Повесть «Дети подземелья» написал известный писатель В. Короленко в 1884 году. Изначально произведение называлось «В дурном обществе». В своем произведении автор хотел показать жизнь во всей ее многообразии. Идея произведения – показать, как жизненные обстоятельства влияют на характеры главных героев.
Маленький мальчик Вася рано потерял мать, и воспитывается, вместе с сестренкой Соней, строгим отцом. Отец холоден к мальчику и поэтому Вася растет как «пугливый зверек». Мальчик страдает от одиночества и непонимания. Однажды он знакомится с бродягами, которые жили за городом: мальчиков Вальком, примерно одного возраста с Васей, его сестрой – четырехлетней Марусей и их приемным отцом Паном Тыбурцим. Бродяги жили в заброшенной часовне рядом с кладбищем, а в город ходили воровать еду. Когда Вася пришел к ним в гости, он не поверил своим глазам. Как дети могут жить в темном, сыром подвале? Так Вася узнал, что такое несправедливость. После увиденного он больше не осуждал воров бродяг. И чем больше Вася общался с бродягами, тем больше он ощущал социальное неравенство и тем больше портились его отношения с отцом.
Мальчики много времени проводили вместе, что не нравилось отцу Васи. Однажды Маруся тяжело заболела. Она лежала в подземелье на сырых холодных камнях и никак не могла вылечиться. Вася очень переживал за Марусю, дети стали близки, и решил сделать ей приятно, порадовать ее. Он подарил девочке куклу сестры, которую подарила покойная мать. Девочка была в восторге, ей даже стало ненадолго лучше. Отец Васи был в ярости, он никак не мог понять сына. Маруся вскоре умерла, кукла была возвращена, а бродяги ушли в другой город.
Вася и отец открыли для себя новый этап в отношениях, холод сменился на теплоту и любовь.
В данном произведении автор хотел показать, что мир может быть жестоким и несправедливым. Но даже в таком мире нужно иметь такие качества, как доброта, милосердие, понимание и человечность. Автор говорит о том, что нельзя быть равнодушным к проблемам других людей.
Мне понравилось повесть В. Короленко «Дети подземелья». Эта повесть интересная и поучительная.
Вариант №2
Наполненное трагичности и мировоззренческой оценки справедливости действий повествование Владимира Короленко «Дети подземелья» в самом деле, можно называть примером реальных дружеских отношений и сострадания.
Главной вопросом, поднятым в произведении, является нужда, как физическая, так и внутренняя. Будучи литературным творцом-филантропом, Короленко немало уделяет строк этому общественному вопросу в литературной работе, принуждая каждого подумать над своими предпочтениями в этом проблеме.
Маруся в рассказе “дети подземелья” короленко: образ и характеристика, ...
... почета Вася в рассказе Дети подземелья Короленко образ и характеристика Главный герой в рассказе В.Г.Короленко “Дети подземелья” мальчик по имени Вася. Ему было где-то около девяти лет. Живет в провинциальном городе Княжье-вено. Отец ... Важно Вася любил поиграть со своими друзьями на улице. В нем видели много положительных черт другие персонажи из произведения, не смотря на то, что о нем говорят. В ...
Содержание начинается в польском городе XIX столетия. Подросток Василий, сынок судьи проживает мирной и благоустроенной жизнью, только одной бедой в которой оказывается безразличие папы, который являлся объективным и добросовестным судьей, абсолютно незаслуженно изолируется от сына после кончины его мамы, сосредоточив свою заботу именно на дочке Софии, потому как она была очень похожа на нее. Василий проживает жизнью отшельника в свой духовной оболочке, которая рассыпается именно в тот временной отрезок, когда он сталкивается лицом к лицу с бездомными — Валекой и Марусей, которые вынуждены попрошайничать и заниматься воровством, для того чтобы как-то прожить на некоторое время. Их обычный день — борьба за существование. Он начинается с пещеры, стужи и недостатка пищи.
