Чему учит нас басня

Басни И. А. Крылова – прекрасная школа наблюдений жизни, явлений, характеров. Басни заинтересовывают и динамическими сюжетами, и изображением характеров действующих лиц, в частности животных, насекомых, птиц. Однако животные, насекомые и рыбы в баснях, за точным выражением И. Франко, “одной бровью подмигивают на людей”.

Итак, каждая прочитанная басня вызывает у человека раздумья. Читая басню “Демьянова похлебка”, понимаешь: история, которую рассказывает автор, совсем не о конкретных Демьяне и Фоке и не о похлебке и чрезмерной

гостеприимности. Демьян олицетворяет такие черты, как навязчивость, придирчивость, назойливость, неумение с уважением относиться к желаниям другого человека.

И еще басня учит: красивые намерения не всегда имеют добрые следствия. Неумение работать совместно, беспокоясь об общем деле, а не о собственных вкусах, олицетворяют персонажи басни “Лебедь, Щука и Рак”. Последняя строка этой басни – “И только воз и ныне там” – стал крылатым выражением. Иногда с помощью этих слов характеризуют состояние дел человека, который не способен завершить начатое.

Басня помогает понять: прежде чем взяться

за какое-то дело, надо хорошо взвесить и свои возможности, и возможности своих соучастников. Иначе выйдет из того дела “только мучение”.

Невежд разоблачает И. А. Крылов в басне “Обезьяна и очки”. Некоторые люди очень похожие на персонажей басни: не способны понять какое-то явление, они возражают или запрещают его. Немало действующих лиц басен И. А. Крылова будто пришли из народных сказок.

Их “характеры” хорошо известны, но автор создает такие ситуации, в которых раскрывается их сущность. Лисица – персонаж многих сказок. Этот образ используют, когда надо изобразить хитрость, лукавость.

В басне “Ворона и Лисица” именно ухищрения помогают лисице завладеть куском сыра. Но басня осуждает не лукавость и ухищрения, а подхалимство и тех, кто верит любым словам, лишь бы только они были приятными. Итак, басни И. А. Крылова разоблачают разные недостатки человеческих характеров и учат искусству жить достойно.

Известно, что сюжеты многих басен возникли еще в древности, но баснописцы разных стран используют их для написания новых произведений. Как возникает новое произведение на основе известного сюжета, попробуем исследовать это на примере басен Езопа и Крылова. Езоп – легендарный поэт, которого считают основателем жанра басни. Басни Езопа прозаические, повествовательные, лаконичные.

5 стр., 2205 слов

Сочинение мораль в баснях крылова

... и тому подобные пороки и слабости людей. Одной из больших удач Крылова следует признать характеры в баснях о людях, где писатель не связан традиционными звериными ... в басне «Демьяновауха», часто представляемой «в лицах». Басня прямо начинается с диалога, с «действия», в котором раскрываются характеры персонажей, настолько жизненные, что перед читателем не возникает никакого вопроса о «морали», ...

Главное внимание отводится стычке между носителями определенных черт или разных жизненных позиций. В басне “Вовка и ягненок” характеры персонажей четко определены: Ягненок олицетворяет беззащитность, Вовка – силу. Мораль вытекает из самого сказа: справедливая защита не имеет силы для тех, кто задался совершать несправедливость.

В отличие от Езопа, Крылов поместил мораль своей басни в начале, но развитие событий в басне не воспринимается как простая иллюстрация морали “В сильном бессильный виновный завсегда…”.

У Крылова волк становится воплощением неумолимой злой силы, жестокости и своеволия, а развитие сюжета на наших глазах раскрывает механизм действия этой жестокой силы. Читатели становятся будто свидетелями всего, что происходит с героями. В начале басни Ягненок не пугается Вовки, ведь он никому ничем не шкодит и не поднимает установленных правил. Бессмысленные обвинения, которые выдвигает Вовка, Ягненок с легкостью опровергает.

В ответах Ягненка ощущается чувство собственного достоинства. На какой-то миг читателям даже кажется, что это Ягненок загнал Вовку в глухой угол, так как хищник не имеет больше аргументов для обвинения. Но из этого совсем не вытекает, что после встречи с Вовкой, Ягненок останется неповрежденным. В самый раз наоборот.

Каждый достойный ответ Ягненка еще больше бесит Вовку. В конце концов, своевольному хищнику надоедает выискивать вину своей жертвы и он показывает свою сущность. Последние слова басни: “Сказал – и в темный лес Вовка поволок Ягненка” – вместе с тем ожидаемое и неожиданное.

Читатель с самого начала знал, что так должно было произойти, но, наблюдая за развитием событий, надеялся, что Ягненок все же доведет свою невиновность.

Итак, в баснях Езопа и Крылова общим есть сюжет, персонажи и даже мораль. Басня Езопа написана прозой, а Крылова стихами. Но, по моему мнению, самое главное, что отличает эти две басни – это самое читательское восприятие произведений.

Басня Езопа обращена, так сказать, к уму читателя. А басня Крылова – к его сердцу.

Чему учит нас басня 1Чему учит нас басня 2Чему учит нас басня 3Чему учит нас басня 4Чему учит нас басня 5 1

5 стр., 2408 слов

Какие человеческие пороки крылов осуждает в своих баснях

... дни. Сочинение: Обличение общественных и человеческих пороков в баснях И. А. Крылова 4.2 (84.57%) 35 votes На этой странице искали : какие нравственные и социальные пороки обличаются в баснях крылова обличение общественных и человеческих пороков в баснях и а крылова обличение общественных и человеческих пороков в баснях крылова человеческие пороки в баснях крылова Что происходит в басне Крылова ...

votes, average:

5.00

out of 5)