Проблема добра и зла в литературе

Проблема добра и зла в литературе 1

Добро и зло… Извечные философские понятия, во все времена тревожащие умы людей. Рассуждая о различии этих понятий, можно утверждать, что добро, конечно же, приносит близким тебе людям приятные переживания. А зло, наоборот, хочет принести страдание.

Но, как это часто бывает, трудно бывает отличить добро от зла. «Разве такое может быть», — спросит иной обыватель. Оказывается, может. Дело в том, что добро часто стесняется сказать о своих побуждениях к поступку, а зло — о своих.

Добро даже иногда маскируется под маленькое зло, и зло может делать то же самое. Вот только оно трубит о том, что оно — великое добро! Почему так происходит? Просто добрый человек, как правило, скромен, ему в тягость выслушивать благодарность.

Действительно, трудно разобраться, где свет, а где тьма, где настоящее добро, а где — зло. Но пока живёт человек, он будет стремиться к добру и к укрощению зла. Надо только научиться понимать истинные мотивы поступков людей и, конечно же, бороться со злом.

Русская литература не раз обращалась к данной проблеме. Не остался к ней равнодушен и Валентин Распутин. В рассказе «Уроки французского» мы видим душевное состояние Лидии Михайловны, которая очень хотела помочь своему ученику избавиться от постоянного недоедания.

Её добрый поступок был «замаскирован»: она играла со своим учеником на деньги в «чику» (так называлась игра на деньги).

Да, это не этично, не педагогично. Директор школы, узнав об этом поступке Лидии Михайловны, увольняет её с работы.

Но ведь учительница французского языка играла с учеником и поддавалась мальчику, потому что хотела, чтобы тот на выигранные деньги купил себе еды, не голодал и продолжал учиться. Это по-настоящему добрый поступок.

Хочется вспомнить ещё одно произведение, в котором поднимается проблема добра и зла. Это роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Именно здесь автор говорит о неразделимости существования на земле добра и зла. Это прописная истина. В одной из глав Левий Матвей называет Воланда злом.

На что Воланд отвечает: «Что бы делало твоё добро, если бы не существовало зла?» Писатель считает, что настоящее зло в людях, в том, что они по природе своей слабы и трусливы. Но зло всё же можно победить. Для этого в обществе необходимо утвердить принцип справедливости, то есть разоблачения подлости, лжи и подхалимства.

14 стр., 6842 слов

Мое отношение к поступку лидии михайловны. «Мое отношение к поступку ...

... приходят к выводу, что герой рассказа Лидия Михайловна делает добро, которое не забывается учеником. Встает проблемный вопрос о том, действительно ли она совершила добрый поступок, решившись играть с учеником на «деньги» в ...

Эталоном добра в романе является Иешуа Га-Ноцри, который во всех людях видит только хорошее. На допросе у Понтия Пилата он говорит о том, готов нести любые страдания за веру и добро, а ещё о своём намерении обличать зло во всех его проявлениях. От своих идей герой не отказывается даже перед лицом смерти.

«Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые», — говорит он Понтию Пилату.

Проблема добра и зла: аргументы из литературы и сочинение ЕГЭ

Проблема добра и зла аргументы из литературы и сочинение егэ 1

Доброго времени суток, дорогие читатели. В данной статье будет рассмотрена проблема добра и зла: аргументы из литературы и авторское сочинение для подготовки к единому государственному экзамену.

Добро и зло противостоят друг другу с момента сотворения нашего мира. Добро включает в себя такие качества, как отзывчивость, снисходительность, щедрость, благородство и многое другое. Зло же является противоположным и подразумевает агрессию, коварство, жадность, лицемерие.

В каждом из нас заложены как положительные качества, так и обратные. Мы сами выбираем, каким из них следовать. Добро или зло – это вечный выбор: обмануть или признаться, помочь или пройти мимо, осудить либо же понять. То, какую сторону мы принимаем каждый день, определяет нас в целом. Мы должны делать этот выбор осознанно, ведь порой он влияет на судьбу другого человека.

Иешуа наблюдателен и умен, у него ясные глаза, светлая улыбка и мягкая манера разговора. Являясь воплощением бесконечного добра, герой не верит, что существуют злые люди, он заботится о других, жалеет их и помогает.

Но несмотря на то, что сам Иешуа несет лишь свет, он сталкивается со злом и несправедливостью, его обрекают на мучительную смерть. Но даже в этом он не винит никого, проявляя бесконечное всепрощение.

В стихотворении А. С. Пушкина «Если жизнь тебя обманет» поэт призывает нас не огорчаться тем обманам и унынию, что мы встречаем в жизни. В реальности мы сталкиваемся с несправедливостью, жестокостью и равнодушием, многие события оставляют след в нашей душе и мешают нам спокойно идти дальше. Но необходимо помнить, что время не стоит на месте.

Никто не застрахован от разочарований и лишений, по мелочам мы расстраиваемся каждый день. Порой чувствуем усталость от бытовых проблем или безысходность в ситуации, которую долго не можем разрешить. В такой момент главное верить, что пройдет время, и решатся все проблемы, забудутся неприятные эмоции, «день веселья» непременно настанет и все наши старания будут вознаграждены.

К сожалению, добро не всегда побеждает зло, люди склонны выбирать то, что выгодно. Мы все реже встречаем понимание, помощь и отзывчивость, люди преследуют свои цели, идя по головам.

