Название работы: Номинация: «Живой символ малой родины»

МБУ ДО

«Эколого-биологическая станция»

Гудермесского

Название работы: Сочинение

Номинация: «Живой символ малой родины»

Название объединения: «Бионика»

Выполнила: , ученица 11 «А» класса МБОУ «Ойсхарская СШ№3» Гудермесского муниципального района.

Руководитель работы: Эскербиева Зулай Мир-Хамза Мирюсовна, педагог .

г. Гудермес

2016г.

Волчье право — вечно быть первым,

Волчья доля — со всеми сражаться,

Волчья сила — стальные нервы,

Волчья гордость — никого не бояться,

Волчьи законы — Стая едина,

Волчья доблесть — до последнего драться,

Волчья Стая – непобедима,

Если ты Волк — никогда не сдаваться!

Не зря говорят, что природа – наша мать. Она дает нам все необходимое для жизни, хоть мы и не всегда можем оценить ее подарки. Что может быть лучше теплого солнышка, величественных гор, игривого моря, цветущих деревьев весной? Чего стоят сотни тысяч видов животных, которых мы не видели никогда в жизни! А главное, что человек не просто пользуется тем, что природа дает ему, а и сам является ее неотъемлемой частью.

Мы привыкли жить в мире, который как будто создали сами. Живем в больших домах, оснащенных высокотехнологичной , можем передвигаться на большие расстояния благодаря транспорту. Также мы можем следить за тем, что происходит в любом уголке мира благодаря Интернету и телевидению. Я, конечно же, считаю себя частичкой природы. И мне близка та природа, в которой я выросла.

Я проживаю на равнине, в Гудермесском районе, в п. Ойсхара. Население нашего поселка где-то 21,849 человек. Живут здесь представители чеченских тайпов; Цонтарой, Алларой, Беной, Хорочой, Пешхой, Шоной, Курчалой, Д1ай, Ширдий, Гордалой, Ихорой и так же Ойсхар расположен на трассе Ростов-на-Дону — Баку, к юго-востоку от районного центра Гудермес. Я много знаю о существовании своего поселка. Меня, маленького человека, интересует все, что окружает меня. Ведь мы используем знание законов природы для того, чтобы знать историю своей Родины. Не зная прошлого, нет и будущего. Я уверена в том, что каждый человек должен знать историю, культуру, природу своей малой Родины.

Родина… Какой высокий смысл заложен в одном коротком слове! Для каждого человека это слово – что-то своё, личное, особенное. Думая о родине, мы представляем великую, прекрасную страну, в которой родились, чувствуем гордость оттого, что являемся частью этого большого мира.

Малая Родина – это, то место, где я появилась на свет, где прозвучали мои первые слова, где живут мои папа и мама. Моя малая Родина – это Чечня. Это, то место, где всё родное и знакомое. Здесь и деревья какие-то особенные, и птицы поют по-особенному, их песни близки, родны и понятны. Слушая их, кажется, что они смогли бы многое рассказать об этом чудесном крае.

Наверное, не ошибусь, если скажу, что «ощущение» родины приходит к каждому из нас именно в детстве. Моя бабушка живет в Веденском районе, я каждое лето навещаю ее. Как-то раз бабушка принесла мне горстку земляники, сорванной в саду. Я и сейчас чувствую этот незабываемый вкус и аромат свежих ягод – таких не купишь на рынке. Ведь они из родных горных мест, с нашей маленькой родины.

Вспоминаю маленького игривого котенка во дворе, с которым радостно играла, огромное гордое животное, поразившее меня своей могущественностью и красотой, а позже я узнала, что это лошадь. Но это не все…

1

По соседству с бабушкой жил егерь, и я, будучи у них в гостях, увидела волчонка. И мне до глубины души запомнились глаза этого маленького, гордого зверька. Егерь, дядя Вахид, рассказал мне историю, произошедшую с эти маленьким существом. Так я узнала, что в горных местах моей малой Родины обитают волки…

Приехав домой, я не могла забыть этот удивительный комок. Первое детское впечатление сильное яркое, поэтому первое впечатление от встречи с этим существом мне запомнилось надолго.

Меня интересовали многие факты, связанные с волками. Когда я научилась читать, я узнала, что волк символизирует интеллект, мудрость, знатность, свет, динамичную силу. Это типичный символ мужества и защитника. Я много читала, расспрашивала, узнавала про жизнь волков. Вспоминая историю волчонка, я всегда вспоминаю слова из стихотворения Максима Андреевича Антонова «Маленький волчонок».

Маленький волчонок,

Словно маленький ребенок,

Просит ласки и тепла,

Что не успела дать ему она,

Волчица-мать — Великая Луна,

Что жизнь ему дала,

Но не смогла спасти себя,

Чтоб подарить чуток тепла.

