Что значит «жить» для Мцыри. Одна из характерных и важных черт произведений романтической литературы — это тяготение к фрагментарности. Автор романтического произведения избирает какой-то один, самый яркий, эпизод из жизни героя. Но этот эпизод представляется и изображается автором таким образом, что он раскрывает всю жизнь героя. В романтический поэме «Мцыри» М. Ю. Лермонтов рассказал о необычной и трагической судьбе мальчика-горца. Центром этого рассказа является одно самое яркое событие его жизни.
Композиция поэмы строится из нескольких, разных по объему частей. У каждой из них разный повествователь. Небольшое вступление от лица автора знакомит читателя со старым монастырем и с тем, как здесь некогда оказался маленький мальчик, как он рос и готов был уже принять «монашеский обет». Но основное содержание поэмы раскрывается во второй, которая посвящена описанию побега юноши и его недолгой жизни в лесу. Рассказчиком является сам герой, повествование ведется от его лица и включает в себя исповедь Мцыри.
Обе части охватывают разные промежутки времени. Вступление повествует о долгих годах, проведенных мальчиком в монастыре, а в исповеди говорится всего лишь о трех днях из жизни героя. Но эти три дня имеют для Мцыри большую ценность, чем предыдущие годы, поэтому и описание их занимает в поэме центральное место. Почему это так? Потому что для Мцыри жизнь делится на два периода: время простого физического существования и время настоящей жизни. Настоящая жизнь Мцыри прекратилась с того самого момента, как он оказался пленником и был заброшен в чужой аул. Жить на чужбине он не может, дух его ослабел, и мальчику легче умереть, чем влачить существование вдали от родных. Чудом оставшись жить, герой продолжает только физическое существование, кажется, что он живет только внешне, а душа его умерла. Плен и чужбина как бы убили в нем человека. Мцыри не веселится с ребятами, ни с кем не разговаривает, проводит время в одиночестве. Он не живет полной жизнью, а медленно умирает.
Но ситуация меняется на противоположную, когда герой убегает из монастыря и становится свободным. Рассказывая старику- монаху о своей жизни на воле, он произносит такие слова: «Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил…». Оказывается, что по-настоящему, всей душой и полной грудью герой жил только три дня. Но эти три дня значат для него гораздо больше, потому что это время, когда он чувствует себя свободным. Он покинул тягостный плен, грудь его жадно вбирает вольный воздух, своим домом он считает природу и ее обитателей. Только здесь, среди диких лесов и шумных горных потоков раскрывается душа юноши. В ней просыпаются заложенные с детства силы, порывы, мечтания. Оказывается, что воспоминания об отцовском доме не стерлись из памяти Мцыри, и с шести лег он хранит и лелеет их в сердце. Они ничуть не притупились, а по-прежнему живы. Образ милых скал и горных вершин влечет героя на родину, к месту, где он только и сможет жить по-настоящему.
Роль пейзажа в поэме мцыри кратко. В помощь школьнику
... какую роль в поэме «Мцыри» играет природа, выделим следующие пункты: А) создание и раскрытие романтического образа героя через романтический пейзаж; Б) изображение экзотической природы Кавказа ... компоненты романтических поэм, как-то необычный герой в необычных обстоятельствах, конфликт, вызванный столкновением мира реального и мира идеального, и, разумеется, романтический пейзаж. Пейзаж в поэме ...
Жизнь для Мцыри — это не простое прозябание, а непрерывное движение, ветер в лицо и опасность, это постоянная смена чувств и борьба. Вот почему буря и гроза, крутой обрыв и дикий зверь не пугают его, а наоборот, пробуждают в нем жажду жизни, стремление к победе, к достижению мечты.
Для Мцыри «жизнь» — это прежде всего, духовная жизнь в гармонии с природой, это ощущение глубокого внутреннего единства с миром. И возможно это на родине, без попытки увидеть которую он не мог и существовать. За один миг свидания с отчизной герой готов отдать все отпущенные ему годы. После неудавшегося побега герой говорит чернецу: «Увы! — за несколько минут между крутых и темных скал, где я в ребячестве играл, я б рай и вечность променял».
Жить для романтического героя — это значит очень тонко и поэтично воспринимать окружающий мир, чувствовать свое единство с ним. Это всегда стремиться к свободе и не терпеть любой плен и угнетение. Это постоянная борьба за право отстоять ценность И значимость своего духовно богатого внутреннего мира. Это беззаветная любовь к своей родине.
