Сказка «Спящая красавица»: краткое содержание, сюжет и история

Сочинение

«Белоснежка и семь гномов» и «Сказка о мертвой царевне»

Кадр из мультипликационного фильма «Белоснежка и семь гномов» (1937)

Кадр из мультипликационного фильма «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (1951)

Сюжет: прекрасная дочь монарха очень раздражает свою мачеху-колдунью. Из-за ее козней девушка оказывается в лесу, где находит приют в доме семи очень необычных мужчин. Но мачеха находит ее и там — попробовав яд, девушка падает бездыханной. Ее кладут в стеклянный гроб, где она проводит некоторое время, пока ее не оживляет поцелуй жениха-принца.

Почему похоже:

«Царевна заблудилася в лесу. Находит дом пустой, убирает его. 12 братьев приезжают: ах, говорят, тут был кто-то — или мужчина, или женщина. Коли мужчина — будь нам отец родной али брат названной; коли женщина — будь нам мать али сестра… Мачиха ее приходит в лес под видом нищеньки; собаки ходят на цепях и не подпускают ее. Она дарит царевне рубашку, которую та надев умирает. Братья хоронят ее в гробнице, натянутой золотыми цепями к двум соснам. Царевич влюбляется в ее труп и проч.»

Впрочем, и по этой короткой записи видно родство той русской, необработанной еще истории — с европейским вариантом, приобретшим всеобщую известность.

17 стр., 8495 слов

По Сказке о мертвой царевне Пушкина 5 класс

... грустить. Но самое главное, то, что добро победило! Сочинение по сказке Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях – это история о добре и зле, о тщеславии и зависти, о верности и любви. История начинается с того, как царица всё ... Служанка пожалела её, и оставила в лесу, не связав и не убив. Девушка долго ходила по лесу, и в конце концов вышла к дому. В нем жили семь богатырей, её они приняли, ...

Кто круче:

Сочинение ** тему спящая красавица

Принцесса (Princesse) — персонаж сказки Ш. Перро «Спящая красавица» (1696), дочь короля и королевы, жена принца, сменившего на престоле своего отца, мать двоих детей по имени Заря и День. Принцесса рождается после долгих лет бездетности ее родителей, и на крестины, празднуемые со всей пышностью, в качестве крестных матерей приглашают всех волшебниц королевства (их оказалось семь) , чтобы каждая одарила ее каким-нибудь особым даром. Но одна старая волшебница была забыта. Явившись на пир, она предрекла, что Принцесса уколется веретеном и умрет. Но седьмая волшебница, пропустившая вперед старуху, обещала, что это будет не смерть, а сон, который продлится сто лет. Когда Принцесса достигла возраста 15–16 лет, оба предсказания исполнились. Принцесса засыпает, а вместе с ней — по воле седьмой волшебницы — и все ее окружение, вокруг замка вырастает непроходимый лес. Через сто лет до сына короля из новой династии дошел слух о прекрасной Принцессе, спящей в заколдованном лесу. Он находит Принцессу, которая просыпается, а вместе с ней и все вокруг. Более двух лет принц тайно встречался с Принцессой, у них родилось двое детей — девочка Заря и еще более прекрасный мальчик День.

Тайну любви принц скрывал от матери, происходившей из племени людоедов. Только став королем после смерти отца, он объявляет о браке. Вскоре он отправляется на войну. Королева-мать хочет съесть сначала детей, а потом и невестку, но дворецкий, которому она поручает готовить из них обеденные блюда, подает ей зажаренных животных, а их прячет. Людоедка обнаруживает укрытие и хочет бросить невестку с детьми в чан с жабами и змеями, но возвращение короля мешает ее планам, и злодейка с досады бросается в этот чан, где и погибает. «Король не мог не огорчиться: ведь это была его мать; но он вскоре утешился со своей прелестной женой и своими детьми» , — заканчивает сказку Перро. Автор не сообщает о Принцессе ничего индивидуального. Ее свойства подарены при рождении добрыми волшебницами: «Самая молодая обещала ей, что она будет прекраснее всех; другая — что она будет божественно умна, третья — что она всегда и во всем будет удивительно мила; четвертая — что она будет безукоризненно танцевать; пятая — что она будет петь как соловей, а шестая — что на всех инструментах она будет играть с величайшим совершенством» . Таким представляется Перро идеал женщины. Но применительно к определенному человеку он слишком абстрактен.

