостном действии, в фактическом или психологическом движении сюжета, а в повести особое внимание уделяется статичным компонентам – душевным состояниям, описаниям пейзажей, быта и так далее: А. Пушкин «Метель», А. Чехов «Степь». Очень часто бывает трудно разграничить роман и повесть, в западном литературном жанре повесть не выделяется вовсе.

Новелла – малый прозаический жанр, который по объему можно сопоставить с рассказом.

Но она отличается от него тем, что в новелле острый центростремительный сюжет, часто парадоксальный, отсутствует описательность и композиционная строгость. Поэтизируя случай, новелла предельно выводит на первый план ядро сюжета, сводит жизненный материал в рамки одного события: ранние рассказы А. Чехова, Н. Гоголя.

Рассказ – малая эпическая жанровая форма литературного произведения. Небольшое по объему изображенных явлений. Имеет малый объем текста. Является прозаическим произведением.

Лирические жанры. Ода – жанр, который воспевает какое – либо важное историческое событие, лицо или явления. Этот жанр получил особое развитие в классицизме: «Ода на день восшествия на престол» М. Ломоносова.

Песня – жанр, который может относиться как к эпическому, так и к лирическому жанру. Эпическая песня обладает сюжетностью: «Песнь о Вещем Олеге» А. Пушкина. В основе лирической песни лежат душевные переживания главного героя или самого автора: песня мери из «Пира во время чумы» А Пушкина. Элегия – жанр романтической поэзии, грустное размышление поэта о жизни, судьбе, своем месте в этом мире: «Погасло дневное светило» А. Пушкина Послание – жанр, который не связан с определенной традицией Характерной чертой является обращенность к какому – то лицу: «К Чаадаеву» А. Пушкина. Сонет – жанр, который представляется в форме лирического стихотворения, характеризующийся жесткими требованиями к форме В сонете должно быть 14 строк. Выделяется 2 типа сонета:

5 стр., 2405 слов

Смысл названия романа “капитанская дочка” пушкина (почему произведение ...

... первого плана. Поэтому Пушкин и дал этому произведению такое название. Раскрытия смысла названия повести «Капитанская дочка» Сочинения › Пушкин А.С. › Капитанская дочка Готовые Домашние Задания Повесть «Капитанская дочка» положила начало русскому историческому роману. Своими произведениями на исторические темы Пушкин внес вклад ...

  • Английский сонет. Состоит из трех четверостиший и одного двустишия в конце: сонеты Шекспира;
  • Французский сонет.

Состоит из двух четверостиший и двух трехстиший в конце. Особую популярность в России этот жанр приобрел в эпоху символизма: Бальмонт, Брюсов, Блок.

Эпиграмма – короткое стихотворение, не более четверостишия, которое высмеивает или представляет в юмористической форме какое-то отдельное лицо:

«На Воронцова» А. Пушкина.

Сатира – более развернутое стихотворение, и по объему и по масштабу изображаемого.

Обычно высмеивает социальные недостатки. Для сатиры характерен гражданский пафос: сатиры Кантемира, «Румяный мой насмешник толстопузый» А. Пушкина.

Такое деление на жанры очень условно, потому что как правило в чистом виде представлены редко. Стихотворение может сочетать несколько жанров одновременно: «К морю» А. Пушкина сочетает в себе и элегию и послание.

Драматургия

Драматургия зародилась еще в античные времена. Уже тогда возникли два важнейших драматических жанра – трагедия и комедия. Основным конфликтом в трагедии был душевный конфликт в душе главного героя между совестью и долгом. Трагедия – высший род драмы С идеей трагедии соединяется идея

Ужасного, мрачного события, роковой развязки Античная драма имела свои особенности. Самой главной являлась – идея фатума, предопределенности судьбы. Важная роль в античной драме принадлежала хору. Он формулировал отношение зрителей к происходящему на сцене, подталкивал их к сопереживанию Посредством хора зрители втягивались в представление и сами являлись участниками действия.

Комедия строилась на бытовых сюжетах и считалась низким жанром. В основе сюжета лежали забавные истории,, недоразумения, ошибки, комические случаи. В средние века христианская церковь способствовала возникновению новых жанров драмы – литургическая драма, мистерия, миракль, моралите, школьная драма В 18 веке драма сформировалась как жанр, распространились мелодрамы, фарсы, водевили. В эпоху классицизма, сформировались правила драматургии. Основным правилом считается «единство места и времени» В современной литературе все больше преобладает трагикомический жанр. Драма последнего столетия включает в себя лирическое начало.