– Ты жил, старик! Тебе есть в мире что забыть, Ты жил, – я также мог бы жить!
С этими пламенными словами обращается в начале своей исповеди Мцыри к слушающему его монаху. В его речи – и горький упрек тому, кто, пусть и бессознательно, лишил его лучшей части жизни, и тяжелое осознание собственной утраты. Слова эти говорятся на смертном ложе, и никогда уже не придется герою вкусить настоящей жизни. Но что значит жить для Мцыри?
Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим для начала на композицию поэмы «Мцыри». Поэма разделена автором на две неравные части. Одна, занимающая по объему всего страницу, повествует о жизни Мцыри в монастыре, остальные же строки поэмы полностью посвящены побегу Мцыри из монастыря. Этим композиционным приемом Лермонтов подчеркивает важную мысль: жизнь Мцыри в монастыре жизнью вовсе и не являлась, это было простое физическое существование. Об этом времени нечего писать, потому что оно однообразно и скучно. Мцыри и сам понимает, что не живет, а просто медленно идет к смерти. В монастыре все «отвыкли от желаний», сюда не проникают не только человеческие чувства, но даже и простой луч солнца. «Умру рабом и сиротой» – вот какая судьба ждет Мцыри в монастыре, и понимая это, он решается бежать.
Настоящая жизнь Мцыри прекратилась в тот момент, когда его, еще совсем маленьким мальчиком, увезли из родного аула, и затем снова продолжилась – на три дня побега. Три дня воли, которым посвящена целая поэма! Жить свободным, в соответствии со своими мечтами и желаниями (а Мцыри стремится попасть домой, на родину), дышать вольным воздухом – вот что значит жить для героя Мцыри и для его автора.
Почему побег лермонтовского Мцыри завершился у стен монастыря?
... героем и заставляет его совершить побег из монастыря. Жить для героя поэмы - значит испытывать сильные чувства, ненавидеть и любить. Жизнью в своей исповеди Мцыри называет три дня, проведенные им за ... будучи от природы свободолюбивым и независимым, Мцыри не мог жить в неволе. Попав в плен, юноша почувствовал боль и тоску. Жизнь в монастыре была для него равносильна заключению ...
Настоящая жизнь всегда сопряжена с риском и требует постоянной борьбы за нее, – этот мотив начинает звучать в поэме с момента выхода Мцыри за монастырские стены. Мцыри совершает побег в грозовую ночь, когда все монахи, напуганные грозой, «ниц лежат при алтаре» и забывают о своем воспитаннике. Герой не боится грозы, напротив, она восхищает его своей необузданной мощью, пробуждает в нем давно забытое чувство жизни. Вот как он сам говорит об этом:
– Я убежал. О, я как брат Обняться с бурей был бы рад! Глазами тучи я следил, Рукою молнию ловил…
И в этих строках звучит нескрываемое восхищение открывшейся перед ним красотой и силой природы.
Риск пробуждает в Мцыри осознание его молодости и силы, бесполезно прозябавшей в монастыре. Спуститься вниз, к грозно бурлящему потоку, цепляясь за ветки и камни – это для юноши лишь приятное упражнение. Настоящий подвиг, битва с барсом, ждет его впереди. Для Лермонтова был очень важен именно этот эпизод поэмы. Вдохновение для него поэт черпал в старинных грузинских песнях о поединке юноши с тигром. Позднее критики обвиняли поэта в нарушении достоверности: барсы на Кавказе не водятся, и встретиться со зверем Мцыри просто не мог. Но Лермонтов идет на нарушение природной достоверности ради сохранения художественной правды. В столкновении двух полностью свободных, прекрасных сознаний природы читателю открывается лик истинной жизни на Кавказе, жизни вольной, веселой и не подчиняющейся никаким законам. Обратим внимание на то, как описывается зверь в поэме:
«… Сырую кость Он грыз и весело визжал; То взор кровавый устремлял, Мотая ласково хвостом, На полный месяц, – и на нем Шерсть отливалась серебром».
«Весело», «ласково» – ни малейшего страха или недовольства не звучит в словах Мцыри, он восхищен своим противником и признает в нем равного себе. Он радуется предстоящей битве, в которой сможет показать свою смелость, доказать, что у себя на родине он бы был «не из последних удальцов». Свобода и взаимоуважение не только к человеку, но и к природе – именно такой и должна быть настоящая жизнь. И насколько же она отличается от жизни монастырской, где человека именуют «рабом божьим!».
