В рассказе Куприна «Белый пудель», не маловажную роль сыграл дворник, укравший собаку.
Дворник представляет собой огромного бородатого детину с отталкивающей внешностью. У него рябое лицо, узкий лоб, и мрачный взгляд. Слуга богатых господ, он одет в новую нарядную рубашку, но даже эта розовая рубашка не смягчает его зловещего и угрюмого вида.
Дворнику отводится неблаговидная роль пакостного вора. Его хозяйка требует, чтобы он, во что бы то ни стало, купил собаку у бродячих артистов. Она готова заплатить любые деньги, лишь бы угодить желанию избалованного роскошью капризного сына. Дворник бежит исполнять ее поручение. Он догнал артистов, и начал требовать, чтобы старик продал ему собаку. Он не просит, а именно требует, считая, что все можно купить и продать, были бы деньги. Он называет Лодыжкину сумму, постепенно ее увеличивая, и удивляется, что нищий бродячий старик не соглашается на его уговоры. Жадность и зависть настолько сильны в дворнике, что он даже не слушает старика Лодыжкина, а уже подсчитывает, сколько денег достанется ему, в случае удачной сделки. Снедаемый завистью, он рассказывает, насколько богат его хозяин, инженер Обольянинов, который потакает всем прихотям своего единственного сына.
Когда его сделка не выгорела, он отправился в господский дом, уже задумав свое черное дело. Выследив, куда ушли бродячие артисты, он подманил собаку колбасой, и украл Арто. Он пошел на такой шаг, лишь бы выслужиться перед своими господами, может быть, получить лишний рубль. Подлый и мелкий человечишка, дворник не верит в нормальные человеческие чувства и дружеские отношения, в нем нет ничего святого. И даже когда мальчик приходит за своей собакой в усадьбу, дворник бросается за ним в погоню, стараясь отобрать пуделя.
Даже по сравнению с мальчиком, которому всего лишь двенадцать лет, взрослый человек, дворник, выглядит намного глупее. Все его мысли занимает только страсть к наживе и обогащению. Лизоблюд и подхалим с черствой и подлой душой, дворник готов на любые унижения со стороны своих хозяев, лишь бы только выслужиться и получить хоть малейшую благосклонность.
Настоящие человеческие качества мальчика позволяют спасти друга, и оставить дворника в дураках.
Культура как результат человеческой деятельности
... Как бы ни были уродливы подобные формы проявления человеческих действий, они существуют лишь в человеческом обществе, поэтому, согласно надприродному определению, представляют собой особый уровень существования культуры. ... веселья, благосостояния и прочего. Высокая культура требует понимания, проникновения в сущность ... как культура. Человек давно вошел в противостояние “природа — общество”. В процессе ...
2 вариант
В рассказе Александра Ивановича Куприна «Белый пудель» говорится о небольшом происшествии в жизни старого шарманщика Мартына Лодыжкина, его маленького помощника Сережи и их верного пуделя Арто. Они зарабатывают себе на жизнь трудом, слишком тяжелым как для уже пожилого человека, так и для еще маленького мальчика. Несмотря на то, что эта троица дни напролет проводят на ногах – либо в пути, либо в работе, денег им еле-еле хватает на самое необходимое – еду и ночлег, так что им приходится спать на открытом воздухе. Этот немаловажный факт – одна из основных причин, почему дворник все-таки смог украсть пуделя.
Сам дворник впервые появляется перед нами тогда, когда господа из усадьбы «Дружба» все же решают посмотреть выступление «шарманщиков». В этот момент он производит впечатление мрачного и угрюмого человека, не очень красивого, но в то же время в новой приличной одежде. Это показывает нам, что даже несмотря на его, казалось бы, простую должность, платят ему неплохо, то есть, вряд ли он настолько же беден, как и главные герои.
В следующий раз дворник появился, когда барыня приказала выгнать дедушку с мальчиком, разозлившись на отказ продать собаку. Он сурово и даже злобно обругал актеров, несколько раз ударив их сзади. Хоть ему и сказали всего лишь выгнать их из усадьбы, а троица совсем не сопротивлялась, он угрожал и пытался ударить их. Если до этого можно было обмануть себя и сказать, что он просто выглядит мрачным и злым, то теперь эти свойства официально подтверждены.
Вскоре дворник снова предстал перед главными героями. Избалованный мальчик Николай из «Дружбы» все так же продолжал требовать себе собаку, так что единственным выходом было купить ее за любые деньги, с чем и отправили дворника вдогонку за шармащиками. Сначала он пытался убедить, что выгоднее продать собаку, намекнул, что можно просить даже очень большую сумму и поделиться с ним «за труды». Он начал рассказывать о своем барине, «мельонере», строящем железные дороги, который дозволяет ребенку все, что тот ни попросит, не замечая открытого сарказма старика в сторону такого воспитания. Поняв, что собаку продавать не собираются, дворник разозлился, начал ругаться и хамить. Когда артисты ушли, мужчина еще долго смотрел им вслед, уже тогда, скорее всего, решив для себя, что украдет пса. Вполне возможно, что он уже и не рассчитывал на их добровольное согласие, и именно поэтому начал прикармливать Арто колбасой еще у моря. Позже герои обнаружили пропажу собаки и недоеденную колбасу, указывающую на вора.
В момент, когда Сергей спасал собаку, дворник появился в последний раз, представ грозным и страшным, «как великан». Это последнее замечание позволяет нам полностью собрать для себя его образ – злого, мрачного, некрасивого и хамоватого человека.