Комедия

Комедия – жанр, где характеры, действия и ситуации представлены в смешных формах или проникнуты комическим.. Долгое время комедия считалась «низким жанром». Вплоть до классицизма под комедией понималось произведение противоположное трагедии В комедии всегда предполагался счастливый конец. Герои, как правило, были из низшего сословия. И только в эпоху Просвещения комедию признали «средним жанром» или как называли ее по-другому, «мещанской драмой». В 19 и особенно в 20 веке комедия стала свободным и разнообразным жанром. Комедия устремлена в первую очередь к осмеянию безобразного. Герои комедии внутренне не состоятельны, несообразны, не соответствуют своему положению, поэтому высмеиваются, что выводит их на чистую воду. И смех выполняет свою: идеальную» миссию. В таком жанре, как комедия, изображение человеческих чувств, страданий допустимо лишь в определенной мере, иначе сострадание вытеснет смех и перед нами предстанет драма.

29 стр., 14139 слов

Культура России второй половины XVIII века

... всегда. Главной задачей моей работы было достаточно подробное рассмотрение основных областей русской культуры второй половины XVIII столетия с целью ... театральное искусство, которое постепенно отступает от традиций классицизма, игра актёров становится более естественной. Происходят ... Наоборот, в зданиях второй половины XVIII века было много нового. Их внешний облик решён по-другому, что проявляется ...

Классицизм

Название этого направления образовано от латинского слова classicus, что в русском языке обозначает – образцовый. Существовал в европейской литературе и искусстве с 17 по начало 19 века. Особенности классицизма:

В основу эстетики положены принципы рационализма ( ratio – разум).

Художественное произведение рассматривается с этой точки зрения как оздание искусственное – сотворенное сознательно, разумно организованное, логически выстроенное.

Установлена строгая иерархия жанров, которые делятся на высокие средние и низкие.

Такую классификацию в русском классицизме дал М. Ломоносов.

К высокому жанру он относил трагедию, оду, эпопею. В них описывалась общественная жизнь, исторические события, мифология. Герои, которые описывались в высоком жанре должна обязательно были быть богами, царями, полководцы. К среднему жанру относились повести, летописи, жития.

Героями в этом стиле могли быть и высокопоставленные люди и простые. К низкому жанру относили комедии, басни, сатиры. Героями в них были простые люди. Каждый жанр имеет четкие границы и четкие формальные признаки, не допускалось никакого смешения возвышенного и низменного, трагического и комического, героического обыденного. Главным жанром, конечно, был трагедия. классицистическая литература утвердила принцип « единства места, времени и времени».

Это означало, что действие должно происходить в одном месте и в одно время. Время действия должно быть ограничено временем продолжительности спектакля ( время, о котором повествует пьеса, должно быть ограничено одним днем).

Единство времени подразумевало, что в пьесе должна быть отражена одна интрига, и не должно быть никаких побочных действий.Образы в классицизме лишены индивидуальных черт. Это вытекает из того, что они должны запечатлевать устойчивые, родовые, не переходящие со временем признаки, выступающие как воплощение каких – либо социальных или духовных сил.

Обращение к образам и формам античной литературы и искусства как к идеальному эталону, продвижение на этой почве принципа «подражание природе», который подразумевает строгое соблюдение правил, взятых из античной эстетики.

Общественно – воспитательная функция искусства – воспитание гармоничной личности.

Классицизм зародился и развивался во Франции: П. Корнель, Ж. Расин, Ж. – Б. Мольер.

Пришел к упадку в 17 веке и возродился в эпоху просвещения – Вольтер, М. Шенье. После великой французской революции рушатся рационалистические идеи и классицизм приходит в упадок и главным стилем европейского искусства становится романтизм.

6 стр., 2961 слов

Особенности культуры русского классицизма

... русском барокко и русском классицизме. В первую очередь, это труды Н.А. Герасимовой-Персидской о партесном концерте XVII века. Особенности культуры русского классицизма ... сочинениях можно заметить лишь более или менее точное следование законам классического стиля. Такая подражательность более чем естественна. В XVIII веке в России ... и вокальное изложение главной темы в арии Алкида из оперы ...

Классицизм в России

Русский зародился во второй четверти 18 века в творчестве зачинателей новой русской литературы – А. Д. Кантемир, В. К..В эпоху классицизма русская

Литература освоила сложившиеся на Западе жанровые и стилевые формы, влилась в общеевропейское литературное развитие, сохранив свою национальную самобытность.

