Добро и зло в романе Мастер и Маргарита

Данная тема весьма популярна и всегда останется актуальной не только в произведении «Мастер и Маргарита». Тема добра и зла присутствует практически во всех литературных произведениях.

«Мастер и Маргарита» — роман не просто историко-философский. В некотором роде он считается мистическим. Здесь удивительным образом сочетается реальность и мистика, фэнтези, фантастика и философия. И где уж как не в нем присутствовать и добру, и злу.

Главный герой романа, вокруг которого все крутится, Воланд. Именно он связывает две части романа, два события, которые происходят в разное время и в разных местах. Не меняется в нем одно — разные глаза. Воланд может появляться в разных обликах. Он и его шайка — настоящее зло.

250 рублей

Связаться с нами:

Самого Воланда можно было бы сравнить с настоящим дьяволом. Но так кажется почему-то только на первый взгляд. То зло, которое он мог бы совершить, он совершать не стал. Кого-то он наказывает, кого-то учит, чтобы те переменили свои взгляды. Один из таких людей, которых научил Воланд — Иван Бездомный.

Есть в этом романе и другие герои — Маргарита и Мастер. Маргарита — жена богатого мужчины, которая безумно любит Мастера. А Мастер писатель, он пишет роман о Христе. И ради своей любви Маргарита становится ведьмой, продав свою душу. Она согласилась отказаться от всего своего богатства, только чтобы быть рядом с Мастером. И в конце романа, после долгих испытаний, Воланд поможет влюбленным соединиться.

В романе Булгакова как бы два романа. Один — самого Булгакова, другой — Мастера. Тот самый роман, который Мастер пишет о Христе.

В обоих романах показана жизнь общества, его недостатки, проблемы, любовь и долг, дружба, печаль и смех. Пока на земле есть человек, тема добра и зла будет существовать. Одно не может жить без другого. Именно благодаря злу, мы сможем понять, что же такое добро.

Начинается все, когда Воланд со свитой появляется в Москве. Нам показана Москва во всей ее «красе», со всеми пороками, такими, как зависть, лицемерие, недоверие к людям, ложь. Воланд все называет своими именами. И на сеансе черной магии он удивляется тому, что люди нисколько не изменились. Они по-прежнему любят деньги, они по-прежнему легкомысленны. И лишь иногда бывают милосердными. Как в те самые времена, которые описывает в своем романе Мастер. Именно о них и вспоминает тогда Воланд.

Роман Булгакова поможет взглянуть людям на мир по-новому. Именно он помогает понять, что добро и зло неразрывно существуют в мире и понять: где одно, а где другое.

5 стр., 2358 слов

Мастер в романе Мастер и Маргарита (Образ и характеристика)

... что роман Булгакова автобиографичен. Мастер несчастен, а его судьба трагична также, как и судьба писателя. Лишь Маргарита до последнего восхищалась Мастером и его романом. Разрушение мечты, связанной с романом, катастрофически сказались на состоянии Мастера. Лишь настоящая любовь ...

Сочинение по литературе. Что несут воланд и его спутники миру, зло или добро

I. Добро и зло в романе уравновешено Воландом и его спутниками

II. Воланд — зеркало, в котором отражаются поступки людей

1. Воланд и его свита — средство Б. Для критики и осмеяния советских обывателей

2. Воланд — судья Мастеру и Маргарите

3. Воланд — сторонний наблюдатель в романе о Понтии Пилате

III. Борьба добра и зла — вечная проблема.

Добро и зло — понятия вечные и неразделимые, и пока живы дух и сознание человека, они будут бороться друг с другом. Такую борьбу представил нам М.А.Булгаков в романе «Мастер и Маргарита», хотя, как мне кажется, нельзя выделить четких линий добра и зла, но в целом произведение носит жестко критический характер. Причем перед читателем проходят два романа: один роман «О Понтии Пилате», другой роман о «Мастере и Маргарите», связанный с жизнью Москвы двадцатых годов ХХ века. Оба романа сходятся в одной точке — это позиция Воланда и его спутников, оба романа объединены одной идеей — поисками истины и борьбы за нее.

Герои, описанные в обоих романах, разные, но они связаны одной сутью. Вражда, недоверие к инакомыслящим людям, зависть царствуют в мире, который окружает Мастера и Иешуа. Их обнажают перед нами Воланд (сатана) и его свита. Булгаков наделяет Воланда широкими полномочиями: на протяжении всего романа он судит, вершит судьбы, решает — жизнь или смерть и осуществляет возмездие, раздавая всем по заслугам: «Не по разому, не по правильности выбора умственности, а по выбору сердца, по вере!». За свои четырехдневные гастроли в Москве Воланд, кот Бегемот, Коровьев, Азазелла и Гелла выворачивают наизнанку деятелей окололитературной и околотеатральной среды, чиновников и обывателей. Воланд определяет «кто есть кто»: Степа Лиходеев — бездельник, развратник, пьяница; Никонор Иванович Босой — взяточник; Фокин — вор; Барон Майгель — доносчик; поэт Рюхин — закоренелый лицемер. А на сеансе черной магии в театре варьете Воланд в прямом и в переносном смысле «раздевает» некоторых гражданок, и с грустью заключает: «Они люди как люди, обыкновенные, в общем — напоминают прежних». Но вечное стремление людей к добру неодолимо. Каждое поколение людей обязано вновь решить нравственные проблемы. Одних людей посещает мгновенное озарение, прозрение, которое должно толкнуть человека к самоусовершенствованию. Рюхин, осознает свою бездарность, и тем самым платит по счетам. Другие — никогда. Для Берлиоза, начитанного, но бессовестного главы МАССОЛИТа, не важно, был или не был Иисус, а важно то, что отрицая его, он может позволить себе все. Но возмездие настигает Берлиоза — он погибает под колесами трамвая.