Проблема добра и зла: аргументы

Добро и зло в русской литературе

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/dobro-i-zlo-v-russkoy-literature-2/

Проблема добра и зла аргументы 1

Добро и зло существуют, как известно, только в симбиозе. В современном мире добро и зло практически не имеют четких границ. Все это было неоднократно доказано многими писателями и философами.

5 стр., 2265 слов

Диалог читателя с культурой: русская литература в текстах Игоря Яркевича

... и признанный не только у нас, но и во всем мире - русская классическая литература: "Для России литература - точка отсчета, символ веры, идеологический и нравственный фундамент". (П. Вайль, А. Генис). Итак, новая ... сюжетная канва, яркие события уводятся автором на второй план. И это тоже свидетельство обретения русской литературой нового качества. Вот что пишет сам Довлатов в "комментариях" к "Зоне": ...

Добро и зло относятся к философским, «вечным» темам. Добро — это довольно-таки широкое понятие, включающее в себя как качества объекта (добрый, хороший, мягкий, способный любить и т.д.), так и проявления качественных индивидуальных характеристик (милосердный, добросердечный, сочувствующий).

Замечание 1

В отличии от добра, зло — понятие относительное. С философской точки зрения зло — это отсутствие добра и его проявлений, само по себе «зло» — это пустота, возникающая там, где нет доброты, справедливости, сочувствия. Любое отсутствие чего-либо неминуемо заполняется его противоположностью, одним из таких примеров и является зло.

Что же такое «зло» и «добро» в русской литературе? Каковы их проявления и отличительные характеристики? Чтобы разобраться в этом вопросе, проанализируем несколько произведений русской классики:

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • Во-первых, рассмотрим тему добра и зла в произведении Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». В каждом из главных героев в этом произведении присутствуют и добро, и зло. Зло представлено в героях, как духовное и нравственное падение, с которым они борются на протяжении всего романа. Таким образом, зло может проявляться не только как явная жестокость, жажда крови, месть и так далее, но и как комплекс с добром, которое в конкретном герое это зло может перебороть.
  • Во-вторых, добро может быть представлено не только как милосердие, но и как сочувствие. Это особенно актуально в военных произведениях.
  • В-третьих, зло может быть представлено как злоба или злость, ненависть. Исключение составляет такая злость, которая мотивирует человека или способна вдохновить его на творчество. Примером такого может служить произведение Льва Николаевича Толстого «Война и мир».

Так, мы выяснили, что в различных произведениях добро и зло могут быть представлены не только как их явные проявления, но и как их симбиозы. Темы, связанные с добром и злом, всегда актуальны, несмотря на время, потому что они относятся к рангу «вечных» тем и проблем.

Также могут различаться и представления о добре и зле у различных персонажей. Герой каждого произведения несет свою идеологию, у него свои понятия о добре и зле, о морали и нравственности, о цинизме и милосердии.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что добро и зло — это достаточно субъективные понятия, которые, по своей сути, являются религиозно-философскими.

Персонажи в одном произведении тоже могут содержать в себе различные представления, а смешанные понятия о том, что есть добро и в чем кроется зло.

Значение добра и зла в русской литературе

В том, что такое добро и зло и каковы их характерные особенности, мы разобрались. Какое же значение в русской литературе имеет такая религиозно-философская тема, как тема добра и зла? Начнем с того, что практически во всех произведениях присутствует тема добра и зла. Какое же значение имеет эта тема в русской литературе? Естественно, большое.

Во-первых, в таких произведениях поднимается не только тема добра или зла, но и другие важные философские проблемы, вытекающие из этих тем. Так, можно рассматривать весь мир как совокупность добрых и злых дел в различных пропорциях, откуда следует важность и значимость таких тем.

15 стр., 7037 слов

Сочинения на отлично! Русская литература. 9–11 классы Элла Чумакевич,

... и радостью. Главная мысль этой баллады — торжество любви над смертью. Жуковский своим романтическим творчеством подготовил появление в русской литературе ... заключительных словах баллады Жуковский формулирует нравственный закон: Здесь несчастье — лживый ... одиночества звучит в стихотворных произведениях южного периода. В ... лирика поэта проникнута философскими настроениями и размышлениями, можно проследить ...

Во-вторых, такие произведения являются нестареющими, всегда актуальными для различных поколений, так как в них можно найти ответы на многие интересующие вопросы с религиозно-философской и с социальной точки зрения.

В-третьих, данные произведения прославляют самые лучшие качества человеческой души: доброту, честь, дружелюбие, любовь, нежность, сочувствие и т.д.

Также в них отражаются самые благородные качества, способствующие высокому моральному и нравственному восприятию произведения.

Так, произведения, содержащие в себе тему добра и зла, являются самыми распространенными и несущими в себе глубокий моральный подтекст.

В-пятых, они имеют колоссальное значение для всей литературы в целом, зачастую определяя направление и развитие различных литературных направлений и жанров. Такие произведения «задают тон» всей литературе, являются основоположниками каких-либо направлений и жанров.

Замечание 2

Так, мы выяснили, произведениях русской литературы с «вечными» темами добра и зла несут в себе глубокий нравственный подтекст, прославляя лучшие качества человеческой души и высмеивая и обличая худшие.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что произведения русской литературы, содержащие темы «добра» и «зла» являются «вечными» и не теряют своей актуальности, а также имеют огромное значение в русской литературе в целом.