Неудивительно после всего этого, что Мцыри, вновь возвращенный в монастырь, не может жить. Теперь он отчетливо понимает разницу между жизнью тут и жизнью на воле, и смерть его – это своеобразный протест.
Меня могила не страшит: Там, говорят, страданье спит В холодной вечной тишине; Но с жизнью жаль расстаться мне. Я молод, молод…
Сколько отчаяния и безумной жажды жизни, молодой, еще нерастраченной жизни в этих словах! Но не всякая жизнь ценна, иная жизнь хуже смерти, – об этом говорит нам Лермонтов.
Мцыри умирает, устремив свой взгляд на Кавказские горы, на свою далекую родину. Там, в ауле, где пели его сестры и точил оружие отец, где по вечерам собирались у своих домов старики, там осталась его непрожитая жизнь, его настоящая судьба. После смерти он будет освобожден из плена, и душа его полетит туда, куда так стремилась. Возможно, именно тогда начнется его настоящая жизнь, – такую надежду, отчетливо звучащую в последних строках поэмы, Лермонтов оставляет читателю.
Цитаты характеризующие мцыри. «Характеристика главного героя Мцыри
... убежав из обителя, тем самым поплатился собственной жизнью. Но перед смертью Мцыри исповедуется и рассказывает истинную причину побега, наставник монастыря понимает внутренний мир героя. Мцыри, имея ... Сочинение Характеристика Мцыри (8 класс) Мцыри является главным героем одноименной поэмы М. Ю. Лермонтова. Известно, что «Мцыри» — не собственное имя героя. Лермонтов дает пояснение, что слово «мцыри» с ...
Тест по произведению
Что означает для человека жить? В первую очередь — испытывать ощущение счастья, наполненности своего существования, наслаждаться своим бытием в мире. И сложно допустить, чтобы для главного героя одноименной поэмы Лермонтова Мцыри счастье могло значить нечто другое. По словам самого Лермонтова, свобода является важнейшей ценностью в жизни любого человека.
Кавказ — символ свободы
Действие поэмы разворачивается на просторах гор Кавказа, которые для самого Лермонтова всегда символизировали свободу. Среди дикой и одновременно прекрасной природы, которая способна навеять романтические переживания, среди привыкших к полной свободе горцев можно ощутить себя действительно свободным. Кавказ стал символом свободы в произведении поэта, выражая одну из важнейших ценностей ее главного героя — Мцыри. Он является настоящим ребенком гор, и никакая жизнь в монастыре не может этого изменить.
Хотя его забрали из дома совсем в раннем возрасте, он помнит свою семью, красавиц-сестер, а также грозное оружие отца. Память, пробудившаяся в герое, зовет его на свободу. Он полностью оказывается охваченным этой страстью. Что для Мцыри значит жить, если не быть свободным? Вопрос этот можно назвать риторическим. В своем произведении великий русский поэт показывает силу духа человека, обладая которой, можно преодолеть любые трудности на пути к своей мечте.
Тюремные стены монастыря
Описывая жизнь Мцыри в стенах монастыря, великий русский поэт говорит, что, в сущности, она была несложной. Там о юном послушнике хорошо заботились и любили. Но добро, которое для многих может быть благодатным, угнетало молодого горца. Парень считал себя заключенным, а монастырь казался тюрьмой.
А какой заключенный не мечтает о свободе. В произведении автор дает понять, что люди, живущие без ограничений, не ценят своей свободы и вряд ли могут понять чувства Мцыри. Даже любовь не может сравниться с желанной волей.
Весь мир для молодого человека заключен в этом сладком для слуха слове. Говоря о том, в чем смысл жизни Мцыри, нельзя забывать о свободолюбивом характере, а также стремлении жить по законам своего народа.
Свобода для юного послушника — сладкая греза, а жизнь складывается из простых чувств:
- Любовь к небольшому клочку земли, называемой родиной, защищать ее врагов.
- Бережное отношение к близким, уважение к старикам. Необходимость прислушиваться к их мнению, подкрепленному опытом.
- Любовь к природе, ее вечной красоте и мощной энергии, дающей силу жизни.
Высказывание героя на эту тему однозначно. Он может быть счастлив только в родном ауле и стремится туда всей душой. Говорят, что Лермонтов и сам считал Кавказ местом собственной свободы. Возможно, поэтому все его произведения о тех местах такие пронзительные и яркие.
