Информационные войны в современном мире

Определить понятие «информационная война» достаточно трудно. Слишком много разных смыслов вкладывается в эти слова в зависимости от контекста их употребления. Информация — очень обширное понятие и затрагивает оно все сферы человеческой деятельности, и представляет собой ресурс, которым оперирует субъект в процессе принятия решений, в том числе и в войне. Война предполагает некую борьбу в рамках какой-либо цели (или ресурса).

Информационная война, в таком случае, рассматривает любую информационную составляющую такой борьбы, и информация может являться здесь как самим ресурсом, так и средствами его получения.

В самом общем смысле информационная война — любая деятельность в информационном пространстве в рамках некоторых антагонистических целей (материальное превосходство; решение, принимаемое человеком или группой людей и пр.).

Это составляет предмет информационного противоборства.

Взрыв нескольких гранат нельзя назвать войной, кто бы их не бросал. Взрыв нескольких водородных бомб — это уже и начатая и завершенная война. Информационную пропаганду 50-ых, 60-ых годов, которой занимались СССР и США, можно сравнить именно с несколькими гранатами. Поэтому никто не называет прошлое противостояние информационной войной, в лучшем случае оно заслуживает термина холодная война».

2. Информационное оружие

Чтобы контролировать и управлять происходящими процессами в обществе, используется информационное оружие, которое представляет собой средства уничтожения, искажения или хищения информации; средства преодоления систем защиты; средства ограничения допуска законных пользователей; средства дезорганизации работы технических средств, компьютерных систем.

Информационным оружием называют:

  • компьютерные вирусы;
  • логические бомбы (программные закладки);
  • средства подавления информационного обмена в телекоммуникационных сетях, фальсификация информации в каналах государственного и военного управления;
  • средства нейтрализации тестовых программ;
  • различного рода ошибки, сознательно вводимые в программное обеспечение объекта.

«Стратегия применения информационного оружия носит исключительно наступательный характер». В реестре современных технологий сетевых войн и новых типов оружия есть оружие, применяемое в сфере идеологии, СМИ, образования, воспитания, культуры, пропаганды. Этим оружием является тщательно отобранная и дозированная информация, повторенная нужное количество раз по нужным информационным каналам.

14 стр., 6604 слов

Средства и способы передачи информации

... способами передачи информации, применяя для этого различные технические устройства: телеграф, телефон, телевизор, радио, компьютерные сети. Развитие средств передачи информации имело определяющее значение для становления цивилизации. Говоря об информационных ... новой революции, обеспечив технологию, которая транспортирует данные, требуемые обществу, в котором информация играет ключевую роль. Сети уже ...

Если оружие применяется, значит, существует противник, который его создает, активирует и направляет, и объект, на который оружие нацелено. Согласно результатам исследований, существует три основных объекта информационного поражения:

  • жизненная сила страны,
  • элита (по сути, управляющее начало государства)
  • материальные объекты и инфраструктура.

Информационное воздействие действительно является оружием массового поражения и имеет очень много общего с ядерным оружием. Притом, что часто информационная атака носит неявный, скрытый характер, это оружие оказывает перманентное воздействие на огромное количество людей. Кроме того, для него характерен как немедленный, так и отложенный поражающий эффект, эффект закрепления и воспроизводства поражающего действия. Фактически тоже происходит при взрыве ядерного боеприпаса. Вначале — ударная волна, световое излучение, радиоактивное поражение, все это ощущается немедленно. Отложенное, закрепленное и воспроизводящееся воздействие — это длительное заражение местности, лучевая болезнь, генетические мутации, затрагивающие многие поколения живых организмов.

К эффектам информационного оружия, помимо сиюминутной убежденности в достоверности некоего навязываемого факта, относится и полный аналог заражения и ментальных и социальных мутаций. Это заражение подрывной идеологией может вызывать распространяющиеся на многие годы последствия, например перерождение элиты, потерянное поколение, поколение несбывшихся надежд, изменения в менталитете населения.