Благодаря добру и злу русская литература еще больше выделилась среди других, так как вышеозначенные темы в ней носили, отчасти, социальный характер. Все это, конечно, играло огромную роль в формировании русской литературы как явления, а также определении направления ее дальнейшего развития.

Добро и зло в творчестве русских писателей

Добро и зло в творчестве русских писателей 1

Добро и зло в творчестве русских писателей, Добро и зло в творчестве русских писателей

Пушкин затрагивает тему зла несколько раз. В стихотворении «Анчар» автор полагает, что зло должно уравновешивать добро. Место для зла отведено природой на краю вселенной. Распространителями зла по всей земле стали люди, которыми движет жажда власти, богатства, зависть (у царя) и страх (у раба).

Эти чувства являются проводниками зла. Аналогичную роль могут играть в жизни человека деньги. Они заставляют людей терять благородные рыцарские качества, родственные связи, любовь («Скупой рыцарь»).

Они отравляют процесс творчества («Египетские ночи»).

Одно из главных проявлений зла — насилие.

Его использование приводит к трагедии. Пушкин отрицает его в оде «Вольность», в прозаических произведениях «Дубровский», «Капитанская дочка».

Власть, приобретенная насилием, не получит признания народа («Борис Годунов»).

Человек, избравший путь преступленья, не сможет быть творческой личностью.

Творческий расцвет Лермонтова пришелся на более мрачное десятилетие, чем у Пушкина. Лермонтов острее разрабатывал тему зла. Он разделяет зло на два вида.

Зло романтическое автор уважает за силу и осознание обреченности. Это раскрыто в цикле стихов о Наполеоне и в поэме «Демон». Другое зло исходит от общества.

Это зло «насмешливых невежд», великосветских обывателей, травивших Пушкина («Смерть поэта», «Как часто, пестрою толпою окружен…»).

Пушкин с горечью пишет о толпе, не понимающей поэта. Лермонтов усиливает этот мотив («Пророк»).

Для него люди света являются носителями зла.

Лермонтовские герои, активно гоняясь за жизнью, мечутся между добром и злом («Герой нашего времени»).

Добро в творчестве

У Гоголя иная концепция. Он собирал воедино все Зло в России, противопоставив ему веру в духовное возрождение своей родины. Гоголь дал картины зла от мистических образов древнего зла («Вечера на хуторе близ Диканьки», «Вий», «Страшная месть») до зла в современном ему обществе.

Дух бесовщины вселяется в реальных людей и переплетается с мелким обывательским злом. Такова история страшного портрета и судьба художника Черткова, обменявшего свою творческую душу на деньги, продавшего себя дьяволу («Портрет»).

В «Ревизоре», «Шинели», «Мертвых душах» писатель дает обширное описание мелкого, но многочисленного зла, показывает его опасность для общества и души человека.

У Некрасова Зло имеет конкретное социальное происхождение. Реальный источник зла — крепостное право. Дворянину оно позволяет жить в праздности и пренебрежительно относиться к народу («Железная дорога», глава 3).

Добро у поэта имеет оттенок жертвенности («Поэт и гражданин», «В день смерти Гоголя», «Н. Г. Чернышевский», «Рыцарь на час»).

Нравственные начала русской жизни поэт видит в народной душе:

В рабстве спаленное Солнце свободное. Золото, золото —

Сердце народное.

Сочинение «Неоднозначность добра и зла в образах комедии»

Сочинение неоднозначность добра и зла в образах комедии  1

В литературе жанр комедии обладает рядом особенностей, которые выделяют его из всех других жанров. Прежде всего, особенности комедии заключается в сюжете, который, как правило, носит сказочный или даже мифический характер. Гораздо реже встречаются комедии, которые реалистично и точно отражают в себе действительность.

Одним из таких комических произведений можно считать комедию “Недоросль” Фонвизина.Одним из главных вопросов, возникающих при написании комедии, был вопрос о том, как писатель должен отражать действительность: объективно описывать реальную жизнь или позволить себе писать произведение со своей точки зрения, по своим правилам, приукрашивая, преувеличивая, домысливая действительность.

Комедия “Недоросль” отличается тем, что в ней этот вопрос уже не стоит столь остро.

Это происходит благодаря тому, что автор, используя “говорящие” фамилии, заранее расставляет акценты в произведении, как бы указывая читателю, кто из персонажей является положительным героем, а кто — отрицательным. Но вернемся к проблеме добра и зла.

Борьба этих двух начал — доброго и злого — в душе человека всегда была излюбленной темой поэтов и писателей. И неудивительно, что во многих произведениях именно эта борьба стала основой для построения их сюжета. Но следует заметить, что в комедии “Недоросль” борьбу добра и зла автор переносит в несколько иную плоскость.

Здесь не добро и зло сталкиваются внутри людей, скорее, мы видим борьбу людей, добрых и злых, друг с другом. Комедия настолько явно пропитана нравоучительными моментами, что невольно перестаешь удивляться тому, что она стала неотъемлемой частью школьной программы и вошла едва ли не во все хрестоматии по русской литературе.

Что же привлекает нас, читателей, в комедии “Недоросль” настолько, что порой мы не в силах оторваться от книги до тех самых пор, пока не перевернем последнюю страницу?