Мастера Булгаков ставит в иную философскую позицию: не все люди могут стать добрыми и что им надо прощать обиды. Мастер написал роман об Иисусе Христе. Но такой герой не нужен МАССОЛИТу, где принимают стихи о «взвейтесь» и «развейтесь». Свора «литературных» критиков набросилась на Мастера. Он так же, как Иешуа, должен заплатить за право провозгласить свою истину. Сумасшедший дом — вот где находят приют пророки. Добро не должно быть наказано, Воланд возвращает Мастеру рукопись, сожженную им в минуту слабости. Любовь у Булгакова все искупает и все прощает. Любовь Мастера и Маргариты необычна. Мы привыкли относиться к любви, как к положительному качеству, однако Булгаков, связывая Маргариту с изменой мужу, а также со сверхположительными эмоциями, возникающими в ней с приобретением демонической силы, поставил под вопрос это мнение. Маргарита — дерзкая, грубая женщина, которая любит власть. С другой же стороны Маргарита во имя Мастера готова на все, что достаточно облагораживает ее характер и поведение. Мастер и Маргарита проведут какое-то время в Аду, думая над тем, как они прожили жизнь, а далее наступит озарение, которое поведет их к свету, о котором говорил Левий Матвей, а значит и к вечному духовному освобождению.

2 стр., 784 слов

Воланд в романе Мастер и Маргарита (образ, внешность и характеристика)

... образом, Воланд - интереснейший персонаж романа " Мастер и Маргарита ", в котором Булгаков призывает людей искать частички Воланда в себе и пресекать зачатки зла в своих душах, пока они не захватили их, как " повелителя теней ". Сочинение ... именно он хочет. И он выше старого разделения на добро и зло. Помощник Иешуа злится на Воланда, испытывает даже отвращение с гневом, но Воланд лишь смеётся над ...

Параллельно событиям, происходящим в Москве, Булгаков показал события в Ершалаиме, описанные в романе Мастера. Здесь Воланд присутствует как сторонний наблюдатель, не являясь злом или добром, а как зеркало, в котором отражается история. Добро и зло неоднозначны в отношении Римского прокуратора Понтия Пилата к нищему философу Иешуа. Все диалоги Понтия Пилата и Иешуи вновь и вновь возвращаются к вопросу о нравственности добра и безнравственности зла. В душе Понтий Пилат согласен с Иешуа и дает Иешуе шанс на свободу, предлагая объявить его сумасшедшим. Иешуа отказывается. Понтий Пилат приказывает казнить Иешуа. При распятии Иешуа у Понтия Пилата происходит затемнение рассудка. И опять каждому воздалось по заслугам: Пилат духовно пал, Иешуа — возвысился.

Я думаю, что роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» нельзя назвать ни романом прошлого, ни романом будущего, так как проблемы добра и зла, свободы и несвободы человеческого духа актуальны для любой эпохи.

ДОБРО И ЗЛО В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА”

ДОБРО И ЗЛО В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА”

Роман М. Булгакова “Мастер и Маргарита” критика назвала “закатным романом” писателя. Этот роман – попытка ответить на вечные вопросы человеческого бытия: кто правит миром и управляет человеком, что ожидает человека после смерти, что такое добро и что такое зло.

Проблема добра и зла – основная в романе. Эта проблема всегда занимала ведущее место в русской философии и литературе. В булгаковском романе четко прослеживается различие между двумя силами – силой

добра и силой зла. В ершалаимских главах эти понятия разделены особенно четко.

Трудно не согласиться с тем определением, которое дал себе прокуратор Понтий Пилат: “свирепое чудовище”. Понтий Пилат живет по своим законам: он знает, что мир разделен на властвующих и подчиняющихся им, что формула “раб подчиняется господину” незыблема, значит, господин имеет право судить всех и вся. Не случайно он появляется “в белом плаще с кровавым подбоем” – пролитая кровь для него привычное дело. И, несмотря на все сомнения, он посылает на казнь Иешуа.

У Иешуа совершенно другая философия. “Добрый

человек”, – обращается он к Понтию Пилату, потому что считает, что “…злых людей нет на свете, есть несчастливые”. Такими для него являются и прокуратор, и центурион Крысобой, и даже Иуда, предавший его. Иешуа является олицетворением добра, потому что он не только верит, что человек по природе своей добр, он ведет с людьми себя так, как будто бы они в действительности добры.