Наступательный характер информационного оружия во многом определяет лицо информационной войны и позволяет определить потенциального информационного агрессора. А это значит, что объем информации, целенаправленно передаваемый от одной страны к другой, и является мерой информационной агрессивности. При этом неважно, какой характер имеет передаваемая информация. К осмыслению этого утверждения надо подходить с иными, непривычными мерками и исходить из того, что в эпоху информационных технологий, когда социальная среда перенасыщена информацией, безопасность системы уже начинает определяться не только теми знаниями, которые данная система получает о противнике, но и, может быть даже в первую очередь, теми знаниями, от восприятия которых ей удалось уклониться.

информационный война манипулирование общественный

3. Социально-психологическая составляющая информационной войны

Для нашего времени характерно резкое увеличение объемов информации. В последние тридцать лет произведено больше информации, чем за пять тысяч лет до этого. Подсчитано, что один экземпляр газеты «Нью Йорк Таймс» содержит больше информации, чем было доступно жителю Англии семнадцатого столетия за всю его жизнь. Естественно, что человеческие механизмы переработки и хранения информации, созданные задолго до необходимости перерабатывать такие объемы, претерпевают серьезные перегрузки, создавая в ответ те или иные системы защиты себя. В информационной войне можно выделить две составляющих: техническую и социально-психологическую. К технической составляющей относятся:

  • компьютерные сети и телекоммуникации,
  • электронные СМИ,
  • несанкционированный доступ к данным противника.

Соответственно выделяется два типа информационного оружия:

9 стр., 4133 слов

Информационный процесс. Обработка информации

... процесс классификации. Формализованная модель обработки информации Обратимся теперь к вопросу о том, в чем сходство и различие процессов обработки информации, связанных с различными составляющими информационного процесса, ... слово. 1. Что такое информация, информационный процесс. В обыденной жизни информацию отождествляют с понятиями "сообщение", "сведения", "данные", "знания". Такое соотношение ...

  • оружие, воздействующее на технические средства;
  • оружие, оказывающее воздействие на людей.

К первому типу оружия относятся средства радиоэлектронного воздействия с помощью электромагнитных, акустических и инфракрасных излучений, компьютерные вирусы, специальные программы — «логические бомбы», позволяющие разрушать или нарушать работу компьютерного оборудования противника. Второй тип информационного оружия, является «предметом исследований психологов и социологов и не поддается точному определению».

В информационной войне отсутствуют видимые разрушения. Общество не приводит в действие имеющие в его распоряжении защитные механизмы и фильтры. Чувство опасности, которое в иных ситуациях действует безотказно, не срабатывает. Интенсивное информационное воздействие на страну в течение нескольких месяцев может привести к смене власти в ней, причем население даже не ощутит, что на него оказывается давление.

Теоретические основы ведения информационных войн заложил в 1948 г. американский социолог и психолог Г. Лассуэлл, создав «теорию зависимости», или, как он сам ее называл, «теорию волшебной пули». Согласно этой теории, человек беззащитен перед информационным воздействием. СМИ манипулируют человеком по своему усмотрению, и он ничего не может им противопоставить. Информационные воздействия проникают в голову человека подобно «волшебной пуле» и вызывают в мозгу необратимые разрушения. Теория зависимости оказала заметное влияние на дальнейшее развитие социально-психологических теорий информационной войны, некоторые из которых упомянуты ниже.

Канадский философ и культуролог Маршалл Маклюэн разработал «теорию средства», которая заключается в том, что новые информационные технологии (печать, радио, кино, телевидение, Интернет) приводят к сменам парадигм восприятия и понимания человеком окружающего мира. Работа, в которой он изложил свою теорию, так и называется — «Средство есть сообщение». Появление печати изменило пропорции в наших ощущениях в пользу зрения, что в свою очередь не могло не повлиять на мышление, сделав его линейным, последовательным, логическим. Распространение телефона, который имитирует короткую дистанцию общения, изменило практику ведения боевых действий. Например, Александр Македонский не мог позвонить персидскому царю Дарию и уладить все разногласия. Голос по радио ближе к живому голосу, чем крупный план на экране к живому лицу. Телевидение возвращает человека к естественному («первобытному») состоянию, одновременно превращая мир в «глобальную деревню». Воздействовать на массовое сознание можно, изменяя, например, угол съемки, применяя длиннофокусный объектив или крупный план.

