«Диалектика души» в романе Толстого «Война и мир»
2.7
(3)
«Война и мир» Л. Толстой
Толстой различает два основных состояния в человеческой душе: то, что делает человека человеком, моральный ее сущность, устойчивое и неизменное, и ненастоящее, то, что накладывает общество (светский этикет, желание карьерного роста и соблюдения внешних приличий).
«История души» — так называется процесс, в течение которого человек проходит взлеты и падения и, избавившись от лишней «возни», в результате становится настоящим. Такой герой наиболее важный для автора, поэтому Толстой стремится ощутить и показать человека в самые ответственные моменты его жизни.
Например, таким переломным этапом для Пьера Безухова является 1812 год, особенно его пребывания в плену. Именно тогда, потерпев различных лишений, Пьер научился ценить по-настоящему жизнь. Там же, встретившись с Платоном Каратевим, он приходит к выводу, что все несчастья человеческие возникают «не из-за недостатка, а из-за избытка». Каратаев живет в полном согласии со всем миром. Ему присуще стремление изменить окружающую среду, переделать его в соответствии с каких-то абстрактных идеалов. Он чувствует частью единого природного организма, живет легко и радостно, что в значительной степени влияет и на мировосприятие Пьера Безухова. Благодаря Платону и другим солдатам Пьер присоединяется к народной мудрости, достигает внутренней свободы и покоя.
Из всех героев романа «Война и мир» именно Безухова, по моему мнению, можно назвать правдоискателем. Пьер — человек интеллектуальный, ищет ответы на главные нравственные, философские, социальные вопросы, стремится выяснить, в чем же заключается смысл человеческого бытия. Герой Толстого добрый, самоотверженный, бескорыстный. Он далек от материальных интересов, ведь у него есть удивительная способность не «заражаться» подлостью, корыстолюбием и другими пороками общества, окружавших его. И все же лишь чувство причастности к народу, осознание общего национального бедствия как личного горя открывает перед Пьером новые идеалы. Вскоре Безухов находит долгожданное счастье рядом с Наташей, которую втайне даже от самого себя любил всю жизнь.
Глубокое внутреннее перерождение происходит с Андреем Волконским. Разговор Андрея с Пьером на пароме, встреча со старым дубом, ночь в Отрадном, любовь к Наташе, второе ранение — все эти события вызывают резкие перемены в его духовном состоянии. Подобные изменения происходят и с Наташей Ростовой, и с ее братом Николаем, и с Марией — все любимые герои Толстого проходят долгий путь, прежде чем избавиться от всего искусственного, что у них было, найти наконец себе.
Андрей Болконский и Пьер Безухов – по “Война и мир” Толстой Л. Н
... любить людей, как самого себя. Жизненные пути Пьера Безухова и Андрея Болконского типичны для лучшей части дворянской молодежи того ... и опять бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная пошлость". Мне кажется, что любимые герои Л. Толстого ... В то время, как Андрей ищет наполеоновскую славу на войне, будущий граф Безухов, не зная, куда девать ...
По моему мнению, не случайно в романе все любимые герои автора допускают трагических ошибок.Очевидно, писателю важно видеть, как они искупают свою вину, как сами осознают эти ошибки.
Князь Андрей идет на войну 1805 года, потому что устал от светской болтовни, он ищет чего-то настоящего. Волконский, как и его кумир Наполеон, очень хочет найти «свой Тулон». Однако мечта и реальная жизнь заметно различаются, особенно когда князь Андрей оказывается на поле боя. Андрей Волконский, как и Наполеон в битве у Арколи, подхватил знамя на поле Аустерлица и повел за собой войска. Но флаг этот, в его мечтах так гордо трепетал над его головой, на деле оказался лишь тяжелой и неудобной палкой: «Князь Андрей опять схватил знамя и, волоча его за древко, бежал с батальоном». Толстой отрицает и понятие красивой смерти, поэтому даже описание ранения героя дано в очень резкой форме: «Будто с размаху крепким кием кто-то из ближайших солдат, как ему показалось, ударил его в голову. Немного больно это было, а главное, неприятно … »Война бессмысленна, и стремление уподобиться Наполеона, человека, который ее решила, автор не принимает. Наверное, именно поэтому, уже раненый князь Андрей, лежа на поле боя, видит над собой высокое, чистое небо — символ истины: «Как же я не видел прежде этого высокого неба? И какой же я счастливый, что узнал его наконец. Так, все обман, все обман, кроме этого бесконечного неба ». Князь Андрей отказывается избранного пути, славы и символа этой славы — Наполеона. Он находит другие ценности: счастье просто жить, видеть небо — быть.