Подросток на первых порах воспринимает контакт с «нехорошим людьми» как незнакомое развлечение. Потом понемногу изменяется его восприятие насущных процессов и житейских законов, и в моменте наивысшего напряжения болезненного состояния и кончины Маруси, открывается его новое восприятие что белое, а что черное. Осознавая, что кража — это дорога в один конец, он, однако, на глазах папы «крадет» куклу для Маруси (сувенир мамы, полученный с разрешения сестрички).
Когда папа узнает, где находится потерянная кукла, которую отдает обратно Тибальций после кончины Маруси, он понимает всю серьезность выходки родного отпрыска, который преподнесший в виде подарка больной и обездоленной девчонке преподнес ей хоть какой-то восторг в один из дней её жизни. Папа просит прощения перед сыном и в конце концов этим самым ломает невидимый барьер между ними. Совокупность проблем душевного потрясения, изоляции в этом месте раскрывается по типу «клин клином»: бездна и безысходность созданная одной драмой сглаживается следующий драмой.
Главным внутренним побуждением писателя в этой литературной работе оказывается то, что безденежье олицетворяет собой весь общественный слой проблем, так или иначе тревожащих и психологическую область любой личности. Писатель рекомендует заняться преображением мира к хорошему, и начать нужно с себя, демонстрируя сострадание и милосердие. Не быть бесчувственным к трудностям остальных людей, ведь на самом деле это духовная бедность личности.
Дети подземелья пример доброты. Сочинение на тему: милосердие это… «Дети подземелья» Короленко
Волосы
Милосердие – это когда ты понимаешь других, когда приходишь в нужную минуту им на помощь, когда готов пожертвовать своей выгодой ради блага других. Именно таков главный герой рассказа Вася. Переживший в шесть лет страшную трагедию – потерю матери, лишенный отцовской ласки, предоставленный сам себе, мальчик, однако, не черствеет душой, а, наоборот, становится очень чувствительным к чужому горю. Вася – сын известного в городе судьи. Но это не мешает ему дружить с нищими бездомными детьми подземелья. Более того, мальчик дорожит этой дружбой. Вася не просто играет с детьми, он проникается их проблемами и старается, чем может, помочь обездоленным. Каждый раз, тайно приходя в заброшенную часовню, мальчик приносит друзьям яблоки из своего сада, а иногда и другие лакомства. А эпизод с куклой – разве это не проявление милосердия в высшей степени. Зная, как дорожит куклой, подаренной когда-то мамой, его младшая сестренка Соня, Вася все же упрашивает девочку одолжить на время игрушку больной, умирающей Марусе. Вася надеется, что игрушка немного развеселит грустную Маню. Жалея бедную Марусю, мальчик готов вынести любые наказания, только бы девочке стало лучше. Поэтому-то он и не смог вовремя забрать куклу, хоть тучи над ним уже сгущались. На вопрос отца, где кукла, Вася молчит. А ведь это молчание достается ему очень нелегко. Мальчику ни за что не хочется обманывать отца. Обман – это не в его правилах. Просто Вася боится, что правда ухудшит и без того тяжелое положение обездоленных людей и отнимет последнюю в жизни радость у умирающей Маруси. Милосердие проявляет и отец Васи по отношению к Тыбурцию. Как судья, отец Васи мог бы сообщить о Тыбурцие полиции. Но проникшись сочувствием к его судьбе, оценив благородное стремление бродяги заступиться за Васю, судья не делает этого. Более того, он просит, чтобы Тыбурций взял у него деньги.
Дети подземелья кто из героев проявляет милосердие. по произведению ...
... лица мальчика из . Его отец – богатый и преуспевающий судья. Но все же Васю нельзя назвать счастливым человеком . У него умерла любящая Read More ...... Главный герой повести Короленко В. Г. “Дети подземелья”- Вася. Когда ...