Особенности русского классицизма:

  • Преобладание национально – исторической тематики над античной: трагедии Сумарокова;
  • Сатирическая направленность.

Главным образом писались сатиры, басни, комедии, направленные на конкретные события русской жизни;

  • Обще-патриотический пафос русского классицизма.

В конце 18 первой половине 19 века классицизм испытал влияние синтементалистских и предромантических идей: поэзия Державина.

Романтизм

Одно из крупнейших направлений в европейской и американской литературе конца 18 века – первой половины 19 века. Это направление получило широкое распространение и значение. В 18 веке под романтическим значилось все фантастическое, необычное и странное, то, что можно только написать в книгах, но чего не может быть в действительности.

В это время начинает определяться новое литературное направление.

Основные признаки:

Главным в этом направлении является антипросветительская направленность. Реальность истории того времени была непосильна человеческому разуму. Современное мироустройство враждовало с природой человека и с его «Я». Общая писсимистическая направленность – идеи :космического пессимизма», «мировой скорби».

Вера во всемогущество духа человека, в его способность к обновлению. Романтики заглянули в глубину человеческой индивидуальности Человек в романтизме стал микрокосмом, малой вселенной. Философия индивидуализма.. В центре романтического произведения стоит сильная личность, которая может противостоять обществу, его моральным устоям.

Двоемирие. В романтическом произведении происходит разделение миров на реальный и идеальный, которые противоставляются друг другу.

Духовное озарение, вдохновение – это и есть проникновение в идеальный мир. В романтизме идет преображение реального мира. Создается особый мир, более прекрасный и истинный, что отличает романтизм от классицизма. Местный колорит. Личность, которая противостоит обществу духовно близка с природой и ее стихией Именно поэтому у романтиков места действия —

Экзотические страны и их природа. Романтики обращаются к творческому наследию народа, к его национально – культурным и историческим особенностям. Национально – культурное разнообразие – это, по мнению романтиков, часть одного большого целого – «универсума». Абсолютизируя творческую свободу художника, романтики отрицали рационалистическую регламентацию в искусстве, что не мешало им установить им свои собственные романтические каноны.

Жанры романтизма:

  • Фантастическая повесть;
  • Исторический роман;
  • Лиро – эпическая поэма. Романтизм в России

В России романтизм появился после войны 1812 года в связи с общественно – идеологической атмосферой русской жизни. Это обусловило особый характер поэтов – декабристов, чье творчество было проникнуто идеей гражданского служения, проникнуто пафосом вольнолюбия и борьбы. Особенности русского романтизма:

14 стр., 6508 слов

Федор Петрович Толстой – знаменитый художник золотого века русского искусства

... Жизнь и творчество Ф.П. Толстого Граф Федор Петрович Толстой (Приложение 1) - медальер, скульптор, живописец, гравер, один из наиболее влиятельных деятелей в области русского ... исполненная в лучших традициях классицизма, а в 1813-1817 ... выбита». «Сочинение поручаемых мне медалей, - писал Ф.П. Толстой, - ... в середине XIV века покинул пределы Германии ... профессиональным художником, но для этого необходимо было ...

Переплетение предромантических тенденций с тенденциями классицизма и Просвещения. Мысль о всесильной роли разума, культ

Чувствительности, природы сочетались с классицистической упорядоченностью стилей и жанров, умеренной назидательностью и с борьбой излишней метафоричности ради гармонии;

  • Социальная направленность.

В русском романтизме развились такие жанры как эллегия и идилия, баллады. Еще резче контуры русского романтизма начали проявляться с появлением лиро – эпической поэмы ( южные поэмы Пушкина).. Развивается исторический роман как большая эпическая форма

Сентиментализм

Сентиментализм ( от английского sentimental – чувствительный) – течение в европейской литературе и искусстве 18 века. Он был подготовлен кризисом просветительского рационализма.

Основные признаки:

В центре сентиментального произведения идеал нормативной личности.

Доминантой человеческого существа объявляет чувство, а не разум.

Условием формирования идеальной личности считается высвобождение и совершенствование чувств.

Герой сентиментального произведения более индивидуализирован: по убеждению – демократ, богатый духовный мир простолюдина – завоевание сентиментализма.

Сентиментализму чуждо иррациональное. Противоречивость настроений, импульсивность душевных порывов он воспринимал как доступные рационалистическому истолкованию.