Герой выздоравливает и возвращается в семейное имение. Он едет к семье, к своей «маленькой княгини», от которой он когда-то бежал и которая вот-вот должна родить. Однако Лиза умирает во время родов. Душа Андрея в смятении: он страдает из-за чувства вины перед женой. Князь Андрей признается Пьеру: «Я знаю в жизни только два настоящих несчастья: угрызения совести и болезнь. И счастье есть только отсутствие этих двух зол ». Под Аустерлицем герой понял великую истину: бесконечная ценность — это жизнь. Но несчастьем в жизни могут быть не только болезнь или смерть, но и беспокойная совесть. Перед битвой князь Андрей готов был за минуту славы заплатить любую цену. Но когда умерла жена, он понял, что ни Тулон не стоит жизни близкого человека. После разговора на пароме с Пьером Везухова о смысле бытия, о назначении человека Андрей наконец чувствует, что он открыт для людей. Видимо, поэтому и появляется в его жизни Наташа Ростова, чья естественная внутренняя красота способна возродить душу Волконского в новых чувств.
Мне кажется, что недовольство собой присуща всем талантливым и незаурядным людям. Именно в этом непрерывном внутреннем борении мысли и чувств, в неустанных поисках смысла жизни, в мечтах о полезной для всего народа деятельность и оказывается духовная красота героев Толстого. На мой взгляд, не случайно и то, что роман имеет открытый финал, ведь писатель завершает эпопею сном Николеньки Волконского, в котором он видит себя, дяди Пьера и умершего отца во главе «правого» войска. И кто знает, возможно, Николенька и дети Безухова так же мучительно искать свой путь в жизни, как их родители.
ОБРАЗ КНЯЗЯ АНДРЕЯ (Л. Н. Толстой. «Война и мир»)
... жизни князь Андрей делает открытие: «Да, мне открылось новое счастье, неотъемлемое от человека… Счастье, находящееся вне материальных сил, вне материальных внешних влияний на человека, счастье одной души, ... Накануне Отечественной войны Андрей Болконский отправился в ... адъютанта, Кутузов вдруг посылает его с приказом в третью дивизию. Главнокомандующий как будто специально толкает князя Андрея ...
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
2.7 / 5. 3
Диалектика в эпопее «Война и мир»
Толстой блистательно передал войну 1812 года через мысли и переживания своих героев. Именно через переживания Андрея, Наташи Ростовой, Николая и Пьера раскрывается глубокое противоречие между радостями жизни и потерями войны.
Для Льва Николаевича было крайне важно раскрыть глубину человека в произведении. Он различал в человеке его истинную нравственную сущность, все то наносное, что привносит светское общество в характер личности. Диалектика души в романе «Война и мир» занимает чуть ли не центральное место. Описание природы, неба над Аустерлицем и военных переговоров — все раскрывается читателю через призму состояний души действующих лиц.
Диалектика души у Толстого
Герои произведений Льва Толстого – люди сложные, интересные, наполненные противоречиями. Автор не просто описывает их в определенные моменты жизни, он показывает развитие их судеб, характеров, личности. Именно этот принцип писателя и называют в литературе диалектикой души.
Создавая образы героев, автор рассматривал восприятие ими происходящего в мире через призму нравственных ценностей. При этом герои близки ему, так как в произведениях чувствуется его собственный нравственный и духовный поиск, стремление к самосовершенствованию.
Урок по литературе «Диалектика души, или в поиске смысла жизни ( по роману «Война и мир»)»
УРОК №8
ТЕМА: «Война и мир»: диалектика души, или поиски смысла жизни героями романа.
Мы приступаем к изучению тома 2.
Главная цель при его изучении – понять, какую жизнь Толстой считает мирной и настоящей. Внимание при изучении 2 тома будет уделяться «внутреннему миру» отдельного человека, т. е. нам предстоит познакомиться со своеобразием и мастерством толстовского психологического анализа – с «диалектикой души человека».
Итак, по замыслу Толстого, том 2 знакомит читателя с «настоящей, мирной жизнью».