Другие сочинения:
- Наш классный руководитель дал прочитать нам очень грустную книгу “Дети подземелья”. Ее автор В. Г. Короленко поднял в этой книге тему нищеты. В книге главный герой – маленький мальчик, его зовут Вася. Он жил в захудалом городке под названием Княжье-Вено. Read More ……
- Извечная проблема отцов и детей, которую пытаются решать писатели во все времена, в “Детях подземелья” В. Г. Короленко звучит особенно остро. Вася, сын окружного судьи, уважаемого в городе человека за его справедливость и неподкупность, чувствует себя необыкновенно одиноким и никому Read More ……
- Дети подземелья “Моя мать умерла, когда мне было шесть лет” – так герой повести мальчик Вася начинает рассказ. Его отец-судья горевал по жене, уделяя внимание лишь дочери Соне, так как она походила на мать. А сын “рос, как дикое деревце Read More ……
- В повести Короленко поднимает тему нищеты. Главный герой повести мальчик Вася. Отец Васи – судья, но, несмотря на свою справедливость, он не замечает своего сына. Когда Вася, как обычно, гулял по улицам, он залез в большую часовню, где повстречался с Read More ……
- Рекомендовано для начальных классов.
Эпиграф: Равнодушие – мерзкая гадь, В людях тоску вызывает. Короленко ненавидел всякое зло, насилие, несправедливость, решительно боролся за лучшую жизнь народа. Не один раз за это сидел в тюрьме, значительную часть своей жизни провел в ссылке. Read More ……
- Повесть В. Г. Короленко “Дети подземелья” показывает читателю картины бедствий и страданий людей. Повествование ведется от лица мальчика из богатой семьи. Его отец – богатый и преуспевающий судья. Но все же Васю нельзя назвать счастливым человеком. У него умерла любящая Read More ……
- Главный герой повести Короленко В. Г. “Дети подземелья”- Вася. Когда умерла мать Васи, ему было шесть лет. Отец совсем забыл о нем, весь отдавшись своему горю. Вася рос как дикое деревце в поле,- никто его не окружал заботой, но ни Read More ……
- Повесть В. Г. Короленко называется “В дурном обществе”. Это произведение заставило меня задуматься о многих важных вещах. В повести рассказывается о сыне судьи, который подружился с детьми, живущими в трущобах. Главный герой Вася еще не задумывался о том, как тяжело Read More ……
Милосердие – это… (В Г Короленко “Дети подземелья”)Урок доброты и взаимопонимания
по повести В. Г. Короленко «Дети подземелья»
Краткое содержание рассказа “дети подземелья”: пересказ сюжета, ...
... событий повести, так ее выстроил Короленко. «Дети подземелья» (краткое содержание имеется в виду) идут дальше. Глава 4. Игры детей открывают страшную тайну Так оно и шло какое-то время. Вася приходил ... люмпенам они относились настороженно, но без явного страха. Также в первой главе сочинения «Дети подземелья» (краткое содержание, к сожалению, не может вместить в себя всех фактов) много места ...
Цель:
1) совершенствовать навыки работы с текстом, анализа художественного произведения;
2) развивать монологическую речь учащихся;
3) воспитывать чувства понимания, сострадания, любви к ближнему.
Оборудование:
портрет В. Г. Короленко, запись песни «Я начал жить в трущобах городских…», иллюстрации к произведению, рисунки учащихся.
Ход урока.
- Сообщение темы и цели урока.
- Знакомство с личностью писателя В. Г. Короленко.
Рассмотреть портрет В. Г. Короленко художника И. Е. Репина.
каким был изображённый на нём человек, какую жизнь он прожил.
(Обратить внимание на задумчивые, проницательные, чуть печальные глаза писателя, на морщины и седую бороду, на усталые руки, лежащие на подлокотниках. Наверное, жизнь его была не из лёгких, он, видимо, многое повидал на своём веку. Короленко кажется строгим, но справедливым, добрым.)
И в самом деле, жизненный путь писателя был нелёгким, но прекрасным: всю жизнь он заступался за униженных и оскорблённых, порой ценой собственного благополучия защищал справедливость, за что неоднократно подвергался арестам и ссылкам. Не было ни одного случая социальной несправедливости, на который бы он не откликнулся публичным критическим выступлением: об этом свидетельствуют более 700 статей, напечатанных в 50 газетах и журналах. Знал он и нужду: бедность не позволила ему получить законченное высшее образование. Его учителями стали русская литература и сама жизнь.