Сентиментализм в России Представителями этого направления были Карамзин «Бедная Лиза»И. И. Дмитриев, Молодой Жуковский. Особенности Русского сентиментализма:

  • Четко выражены рационалистические тенденции;
  • Сильная нравоучительная установка;
  • Просветительные тенденции;
  • Начинают вводить разговорные элементы в произведения.

Жанры сентиментализма: элегия, послание, эпистолярный роман, путевые заметки, дневники.

Натурализм

Натурализм (от латинского nature – природа) – литературное направление сложившееся в Европе и США в последней трети 19 века.

Особенности натурализма:

Стремление к объективному, точному и бесстрастному изображению реальности и человеческого характера, обусловленной физиологической природой и средой, принимаемой преимущественно как непосредственное бытовое и материальное окружение, но не исключающей социально – исторических факторов. Основной задачей натурализма было изучение общества с той же полнотой, с какой натуралист изучает природу, художественное познание уподоблялось научному.

Художественное произведение рассматривалось как человеческий документ. Основным эстетическим критерием считалась полнота осуществленного в нем познавательного акта.

Натуралисты отказывались от морализирования, основываясь на том, что действительность сама очень выразительна. Считали, что литература не имеет права выбирать материал, о котором писать, и что для писателя нет непригодных и неприличных тем.. поэтому в произведениях натурализма встречается бессюжетность и общественное безразличие.

В России натурализм не получил широкого распространения, а повлиял лишь на развитие русского реализма.

4 стр., 1593 слов

Идейно-художественный анализ произведения Л. Толстого Анна Каренина

... В данной работе мы проведем идейно-художественный анализ произведения Л. Толстого «Анна Каренина» Название романа Л. Толстого “Анна Каренина” имеет содержательно- концептуальную номинацию, поскольку Анна Каренина - это образ. В нем ... как в этот период жило русское общество, как ломались ''старые устои", утвердившиеся за долгие годы крепостничества. Напротив жизнь Анны Карениной прошла в городе, и ...

Реализм

Реализм ( от латинского realis вещественный) – литературное направление, которое возникло в 19 веке.

Признаки реализма:

Художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.

в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.

Литература в реализме является средством познания человеком себя и окружающего мира.

Познание действительности идет при помощи образов, создаваемых посредством типизации факторов действительности. Типизация характеров осуществляется через правдивость деталей в конкретности условий бытия персонажей.Реалистическое искусство – искусство жизнеутверждающее, доже при трагическом разрешении конфликта. По философскому обоснованию это гностицизм, вера в познаваемость и адекватное отражение окружающего мира. Реалистическому искусству присуще стремление рассматривать действительность в развитии, способность обнаруживать и запечатлевать возникновение и развитие новых форм жизни и социальных отношений, новых психологических и общественных типов.

Элементы реализма присутствовали у некоторых авторов еще с античных времен. Его непосредственным предшественником являлся романтизм. Создавая необычное, он показывал внутренне богатую личность, богатую эмоциями, более сложную и противоречивую. Реализм как и романтизм выступал против идеализации общественных отношений, за национально – историческое своеобразие художественных образов.

Символизм

Символизм (от греческого symbolon – символ, знак) – литературно – художественное направление конца 19 начала 20 века.

Основы эстетики символизма сложились в конце 70 годов в творчестве французских поэтов.

Основные признаки:

Преемственная связь с романтизмом, теоретические корни символизма восходят к философии Шопенгауэра и Гартмана, творчеству Вагнера и некоторым идеям Ницше.

Символизм был преимущественно устремлен к художественному ознаменованию вещей в себе и идей, находящихся за пределами чувствительных восприятий. Поэтический символ рассматривался как более действенное художественное орудие, чем образ, помогающий прорваться через пелену повседневной жизни к идеальному миру. Символисты провозглашали интуитивное постижение мирового единства через символическое обнаружение соответствии и аналогий: между звуком и запахом, формой и цветом;

  • Музыкальная стихия объявлялась символистами проосновой жизни и искусства. Здесь и лирика стихотворного начала. Вера, в надреальную или иррационально магическую силу поэтической речи.

Символисты обращаются к древнему средневековому искусству в поисках генеологического родства.

Русский символизм заимствовал у западного философские и эстетические установки.

Особенности русского символизма связаны в первую очередь с особенностями исторической эпохи, к которую он развивался. Символизм связан с таким понятием как декаденство.. Основное внимание притягивается к поиску роли личности в истории. Символисты придерживались строгих форм. Сонет получил широкое распространение.