Возможно, причина этого кроется в том, что произведению Фонвизина свойственен своеобразный исторический колорит. Это произведение было написано задолго до отмены крепостного права, и сейчас, наверняка, поведение действующих лиц комедии может показаться нам нелепым.

Тем не менее, для того времени проблемы, которые поднимает автор, и моральные установки, что задаются героями произведения, имели большое значение и были весьма актуальны. Нельзя обойти вниманием и философскую сторону “Недоросля”.

Почти весь философский смысл комедии сосредоточен в монологах Стародума и Правдина.

Эти идеи, провозглашаемые французскими просветителями, были на тот момент самыми передовыми, к тому же их распространению способствовало и то, что подобные взгляды во многом разделяла сама Екатерина II. Несомненно, Фонвизин, будучи дворянином, разделял господствующие среди его класса идеи, мысли и заблуждения.

Однако снова обратим внимание непосредственно на добро и зло. Эти два понятия на протяжении уже не одной тысячи лет вызывают самые ожесточенные споры в среде философов, писателей, историков, моралистов, богословов, теологов и всех тех, кто интересовался смыслом этих двух слов.

Сколько людей — столько и мнений, поэтому Фонвизин понимал и отображал в своей комедии “Недоросль” добро и зло со своей, индивидуальной точки зрения.

Проблема Добра и зла в народных сказках. Каки­­е аргументы для сочинения?

Проблема добра и зла в народных сказках каки е аргументы для сочинения  1 Наша жизнь весьма напоминает сказку. Но, в отличие от книжных и киносказок, здесь всё реально. И добро отнюдь не всегда побеждает.

Понять, почему так происходит, различить зло и добро, набраться сил и терпения для исполнения своего долга, осознать своё место на Земле во многом помогают сказки.

Согласно всем традиционным религиям, на Землю вторглись силы зла.

Их пребывание здесь ограничено временем и пространством. Но почему так произошло ? Наиболее полно на этот вопрос отвечает учение зороастризма.

Бог сотворил Землю, и всё, что на ней, как капкан для сил зла. Своего рода приманку. В эту ловушку и попался дьявол. Ловушка состоит из замкнутого времени и пространства. Все, в ком есть хоть немного зла, выбраться отсюда не могут.

Такая сказка — и воспоминание о будущем.

Согласно учения зороастризма, когда зла на Земле ещё не было, над ней было небо из драгоценных камней. Когда дьявол вторгся, он разбил это небо, а камни упали вниз. Поэтому такие камни таят частичку изначальной благодати.

Зороастрийцы, когда хотят сказать о торжестве правды, говорят: » мы ещё увидим небо в алмазах ! «. Ведь когда зла не будет, архангелы восстановят над Землёй это первоначальное небо. Кстати, именно об этом небе упоминает и христианская Библия.

Когда говорит смущающие некоторых слова о тверди небесной. Эта загадочная твердь и есть изначальное небо из драгоценных камней.

Человек вместе с Богом участвует в битве со злом. Своими мыслями, словами, и главное, делами. То есть человек должен быть воином на стороне Бога.

Как поёт Владимир Высоцкий:

Но мир устроен необычайно сложно. Чтобы человек хоть немного понял его, устройство это подаётся в виде мифов, сказок. Система зла постаралась осквернить сказки. Чем более сказка современнее, тем больше вероятность того, что системе зла удалось её осквернить.

Конечно,это не относится ко всем современным сказкам и фантастике. Есть, например, великолепные семь сказок Клайва Льюиса «Хроники Нарнии». Весьма хороша сказка «Пропавшая буква» Михаила Раскатова.

Подробнее об этой сказке можно посмотреть мой ответ на вопрос:

Именно в русских сказках побеждает добро, в них заложено спасение человечества от зла.

Это особо отмечают исследователи русских сказок:

Интересно, что

«Русские сказки»

В сказках, как и в жизни, проходят испытания. Есть » джентльменский набор», с помощью которого силы тьмы ловят человека. Это прохождение испытаний: огонь, вода и медные трубы. В нашей земной жизни это: деньги, женщины ( для женщин — мужчины ), слава. Небывалая награда ждёт успешно прошедшего такие испытания.

Это мы видим в сказках: «Иван-царевич и Серый волк», «Финист-ясный сокол», » Царевна-лягушка», сборнике «Уральские сказы» П. Бажова и многих, многих других.

Источник:

Проблема добра и зла в современном мире

Проблема добра и зла в современном мире 1

98398

Проблема добра и зла в современном мире

Реферат

Логика и философия

Добру противостоит зло. Между этими категориями с самого основания мира идет борьба. К сожалению, в этой борьбе подчас сильнее оказывается зло, потому что оно активнее и меньше требует усилий.

Добро же требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души, добротворчества. Добро должно быть сильным, деятельным.

Русский

2015-11-02

79.5 KB

13 чел.