- Слушание записи песни П. Оливейро на слова Ю. Цейтлина из кинофильма «Генералы песчаных карьер» «Я начал жить в трущобах городских…») .
— Как вы думаете, почему разговор о повести Короленко «Дети подземелья» предваряет такая песня? О каких героях этого произведения вы вспомнили, слушая её? (О Тыбурции, выброшенном на улицу, Валеке и Марусе, живущих «среди серых камней»; об отверженных, о голодающих, об их вынужденном воровстве.)
Именно об этом повесть Короленко и об этом поётся в песне.
- Определение рода и доказательство жанра произведения.
- Анализ произведения.
- – О чём вас заставила задуматься эта повесть?
- Что в ней для вас было горше и печальнее всего? Почему?
(Ответ на вопросы с использованием рисунков детей: болезнь и смерть Маруси, одиночество Васи в родном доме, его тоска по близкой душе, потребность любить и быть любимым.)
- Работа с произведениями изобразительного искусства.
- Тема обездоленных и несчастных волновала не только писателей, но и многих русских художников, поэтому часто произведения литературы и изобразительного искусства перекликаются между собой, дополняя друг друга.
(Демонстрация картин русских художников XIXвека: В. Г. Перов «Нищие на проезжей дороге», «Нищий», «Спящие дети», «Савояр»; К. В. Лемох «Нищенка»; Н. В. Неврев «Дед Василий»; П. П. Чистяков «Нищие дети»; Ф. А. Бронников «Старик-нищий»; Ф. С. Журавлёв «Дети-нищие»; В. П. Якоби «Осень»)
Мой друг Вася от имени Валека
... Маруси, у нас много общего. У Васи, например, есть младшая сестра по имени Соня. И у моего друга, как и у меня, тоже нет счастливого детства. Его отец ... к нему. В этом скучном доме отец Васи заботится только об одном человеке — дочери Сони. Друг сказал мне, что няни не отпускают ... он мой друг, и мне с ним так весело. Я рад, что встретил такого замечательного человека, как он, в этом другом городе. Вася ...
- В чём созвучие полотен русских художников и повести Короленко?
- Работа с текстом повести.
Людей, подобных тем, которых мы видели на полотнах русских художников, в городе Княжье-Вено, где происходят события повести, называют «дурным обществом» и «тёмными личностями».
- Что же представляет собой это «дурное общество»? Кто принадлежит к нему?
(Это «несчастные тёмные личности», «испуганные, жалкие», в лохмотьях, едва прикрывающих худые тела, оставшиеся без крова и без куска хлеба, — бродяги и воры, нищие и бездомные -, те, кому не нашлось места в маленьком пыльном городке, где тюрьма – «лучшее архитектурное украшение».
- Какое отношение вызывают эти люди у горожан?
(Горожане презирают и боятся этих бродяг, относятся к ним «с враждебной тревогой», по ночам они выходят на улицу и стучат палками по заборам, давая знать отверженным, что обыватели настороже и не позволят им ни украсть что-либо, ни спрятаться вблизи человеческого жилья: «Город знал, что по его улицам в ненастной тьме дождливой ночи бродят люди, которым голодно и холодно, которые дрожат и мокнут, понимая, что в сердцах этих людей должны рождаться жестокие чувства, город насторожился и навстречу этим чувствам посылал свои угрозы».)
- Где обитают эти «тёмные личности»? Почему?
(Пристанищем их стали заброшенный замок на острове и полуразвалившаяся часовня «среди истлевших могил», так как «несчастные изгнанники не нашли в городе своей колеи». Только здесь, среди развалин, и могли они найти приют, потому что лишь «старый замок радушно принимал и покрывал и временно обнищавшего писца, и сиротливых старушек, и безродных бродяг».)
- Найдите описание старого замка и часовни.
