Одно из направлений европейского искусства 10-20. г. XX в. экспрессионизм — (фр. «выражение, выразительность»).
Экспрессионизм входит в европейскую культуру (1910-е гг. ) из немецкой живописи (объединения «Мост» (Дрезден, 1905), «Синий всадник» (Берлин, 1911), наиболее известный художник Кандинский), оставшись в литературе (Г. Тракль, Ф. Кафка), музыке (А. Скрябин, И. Стравинский), театре (ранний Б. Брехт).
Возник экспрессионизм еще до первой мировой войны – как течение, родственное кубизму, футуризму, абстракционизму. Границы между этими почти одновременно возникшими в начале XX века течениями нередко уловимы с трудом, особенно в живописи.
В экспрессионизме выделяют два периода: до первой мировой войны и после.
- 1. Ранний экспресионизм. Германия. Художники объединения “Мост” (1905-1912гг. ):
К первому периоду относят творчество немецких художников Пауля Клее, Альфреда Кубина и Оскара Кокошки, объединений “Мост”, “Синий всадник”.
Основатели – студенты архитектурного факультета города Дрездена: Эрнст Людвиг Кирхнер, Фриц Блейль, Эрих Хеккель и Карл Шмидт-Ротлуфф.
Художественный язык был обусловлен установкой на своеобразную интуитивную “варварскую” непосредственность: тяжелые массы пастозных мазков, положенные на крупнозернистые холсты в черных рамах. В картинах выражено предчувствие какого-то ужаса через деформацию предметов, природных форм, как бы разрушается и дискредитируется все, что казалось незыблемым.
Художники объединения “Синий всадник”:
В. Кандинский и Франц Марк основали альмонах “Синий всадник”. В конце 1911 года редакция альманаха открыла в одной из галерей выставку картин В. Кандинского, Ф. Марка, А. Макке и др. , которая положила начало объединению “Синий всадник”.
Для “Синего всадника”, в противоположность объединению “Мост”, было характерно тяготение к абстрактному искусству, к отказу от передачи видимого окружающего мира. Их творчество было призвано выражать чувства.
- 2. Второй период: экспрессионизм периода первой мировой войны и в послевоенные годы:
К началу нового периода объединения “Мост” и “Синий всадник” распались, Франц Марк (в 36 лет) и Август Макке (в возрасте 27 лет) погибли во время мировой войны.
Экспрессионистические тенденции этого периода выразились в творчестве Макса Бекмана (офорты “Ночь”, “Морг” и др. ), Карла Хофера и Отто Дикса.
Марк франц «синий конь» описание картины, анализ,
... стран накануне Первой мировой войны: вместе с Василием Кандинским Марк стал основателем легендарного объединения «Синий всадник» — творческого союза русских и немецких художников. Франц Марк был предан ... Присоединяйтесь к нам! Франц Марк: жизнь и творчество художника 5 (100%) 1 голос(ов) https://allpainters.ru/mark-franc.html Занятие по картине "Синий конь" Франца Марка Очень сложная темы ...
В этом направлении работали такие писатели, как Г. Кайзер (1878-1945), В. Газенклевер (1890-1940).
Неоспоримая заслуга экспрессионизма – воинственное выдвижение на передний план человека, его внутреннего мира в пору, когда человеку угрожало уничтожение в кровопролитных войнах. Экспрессионизм – это попытка показать внутренний мир человека, его переживания, как правило, в момент предельного духовного напряжения.
Протест, как естественная реакция человека на безумие и жестокость мира, принимает у экспрессионистов глобальный масштаб. Целое мироощущение сводится к протесту, ибо во всем, что окружает экспрессионисты не видели ни единого положительного момента: мир был для них средоточием зла, где нет места красоте и гармонии. Все прекрасное кажется фальшивым, удаленным от реальности. Они считали, что существенное заключается не в действительности, изображаемой художником, а в нем самом.
Но факты настоятельно вторгались в искусство, внося в него социальную конкретность. Левые экспрессионисты считали, что много может сделать художник своим вдохновенным словом. Это Кайзер, Толлер, Рубинер, Газенклевер, а также и ранний И. Бехер. Органом левых экспрессионистов был журнал «Акцион»(«Действие»), основанный в 1910 г.
- >
- <—