ПОЧЕМУ МЦЫРИ БЕЖАЛ ИЗ МОНАСТЫРЯ?
... и независимым, Мцыри не мог жить в неволе. Попав в плен, юноша почувствовал боль и тоску. Жизнь в монастыре была для ... что на грузинском языке звучит как «мцыри». Нам очень мало известно о жизненном пути героя. Мцыри - это грузинский ребенок, который попал ... не могут понять душу мальчика. Мцыри очень одинок, монастырь стал для него тюрьмой, темницей, из которой не выбраться. Одиночество мальчика ...
Монастырская «тюрьма» для героя
Жизнь героя в пределах монастыря нельзя назвать сложной или тяжелой. Монахи по-своему заботятся о своем послушнике, желая ему только добра. Однако то, что они расценивают в качестве добра, оказывается для Мцыри настоящей тюрьмой. Они не понимают, что для Мцыри значит жить. Настоящее бытие находится там, за пределами душного монастыря. Те, кто всю свою жизнь провели в его пределах, не могут понять всей ценности свободы для главного героя. Для него нет ничего выше, чем воля. Даже любовь впоследствии оказывается отодвинутой на второй план.
Несколько дней свободы
Для него воля
Он презрительно говорит о сытом существовании в монастыре. Пламенный взор юноши устремлен к родным вершинам. Бывший пленник готов променять 2 таких серых жизни на одну, но «полную тревог». Пусть на воле ему удалось пробыть всего 3 дня, но за это время мир смог раскрыться всеми красками.
это победа над страхами и размеренной жизнью, уготованной ему судьбой
Сочинение о Мцыри должно показать, как раскрывается личность человека на свободе. При этом ученики должны задуматься, что для них означает это понятие и легко ли жить, когда жизненные ценности навязываются извне.
В сущности, грань между свободой и комфортным заточением не так уж и ощутима для тех, кто стремится именно к такому существованию. Но если внимательно вчитаться в текст поэмы, можно понять, что желание быть рядом с близкими и ощущать запах родной земли, намного важнее сытого и обеспеченного прозябания.
Истинная ценность
И поэтому Мцыри убегает из монастыря в ненастную, грозовую ночь. Монахи боятся этой грозы, однако главного героя она только радует. Что значило жить в представлении Мцыри, показано в его желаниях: он хочет стать единым целым с бушующей стихией, помериться силами со страшным зверем, испытать на себе жар палящего солнца.
Из всех этих эпизодов и складывается жизнь героя на свободе. Она яркая и насыщенная, ее никак нельзя сравнить с унылым заточением в стенах монастыря. Поэт в своем произведении ставит вопрос: что лучше — долгие годы жизни в спокойствии, но в заточении, или же полная свобода, длящаяся всего лишь несколько дней?
Что значит жить для Мцыри
Поэма Лермонтова «Мцыри» относится к романтическому направления в литературе. Главный герой поэмы, молодой послушник, выросший в монастыре, соответствует требованиям романтического героя. Он помещен в удивительную по красоте среду: сбежав из монастыря, он оказывается в горном лесу. Ему встречается дикий зверь, которого он побеждает. Он успевает встретить девушку и влюбиться. В нем присутствует некая загадочность, он молод, силен, одинок, и он погибает. Но сюжет поэмы сильно отличается от романтических произведений, созданных европейскими авторами.
Побег мцыри из монастыря и его цель рассуждение
... побег Мцыри, приведший к разрушению внутренней тюрьмы, стал символом вольности как для современников Лермонтова, так и для последующих поколений. (Пока оценок нет) Сочинение на тему Почему Мцыри бежал из монастыря? ... равно без этого не мог жить. Жизнь в монастыре для него означала серое, скучное и безрадостное существование. Он готов был променять таких две жизни на одну, лишь бы полную ...
Что значит жить в представлении Мцыри? По сути, в его представлениях о нормальной человеческой жизни нет ничего сверхъестественного. Он не предъявляется к судьбе завышенных требований. Юноша был увезен из родного аула в пяти-шестилетнем возрасте. Это возраст, когда ребенок осознает себя и помнит главные моменты своей детской жизни. В глубине души он сохранил воспоминания об отце, сестрах, родном ауле, и душа его рвалась
Мцыри родился и вырос в тот период, когда Кавказ был в состоянии длительной войны с оссиеРоссиейрРР Россией. Ему угрожали Иран и Турция. Многонациональное население Северного Кавказа не ладило между собой, периодически одни устраивали набеги, другие их отражали и наоборот. Наконец, освободительное движение имама Шамиля тоже вносило свою смуту в жизнь горцев. Поэтому ребенок помнил мир тревог и битв. Он не раз слышал рассказы взрослых о тех или иных удачных набегах, или защите своего аула. В его сознании именно такая жизнь была нормальной.