PAGE 12

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Философии и культурологии»

Проблема добра и зла в современном мире

Реферат

По дисциплине «Культурология»

Руководитель Разработал

студент гр._Д-113

_________Быстрова А.Н . ___________Леонов П.Г.

(подпись) (подпись)

_______________ ______________

(дата проверки) (дата сдачи на проверку)

СОДЕЖАНИЕ

[1] ВВЕДЕНИЕ[2] Глава 1. проблема понимания добра и зла[3] Глава 2. проблема добра и зла в творчествеэ.м. ремарка, б. васильева, а.п. чехова[4] 2.1 Проблема добра и зла в произведенииЭ.М. Ремарка «Время жить и время умереть»[5] 2.2 Проблема добра и зла в произведенииБ. Васильева «А зори здесь тихие»[6] 2.3 Проблема добра и зла в произведенииА.П. Чехова «Дама с собачкой»[7] ЗАКЛЮЧЕНИЕ[8] БИБЛИОГРАФИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Проблема выбора между добром и злом стара, как мир, но между тем актуальна и сейчас. Без осознания сути добра и зла невозможно понять ни сущности нашего мира, ни роли каждого из нас в этом мире. Без этого теряют всякий смысл такие понятия, как: совесть, честь, мораль, нравственность, духовность, истина, свобода, порядочность, святость.

Добро и зло – это два нравственных понятия, сопровождающие человека на протяжении всей его жизни, это главные, основные понятия морали.

Добру противостоит зло. Между этими категориями с самого основания мира идет борьба. К сожалению, в этой борьбе подчас сильнее оказывается зло, потому что оно активнее и меньше требует усилий.

Сильный человек проявляет великодушие, он по-настоящему добрый, а слабый человек бывает добреньким только на словах и бездеятельным в поступках.

Извечные вопросы смысла жизни человека вплотную связаны с пониманием значений добра и зла. Ни для кого не секрет, что эти понятия трактуются в бесчисленном множестве всевозможных вариаций и более того, каждым отдельно взятым человеком, осмысливаются по-разному.

Целью работы будет освещение проблемы добра и зла.

Нам представляется важным решить следующие задачи:

  • рассмотреть проблему понимания добра и зла;
  • выявить проблему зла и добра в литературе на основе произведений Э.М.

Ремарка «Время жить, время умирать», Б. Васильева «А зори здесь тихие» и А.П. Чехова «Дама с собачкой».

Работа состоит из введения, двух главных основной части, заключения и библиографии.

Глава 1. проблема понимания добра и зла

Проблеме разрушительным тенденциям, проявляющимся на индивидуальном и коллективном уровне, посвящены труды выдающихся русских мыслителей: В.В. Розанова, И.А. Ильина, Н.А. Бердяева, Г.П. Федотова, Л.Н. Гумилева и многих других.

(И ты их всех читал, конечно? А если нет, так при чем тут они?) В них дается мировоззренческая и философская характеристика и оценка негативных, разрушительных явлений человеческой души, показывается, что одной из наиболее важных тем русской литературы с момента ее зарождения и до наших дней является проблема добра и зла, жизни и смерти. Классики русской литературы ХIХ в. не только сумели передать остроту проблемы зла, трагического существования человека, утратившего связи с природой и духовными корнями, но и предсказать деструктивные тенденции развития цивилизации. Многие их предсказания сбылись в ушедшем тысячелетии [2, c.481А это и вообще учебник, и из реферирования выпадает сразу, без разговоров ].

Представители русской и зарубежной литературы ХХ века уже столкнулись с негативными проявлениями современной цивилизации: войнами, революциями, террором, экологическими катастрофами.

По-разному относясь и оценивая разрушительные явления, они, тем не менее, отражали их в своем искусстве, привнося в объективные образы действительности свое, субъективное, видение мира. М. Горький, М. Булгаков, А.

(Где, в каких книгах и на каких именно ст раницах они это сделали?)Изображение кризисных процессов распада культурных ценностей потребовало от писателей не только творческого переосмысления художественного наследия литературы ХIХ века, но и привлечения новых поэтических форм выразительности.

Добро – в широком смысле слова как благо означает ценностное представление, выражающее положительное значение чего-либо в его отношении к некоему стандарту или сам этот стандарт.

В зависимости от принимаемого стандарта добро в истории философии и культуры трактовалось как удовольствие, польза, счастье, общепринятое, соответствующее обстоятельствам, целесообразное и т.д.

С развитием морального сознания и этики вырабатывается более строгое понятие собственно морального добра.

Во-вторых, добро знаменует свободные и сознательно соотнесенные с высшими ценностями, в конечном счете, с идеалом, поступки.

С этим связано позитивное нормативно-ценностное содержание добра: оно заключается в преодолении обособленности, разобщенности и отчуждения между людьми, утверждении взаимопонимания, морального равенства и гуманности в отношениях между ними; оно характеризует действия человека с точки зрения его духовного возвышения и нравственного совершенства [5, c.205].

Таким образом, добро связывается с духовным миром самого человека: как бы ни определялся источник добра, оно творится человеком как личностью, т.е. ответственно.

Хотя, добро как будто соразмерно злу, их онтологический статус может трактоваться различно:

1. Добро и зло являются однопорядковыми началами мира, находящимися в постоянном единоборстве.

2. Действительным абсолютным мировым началом является божественное Добро как Благо, или абсолютное Бытие, или Бог, а зло – результат ошибочных или порочных решений человека, свободного в своем выборе.

Таким образом, добро, будучи относительным в противопоставлении злу, абсолютно в исполнении совершенства; зло – всегда относительно. Этим объясняется то, что в ряде философско-этических концепций (напр., Августина, В.С.

Соловьева или Мура) добро рассматривалось как высшее и безусловное моральное понятие.

Можно уточнить, что понятие добра действительно употребляется в двояком «приложении», и тогда трудности Мура (А это еще кто такой?), связанные с определением добра, могут быть разрешены при учете различия добра как абсолютного и простого понятия и добра как понятия, соотнесенного в системе этических понятий с другими.

