М.А.Булгаков Добро и зло в романе Мастер и Маргарита

Тема: М.А.Булгаков “Добро и зло в романе Мастер и

Маргарита”

На протяжении всей жизни человек сталкивался и будет сталкиваться с добром и злом. Поэтому вопрос, что есть добро и что есть зло будет волновать человечество всегда. Тема добра и зла в романе Михаила Булгакова

«Мастер и Маргарита» — одна из ключевых, автор показывает читателям эту вечную борьбу добра и зла.

«Мастер и Маргарита» построен как роман в романе: в одной книге описывает события двадцатых-тридцатых годов нашего века и события библейских времен. И мотивы и сюжеты обоих романов постоянно перекликаются.

Тема добра и зла развивается на протяжении всей книги.

Прежде всего, раскрытие проблемы добра и зла связано с образом

Воланда, одним из главных персонажей романа Мастера. Вопрос заключается в том, творит ли Воланд зло? Мне кажется, что нет, он не несет людям зло.

Булгаков недаром пишет, что он «вечно хочет зла и вечно совершает благо».

Воланд указывает на пороки людей и провоцирует их на проявление этих качеств. Так, например, в сцене в Варьете, когда люди бросались за деньгами и одеждой, Воланд продемонстрировал человеческую жадность. Воланд точно определяет «кто есть кто»: Степа Лиходеев, известный человек в культурном мире Москвы, — бездельник, развратник и пьяница; Никанор Иванович Босой- взяточник; Фокин, буфетчик «Варьете»,- вор; барон Майгель, служащий одной из контор, — доносчик, а «тщательно маскирующийся под пролетария» поэт А.

Рюхин — закоренелый лицемер

В слово «добро» автор вкладывает очень много глубокого смысла. Это не характеристика человека или поступка, а образ жизни. Очень важна для автора идея Иешуа, что «все люди добрые». То, что она высказывается в описании времени, когда жил Понтий Пилат, то есть «двенадцать тысяч лун» назад, при повествовании о Москве двадцатых-тридцатых годов раскрывает веру и борьбу писателя в вечное добро, несмотря на сопутствующее ему зло, что тоже обладает вечностью. «Изменились ли эти горожане внутренне?»—прозвучал вопрос сатаны, и хотя ответа не последовало, читатель явно ощущает, что

3 стр., 1245 слов

Свита Воланда в романе Мастер и Маргарита Булгакова описание членов свиты

... член из свиты, важен и каждый понимает, что население земли никогда не измениться. Ему всегда будут интересны развлечения и деньги... Свита Воланда в романе Мастер и Маргарита ... добра и зла, их совместным действиям, будто считается основной темой творения. В романе роль «тьмы», безусловно, считается, исполняет Воланд и его окружение. Первые и самый броский герой – это, наверное, сам Воланд. Он и ...

«нет, они все так же мелочны, жадны, эгоистичны и глупы». Таким образом, главный свой удар, гневный, неумолимый и разоблачающий, Булгаков обращает против людских пороков, «самым тяжким» из них считая трусость, которая порождает и беспринципность, и жалость человеческой натуры.

Итак, тема добра и зла у Булгакова — это проблема выбора людьми принципа жизни, а предназначение того зла, которое несут в романе Воланд и его свита, — воздать каждому в соответствии с этим выбором. Автор считает только человека способным преодолеть любое зло вопреки обстоятельствам и соблазнам. Через судьбу Маргариты представляет он нам путь добра к самораскрытию с помощью чистоты сердца с горящей в нем огромной, искренней любовью, в которой и заключается его сила. Маргарита у писателя — идеал.

Мастер — тоже носитель добра, потому что оказался выше предрассудков общества и жил, руководствуясь душой. Поэтому автор дарует ему тот покой, о котором мечтал герой. На земле у Мастера остался ученик и бессмертный роман, которым суждено продолжать борьбу добра со злом. На мой взгляд, М.

Булгаков хотел показать нам, что грань между добром и злом, действительно, еле заметна: ведь не сразу осознаешь смысл поступков Воланда и его свиты.

Да и в жизни, делая добро, мы можем и не замечать, как наши поступки порождают зло.

Евгений