В 1858 году Кавказ посетил Александр Дюма-отец, автор знаменитых мушкетеров и графа Монте-Кристо. Вот один из отрывков его книги, описывающих героизм горцев:
Этот отрывок объясняет, почему у Мцыри понятия свобода и героизм равнозначны понятию жизнь. Сбежав из стен монастыря и глотнув свободы, воли, он уже никогда не смог бы жить в монастырских стенах, как прежде. И если бы он не погиб, он снова и снова пытался бы убежать.
Мцыри помнил отца, сестер, он видел, что люди, живущие за стенами монастыря, имели родных, близких, любимых.
Взамен любви к родным и близким, юноше предлагали любить одного Бога, молиться Ему, верить Ему, служить Ему. Мцыри был молодым мужчиной. Он мечтал любить живых красивых девушек, таких как его сестры. Не случайно его кровь взволновалась, когда он увидел грузинку, спустившуюся за водой. Мцыри мечтал любить и быть любимым.
Мцыри бежал из монастыря, когда разыгралась гроза, и монахи в страхе молились Богу. А юноша испытывал дикий восторг перед буйством природы. Заблудившись в лесу, он испытал настолько сильное отчаяние, что дал волю слезам, понимая, что здесь его никто не видит. Его столкновение с барсом дало возможность юноше проявить свою сноровку и силу. Он победил барса, и испытал восторг от победы. Понял, что был бы хорошим сыном своего народа. Но он не знал дороги домой, а лес упрямо не кончался.
Таким образом, жить в представлении Мцыри, значило:
- Любить Родину, даже если она ограничивалась одним аулом и речушкой, бежавшей в ущелье, защищать от нападения врагов. Впрочем, для каждого человека Родина – это дом его отцов, улица, где он вырос, город, или деревня в которой он начал свою жизнь.
- Любить своих родных и близких, родителей сестер, уважать стариков, прислушиваться к их мнению.
- Любить природу, восхищаться ее красотой и мощью.
По тому, насколько живописно и поэтично рассказывает Мцыри о лесе, о потоке, встретившемся на его пути, видно, что юноша умеет любить и восхищаться красотами природы. За три дня скитаний он успел увидеть и пышные поля, и причудливые горы, и лес, стоявший передним стеной.
Про жизнь. Студент 220 группы курбаниязов бегенч Надо любить ...
... есть одно высказывание , которое заставило задуматься над своей жизнью уже ни одно поколение человечества. «Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни». Что же такое жизнь? Каждый спрашивал себя об этом еще в детстве. ... Однако тут тоже можно встретить противников. Многие люди сейчас скажут, что нельзя жить только ради других! Я же считаю, что необходимо найти «золотую середину». Мы ...
- В жизни мужчины, по мнению Мцыри, не должно быть покоя, Но должно быть место риску, который делает мужчину смелее и сильнее.
В завершение своей исповеди юноша просит монаха похоронить его в саду, где растет душистая акация, и откуда видны вершины Кавказа.
Что для Мцыри значило жить? Краткий ответ
На этот вопрос романтический герой дает вполне однозначный ответ: выше ценности, чем свобода, нет и не было. Он очень презрительно отзывается о жизни в монастыре — Мцыри готов променять две жизни на одну, «полную тревог». Но на воле ему суждено прожить всего лишь три дня. И это время является достойным того, чтобы посвятить ему целую поэму.
Отвечая на вопрос о том, что для Мцыри значит жить, каждый школьник может задуматься над собственными ценностями. Может ли быть счастлив человек, которого заставили жить не своей жизнью? Который вынужден жить согласно навязанным извне ценностям? Если даже он привыкает к этому существованию, счастливым оно быть никак не может.
Мцыри провел всю свою жизнь в неволе. И мечтает он только об одном — обрести полную свободу, не быть связанным ничем. Он хочет ощутить аромат этой свободы, вдохнуть его полной грудью. Также главный герой мечтает о том, чтобы вернуться на родную землю, еще раз увидеть тех людей, которые дороги ему. И именно это желание толкает его на то, чтобы покинуть душный монастырь.