В выяснении природы добра бесполезно искать именно его бытийственную основу.

Объяснение происхождения добра не может служить его обоснованием, поэтому логика собственно ценностного рассуждения может быть одинаковой как у того, кто убежден, что базовые ценности даются человеку в откровении, так и у того, кто считает, что ценности имеют «земное» – социальное и антропологическое – происхождение [3, c.62].

Уже в древности была глубоко осмыслена идея непреодолимой связности добра и зла; она проходит через всю историю философии и культуры (в частности, художественной литературы) и конкретизируется в ряде этических положений.

Во-первых, добро и зло взаимоопределены и познаются в антитетическом единстве, одно через другое.

Однако, во-вторых, формальное перенесение диалектики добра и зла на индивидуальную нравственную практику чревато искушением человека.

«Испробования» (даже только в мысленном плане) зла без строгого, пусть и идеального, понятия добра могут гораздо скорее обернуться пороком, нежели действительным познанием добра; опыт зла может быть плодотворным лишь как условие пробуждения духовной силы сопротивления злу.

В-третьих, понимания зла недостаточно без готовности сопротивляться ему; но противостояние злу само по себе не ведет к добру.

В-четвертых, добро и зло функционально взаимообусловлены: добро нормативно значимо в противоположности злу и практически утверждается в отвержении зла; иными словами, действительное добро – это деяние добра, т.е. добродетель как практическое и деятельное исполнение человеком вменяемых ему моралью требований [5, c.413].

Глава 2. проблема добра и зла в творчестве

э.м. ремарка, б. васильева, а.п. чехова

Э. М. Ремарк – один из самых значительных немецких писателей ХХ века. Посвященные жгучим проблемам современной истории, книги писателя несли в себе ненависть к милитаризму и фашизму, к государственному устройству, которое порождает смертоубийственные бойни, которое преступно и бесчеловечно по своей сути.

Роман «Время жить и время умирать» (1954) – о второй мировой войне, это вклад писателя в дискуссию о вине и трагедии немецкого народа. В этом романе автор достиг такого беспощадного осуждения, какого его творчество до сих пор не знало. Это попытка писателя найти в немецком народе те силы, которые не смог сломить фашизм. (Что ж ты это не произнёс, когда отвечал?)

Невольный соучастник преступлений фашизма, Э. Гребер, убив гестаповца-палача Штейнбреннера, освобождает приведенных на расстрел русских партизан, однако и сам гибнет от рук одного из них. Таков суровый приговор и возмездие истории.

2.2 Проблема добра и зла в произведении

Б. Васильева «А зори здесь тихие»

Герои в повести «А зори здесь тихие…» попадают в драматические ситуации, их судьбы – оптимистические трагедии (И что это значит?).

Герои – вчерашние школьники (а не школьниЦЫ?), а теперь участники войны. Б. Васильев, как бы проверяя персонажей на прочность, ставит их в экстремальные обстоятельства. Писатель считает, что в таких ситуациях наиболее ярко проявляется характер человека.

Б. Васильев подводит своего героя к последней черте, к выбору между жизнью и смертью. Умереть с чистой совестью или остаться жить, запятнав себя. Герои могли сохранить себе жизнь. Но какой ценой? Нужно лишь чуть-чуть отступиться от собственной совести. Но герои Б.

Васильева не признают таких нравственных компромиссов. Что нужно для спасения девушек? Бросить без помощи Васкова и уйти. Но каждая из девушек совершает подвиг в соответствии со своим характером. Девушки были чем-то обижены на войну. У Риты Осяниной убили любимого мужа. Остался ребенок без отца.

У Женьки Комельковой на глазах расстреляли немцы всю семью.

О подвигах героев почти никто не знает. В чем состоит подвиг? В этой жестокой, нечеловечески трудной борьбе с врагами остаться человеком. Подвиг – это преодоление себя. Мы выиграли войну не только потому, что были гениальные полководцы, но были и такие незаметные герои, как Федот Васков, Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич.

Что совершили герои произведения Б. Васильева – добро или зло, убив людей, пусть даже неприятелей, — этот вопрос остается, в современной концепции, невыясненным. Люди защищают свою Родину, но при этом убивают других людей. Безусловно, необходимо давать отпор неприятелю, что и делают наши герои.

Тем не менее, добро и зло переплетены в этом повествовании, и нет однозначного ответа на вопрос – что есть зло и что есть добро.

2.3 Проблема добра и зла в произведении

А.П. Чехова «Дама с собачкой»

Рассказ «Дама с собачкой» был задуман в переломное время, как для России, так и для всего мира. Год написания – 1889-ый.

Что собой представляла Россия того времени? Страна предреволюционных настроений, уставшая от веками претворявшихся в жизнь идей «Домостроя», уставшая от того, насколько все неправильно, неверно, и насколько человек мало значит сам по себе, и насколько мало значат его чувства и мысли.

Всего через каких-то 29 лет Россия взорвется и неумолимо начнет меняться, но сейчас, в 1889-ом году, она, благодаря А.П. Чехову, предстает перед нами в одном из самых своих угрожающих и ужасающих обличий: Россия – государство-тиран.

Жизнь продолжалась по-прежнему, ибо повседневные хлопоты есть лучшее средство от прозорливости, поскольку за ними не видишь ничего, кроме них самих.