Что же имел в виду Толстой под понятием «настоящая жизнь»?
Рассуждение о красоте души человека
... У русского писателя Вячеслава Пятова есть очень чувственное стихотворение на эту тему — «Она не была красивой…». Современное общество С появлением социальных сетей много людей стало обращать внимание на ... эти люди красивы душой. Сегодня можно встретить много рассуждений о неотразимой внешней и внутренней красоте, об опыте самопознания. Они помогут ученикам при написании школьного сочинения. Примеры ...
В 1 главе ч. 3 тома 2 Толстой пишет:
«Жизнь между тем, настоящая жизнь людей с своими существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха, со своими интересами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей шла, как и всегда, независимо и вне политической близости или вражды с Наполеоном Бонапарте, и вне всех возможных преобразований».
Это своего рода теоретическая формула понимания Толстым «настоящей жизни».
В этой формуле заключена и сила, и слабость толстовского мышления.
1. Толстой ставит на 1 план естественные человеческие интересы: труд, отдых, здоровье, любовь, ненависть, науку, поэзию, музыку и т. д.
Тем самым он проявляет большую человеческую мудрость и гуманизм: великое и вечное он видит в простом и малом.
2. Но вот как Толстой утверждает, что, как и всегда, жизнь людей шла независимо и вне внутренней и внешней политики.
Так ли это?
II. Краткий обзор 1 части 2 тома, выяснение его значения.
1. Желанный мир, любимые и любящие люди, русская зима, развлечения, музыка, балы встречают возвратившихся с войны Николая Ростова, Денисова, Долохова и других. Это и есть та жизнь, о которой мечтал народ, Николай Ростов. Но, оказывается, не все мирно в этом мире: он начинается не только с радости, но и с неудач: дуэли Пьера и Долохова, проигрыша Николая Ростова, неудачного сватовства Денисова к Наташе и Долохова к Соне и большого горя князя Андрея – смерти жены. Не ровной и спокойной рисует Толстой мирную жизнь, в ней свои беды, но силой жизни они преодолимы.
III. Принципы изображения Толстым положительных героев.
Человеческая натура, по Толстому, многогранна. В большинстве людей есть хорошее и дурное, а характер определяется тем, что стоит на первом плане.
Рисуя Долохова, Толстой показывает его не только жестоким бретером, расчетливым человеком, но и нежным сыном, мечтающем о большой женской любви.
Пьер добр, но и вспыльчив до бешенства. Он умен, но неопытен в житейских делах, в нем много внутренней силы, и тем не менее он часто идет по течению, не умея противопоставить свою волю воле других. История его женитьбы говорит об этом.
Толстой видит одного и того же человека «то злодеем, то ангелом, то идиотом, то силачом, то бессильным существом».
Герои его совершают ошибки и мучаются этим, знают порывы вверх и поддаются влиянию низких страстей. Таких противоречий, высот и срывов полна жизнь Пьера. Увлечения и разочарования переживает и князь Андрей.
И при всех этих противоречиях у положительных героев остается неудовлетворенность собою, отсутствие самоуспокоенности, непрерывные поиски смысла жизни и настоящего места в ней.
Вспомните дневниковую запись Толстого: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость».
III. 1. Являются ли эти идеалы абсолютным законом?
2. Обязательно ли путаться, лишаться, начинать и бросать снова, чтобы прожить жизнь честно?
Представление о «настоящей жизни» вызвано сложностью эпохи, его личным опытом. Могут быть настоящие люди без противоречий, более цельные натуры, раньше и определенней нашедшие свое место в жизни.
3. А как понять? – спокойствие — душевная подлость.
Возможна ли человеческая жизнь без любви бунин
... идут дальше. Чего им ждать от этой жизни? Кто поможет, кто поддержит их? Никто. Они сами по себе. Жить без любви возможно, но очень сложно. И счастья ... из них, но оба они неоднократно обращались к вечной теме любви. Вспомним рассказ И. А. Бунина “Чистый понедельник”, который сам автор считал “лучшим из всего того, ...
Какое спокойствие? Во что переходящее? – В равнодушие.
4. В этом можно согласиться с Толстым?
Всем хорошим людям свойственна неудовлетворенность собой. Самодовольство – тормоз в деятельности человека.
Потому-то лучшие герои Толстого повторяют его нравственный кодекс, стремятся к истине, ищут свое место в жизни, размышляют о подлинном смысле жизни.
