Экономическая конкуренция

«Экономическая конкуренция — это не война, а соперничество в интересах друг друга» (Э. Каннан)

В своём сочинении я хотела бы рассмотреть понятие « конкуренция», т.к. человек на протяжении всей своей жизни не может обойтись без неё. Будь то простая покупка товаров, или выбор туристической фирмы, или попытка продать что-либо из своего имущества, или поступление в ВУЗ — человек всегда либо конкурирует с другими людьми, либо сам выбирает того или иного субъекта из конкурирующих. Знания о конкуренции помогают людям выжить в их достаточно трудной жизни. В частности, представляя себе формы неценовой конкуренции, предпринимателю легче будет продвигаться к успеху.

В позднелатинском разговорном языке слово concurrentia, произошло от латинского «concurro», то есть «сбегаюсь» или «сталкиваюсь». Этимология слова произошла от борьбы схожей по своим правилам с современным американским футболом, игрой надо заметить весьма жесткой. Так и на современном рынке борьба за рынок сбыта приобретает вид столь же жесткого столкновения.

Конкуренция в широком смысле слова — соперничество, соревнование людей, групп, организаций в достижении сходных целей, лучших результатов в определенной общественной сфере.

В соответствии с Законом РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

По Бизнес словарю: Конкуренция – это состязание между субъектами экономических отношений, борьба за рынки сбыта для получения более высокой прибыли, других выгод.

По Финансовому словарю: Конкуренция – это закон товарного производства, отражающий механизм соперничества товаропроизводителей, обусловленный противоречивостью их интересов в области производственно-сбытовой и торговой деятельности.

Значение слова Конкуренция по Ожегову: Конкуренция — Соперничество; борьба за достижение больших выгод, преимуществ .

Существуют и другие определения конкуренции.

В рамках классической экономической теории конкуренция рассматривается как неотъемлемый элемент рыночного механизма. А. Смит трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно.

47 стр., 23139 слов

Сущность конкурентоспособности РФ на мировом рынке

... Динамизм. Существенное влияние НТП на конкуренцию на мировом рынке, выраженное в стремлении производителей добиться снижения издержек производства, повышения качества товара и максимизации прибыли. Таким образом, конкурентоспособность страны - многозначный термин, который ...

Конкуренция — это та самая «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников.

В современной микроэкономической теории конкуренция понимается как некое свойство рынка. Такое понимание возникло в связи с развитием теории морфологии рынка. В зависимости от степени совершенства конкуренции на рынке выделяются различные типы рынков, для каждого из которых свойственно определенное поведение экономических субъектов. Под конкуренцией здесь подразумевается не соперничество, а скорее, степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка. На основании этого выделяют следующие виды конкуренции:

  • Совершенная конкуренция – это когда на рынке присутствует большое число и покупателей и продавцов, каждый из которых занимает относительно малую долю на рынке и не может диктовать свои условия продажи или покупки товаров.
  • Несовершенная конкуренция – противоположность совершенной конкуренции.
  • Монополия – это ситуация когда на рынке действует лишь один игрок, не имеющий конкурентов по товару или услуге, которые такая фирма предлагает рынку.
  • Олигополия — тип несовершенной конкуренции, при которой на рынке работает малое количество фирм с однотипным товаром или услугами.
  • Монопсония – чрезвычайно редкий вид конкуренции при которой при множестве производителей имеется лишь один покупатель.

Понятие конкуренции настолько многозначно, что оно не охватывается каким-либо универсальным определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования капитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции рассматривается как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить: конкуренция — это сложное многогранное явление. Этот элемент экономики следует оценивать как жизненно важную и наиболее мощную силу развития экономики.