По-прежнему достаточно обеспеченные люди ездят отдыхать (можно в Париж, но если не позволяют средства, то в Ялту), мужья изменяют женам, владельцы гостиниц и постоялых дворов зарабатывают деньги.

Ко всему прочему, все больше и больше становится так называемых «просвещенных» женщин или, как говорила про себя жена Гурова, женщин «мыслящих», к которым мужчины относились, в лучшем случае, снисходительно, усматривая в этом, во-первых, угрозу патриархату, а во-вторых, очевидную женскую глупость. Впоследствии выяснилось, что ошибаются и те, и другие.

Автор показывает вроде бы незначительные, но влекущие за собой столь многое жизненные ситуации, обрисовывает цельные, исключительно реалистические характеры со всеми их недостатками и умеет донести до читателя не только содержание, но и идеи рассказа, а также дает нам почувствовать себя уверенными в том, что истинная любовь, верность могут совершить очень многое.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Добро – это высшая нравственная ценность. Противоположностью добра является зло. Оно есть антиценность, т.е. нечто несовместимое с нравственным поведением. Добро и зло не являются «равноправными» началами.

Зло «вторично» по отношению к добру: оно лишь «оборотная сторона» добра, отступление от него.

Не случайно в христианстве и исламе Бог (добро) всемогущ, а дьявол (зло) способен лишь соблазнять отдельных людей к нарушению заповедей Божьих.

В реальной жизни встречается и добро, и зло, люди совершают как хорошие, так и плохие поступки. Представление о том, что в мире и в человеке идет борьба между «силами добра» и «силами зла» — одна из фундаментальных идей, пронизывающих всю историю культуры.

Во всех выбранных нами произведениях мы видим борьбу добра со злом. В произведении Э.М. Ремарка «Время жить, время умирать» автор представляет героя, который преодолевает свое зло, который всеми силами пытается навести мир на земле.

У Б. Васильева проблема добра и зла получается несколько скрытой: есть враг, которого нужно победить, и есть сила, которая его побеждает (пусть даже эта сила оказывается слабой).

У А.П. Чехова в «Даме с собачкой» очень трудно рассмотреть силы добра и силы зла.

Однако автор рассматривает неоднозначные, но реальные жизненные ситуации, описывает цельные, исключительно реалистические характеры героев со всеми их недостатками и старается донести до читателя не только содержание, но и идеи рассказа, а также дает нам почувствовать себя уверенными в том, что истинная любовь, верность могут совершить очень многое.

БИБЛИОГРАФИЯ

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/dobro-i-zlo-v-russkoy-literature-2/

  1. Васильев, Б. А зори здесь тихие…/ Б. Васильев. – М.: Эксмо, 2008. – 640 с.
  2. Кармин, А. Культурология / А.Кармин. – М.: Лань, 2009. – 928 с.
  3. Терещенко, М. Такой хрупкий покров человечности. Банальность зла, банальность добра / М. Терещенко; Пер. с франц. А Пигалева. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2010. – 304 с.
  4. Ремарк, Э.М. Время жить и время умирать / Э.М. Ремарк. – М.: АСТ, 2009. – 320 с.
  5. Хаузер, М. Мораль и разум. Как природа создавала наше универсальное чувство добра и зла / М. Хаузер; Пер. с англ.:Т. Марютиной. – М.: Дрофа, 2008. – 640 с.
  6. Чехов, А.П. Рассказы и повести / А.П. Чехов. – М.: Детская библиотека, 2010. – 320 с.

Добро и зло на страницах мировой литературы

Добро и зло на страницах мировой литературы 1

Сочинения › Сочинения на свободную тему › 11 класс

Готовые Домашние Задания

Тема Добра и Зла – вечная тема. Она интересовала людей на протяжении всего срока существования человечества. Что есть Добро? Что есть Зло? Как они связаны? Как соотнесены в мире и в душе каждого человека? Каждый писатель отвечает на эти вопросы по-своему.

Так, Ф. Гете в своей трагедии «Фауст» показывает борьбу «дьявольского» и «божественного» в душе героя.

Под «дьявольским» понимается не только силы зла, но и неверие человека (и всего человечества) в свои силы, самоограниченность, пессимизм.

«Божественное» же – это дерзновенный дух открытий, подвигов, творчества. Это созидание, вечная неудовлетворенность собой и окружающим миром, желание сделать жизнь лучше.

Главный герой произведения – Фауст — ревностный правдоискатель. Он хочет постигнуть «вселенной внутреннюю связь» и вместе с тем предаться неутомимой практической деятельности, жить в полный разворот своих нравственных и физических сил.

Увлеченный смелой мыслью развернуть с помощью Мефистофеля живую, всеобъемлющую деятельность, Фауст выставляет собственные условия: Мефистофель должен ему служить вплоть до первого мига, когда он, Фауст, успокоится, довольствуясь достигнутым.

Еще одно «отступление» от Добра герой совершает в отношениях с Маргаритой. Постепенно чувства к этой девушке перестают быть чем-то возвышенным, герой соблазняет ее. Мы понимаем, что Фауст только играет любовью, и этим он обрекает на смерть свою возлюбленную.

Но в конце произведения Фауст все-таки познает истину. Он приходит к мысли, что все идеи, все гениальные мысли имеют смысл лишь тогда, когда их можно осуществить в реальности. Можно сказать, что он становится на сторону Добра, науки, жизни.