(О замке ходят «предания и рассказы один другого страшнее». Даже в ясные солнечные дни он вызывает у детей «припадки панического ужаса – так страшно глядели чёрные впадины давно выбитых окон; в пустых залах ходил таинственный шорох; камешки и штукатурка, отрываясь, падали вниз, будя гулкое эхо…».
«А в бурные осенние ночи, когда гиганты – тополи качались и гудели от налетевшего из-за прудов ветра, ужас разливался от старого замка и парил над всем городом».
У часовни же «кое-где провалилась крыша, стены осыпались, и вместо гулкого, с высоким тоном, медного колокола совы заводили в ней по ночам свои зловещие песни».)
- Какое чувство они вызывают? Опишите, как вы их себе представляете.
— Соответствуют ли иллюстрации художников В. Глуздова и В. Костицына вашему представлению о жилище членов «дурного общества»?
- Сообщения учащихся.
Иллюстрация Глуздова выдержана в скупых серо-зелёных тонах. Кажется, мы видим сумрачное осеннее небо, низко опустившееся над полуразрушенным замком, чувствуем на лице холодные моросящие капли. Сквозь кисею тумана проглядывает тусклое солнце, от которого исходит скорее ощущение болезненности, чем радости. Три огромные вороны, заполняющие унылое пространство, вносят в рисунок грусть, безысходность, тревогу.
Книга — лучший друг человека
... Сочинение на тему Книга наш друг и советчик С самого детства мамы читают детям книги, знакомя их со сказочными героями, которые учат добрым поступкам и совершают хорошие дела, наказывая зло. Книги, ... Это очень важно – иметь своё мнение. Книга лучший друг человека Книга — лучший и самый надежный друг человека на все времена. Книга никогда не предаст. Книга всегда скажет правду и покажет верный путь к ...
Старый замок на иллюстрации Костицына будто выступает из темноты ночи. Мрачный, угрюмый, одинокий, он производит пугающее и таинственное впечатление одновременно. Именно такое сооружение и может быть местом обитания «тёмных личностей».
— Кто же называет это общество «дурным», а людей, представляющих его, «тёмными личностями»? С чьей точки зрения оно «дурное»?
(«Дурным» его называют горожане, так как оборванцы представляют угрозу их благополучию и спокойствию.)
- Есть ли в нём на самом деле что-нибудь дурное и как это проявляется?
(Эти бедняки занимались мелким воровством в городе и в окрестностях. Они воры, а брать чужое – грех, преступление.)
- Но что толкает на него бедняка?
(Нужда, голод, отверженность, невозможность зарабатывать деньги честным трудом.)
- Драма в семье судьи.
Сколько лет герою произведения? Много это или мало?
(Васе семь лет. Это совсем немного, это период «золотого детства», когда мир кажется огромным, открытым, интересным, добрым, когда ум и время ребёнка заняты играми, через которые он познаёт окружающее. Он уже различает добро и зло, умеет сопереживать.)
— Почему же Вася потянулся к таким людям? Какое потрясение он пережил перед началом описанных в повести событий? (В шесть лет Вася лишился матери, и именно с этого момента начинаются его воспоминания о детстве.)
Как он сам говорит об этом?
«Шатаясь по улицам, я всматривался детски-любопытными глазами в незатейливую жизнь городка с его лачугами, вслушивался в гул проволок на шоссе, стараясь уловить, какие вести несутся по ним из далёких больших городов, или в шелест колосьев, или в шёпот ветра на высоких гайдамацких могилах. Не раз мои глаза широко раскрывались, не раз останавливался я с болезненным испугом перед картинами жизни. Образ за образом, впечатление за впечатлением ложились на душу яркими пятнами; я узнал и увидел много такого, что не видели дети значительно старше меня».
Смерть, рано вторгшаяся в жизнь мальчика, отобрала у него не только мать, но и отца, потому что горе не сблизило родных людей, а, напротив, отдалило их друг от друга, воздвигло между ними стену.
- Как мальчик чувствовал себя в родном доме? Что же превратило его в «маленького зверька»?
