Анализ пьесы «На дне» Максима Горького
Пьеса «На дне» была создана Максимом Горьким специально для труппы Художественного театра, и первоначально не выглядела в глазах автора как самостоятельное литературное произведение. Однако сила психологического воплощения, острая, в какой-то степени даже скандальная, тема произведения, вывела пьесу «На дне» в ранг сильнейших драматургических произведений.
«На дне» – это своеобразнее продолжение тематики униженных и оскорбленных в русской литературе. Автор повествует о мыслях и чувствах людей, которые по воле обстоятельств оказались на самом дне общества. В самом названии произведения заложен глубочайший смысл, который очень точно отображает тему пьесы.
Основные образы и герои пьесы «На дне»
С первых страниц драмы «На дне» перед нами разворачивается темная и нелицеприятная картина.
Темный грязный подвал, который больше похож на первобытную пещеру является жилищем многих людей, которые по разным причинам оказались на дне социальной жизни.
Многие из них в прошлом богатые успешные люди, которые сломились под давлением судьбы, многие продолжают здесь свое нищенское существование.
Обратите внимание
Все они скованы одними путами, которые заключаются в отсутствии какого-либо духовного и культурного развития. Жители ночлежки устали бороться с трудностями и покорно плывут по жизненному течению. Горький ярко изображает людей потерянных, которые никогда не смогут подняться из «дна».
Васька Пепел
В страшных муках умерла Анна , которая все же свято верила до последнего момента своей жизни в выздоровление. Но как и каждом обществе, даже на самых его низах был человек, который пытался обнадежить и зажечь огонь веры в душах обездоленных.
Таким героем был священник Лука . Он пытался вселить в людей веру во спасение, толкал их на то, чтобы они почувствовали в себе силы и выбрались из низов общества. Однако его никто не слышал. После смерти священника, существование людей стало еще более невыносимым, они потеряли ту слабую тонкую нить надежды, которая все – таки была в их душах.
Это уничтожило мечты Клеща о лучшей жизни, и он первый сдался в своей борьбе за существование. Надежда на то, что хотя бы кто-нибудь сможет выбраться отсюда, оказалась полностью растоптана. У обитателей не было сил пойти за тем огоньком, который Лука им показывал.
Оппозиция рока (власти звёзд) и свободной воли человека в пьесе ...
... и свободной воли человека является одной из самых главных проблем в пьесе Кальдерона «Жизнь есть сон». Воля рока и воля людей постоянно пересекаются, ... какой же требует закон, чтоб человек в существовании тех преимуществ был лишен…?»), то есть лишён воли, потому что в ... в 1600 году, умер в 1681. Кальдерон написал более двухсот драматических сочинений в стиле классической испанской драмы, которые ...
Трагедия общества в пьесе
На примере героев, автор показывает, как нельзя жить людям. И это ни как не касается их падения, так как от этого никто в жизни не застрахован. Но оказавшись на дне, никто не имеет права повиноваться обстоятельствам, а наоборот, это должно послужить мощным толчком к лучшей жизни.
«На дне» можно расценивать как своеобразную историческую летопись. Ситуация, которая описана в пьесе была довольно распространенной в начале века.
Многие люди, воспринимали это не как нечто ужасное и антигуманное, а так как закономерное явление. В этом и состоит трагедия общества, которое фактически поспособствовало падению слабых людей, и даже не осознает факт своей причастности к этому.
Нужна помощь в учебе?
Предыдущая тема: Чехов «Ионыч»: тема рассказа, образ и деградация главного героя Следующая тема: Вампилов «Прощание в июле»: характеристика и особенности пьесы
Сатин против Луки
Послушай, да ведь уже двадцать лет прошло!
Мне кажется, что задача волонтеров – не столько накормить и пожалеть, сколько донести до Человека: он и только он в ответе за свою жизнь. Не другие, не продавец в хлебном магазине, который не отложил для него бесплатную булку, не родители-алкоголики, которые издевались над ним в детстве. Что сейчас уже не важно, кто виноват, кто сделал их такими.
Важно то, как они живут сегодня, ведь от этого зависит их завтра. И наша задача — не в том, чтобы оправдать бездомного, снимая с него ответственность, а в том, чтобы помочь ему поверить: пока ты жив, у тебя есть шанс на достойное будущее. И этот шанс не ничтожный – это большой и настоящий, реальный шанс, потому что ты – Че-ло-век, а не «лицо без определенного места жительства», не жалкое бесправное создание.
И вообще: почему это так важно — оправдать? Мне кажется, гораздо важнее признать: да, человек, может быть, сам виноват в своих бедах. Ну и что? Разве это автоматически значит, что мы должны отказать ему в помощи, если он ее попросит? Оправдать – значит, закрыть глаза на проблему, которая привела человека на улицу.
А признать за человеком вину и все равно помочь ему – значит, простить его и принять несмотря ни на что.
Это уже гораздо сложнее… Ведь разве не так поступал Христос, когда пришел к грешникам, а не к праведникам — к виноватым, а не к правым?
Другой вопрос – как помочь человеку «проснуться», осознать свою истинную силу и возможности. И вообще, способен ли это сделать другой человек, волонтер? В одиночку – думаю, нет. И даже коллективным трудом, думаю, нет. Только с помощью Христа, Который не оправдывал, но исцелял, прощая: «Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (Мк.2:11).
Новаторство Горького-драматурга в пьесе На дне
... своих многочисленных родственниках, среди которых жить ему приходилось несладко. Сочинение по творчеству Горького – это не анализ всех его произведений в ... раннего творчества М. Горького 1. Общие характеристики раннего творчества. 2. Главные темы периода. 3. Тема свободы человека на примере рассказов М. Горького «Макар Чудра» ... К тому же в его биографии присутствует немало загадок и противоречий. ...
Ведь эти слова можно трактовать не только буквально! «Расслабленный духом» лежит на улице и не может «сдвинуться с места» — начать заново, победить ситуацию. Господь, простив его и исцелив, отправляет домой. Так, может быть, чтобы пойти домой, расслабленному нужно именно прощение, а не что-нибудь другое
Человек это звучит гордо «На дне», Паровозик, который смог «Майор Пейн»
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/dno-jizni-tragicheskiy-obraz-pesyi-gorkogo-na-dne/
Список использованной литературы : 1. Басинский П. («Правда и ложь в пьесе Горького «На дне».) «Литература». – 1996г №17 2. Троицкий В.Ю. «Литературная критика» №8, 1996г. 3. Юзовский Ю. «Горький и его драматургия» – №3, 1957г. 4. Удодов А.Б. «Пьеса М. Горького «На дне»» 1989г. 5. Паина Э. «Русская литература» – №3 ,1959г. 6. Кормушина Г. «Советская культура» ,1961г. 7. Данилов С.С. «Искусство». ,1958г. 8. Касторский С.В. «Драматургия М. Горького» ,1963г. 9. Кулова Г. «Новая правда о человеке.
М. Горький и его дооктябрьская драматургия» 1968г. 10. Новиков В.В.»Творческая лаборатория М. Горького- драматурга» 1965г. 11. Эвентов Н.С. («О драматургическом эпосе М. Горького».) Русская литература – №2, 1984г. 12.Бялик (« Проблема гуманизма драматургии Горького».) «Знания» — кн.3, 1976г. 13. Бялик Б.А. «М. Горький – драматург» 1977г. 14. Погонин Н.Ф. «Театр и жизнь» 1953г. 15. М. Горький «Пьесы», 1986г.
Развернуть
Открыть в широком формате