Эпиграфом к роману являются строки из «Фауста» Гете: «Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Они помогают понять авторскую мысль — разоблачая зло, Воланд тем самым служит добру и красоте, то есть восстанавливает равновесие между Добром и Злом в мире.

Сатана всегда противопоставлялся Богу. Булгаков же вольно обходится с ним и делает Воланда защитником Бога как единственного критерия добра и зла, нравственности и безнравственности в человеке. Но важно, что сам герой судит людей безжалостно, не любя их.

Булгаков показывает, что «бесовское» начало живёт в каждом человеке. Так, автор рисует нам образ жизни ассоциации литераторов, для которых главным делом жизни является вкусно поесть и поплясать. Зависть, карьеризм, умение устроиться, ненависть к талантливым – вот нравственный портрет тех, кто делал литературу по социальному заказу.

«Сеанс чёрной магии» собрал этих героев и других жителей Москвы вместе. Массовый гипноз показал в каждом его внутреннее «я» — человека алчного, грубого, с низкопробными вкусами, любителя хлеба и зрелищ. Но Булгаков, ужаснувшись своему беспощадному гротеску, «спасает» зрителей криками Бенгальского, трепача и фигляра, которому кот Бегемот оторвал голову.

Писатель поручает Воланду произнести «приговор»: «Человечество любит деньги… Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди…».

Одна из моих любимейших книг, которая во многом изменила мои взгляды, — философская притча «Чайка по имени Джонатан Ливингстон», написанная Ричардом Бахом. Главный герой произведения, чайка Джонатан Ливингстон, не был похож на всех остальных. Он хотел летать выше всех, дальше всех, хотел быть лучшим во всем. В него никто не верил, все чайки в его стае смеялись над ним.

Никого не слушая, Джонатан летал по ночам, хотя так не делал никто до него. Герой развивал невероятную скорость — 214 миль в час — и мечтал о еще большем. Изгнанный из стаи, но не сломленный, в финале Джонатан обрел свободу и нашел единомышленников.

В качестве эпиграфа к произведению автор написал следующие строки «Невыдуманному Джонатану-Чайке, который живет в каждом из нас». Эта книга вселяет в нас веру в самих себя, в то, что человек может все, если будет стремиться к цели и научится не зависеть от общественного мнения.

Итак, Добро и Зло – коренные понятия, определяющие не только сущность человека, его внутренний мир, но и все мироустройство. Писатели всего мира пытались определить для себя, выяснить, понять… Но этот поиск будет продолжаться вечно, пока существует мир и человек на Земле.

Сочинения по теме:

  • Для чего пишут поэты сочинение
  • Добро и зло в современном мире сочинение
  • Добро и зло. Человек и его вера сочинение
  • Долг служения Отечеству сочинение

Проблема добра и зла

Проблема добра и зла 1

Ссылка на основную публикацию

⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 16Следующая ⇒

Тезисы

— Добро и зло – две стороны одной медали.

— Закон достойных — творить добро.

Цитаты

— «Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» (И. Гете «Фауст).

— «Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла» (В.О. Ключевский).

— «Что делало бы твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени» (М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита).

— «Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни» (Л.Н. Толстой).

— «Добро по указу — не добро» (И.С. Тургенев).

— «Доброта — она превыше всех благ» (М. Горький).

«Путем зла не доходят до добра» (Вильям Шекспир).

— «Высшая мудрость — различать добро и зло» (Сократ).

— «Зло тихо летать не может» (Пётр I).

— «Человека иногда больше исправляет вид зла, чем пример добра» (Б. Паскаль).

Литературные аргументы

В романе М. А Булгаков «Мастер и Маргарита» Воланд — воплощение зла, Иешуа – носитель идеи добра, он никому не причиняет зла. Но главное он не видит зла и в других людях. «Злых людей нет на свете», — утверждает бродячий проповедник.

Но зло и добро порознь не имеют смысла: Воланд – дьявол, говорит, что он часть зла, которая, не желая того, несёт добро. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Раскольников все свои преступления совершает ради добра. Возникает парадоксальная идея: в основание зла положено добро. Добро и зло борются в душе Раскольникова.

Зло, доведенное до предела, сближает его со Свидригайловым, добро, доведенное до самопожертвования, роднит его с Соней Мармеладовой. В романе Раскольников и Соня — это противостояние добра и зла. Соня проповедует добро, основанное на христианском смирении, христианской любви к ближнему и ко всем страдающим.

Особое место в творчестве и духовной жизни Лермонтова занимал образ Демона, падшего ангела, изгнанного из рая за неповиновение, за жажду познания и сеющего «зло без наслаждения». Этот образ олицетворяет вечную борьбу добра и зла.

Вступление Проблема выбора между добром и злом стара, как мир. Без осознания сути добра и зла невозможно понять ни сущности нашего мира, ни роли каждого из нас в этом мире. Без этого теряют всякий смысл такие понятия, как совесть, честь, мораль, нравственность, духовность, истина, справедливость, свобода, греховность, праведность, порядочность, святость…

Проблема русского характера.

Тезисы

— Русскому сердцу воля ближе всего.

Цитаты

— «Есть у русского человека враг, непримиримый, опасный враг, не будь которого он был бы исполином. Враг этот – лень» (Н.В. Гоголь).

— «Если русских останется только один хутор, то и тогда Россия возродится» (Н. В. Гоголь).

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