(Горе, которое разделило его с отцом, заставило почувствовать свою ненужность, одиночество. «С шести лет я испытывал ужас одиночества», — вспоминает рассказчик.)
Как в них показана сложность взаимоотношений отца и сына, их внутренняя боль?
У Костицына герои изображены спиной друг к другу. Они рядом, но не видят и не слышат друг друга. Лицо мальчика грустно и обиженно, он явно не понимает, что происходит, ему очень тяжело. Отец занят какими-то бумагами и не замечает сына. Буйные заросли травы и цветов, разделяющие их, становятся символом отчуждённости между родными людьми.
На иллюстрации Фитингофа Вася и его отец расположены у письменного стола. Видимо, отец задал ему свой неизменный вопрос: «Ты помнишь матушку?» Мальчик опустил глаза и съёжился от отцовской суровости и угрюмости. А отец и не смотрит на ребёнка, будто отчаявшись получить от него какой-то отклик на своё собственное горе…
Какова роль отца в жизни ребенка?
... бросают. Только отец может обезопасить свою дочку от таких молодых людей. Папы дарят любовь и дают пример, каким должен быть порядочный и любящий мужчина. ` Какова роль отца в жизни ребенка?
- Каким видится сын отцу?
(Сын кажется отцу бездушным, плохим: «Он всё более убеждался, что я дурной, испорченный мальчишка, с чёрствым, эгоистическим сердцем».)
- А каким видится отец сыну? (
Отец видится мальчику строгим, угрюмым, суровым, ему кажется, что он не любит его. «А меня отец не любит, — говорит Вася Валеку. – Он никогда не целовал меня… Он нехороший…»)
Как видим, горе и боль сделали слепыми и глухими родных людей, лишили их взаимопонимания. Но то, что легко по неопытности и незнанию простить маленькому ребёнку, недопустимо для взрослого, для отца. Он прежде всего виноват в том, что между ними выросла стена.
А кто выстроил эту стену?
(И здесь постарались взрослые: «установившийся взгляд» на Васю «как на отпетого маленького разбойника воздвиг» между детьми «высокую стену». Всякий раз, когда Вася пытался играть с Соней, нянька «быстро схватывала» девочку и «уносила к себе». Поэтому мальчику оставались только тайные ласки сестрёнки. «Если маленькая сестрёнка ещё не спала в своей качалке, — вспоминает он, — я подходил к ней, и мы тихо ласкали друг друга и играли, стараясь не разбудить ворчливую старую няньку».
Как он создаёт впечатление, что дети видятся украдкой, что над ними тень семейного горя?
6. Дружба с Валеком и Марусей.
- Почему же Вася «начал бродяжничать»?
Не находя дома понимания, любви, ласки, тепла, он ищет их вне дома: «Всё моё существо трепетало тогда каким-то странным предчувствием жизни. Мне всё казалось, что где-то там, в этом большом и неведомом свете, за старою оградой сада, я найду что-то…»
Вероятно, прежде всего Вася искал людей, которые бы дали ему то, чего не было в родном доме, — общение, понимание, любовь.
- Почему его привлекали «тёмные личности», жившие на горе?
(Он чувствовал необъяснимую близость свою этим неизвестным людям.)
- А есть ли что-то, сближающее их?
(И Вася, и Валек, и Маруся – отверженные. Только Вася отвержен в собственном доме, а Валек и Маруся отвержены обществом как презренные нищие и воришки.)
- Что тяжелее? И почему вы так считаете
? (Быть отверженным в любых смыслах страшно и больно. Но всё-таки более тяжёлая отверженность среди родных людей, потому что она более всего убивает человека, лишает его главной жизненной опоры.)
Что разделяет Васю и детей подземелья?
(Вася из состоятельной семьи, его отец – уважаемый в городе пан судья, он – «сын почтенных родителей». Валек и Маруся – «тёмные личности», они принадлежат к «дурному обществу», которое промышляет воровством.)
- Вспомните, как познакомились Вася, Валек и Маруся, как возникло расположение детей друг к другу?
(Чтение в лицах эпизода знакомства.)