Ведь жизнь ему она дала,

Но вырастить волчонка не смогла,

И приняла его Луна,

чтоб подарить чуток тепла.

Волк издревле у чеченцев является религиозно-мистическим символом силы духа, свободы и непоколебимости.

Живой символ для меня, прежде всего,- это волк, это животное позволяет передать неповторимость местности и населения, он выражает экологические моральные идеи.

У различных народов издавна существовало множество образов из животного или растительного мира, ставших символами добра, хозяйства, малой и большой Родины.

Я знаю, что наибольшего развития на Северном Кавказе культ волка достиг у чеченцев. Еще историк Кавказских войн в XIX в. писал: «Кто-то справедливо заметил, что в типе чеченца, в его нравственном облике, есть нечто, напоминающее Волка. Лев и Орел изображают силу, те идут на слабого, а Волк идет на более сильного, нежели сам, заменяя в последнем случае все – безграничной дерзостью, отвагою и ловкостью. И раз попадет он в беду безысходную, то умирает уже молча, не выражая ни страха, ни боли, ни стона».

Волк в символике чеченцев — самый поэтический зверь в понятии горцев. Лев, орел изображают силу – они идут на слабого; волк идет на более сильного, чем он сам, недостаток силы заменяет отвагой, дерзостью, ловкостью; в темную ночь бродит вокруг стада, вокруг аула, откуда ежеминутно грозит ему смерть.

2

Попав в безвыходную ситуацию, волк умирает, молча, не выражая ни страха, ни боли.

Эти свойства характеризуют настоящего героя по горским понятиям.

В чеченской песне говорится, что волчица щенится в ту ночь, когда мать рожает чеченца.

Я читала, что волк считается символом злости, прожорливости и . Но не все так однозначно. Этот сильный зверь может символизировать также настойчивость и упорство. Да и сострадание… Вспомним волчицу, вскормившую Ромула и Рема! Может, именно эти качества символизирует волчья голова на гербе Балвы?

Волк — символ преданности семье, ума и силы. Он не позволит обидеть слабого, всю жизнь посвящает одной самке и их детенышам. Это сильный и благородный зверь, в любой схватке он борется до победы — или до смерти. Но никогда не отступает.

Символ волка вбирает в себя много положительных качеств, и, бесспорно, поэтому, он издревле является тотемом у тюркских народов.

Волк — это, в первую очередь, высший символ свободы в животном мире, символ самостоятельности.

Волк — это и символ бесстрашия. В любой схватке волк борется до победы или до смерти.

Волк не подбирает падаль, а значит — это и символ чистоты.

Волк живет семьей, ухаживает только за своей волчицей-женой, и сам волк-отец воспитывает своих детей-волчат. У волков не существует такого порока, как прелюбодеяние. Волк — это и символ высокой нравственности, преданности семье.

(Чего не скажешь о самцах других животных.)

Волк — символ справедливости и честолюбия. В обычных условиях волк не допустит, со своей стороны, обидеть более слабого.

Голубой (небесного цвета) волк священное животное, которое, согласно одной из легенд, положило начало роду тюрков.

Величина и сила волка были таковы, что сравнивались с легендарным общетюркским героем — исполином Алыпом.

Волк мог служить эмблемой воинов и выступать в качестве атрибута бога войны. Важная роль отводилась волку в культе Марса в Риме и Одина в скандинавской мифологии.

В хеттской, иранской, греческой, германской и других индоевропейских традициях войны, отражая представление о волчьей стае, как символе единой дружины, именовались волками и часто одевались в волчьи шкуры.

Как утверждают сегодня историки, культ волка, сильного, свободолюбивого зверя, которого нельзя ни сломить, ни приручить, был распространен у многих народов. Римский миф о Капитолийской волчице, вскормившей основателей города — Ромула и Рема, вряд ли был случайным: образ Волка тесно связан с культом воинской доблести, волчья стая — традиционный символ воинской дружины.

Традиции играли и играют важную роль в жизни каждого чеченца, они пронизывают все сферы жизнедеятельности чеченского общества. В Чечне существует культ мужчины-героя. Он выступает в чеченской народной поэзии борцом за правду и справедливость, проявляет мужество, благородство, стойкость, храбрость и отвагу в борьбе с неприятелем и чужеземцами. Храбрость и бесстрашие превозносились превыше всего, о «сынах народа» слагали легенды, они становились героями эпических песен. «Человек-волк» — говорят чеченцы о таких людях, подразумевая бесстрашие и непреклонность, присущие волку.