Важную роль в современных информационных войнах играет коммуникативный резонанс. Коммуникативный резонанс — это явление массового сознания, когда эффект от информационного воздействия значительно превышает первоначально затраченные усилия. Коммуникативный резонанс возникает, когда содержание информационного воздействия соответствует ожиданиям масс. Например, государственный и политический деятель нацистской Германии-Геббельс для того, чтобы добиться коммуникативного резонанса, представлял Гитлера студентам и интеллектуалам как художника и архитектора, ветеранам напоминал, что он солдат Первой Мировой Войны, а сентиментальным людям говорил, что Гитлер обожал детей.

27 стр., 13014 слов

Трудом а не войной человек проявляет свое мужество трудом больше чем

... действующей правоприменительной практики в сфере труда. И, несмотря на все главной потребностью людей является труд. Труд нужен для нормальной жизни ... профсоюзов, а также собственников - всех субъектов трудового права Украины. Вместе с тем, учитывая, что организационно-управленческое ... частью этого статуса. Другие расширяют эту категорию еще больше и включают в нее еще и юридическую ответственность, ...

4. Информационная война в современном мире

За прошедшие столетия способ коммуникации людей изменился. Если раньше структура человечества, связи между людьми и государствами, в основном определялись территорией, местом проживания, то сейчас эта структура все в большей и большей степени определяется структурой телекоммуникационных систем. Структура человечества все более полно находит свое отражение в структуре глобальной телекоммуникационной системы, позволяющей почти мгновенное информационное взаимодействие между любыми элементами системы.

Сегодня информационная война — это уже напрямую война цивилизаций, это столкновение различных базовых целей, знаний, теорий. В настоящее время как никогда актуальна проблема противостояния крупнейших мировых держав именно на информационном фронте. По результатам социологических вопросов большее количество россиян считают США главным противником России в этой войне. И это вполне верно. На сегодняшний день развитые страны во главе в США,-которые считают себя главенствующей мировой державой, все успешнее осваивают технологии информационной войны, которая получила еще одно название- «сетевая». Ее главная цель-установить контроль над важными процессами (политическими, экономическими, социальными, духовными) и поддерживать его как можно дольше. Явным проявление такого рода политики становиться американизация, или глобализация, что, по сути, является одним и тем же.

Во время «холодной войны» и особенно после падения «железного занавеса» против России велась усиленная информационная агрессия, направленная на введение западной шкалы ценностей и закрепление в общественном сознании потребительских моделей жизни. В основу были положены психологические исследования русского национального характера, и информационное воздействие строилось с учетом таких его слабостей, как низкая способность к самоорганизации, почтительное отношение к Западу и властям, недостаток инициативы и пр. В результате «холодная война» переросла в «теплую», а затем привела к этнической катастрофе русского народа.

С помощью «заражения» массового сознания определенными идеями: рыночной экономики, правового государства, разделения властей и т.д. — одним словом, всего того, что принято называть либерализмом Запад отвлекает Россию от действительной модернизации государства и права.

«Мозговые центры» США, российская правящая элита и поддерживающая ее часть интеллигенции активно заняты сегодня созданием политических мифов. Их цель-привить чуждую идеологию, основанную на отрицании самобытности российской цивилизации. Разработка таких мифов является одним из основных средств ведения информационной войны, так как любой миф использует силу воображения, а потому прекрасно подходит для управления большими массами людей. Миф не чувствителен к доводам разума, его нельзя отрицать с помощью логики.

7 стр., 3451 слов

Информационная культура и правовое государство

... инструмент для оформления документов, расчётов и создания диаграмм. Естественно, он имеет в себе соответствующие функции Информационная культура и правовое государство Условия существования человечества в XXI веке ... и помочь современному человеку эффективно работать в условиях постоянного кризисного взаимодействия с информацией, в том числе и негативно воздействующей на его сознание. В России ...

Новые политические мифы не возникают спонтанно, а создаются в соответствии с определенным планом и правилами, как и любое другое современное оружие. Благодаря появлению СМИ процесс возникновения мифов резко ускорился. Внедряясь в сознание, мифы как бы управляют людьми и заставляют их действовать против своих же интересов.