14 стр., 6534 слов

Жанровые особенности романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита

... яркое и неповторимое повествование. Ведь это и любовь Мастера и Маргариты, философия Иешуа и Пилата, а также мистика, окружающая Воланда и его свиту. Вопрос 116. Композиция романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» , Вопрос № 116. «Мастер и Маргарита». Композиция романа. Роман «Мастер и Маргарита». Двенадцать ...

Зло в романе представлено еще и множеством второстепенных персонажей. Палачи, изменники, корыстолюбцы появляются на балу у Сатаны. Столь же порочны люди и в современной Москве: процветает взяточничество (история Никанора Босого), распутство (Семплеяров), безделье и пьянство (Степа Лиходеев).

Главным же злом в современной Москве М. Булгаков считает бюрократическую систему, при которой совершенно все равно, человек ли отдает распоряжения, подписывает приказы, или костюм, из которого на некоторое время исчез его хозяин. Самое поразительное – “вернувшись на свое место, в свой полосатый костюм, Прохор Петрович совершенно одобрил все резолюции, которые костюм наложил во время его краткосрочного отсутствия”.

Все эти пороки обнажает Воланд. Считается, что главное занятие Сатаны – неутомимое сеяние соблазнов, разрушений и зла. Но, вчитавшись в роман, можно убедиться, что это не так. Прежде всего, Воланд восстанавливает справедливость.

Во всех его поступках можно увидеть или акты справедливого возмездия, или стремление доказать людям существование и связь добра и зла. Кроме того, Воланд действительно делает добро – благодаря ему становится возможной встреча Маргариты с пропавшим Мастером, он восстанавливает сгоревшую рукопись.

Эксперимент Воланда показывает, что добро и зло очень тесно переплелись, и прежде всего в человеческих душах. Когда Воланд в сцене в Варьете лишает головы конферансье Бенгальского, сердобольные женщины требуют поставить голову на место. И тут же мы наблюдаем, как те же самые люди дерутся из-за червонцев, посыпавшихся на их головы. Отсюда главный вывод романа: добро и зло переплетены в современном мире, но человек обязан их различать. Человек всегда выбирает между добром и злом и отвечает за свой выбор.

М. Булгаков в своем романе смог охватить множество проблем, волнующих нас всех. Роман – об ответственности человека за добро и зло, которое совершается на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих к истине и свободе или к рабству, предательству и бесчеловечности.

klassreferat.ru

…так кто ж ты, наконец? -Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. Фауст Гёте. События в начинаются. В столице появляются сатана и его свита. Главным представителем нечистой силы является Воланд. Он грозой проносится над Москвой, наказывая непорядочность, эгоизм и алчность. Воланд появился в столице, чтобы героев романа, верша. Он карает взяточников и пьяниц, воздаёт должное Мастеру и Маргарите, которые сохранили верность друг другу и любовь. Суд над ними вершится не по законам добра, а по законам нечистой силы. Воланд судит жителей города по совершенным ими поступкам. И Берлиоз, и Варенуха-доносчик, и пьяница Стёпа Лиходеев-все получают по заслугам. Внезапная встреча с нечистой силой заставляет всех этих и прочих корыстных людей снять маски. Кажется, что все они наказаны по заслугам. А за что же наказаны Мастер и Маргарита? Ведь Воланд знал, что эти два человека добрые, бескорыстные и любящие друг друга. Кажется, что Воланд со своею свитою делают добро, помогают найти Маргарите её Мастера, но их поступки порождали зло. Мастер отчаянно боролся со злом, но из-за любви к Маргарите он не смог одержать победу над нечистой силой. Воланд ищет в Москве такого человека, который прибегнет к его услугам, но не из-за жадности и ненасытности, а из-за чего-то возвышенного, такого как любовь. Таким человеком, попавшемся в руки сатаны, стала Маргарита. И Воланд овладел её душою, а потом и душою Мастера. Как можно говорить о добре, когда Воланд намеренно решает Маргарите, преследуя в этой сделке свою цель. Нечистая сила несёт лишь зло. А пример с Мастером и Маргаритой — это лишь завуалированное зло под маской доброго поступка. Эта помощь шла не от чистого сердца, а от сатанинского изощрённого ума. Почему Воланд берёт на себя обязанность решать чужие судьбы, наказывать и обвинять людей. Ведь на Земле от нескольких поступков сатаны ничего не изменится. Я думаю, что М. Булгаков хотел показать нам, что грань между добром и злом, действительно, мала: ведь не сразу осознаешь смысл поступков Воланда и его свиты.

7 стр., 3207 слов

Борьба Добра со Злом в романе Булгакова ‘Мастер и Маргарита’

... нечистой силы, возглавляет который величественный и царственный Воланд. Воланд - персонаж романа «Мастер и Маргарита» , возглавляющий мир потусторонних сил. Воланд - это дьявол, сатана, князь тьмы, дух зла и повелитель теней. Все эти определения встречаются в тексте романа. Воланд ...