- Почему назревшая было между мальчиками драка не состоялась? Что обезоружило Васю, а что – Валека?
(Васю обезоружило неожиданное появление маленькой девочки, доверчиво прижавшейся к брату: «Это решило исход дела; стало совершенно ясно, что в таком положении мальчишка не мог драться, а я, конечно, был слишком великодушен, чтобы воспользоваться его неудобным положением».)
Для Валека же совершенно неожиданными были протянутые Васей яблоки и его приглашение приходить к нему в сад. Так между детьми протянулись первые нити взаимной симпатии.
Портрет валека из повести в дурном обществе. Описание валика ...
... короленко в дурном обществе их характеристика Главным героем повести В.Г. Короленко является Вася, девятилетний мальчик, волей случая нашедший себе друзей в мрачном подземелье заброшенной часовни. История его дружбы с Валеком и Марусей — это ...
— Рассмотрите иллюстрацию Глуздова, которая изображает этот момент. Какими он показывает детей? Какую роль играет в иллюстрации свет?
(Свет, тёплый и золотистый, исходит от яблок, протянутых Васей детям. Это свет добра, любви и милосердия. Он облагораживает сырые стены подземелья, делает их не такими страшными и угрюмыми. Лицо Васи открыто и приветливо. Валек и Маруся ещё немного насторожены, но уже готовы оттаять в тепле Васиного сердца.)
- Найдите в тексте описание этих детей. Что подчёркивает Короленко в облике Валека и Маруси?
(В обоих детях автор подчёркивает худобу: Валек «худощавый и тонкий, как тростинка», Маруся, «как былинка», « руки её были тонки и прозрачны». В них нет резвости, живости и весёлости: У Валека «чёрные задумчивые глаза», и Марусины «глаза смотрели так не по-детски грустно».)
—
Почему Вася так привязался к этим детям? Что находит он в общении с Валеком и Марусей?
- Почему Валек и Маруся полюбили Васю?
(Своим появлением «сын почтенных родителей» Вася привнёс в жизнь детей подземелья радость преданной дружбы и чистой любви. Он искренне сочувствовал своим друзьям, беспокоился о них, приносил им яблоки и лакомства, играл с детьми.)
- Что помогли увидеть и понять друзья из подземелья
?(Благодаря «дурному обществу», он и на отца своего взглянул по-другому.)
- Чтение в лицах фрагмента IV главы со слов: «Тыбурций тебе не отец?»
— Каким увиделся отец сыну, благодаря словам Валека? (Справедливым, милосердным, защитником обиженных.)
Потом он и от Тыбурция услышал похвалы своему отцу, и в представлении семилетнего мальчика фигура отца облеклась ореолом силы и величия. Так незаметно для себя ребёнок сделал шаг навстречу отцу, хорошему человеку, которого уважают даже «тёмные личности».
- Докажите, что Вася – настоящий друг.
(Несмотря на то что Валек и Маруся принадлежат к «дурному обществу», Вася не отказался от дружбы с ними, он, как и обещал, никому не рассказал о месте их обитания. Когда Маруся тяжело заболела, он принёс ей Сонину куклу, чтобы хоть как-то развеселить девочку, а когда отец стал требовать у сына признания, куда он дел куклу, мальчик не открыл ему правды даже под страхом наказания.)
- Как раскрывается характер Васи в истории с куклой?
(Это добрый, отзывчивый мальчик, способный к самопожертвованию, стойкий и мужественный человек, верный и преданный друг.)
- Рассмотрите иллюстрацию Маруси с куклой.
(Чёрно-белая.)
Обратите внимание на величину куклы: она ростом почти с Марусю. Это помогает нам почувствовать, как мала на самом деле девочка, а мала она потому, что «серые камни» не дают ей расти. Лицо куклы чем-то неуловимо напоминает Марусю. Только кукла весёлая и румяная, а Маруся печальная и бледная. Такое соседство даёт возможность ощутить контраст между нищетой и благополучием.
- Расскажите тот момент повести, когда девочка первый раз увидела куклу.
(Пересказ.)
Что же стало с нашими героями?