Поиски смысла жизни Пьером
1. Что такое масонство и как Толстой описывает его?
2. Что привлекло Пьера в общество масонов?
3. Какую деятельность он ведет в этом обществе?
4. Почему начинает разочаровываться?
I. 1) Вступление Пьера в масонское общество падает на тяжелый период жизни Пьера, связанный с женитьбой на Элен. С одной стороны, брак этот был подстроен князем Василием, с другой – этот брак закономерен для Пьера – он, честный и чистый человек, наивный и неопытный в жизни не сумел за внешней красотой увидеть вульгарность и подлость натуры Элен.
2) Пьер мучается потом, понимая, что он не только обманулся, но обманул других. Он считает себя виноватым, что женился не любя, что сам солгал, сказав Элен: я вас люблю! (по-французски!)
3) Пьера мучит то, что одна ошибка ведет за собой другую:
«И вот теперь Долохов, вот он сидит в снегу и насильно улыбается, и умирает, притворным каким-то молодечеством отвечая на мое раскаяние. То, что он чуть не убил человека оттого, что сам был виноват, женившись не любя, повергает Пьера в глубочайший кризис».
Что же в жизни дурно?
Что хорошо?
Что надо любить, чтобы ненавидеть?
Для чего жить? Что такое я? –
так мучительно думает Пьер.
4) Кто же ему подсказывает цель жизни? И какая это цель?
Нравственное усовершенствование – подсказывает Пьеру масон Баздеев.
Общество франкмасонов (свободные каменщики) возникло первоначально в Англии в 18 в., а потом получило распространение в разных странах Европы, в т. ч. и в России. Масоны проповедовали любовь к ближнему, нравственное самоусовершенствование через исправление человека – всего общества. Когда-то масонство было оппозиционно к правительству, ложи масонов были тайными.
Потом в них вошла вся светская знать, масонство потеряло свой оппозиционный характер.
5) Как Толстой описывает масонство? (с открытой иронией)
Толстой показывает, что добродетели масонов: скромность, повиновение высшим членам ордена, добронравие, любовь к человечеству, мужество, щедрость, любовь к смерти (об этом никак не может вспомнить Пьер) есть не что иное, как маска, за которой скрываются «мундиры и кресты», которых они добивались в жизни.
6) Что же привлекало атеиста Пьера в масонство?
Красивые слова: очищая и исправляя сердце и разум отдельных членов, исправлять тем самым человеческий род и противоборствовать злу, царящему в мире.
Красивые слова: очищая и исправляя сердце и разум отдельных членов, исправлять тем самым человеческий род и «противоборствовать злу, царящему в мире».
Это на время давало ему иллюзию выхода из тупика, открывало дорогу деятельности, по которой он тосковал. У него было так много сомнений и колебаний, что он невольно потянулся к тем, кто имел веру и убежденность в чем-то.
7) Что же решил делать Пьер, чтобы претворить в жизнь новые убеждения: нести любовь к ближнему, облегчить его участь? (гл. 10, ч. 2, т. 2)
В поисках смысла жизни (по роману Л. Толстого «Война и мир»)
... Толстого «Война и мир». Главной проблемой, которую ставит в этом произведении писатель, является проблема человеческого счастья, проблема поисков смысла жизни. Его любимые герои Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа и ... людей и объединению их на началах братской любви. Пьер понял масонство как учение о равенстве, братстве и любви, и это помогает ему направлять свои силы на благоустройство ...
Гл. 7 рисует начало кризиса в увлечении Пьера масонством.
Толстой приводит Пьера (гл. 7, ч. 3) к мысли о непротивлении злу насилием, подойдя к решению важных социальных проблем, Пьер сворачивает в сторону. Пьер вновь впадает в нравственный тупик, из которого он выйдет только к войне 1812 г.
Таков характер поисков Пьера смысла жизни, они были свойственны не только ему одному. Стремление к общей деятельности и сложность ее претворения – одно из проявлений жизни русского дворянства в начале 19 в.
Дом. задание:
1) Почему кризис после Аустерлица был таким глубоким для князя Андрея?
2) Какую деятельность он ведет в Богучарове и Петербурге?
т. 3 ч. 1, гл. 2
ч. 2, гл. 11
ч. 3, гл. 1-4, 6, 18