5. Методы манипулирования общественным сознанием в информационной войне

С конца1940-х — начала 1950-х гг. исследования ученых-психологов и социологов были востребованы ЦРУ (США).

В научно-исследовательских структурах и университетах в США и Англии разрабатывались методы наиболее оптимального и эффективного воздействия на человеческое сознание и социальное поведение. Они были сначала опробованы в 1950-1970-е гг. в США, а с 1960-х гг. — и в Западной Европе. США и были полигоном, где все эти методы и технологии (сексуальная и наркотическая революции, субкультуры хиппи и рокеров и т.д.) показали блестящие результаты с точки зрения поставленных заказчиками задач по разрушению социальной ткани и привычных ценностей общества.

Метод «управления кризисами» использовался в период тщательно спланированных социальных экспериментов, когда информационная волна темы уличных банд или агрессивных сект держала в напряжении население крупных мегаполисов США в 1970-1980-е гг. Соответственно, тестировалась социальное самочувствие и реакция городских обществ, и были получены весьма обнадеживающие (заказчиков эксперимента) результаты. Городские общества в США на завершающей стадии эксперимента попросту отворачивались от проблем и всяких попыток их разрешения на конструктивной основе.

Метод «стратегии устрашения» направлен на подавление морального духа общества. Суть ее заключается в том, что нужно держать человека в состоянии неопределенности относительно его текущего положения и того, что может его ожидать в будущем, провоцируя, таким образом, неуверенность и внутренний конфликт.

Существует огромное количество методик о которых человек даже не подозревает, но суть их остается в том же — формирование нового общественного сознания и нового типа человека, вполне соответствующего ожиданиям транснациональных корпораций и мировой финансовой олигархии: человека, которым легко манипулировать, удобного объекта эксплуатации, узкопрофессиональной личности с инфантильными рефлексами.

6. Противостояние России информационной войне

«Доктрина информационной безопасности РФ» которая была утверждена 9 сентября 2000 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности РФ. Этот официальный документ дает определение информационной безопасности: «Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства».

В Доктрине впервые закреплены общие методы обеспечения информационной безопасности страны. Они подразделяются на правовые, организационно-технические и экономические. Может быть, создание такого документа 11 лет назад ознаменовало начало борьбы в этой неравной информационной войне.

8 стр., 3670 слов

Информационная культура в современном обществе

... и соискателей ученых степеней вузов культуры и искусств. В состав каждой программы вошли следующие основные разделы: «Информационные ресурсы и информационная культура общества», «Основные типы информационно-поисковых задач и ... противоречия между стремительным темпом роста знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения человеком в период обучения. Это противоречие заставляет ...

Самое сложное в этой войне то, что уже сам русский народ настолько является носителем западной точки зрения, что не верит ни в свои собственные возможности ни в перспективы собственного развития. Так российский политический деятель, диссидентка, правозащитника, независимая журналистка В. И Новодворская высказалась в своем интервью: «Русские…это спившийся, обленившийся и никчемный народец. Он уже ни на что не способен и только зря занимает свое место на земле. К тому же он и генетически вырождается, сокращается поголовье. Поэтому для общественного блага было бы лучше, если бы территорию России отдали под опеку ООН, а еще лучше, если бы ее оккупировали американцы, заселили ее нормальными людьми, колонизовали и цивилизовали…мы здесь не на цивилизованном Западе…очень важно научиться стрелять первыми, убивать».

Понятно, что существуют глобальные сети вещания, как и технические носители — распространители этой информации. Очевидно, что генерируется специнформация, и можно увидеть удивительную разницу между фильмами, которые тиражируются в Америке, и кинолентами, поставляемыми из США в Российскую Федерацию. Ни секрет, что в стране есть лидер общественного мнения и властью создана сеть в форме единой партии, которая покрывает всю страну и транслирует эту информационную атаку.