Только одежда Принцессы времен Генриха IV, удивившая через сто лет принца, хоть как-то ее выделяет (ср. характеристику по одежде в образах Красной Шапочки, Кота в «Коте в сапогах» и др.) . Если учесть, что Генрих IV правил на рубеже XVI–XVII веков, а Принцесса спала сто лет, то выясняется, что действие в сказке с момента пробуждения Принцессы происходит тогда же, когда Перро писал сказку. Так писатель совмещает мир сказки и мир современной ему действительности. Он склонен нарушать классицистическое требование единства действия и создает «эллипсную сказку» , в которой не один, а два центра. Точно так же образ «спящей красавицы» (точнее: «красавицы в спящем лесу» ) — лишь первый центр образа Принцессы, второй же мало с ним соприкасается: Принцесса превращается в молодую королеву, которую вместе с ее детьми хочет съесть королева-мать. Общее между двумя центрами образа — пассивность, зависимость от обстоятельств. Не случайно психоаналитики увидели в «спящей красавице» определенный сценарий женского поведения. Авторская трактовка образа Принцессы представлена в стихотворной «Морали» , как же эллипсной, как и сказка. В первой ее части утверждается, что брак можно и откладывать, но не на сотню лет. Вторая мораль содержит утверждение, что узы до брака «и слаще, и нежней» , поэтому «обождать — удача, не мученье» , и только пылкое стремление женщин к браку мешает автору настаивать на этом втором выводе. Игривая мораль Перро превращает сказку в притчу, далекую от детского чтения.

5 стр., 2363 слов

Мишка косолапый по лесу идет… Детям о медведях

... про мёд. Медведь неуклюж, да дюж. Медведь в лесу – что боярин в городу. Хорошо медведя в окно дразнить. Врасплох и медведь труслив. Сочинение № 2 на тему «Медведь — хозяин леса» Описание медведя Большой, грозный житель лесов. ... лесу бродит — зимы не находит. Далеко до зимнего сна, радует медведя весна. Медведь весной Идёт медведь ... мать находится с малышом и учит его выживать и охотиться. Белые медведи ...

«Красавица и чудовище» и «Аленький цветочек»

Кадр из мультипликационного фильма «Красавица и чудовище» (1991)

Кадр из мультипликационного фильма «Аленький цветочек» (1952)

Сюжет: прекрасная девушка по собственной воле отправляется в жилище Чудовища — чтобы заменить там своего отца. Она живет в его доме в роскоши и постепенно проникается к нему чувствами. Узнав волшебным образом, что ее отец заболел, девушка отправляется его навестить. В это время случается трагедия, но героиня успевает сказать Чудовищу, что любит его, это снимает заклятье, и он превращается в прекрасного юношу.

«Спящая красавица» и «Спящая царевна»

Кадр из мультипликационного фильма «Спящая красавица» (1959)

Виктор Васнецов. Спящая царевна. 1900-1926. Дом-музей В.М. Васнецова

Сюжет: у монарха рождается дочь, и он по ошибке не зовет на ее крестины чародейку. Та является незваной и накладывает на девочку проклятье. Ей суждено уколоть палец веретеном и заснуть. Когда она вырастает, так и происходит — она и все придворные погружаются в сон, а дворец окружают непроходимые заросли. Но прекрасный юноша их преодолевает, целует девушку, и та просыпается.

4 стр., 1843 слов

Сказки на основе творческого воображения по данному началу

... урока: сочинение сказки по готовому началу) Слайд 1 ... данного выражения? (Сказки поучительны, они заставляют задуматься о плохих, злых, глупых проступках героев. Сказки ... вечера мудренее, спать – почивать , затужил- заплакал, ни в сказке сказать , ... Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях) 8.Купец, три дочери, цветочек, Чудище (Аленький цветочек) Какие особенности имеет сказка? 1. Сказочное начало. ...