У чеченцев культ волка («борз» — по-чеченски «волк») символизировал мужество и силу. В древних нахских сказаниях нередко мир людей и мир волков переплетены. Волки считались носителями сверхъестественных качества, поэтому нередко у чеченцев присутствуют «волчьи имена», а на шею детям вешали волчьи амулеты, которые оберегали детей от болезней и опасности. У вайнахов считалось, что хвост волка и сухожилие задней ноги имеют магическую силу. Волчьи зубы и альчик служили в качестве амулета, оберегающего от духов и дурного глаза. Считалось, что если альчик пронести между влюбленными или друзьями, то дружба и любовь распадались.

3

Встреча же с волком рассматривалась как предзнаменование счастливого пути и удачи.

В чеченских сказаниях можно встретить сюжеты о родстве между предками нахов и волками. И современные чеченцы восприимчивы ко всему, что связано с темой магии волка и волчьей стаи. В нахском языке немало поговорок, возвеличивающих и превозносящих волка. «Он храбр, как волк», — говорят чеченцы; «берзан дог» (волчье сердце), «берзан к1еза» (щенок волка), «турпал-борз» (герой — волк), «борз санна майра (храбрый, как волк) и т. д.

И сегодня чеченец в случае кражи может публично заявить, что сожжет сухожилие волка, если к определенному сроку ему не возвратят его украденную вещь или деньги. В чеченской мифологии существует представление о том, что если словесная угроза не подействует и сухожилие волка действительно будет сожжено, то вор высохнет, как мумия.

Существует чеченская легенда о том, что в Судный день волк будет единственным из всех живых существ, способных противостоять мощному разрушительному ветру. Волк будет стоять на высокой скале. И даже тогда, когда ветер сдерет с него шкуру и останется один скелет, он будет, как и прежде, стоять на скале, — гордый и непокоренный. Когда же его спросят, откуда у него взялись силы противостоять ветру, он ответит: «У меня под лапами был кусочек Родины. Как же я мог сойти с него и покориться?».

Немало пищи для размышлений дает и легенда об основании Вильнюса. Согласно ей, на том месте, где стоит Вильнюс, в начале XIV в. шумели дремучие леса, и они были излюбленным местом охоты князя Гедиминаса. Однажды на охоте князь убил могучего и свирепого зверя, грозу лесов — тура. День клонился к вечеру, возвращаться в Тракай было уже поздно, и Гедиминас решил заночевать в лесу. На одном из холмов вблизи того места, где веселая речушка Вильня впадает в спокойную Нярис, Гедиминас приказал разбить лагерь. И когда князьи его свита разошлись по своим шатрам и уснули, Гедиминасу приснился сон: на высоком холме, что у самого устья Вильни, стоит одетый в латы громный волк и воет так, как никогда и никто еще не слышал. Утром князь приказал позвать жреца Лиздейку, который и растолковал значение сна: «О великий князь! Твой сон — это воля наших богов. Железный волк означает замок, который ты должен построить на горе в устье реки Вильни. И будет он неприступным и грозным, как тот железный волк, которого ты видел во сне. А рядом с замком вырастет вскоре большой город, слух о могуществе и красоте которого разнесется по всему миру.» Железный волк — выразитель воли богов охранял в долине священный огонь.

Я читала много рассказов, легенд и притчей про этого зверя. Всегда он выражает свободу, честь, смелость. Сейчас могу смело утверждать, что для меня символом моей малой Родины является именно волк – свободное, гордое, мужественное животное.

Почему? Да потому, что моя родная Чечня такая же свободная, гордая, независимая, знатная. А люди, живущие здесь, соответствуют символу-волка, посвятившего себя во благо Родины, в характерах людей моего края наблюдается сходство с ним.

Многие художники писали картины с изображением волков, это животное всегда притягивает к себе взгляд, пленяет и восхищает. Стоит отметить, что кроме художественного очарования, такие картины обладают еще и мощным энергетическим полем. Их невозможно не заметить или пройти мимо. Они, словно магнит, приковывают к себе взор, завораживают и проникают в самую душу. И это неспроста. Ведь что ни говори, волки – одни из наиболее свободолюбивых и сильных зверей, я не перестаю это утверждать.

4

Поэтому даже при одном взгляде на картины с волками чувствуется необычайная, неукротимая сила духа и бьющая ключом живая энергетика этих величественных, пусть и нарисованных кистью, животных.

Приобретя картину с волками, я получаю не только красивое полотно, для украшения интерьера, но и мощный заряд положительной, благоприятной энергии, который несет это изображение. В этих произведениях искусство ярко выраженная животная тяга к жизни, сила, выносливость, ум, верность. Стайное животное и в то же время — вечный символ одиночества. У них не изменчивая симпатия кошек, не рабская покорность собак, а волчья преданность. Сильные и свободные, самодостаточные одиночки, в какой-то момент они останавливаются и находят свою половинку, и дальше они не смогут жить только для себя, просто не умеют, образуют пары на всю жизнь — символ высокой нравственности, преданности семье!

5

6

7