Никаких контрдействий со стороны российского государства, его органов и систем, функций, никаких нормативно-правовых поддержек этих государственных обстоятельств не предпринимается. Возьмем, к примеру, соотношение числа зарубежных фильмов и фильмов отечественного производства. Отечественные фильмы составляют примерно четверть от числа фильмов зарубежного производства в нашей стране. Ситуация очевидна. Во Франции, например, иностранных фильмов по законодательным основаниям допускается в прокат не более 15% от общего объема кинопроката в стране. Арсенал западных методов информационной войны дополняют многочисленные ток-шоу, передачи, программирующие сознание целевых групп и больших сообществ в направлении, заданном контркультурой революцией и толерантным отношением к греху, — легитимации культа силы, потребительства и индивидуализма и отрицания в целом духовной и социальной природы человека.

На уровне действующей Конституции, которая тоже является инструментом информационного воздействия на Россию, абсолютизирована свобода слова. Это неслучайно сделано без какой-либо ответственности за последствия. Цензура запрещена, хотя, согласно мнению экспертов, ее введение оказало бы положительное влияние на состояние общества. Идеология государства — ее национальная мировоззренческая, ценностно-мотивирующая идея — также запрещена. Органов по контролю над содержанием массово-информационного воздействия нет.

Российское правительство, в отличие от некоторых других стран, вообще не занимается Интернетом. Интернет живет по своим законам.

Основой принципа функционирования информационного оружия является программа самоуничтожения, присущая любой сложной информационной самообучающейся системе. Само информационное оружие это алгоритм, активизирующий у системы-противника программу самоуничтожения.

27 стр., 13225 слов

По литературе : Образ войны и человека на войне в трилогии Константина ...

... -эпопеи «Живые и Мертвые»; Проанализировать и выявить в трилогии К. Симонова образ войны и образ человека на войне. Объектом исследования является военная проза послевоенного времени (50-70 г). Предметом – образ войны и человека на войне в ...

Основным противником в «войне новой эпохи» я считаю США, которые явно позиционируют свое государство как мирового лидера, которому не хочется иметь конкурентов. Здесь имеет место продуманная скрытая и очень изощренная политика, результатом которой в итоге является убеждение среди граждан, как США, так и России, что Америка является идеальным государством с прекрасно функционирующей политической системой и счастливым, ни в чем не нуждающемся населении. Мы смотрим фильмы, которые пропагандируют американский образ жизни, слушаем американскую музыку, играем в их компьютерные игры, которые построены на тех же методах манипулирования сознанием, учим их язык, который вытеснил остальные языки из списка международных, мы сами делаем все, чтобы быть похожими на них, мы убиваем в себе чувство патриотизма, стремимся уехать из родной страны в «страну больших возможностей». На чем может быть основана политика противостояния этой войне, если все наше население при всем ее осознавании не хочет даже жить на родине.

Чтобы ни говорило нам наше правительство о том, что нет повода для волнения и о принятии различных мер, я считаю, что оно не уделяет этой проблеме должного внимания и не способствует прекращению информационной войны, последствия которой достаточно предсказуемы.

Заключение

Исходя из вышесказанного, следует отметить, что информационная война в действительности носит крайне острый характер в современном обществе, а проблема ее решения остается до сих пор не достаточно изученной, активных мер по ее разрешению со стороны России практически не предпринимается. Для уменьшения воздействия информационной атаки на Россию совершенно необходимым является введение четкой политики регламентирующей работу всех СМИ (особое внимание должно быть уделено Интернет сети) на территории РФ, сокращения числа фильмов иностранного производства транслируемых по телевидению и поступающих в прокат и ужесточение визового контроля на границе государства.

Усугубляет проблему то, что социально-психологическая составляющая информационной войны уже сформировала отношение к ней у большей части населения России на подсознательном уровне. В течение последнего десятилетия воздействие на сознание человека резко усилилось в связи с широким распространением Интернет сети, которая разрушила границы между странами и стала мощнейшим оружием в манипулировании сознанием. Количество пользователей интернета в России составляет около 60 миллионов человек, это огромная цифра, если учитывать, что население России на начало 2011 года насчитывало 141,8 миллиона человек. Говоря об информационной войне в Интернет пространстве можно даже выделить ее разновидность такую как «сетевая» война. Поменять психологические установки в сознании человека очень трудно, если учесть, что оно формировалось годами, поэтому глупо пытаться изменить стереотипный образ о России, если ее население, правительство с его политикой не готово уделить этой проблеме достаточно внимания.