Почему похоже:

Кто круче:

В.А. Жуковский «Спящая царевна» презентация к уроку по литературе (5 класс) на тему

Слайд 1

В. А. Жуковский. «Спящая царевна» как литературная сказка Выполнила: Мухаева И.Р., учитель русского языка и литературы

Слайд 2

Василий Андреевич Жуковский (1783-1852)

Слайд 3

«Победителю – ученику от побеждённого учителя» Его стихов пленительная сладость Пройдёт веков завистливую даль…

Слайд 4

Сказки В.А. Жуковского издавались неоднократно и иллюстрировались многими художниками

Слайд 5

В.А . Жуковский участвовал в необычном литературном состязании, причём с самим А.С. Пушкиным. Случилось это в Царском Селе в 1831 году. Именно там они вступили в «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. В.А. Жуковский тогда написал «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая царевна». А.С . Пушкин – «Сказку о царе Салтане », а в 1833 году – «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях». История создания сказки В. А. Жуковского «Спящая царевна»

Слайд 6

Один из основных жанров фольклора. Прозаический рассказ фантастического, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел Сказка Народная Литературная Литературный жанр в прозе или стихах, опирающийся на традиции народной сказки

Слайд 7

Народная сказка Литературная сказка Существует в устной форме Создается в письменной форме Текст вариативен – каждая сказка существует в нескольких вариантах (сказитель может вносить изменения) Текст каноничен (не допускается произвольное внесение изменений) Образ героя предельно типизирован (герой, вредитель, даритель, искомый персонаж) Образ героя предельно индивидуализирован Набор сюжетов ограничен определенными мотивами Сюжет не ограничен набором каких-то мотивов (число вариантов ничем не ограничено ) Поэтика традиционна , используется ограниченный набор изобразительно-выразительных средств Поэтика определяется творческой манерой автора Время создания определить невозможно Время создания сказки или известно , или определяется с высокой степенью точности по приметам времени в тексте

Слайд 8

К какому виду можно отнести сказку? Почему? Определяем композицию сказки, повторы , устойчивые выражения, действуют ли помощники? В чём вы видите отличие этой сказки? Что в народных сказках мы не могли встретить ? Какими вы увидели героев сказки «Спящая царевна?» Похожи ли они на героев народной сказки ? Найдите определения, которыми автор характеризует царя Матвея . Почему же такой «разумный» царь оплошал: не позвал двенадцатую чародейку на пир ? Почему последняя чародейка не смогла полностью снять злые чары? Прочитайте по ролям эпизод, где рассказывается о том, как чародейки отблагодарили царя за замечательный пир . Что предпринимает царь Матвей, чтобы страшное пророчество не сбылось ? Как вы думаете, почему пророчество всё же сбывается ? (Найдите и прочитайте ответ в тексте) Беседа по вопросам

2 стр., 701 слов

Сочинение по сказке спящая царевна жуковского

... сюжет окутан волшебство и надеждой на светлое будущее, которое все-таки настало. Спящая царевна Жуковский главные герои В сказке «Спящая царевна» Жуковского много главных героев, среди которых не обошлось и без отрицательных. ... а девочка решила прогуляться по замку и нашла заброшенную комнату, где сидела старушка и пряла. Увидев девочку, дала она ей веретено, царевна и укололась. Сразу же ...

Слайд 9

Найдите описание пути царского сына, выразительно прочитайте эпизод. Что можно сказать о характере этого героя. Почему он решил отправиться к царскому дому ? Кто и в какой момент поведал царевичу о спящей девушке? Что помогло пробудить царевну? Прочтите описание царевны. Какой вы себе её представили ? Можно ли утверждать, что в этой сказке мы опять встретились с извечной проблемой Добра и Зла? Творческая работа Напишите, чему, по-вашему, учит сказка « Спящая царевна ». Беседа по вопросам

Слайд 10

«Спящая царевна» В. А. Жуковского «Спящая царевна» — одна из красивейших литературных сказок России. С течением времени читательский интерес к ней не ослабевает. Это и есть свидетельство того, что творчество В. А. Жуковского современно и ныне.