— А изменилась ли жизнь Васи в своей родной семье? Что разрушило стену непонимания между отцом и сыном?
Сочинение дети цветы жизни 6 класс
... Распрямились, расцвели В эти дни весенние Дети нежные земли – Всем на удивление… дети похожи на эти цветы Они все разные. Чтобы понять маленького ... необходимо подготовить подрастающее поколение к жизни . А. С.Макаренко писал : «Воспитание есть процесс социальный в ... собою радуют. Современный мир не так и безопасен для наших детей. Они живут с нами, видят наши проблемы и нам ...
(Любовь и сострадание помогли его отцу очнуться от своего горя, увидеть горе других и вернуться к жизни, любя своих детей и дорожа ими.)
- Как заканчивается повесть и почему?
- Как вам кажется, какие обеты (обещания) могли произносить Соня и Вася на могиле Маруси?
Может быть, они клялись всегда помнить маленькую Марусю, никогда не проходить мимо чужого страдания, помогать всем, кто нуждается в помощи, не спешить осуждать людей, а пытаться понять причины их поступков и бороться против того, что порождает нищету и бродяжничество.
Можно не сомневаться, что повзрослевшие Вася и Соня станут настоящими людьми.
- Подведение итогов урока.
Каждому человеку в семье нужны взаимопонимание, ласка, доброта, дружеское участие во всех делах.
А в ваших семьях, при всём благополучии, бывали ли такие моменты, когда вы чувствовали себя одинокими?
Очень хорошо, что вам не приходится переживать, что пережили герои Короленко. Произведение написано в XIX веке. Но эта проблема остаётся всегда актуальной. И в наше время можно встретить детей с такой же трудной судьбой. Вы смотрите передачи по телевидению, читаете газеты и журналы, которые подтверждают это. Помните, что семья – это маленькая часть общества, откуда человек черпает силы для жизни. Будьте внимательны друг к другу. И если вам представится возможность помочь обездоленным, сделайте это! Домашнее задание – письменная работа (по выбору):
- а) Рассказ Тыбурция о Васе;
- б) обеты Васи и Сони;
— Два мира — мир богатых и бедных — это порой как огромная пропасть непонимания, осуждения, безразличия. Взрослые-то не могут разобраться в противоречиях общества, а тем более ребёнок, однажды вдруг столкнувшийся с несправедливостью, увидевший её впервые своими детскими глазам, пытающийся понять, почему у него есть всё, а у других детей нет даже пищи для пропитания.
Именно в такую ситуацию попал главный герой повести В.Г.Короленко «Дети подземелья» Вася. Его знакомство с семилетним Валеком и трёхлетней Марусей изменило его жизнь, сделало его взрослее, внимательнее, серьёзнее. У его «сжималось сердце», когда он видел, в каких условиях живут дети в подземелье старого замка, где «две струи света… лились сверху… каменные плиты пола… стены тоже были из камня… тонули совсем в темноте». Мальчик проявил искреннюю отзывчивость к судьбе детей. Он приносил им еду, даже выпросил для больной девочки у своей сестрёнки её любимую куклу. «Маленькая кукла сделала почти чудо» — девочка на время повеселела, даже стала ходить. Детская душа оказалась открытой другим людям, стремление помочь, облегчить, скрасить жизнь друзей толкало мальчика даже на ложь. Ведь он не мог рассказать отцу о своих отношениях с нищими ребятами. А отец понял Васю, стал ближе к нему, осознал, что слишком удалился от мальчика после смерти жены, а ребёнку так нужно его взаимопонимание, ведь он «рос, как дикое деревце в поле», без отцовской любви и ласки.
Добрыми, отзывчивыми людьми станут Вася и Соня. Они ухаживали за могилой Маруси, а когда покидали город навсегда, уже в юности, именно здесь они «произносили над маленькой могилкой свои обеты». Читатели понимают, в чём они клялись друг другу, в том, чтобы достойно прожить жизнь на земле, не быть равнодушными, не обходить стороной людей, которым нужна помощь и поддержка.